Закупки что нужно знать для работы
Перейти к содержимому

Закупки что нужно знать для работы

  • автор:

Что такое госзакупки: виды и механизм работы простыми словами

time

14 марта 2021 5 мин

  • Основные понятия: что нужно знать для работы
  • Виды государственных закупок по 44-ФЗ
  • Зачем участвовать в закупках
  • Заключение

Госзакупки — крупный рынок для поставщиков товаров и услуг, необходимых госкомпаниям. Масштаб любой: от приобретения карандашей до строительства здания администрации. Рассказываем простыми словами, что такое госзакупки, как это работает и о чем должен знать начинающий специалист по закупкам.

Основные понятия: что нужно знать для работы

Госзакупки происходят на конкурентной основе. Есть несколько ключевых принципов:

  1. Все поставщики имеют одинаковые права на участие и выигрыш.
  2. Чтобы снизить уровень коррупции, все сведения о госзакупках должны публиковаться в СМИ.
  3. Закупка должна происходить после анализа эффективности расходов и с контролем выполнения условий контракта для экономии бюджета.
  4. Процедура должна быть прозрачной, обязательна письменная отчетность.
  5. Все участники процесса несут административную, гражданскую и уголовную ответственность перед законом.

Приведем основные понятия:
Государственные закупки — заказ или покупка продуктов, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.

Госзаказчик — организация, которой необходимы товары и услуги, она же оплачивает закупку. Это может быть школа, детский сад, больница.

Поставщик — юридическое или физическое лицо, ИП или самозанятый, который участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Начальная цена контракта — стоимость поставки, установленная заказчиком. Цены выше быть не может.

Электронная торговая площадка — сайт, где проводятся электронные аукционы. Площадка может быть специализированной — на ней проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — документы, которые потенциальный исполнитель подает в электронной форме для участия в торгах.

Обучитесь на специалиста в сфере закупок онлайн!

Разберитесь, как участвовать в госзакупках, подтвердите квалификацию и получите диплом

Поставщиками могут стать юрлица, ИП и самозанятые. У многих на слуху термин «тендер», но официально его не используют, предпочитая слово «закупки», а их совокупность называют «контрактной системой».

Пошагово механизм выглядит так:

  1. Вы покупаете электронно-цифровую подпись.
  2. Регистрируетесь на Портале госуслуг.
  3. Регистрируетесь на Портале госзакупок.
  4. Аккредитуетесь на интересующих вас электронных площадках.
  5. Изучаете условия торгов, подаете заявки.

Чтобы избежать невыгодных условий или проигрыша, уделите достаточно времени изучению пожеланий госзаказчика, техзадания и проекта.

Все механизмы определены законодательно. Основными можно назвать два закона:

  • Закон № 44-ФЗ регулирует закупки организаций, принадлежащих государству — как детские сады, поликлиники, казначейство. Они все средства получают из бюджета, и в 44-ФЗ четко описаны все особенности процесса: планирования, выбора поставщика, обжалования действий;
  • Закон № 223-ФЗ содержит требования к покупкам компаний, которыми государство владеет хотя бы наполовину — как «Ростелеком», РЖД, ВТБ. Это компании с собственной выручкой, и здесь закон уже мягче, разрешается вносить изменения в договор.

Каждая бюджетная организация формирует план-график покупок и заказов на три года. При этом количество, цену и характеристики товаров и услуг определяют местные власти. К примеру, специалист госкомпании может заказать только один компьютерный стол в год за счет бюджетных средств, причем стол не может стоить дороже установленного в регионе порога.

Виды государственных закупок по 44-ФЗ

Сведения о торгах размещают в единой информационной системе (ЕИС): она регулярно обновляется, а информация доступна всем. Здесь госкомпания пишет, когда состоится аукцион, где это произойдет, какие условия выдвигаются.

Например, городской больнице в следующем году нужен ремонт в хирургическом корпусе. Руководство составляет список работ — покрасить стены, побелить потолки, заменить окна — публикует информацию в ЕИС, устанавливает максимальную стоимость. После того, как появятся потенциальные исполнители, проводится конкурс на самое выгодное предложение. Победитель заключает договор с больницей и в назначенное время приступает к ремонту.

Согласно действующему законодательству, есть два типа закупок:

  1. Открытые — участвовать может любой желающий.
  2. Закрытые — участвовать могут лишь приглашенные заказчиком компании.

Открытые закупки делятся на неконкурентные и конкурентные. В первом случае договор заключают с конкретным исполнителем, а во втором — участникам приходится бороться за возможность работать с заказчиком.

Неконкурентный способ допустим, если закупка разовая или поставщик услуги только один — например, такое возможно при подключении воды.

Конкурентных типов закупок больше:

  • запрос котировок или предложений,
  • открытый или закрытый конкурс,
  • конкурс с ограниченным участием,
  • открытый или закрытый аукцион в электронной форме,
  • открытый или закрытый двухэтапный конкурс.

Зачем участвовать в закупках

Участвовать в торгах могут все компании, независимо от того, сколько времени они на рынке, какую систему налогообложения используют, есть ли сейчас нужные товары на их складе. Ограничения встречаются крайне редко, а вот преимуществ у участия в госзакупках достаточно:

  • у компании появится надежный заказчик с хорошей репутацией;
  • не придется переживать насчет оплаты — все обязательства будут выполнены точно в срок;
  • расширится география торговли, а конкурентов будет мало;
  • не нужно будет тратиться на рекламу и продвижение, привлекать много людей;
  • появится возможность заранее прогнозировать доход.

Некоторые компании попадают в Реестр недобросовестных поставщиков — и если у заказчика будет такое требование, они не смогут участвовать в торгах. Как правило, в Реестр попадают исполнители, которые после победы в конкурсе отказываются заключать договор или делают это позже оговоренного срока.

Периодически заказчикам нужны разные услуги и товары: объем госзакупок составляет 40 триллионов рублей в год. Чтобы понять, насколько выгодно ваше предложение, изучите итоги состоявшихся конкурсов: когда и как часто госкомпании обращались к конкурентам, сколько это стоило, какие требования нужно было выполнить.

Заключение

Часто специалисты по госзакупкам допускают ошибки, теряют много времени и денег из-за недостатка знаний — хорошие курсы с квалифицированными преподавателями помогут этого избежать. Эксперты нашего Института за 3 года обучили 1,5 тысячи профессионалов — как начинающих, так и уже работающих в этой сфере. Знания и опыт помогают им быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения и выводить свою компанию на новый уровень.

Закупки по 44-ФЗ для начинающих: последняя редакция 2022 года

44-ФЗ — специальный федеральный закон, подробно регулирующий правила госзакупок. В 2019 и 2020 году он был существенно изменен, а некоторые нормы вступили в силу в 2021 году. Расскажем простым языком для начинающих о том, как теперь осуществляются государственные закупки и что нужно знать поставщикам.

Главная » Федеральный закон 44-ФЗ

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2021 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2022 года.

ФЗ 44 о закупках

Ранее действовала последняя редакция 2020 года, вступившая в силу с 01.07.2020. Но в 2021 году были приняты значительные изменения и поправки с разным сроком вступления в действие. Таким образом на данный момент работает последняя редакция 44-ФЗ 2021 года, а в начале 2022 года начнут действовать новые поправки, принятые в июле 2021.

В полной версии 44-ФЗ о государственных закупках товаров более ста статей, разделенных на главы.

Краткое содержание закона
  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. П освящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. П одробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О р азных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ о закупках гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам. Мы обучим работе по ФЗ 44 о закупках и услугах или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр услуг по госзакупкам от А до Я, включая подготовку документов для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают государственные закупки 44-ФЗ . В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган − публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик − юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям и условиям по 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе.

Стоит уточнить, что после 01.07.2021 года при подаче заявки на участие потенциальным поставщикам уже не нужно ИНН своих учредителей. Требовать эти данные на этапе подачи и рассмотрения заявок запрещено. Это относится к возможным участникам открытых конкурсов, электронных аукционов, электронных запросов предложений и бумажных запросов котировок.

  1. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру , где выбирается выгодное предложение.
  2. Стороны заключают контракт электронным способом.
  3. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик, согласно 44-ФЗ о госзакупках – это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ .

Но поставщик и заказчик − не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее − ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ о закупках , заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Стоит заметить, что в 2021 были внесены изменения в 44 ФЗ, которые касаются сроков оплаты заказа. Так уже с 1 января 2022 года заказчик имеет только 15 дней после подписания документов о приеме услуг, товаров и работ, чтобы рассчитаться с крупным поставщиком, а еще через год этот срок будет равен 10 дням. При этом, если поставщик относится к среднему и малому бизнесу, то эти сроки еще меньше – 10 и 7 дней соответственно.

Более того, чтоб увеличить долю участия малого и среднего бизнеса в электронных торгах, правительство обязало с 1 января 2022 года заказчиков осуществлять не менее 25% от всех заказов за год у поставщиков данной категории.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках , тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП .

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС – единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков , в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Для этого в Постановлении Правительства РФ № 1078 от 30 июня 2021 устанавливается порядок по внесению и исправлению этого списка, а именно:

  • определен порядок направления обращения, требования к составу, содержанию, форме обращения в орган контроля о включении сведений в РНП,
  • определены границы компетенции антимонопольных органов,
  • запрещен отзыв обращения заказчиком,
  • предусмотрено привлечение заказчиков к административной ответственности за нарушение порядка,
  • установлен порядок исправления технических ошибок и исключения информации из реестра.

Чтоб избежать неудобств для поставщиков чья вина еще не была доказана, органы контроля имеют права отказать внести в список недобросовестных поставщиков при условии, если:

  • выявлены нарушения заказчиком требований к определению поставщика, направлению участнику проекта контракта, или если участник в виде заказчика признан уклонившимся от заключения контракта,
  • участник, до признания его уклонившимся, осуществит действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Если заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщик также не будет включен в РНП в случаях если:

  • выявлены нарушения заказчиком требований к процедуре одностороннего отказа от исполнения контракта
  • заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения условий контракта
  • поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта или действие обстоятельств непреодолимой силы.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион .

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях условий по 44-ФЗ .

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик – это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице – судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать. Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков.

В соответствии с новой редакцией, с 1 июля 2021 в РНП должна быть предоставлена информация об участниках корпоративного юрлица, которые могут влиять на деятельность этого юрлица, а также, выступающих в качестве участника закупки или уклоняющихся от подписания контракта. Такой информацией являются наименования, фамилии, имена, отчества, ИНН.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение – некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее – НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах .

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС . Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.
Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.
Открытый двухэтапный конкурс
  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона.

Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. Первая часть анонимна, а вторая — персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки, она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость — не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений, поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки. Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации , а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией.

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен .

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Перечень банков, которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина, он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ о госзакупках , договор содержит:

  • предмет договора – это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Ц ена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  • при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Выводы

Закон 44-ФЗ – масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить 44 федеральный закон , обратив внимание на основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном – для «чайников».

Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов . В этом случае вам ни о чем не придется волноваться − мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.

Что должен знать и уметь специалист по закупкам

Закупки на площадке B2B-Center

Специалист по закупкам входит в ТОП-10 востребованных профессий по версии Министерства труда и социальной защиты. Это наглядный показатель, что ситуация в отрасли сильно изменилась.

Раньше закупками могли заниматься сотрудники с любым высшим образованием — юридическим, экономическим или техническим. Сейчас же проводить торги или участвовать в них без специальных знаний невозможно.

Руководитель образовательных проектов B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает, чему надо научиться, чтобы стать настоящим специалистом по закупкам.

Избавьтесь от мифов

Новички приходят на наши курсы со стандартным набором мифов в голове, которые мешает эффективно работать.

Первый — “Всё куплено, поэтому одержать победу в закупке без связей нельзя!”.

Второй — “Заказчикам лишь бы придраться к поставщику”.

Наконец, главный — “Лучше участвовать в госзакупках, ведь закон защищает поставщиков”.

Поэтому на курсах мы рассказываем о реальной ситуации на рынке: с какой целью заказчики проводят закупки, по какому принципу выбирают поставщиков, как надо проверять будущего клиента, чтобы не остаться без денег. Это помогает увидеть закупки со стороны заказчика и понять его логику при выборе поставщика.

Отдельный блок посвящен законодательству о закупках. Наши студенты узнают, что риски в законе № 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, распределены неравномерно. В спорной ситуации у госзаказчика всегда есть преимущества. Да, он должен оплатить контракт в течение 30 дней, но только после приемки, которая может затянуться на неопределенный срок. Но главная проблема в другом — госзаказчик больше заинтересован в формальном исполнении правил, а не в том, чтобы найти лучшее предложение на рынке.

У коммерческих же заказчиков мотивация другая — экономическая. Как правило, они заинтересованы в выборе поставщика по объективным критериям. Поэтому если тендер объявила коммерческая компания, то она на самом деле ищет лучшее предложение, а не выполняет требование закона.

Узнайте про типичные ошибки

Все новички в закупках совершают стандартные ошибки, которых легко избежать.

  • Думают, что в любой закупке всё решает низкая цена.
  • Неправильно оформляют свои заявки.
  • Не просчитывают шансы на победу.
  • Участвуют во всех закупках подряд.
  • Не защищают свои права в случае грубых нарушений. Даже когда одержали победу, а заказчик отказался заключать контракт.

На курсах мы подробно разбираем такие ситуации и даем советы, что делать.

Изучите законодательство

Сферу закупок регулирует сразу несколько законов — статьи о торгах и заключении договоров Гражданского кодекса, законы № 223-ФЗ (закупки госкомпаний) и № 44-ФЗ (госзакупки). Эти документы во многом определяют, как работают заказчики и проводят свои закупки.

Возьмем этап подачи заявки, на котором отсеивается большое количество поставщиков. Работать по одному шаблону здесь не получится, т.к. каждый коммерческий заказчик может выставлять собственные требования, а госзаказчики должны выполнять предписания закона.

В госзакупках или закупках госкомпаний заявки состоят из трех частей и для каждой необходимы свои документы. Если в первую часть включить выписку из единого государственного реестра, то заявку точно отклонят.

Запутаться легко. Например, когда продаете канцтовары школам, ГУПам и коммерческим организациям. Это три вида заказчиков, которые работают по разным правилам. Поэтому, чтобы выстроить продажи, надо изучить все законы о закупках.

Познакомьтесь с методологией

Человек с высшим образованием сможет сориентироваться в законах, но для успешной работы в закупках чтение статей гражданского кодекса недостаточно.

Закупки — это отдельная профессиональная отрасль, которая подразумевает свою методологию работы. Заказчик должен понимать, как организовать снабжение предприятия, планировать затраты и выбрать лучшее предложение на рынке. А поставщик — как найти подходящую закупку, правильно подготовить и подать предложение, а потом заключить договор.

Поэтому разобраться в теме закупок без профессионального обучение практически невозможно. Главный плюс наших курсов — это система знаний, которая включает теоретическую и практическую части. Наши студенты узнают, как устроен рынок закупок в России, какие заказчики есть, чем отличаются способы закупок, а также учатся работать на электронной площадке.

Научитесь продавать

Закупки — это одна из форм b2b-торговли. Поэтому специалист компании-поставщика должен уметь продавать: хорошо знать свой продукт, его преимущества и объяснять это заказчикам.

Продажи в нашей сфере проходят через формальные процедуры — аукционы, конкурсы или разные виды запросов, но навыки классического продавца пригодятся при подготовке предложения и согласовании условий договора.

Найдите опытного наставника

Наверное, всему этому можно научиться самостоятельно. Но сколько времени вы потратите и сколько ошибок совершите? Вряд ли работодатель готов превратить свою компанию в экспериментальную лабораторию. Поэтому мы рекомендуем проходить обучение у профессионалов.

За 2 месяца вполне можно осилить программу, которая сделает из вас специалиста по участию в закупках. Важный бонус курсов — возможность обсудить любые профессиональные вопросы с преподавателями, которые знают теоретическую часть и сами много лет работают в сфере закупок.

Даже если вы выберете онлайн-курс, то получите удаленную поддержку. Специалисты будут разбирать с вами домашние задания и бизнес-кейсы до тех пор, пока у вас не останется никаких вопросов.

Практикуйтесь!

Для полноценного погружения в профессию нужна практика. Как минимум, месяц активного участия в торгах. За это время вы научитесь составлять заявки без ошибок, рассчитывать шансы на победу, анализировать архивные закупки и работать на электронных площадках.

Подстраховкой могут стать наши курсы. Преподаватели активно поддерживают студентов в первое время после окончания обучения. Куратор поможет оформить ваши первые заявки или проконсультирует по работе на ЭТП. Если же закупка будет проходить на B2B-Center, то ученик получит полное теоретическое и техническое сопровождение.

Поделиться:

Другие статьи:

  • 14.01.2019Можно ли построить бизнес на тендерных заказах?С помощью тендеров заказчики часто стремятся максимально снизить цены. Поставщики идут на это, но такие заказы приносят меньше денег, чем на рынке. Разбираемся, можно ли построить бизнес […]
  • 16.12.2019Что такое тендеры и почему в них стоит участвовать?Тендеры давно стали привычным способом для крупных и даже средних компаний найти подходящих поставщиков. Но вокруг них много мифов или […]

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Если вы планируете стать участником закупок, начните с единой контрактной системы, где закупки проводят государственные и муниципальные заказчики. Госзакупки отличаются низким порогом входа: требования для участия относительно невысокие, поэтому госзакупки подходят начинающим ИП и стартапам, мелкому и семейному бизнесу.

Елена Ефимова
04 Октября 2019
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг, контроль и обжалование закупок

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *