Статья 41. Виды доходов бюджетов
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Статья 41. Виды доходов бюджетов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 41 БК РФ
1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ в пункт 2 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 20 июля 2020 г. — Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 216-ФЗ
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
ГАРАНТ:
Положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)
— применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.
— применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона
доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
средства самообложения граждан, инициативные платежи;
иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 5 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
ГАРАНТ:
Положения пункта 5 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ):
— применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.
— применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г.
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет | Статья 42. >> Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
Содержание Бюджетный кодекс (БК РФ) |
Платежи в бюджет что относится
ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ
│ Наименование показателя │Код │Причитается│Фактически│
│ │стр.│ по расчету│ внесено │
│Налог на имущество │300 │ │ │
│Налог на прибыль (доход) │310 │ │ │
│Плата за право на пользование недра-│ │ │ │
│ми и за выбросы (сбросы) загрязняю- │ │ │ │
│щих веществ в окружающую среду │340 │ │ │
│Земельный налог (плата за землю) │350 │ │ │
│Налог на добавленную стоимость │355 │ │ │
│Экспортные таможенные пошлины │360 │ │ │
│Импортные таможенные пошлины │365 │ │ │
│Подоходный налог │380 │ │ │
│Транспортный налог │381 │ │ │
│Прочие налоги │386 │ │ │
│Экономические санкции │390 │ │ │
Энциклопедия решений. Как учитываются налоги, сборы, пошлины, взносы и другие обязательные платежи в бюджет при налогообложении прибыли? (октябрь 2023)
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в соответствии с НК РФ, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся при расчете налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Под налогами и сборами, начисленными в порядке, установленном законодательством РФ, следует понимать федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечисленные в ст. 13, ст. 14 и ст. 15 НК РФ соответственно, а именно:
— суммы НДС, не предъявляемые покупателям и включаемые в расходы, например, суммы восстановленного НДС (п. 3 ст. 170 и п. 6 ст. 171 НК РФ);
— налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ);
— водный налог (глава 25.2 НК РФ);
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ);
— налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ);
— налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ);
— транспортный налог (глава 28 НК РФ);
— земельный налог (глава 31 НК РФ).
— государственную пошлину (глава 25.3 НК РФ).
В ст. 270 НК РФ приведены виды налогов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли:
1) суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ (п. 4 ст. 270 НК РФ);
2) суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также суммы торгового сбора (п. 19 ст. 270 НК РФ);
3) суммы налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 33 ст. 270 НК РФ).
Примечание
Обратите внимание, что утилизационный сбор не установлен НК РФ. Этот сбор введен ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным Правительством РФ. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором). Поэтому он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси (см. письмо Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346).
Та же логика применяется и к экологическому сбору , имеющему ту же природу, что и утилизационный сбор (см. письмо Минфина России от 28.04.2016 N 03-03-06/1/24779).
Дата признания прочих расходов в виде налогов и сборов зависит от метода учета доходов и расходов, который применяет организация.
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей датой осуществления расходов признается дата их начисления. То есть расходы в виде сумм налогов учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (см. также письмо Минфина России от 21.09.2015 N 03-03-06/53920). Это относится и к госпошлинам (см. письмо Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535), а также к утилизационному сбору (и по аналогии — к экологическому) (см. письмо Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-РЗ/69150).
Примечание
При кассовом методе согласно пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ налоги, страховые взносы и сборы учитываются в составе расходов при их фактической уплате.
Признание в целях налогообложения прибыли страховых взносов не зависит от того, учитываются или нет в составе расходов в целях налогообложения прибыли конкретные выплаты в пользу физических лиц, на которые эти взносы начислены (см. письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-03-06/1/6290, от 15.07.2013 N 03-03-06/1/27562, от 08.04.2010 N 03-03-06/1/244, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/220, от 24.03.2010 N 03-03-06/1/171, от 22.03.2010 N 03-03-06/1/163 и др.). Поскольку страховые взносы относятся к обязательным платежам, они учитываются на дату их начисления (см. письма Минфина России от 16.03.2010 N 03-03-06/1/140, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/214, от 05.04.2010 N 03-03-06/1/230 и др.). Расходы в виде сумм страховых взносов, доначисленные по актам проверок, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на дату их начисления (см. письмо Минфина России от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7994).
Обратите внимание, что НДС, исчисленный по ставке 18% (10%) в связи с неподтверждением права на применение ставки 0% при экспорте подлежит включению в состав расходов при налогообложении прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку покупателю эти суммы налога не предъявляются (постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N ВАС-15047/12).
Доначисленные по результатам налоговой проверки суммы налогов, учитываемых в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, признаются для целей налогообложения прибыли организаций на дату вступления в силу соответствующего решения налогового органа (см. письмо Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-06/1/19158).
При этом доначислив какой-либо налог по результатам выездной проверки, налоговый орган обязан уменьшить на эту сумму базу по налогу на прибыль, если последний входил в предмет проверки (см. определение Верховного Суда РФ от 30.11.2016 N 305-КГ16-10138).
Обратите внимание, если по какой-либо причине налог, учитываемый в расходах, был начислен в большей сумме, чем положено, это приводит к занижению базы по налогу на прибыль. Однако в соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций. Поэтому в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу в связи с выявлением излишне уплаченной суммы этого налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода (см. письмо Минфина России от 15.10.2015 N 03-03-06/4/59102).
Аналогичным образом следует поступать при возврате госпошлины по решению государственного органа (см. письмо Минфина России от 02.03.2018 N 03-03-06/1/13312).
Система обязательных платежей в Российской Федерации: современное состояние и проблемы правовой регламентации Текст научной статьи по специальности «Право»
ПУБЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГИ / СБОРЫ / ПАРАФИСКАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ / БЮДЖЕТЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА / PUBLIC INCOMES / MANDATORY INCOMES / BUDGET REVENUES / MANDATORY PAYMENTS SYSTEM / MANDATORY PAYMENTS / TAXES / FEES / PARAPHRASE PAYMENTS / INSURANCE CONTRIBUTIONS / PUBLIC MONETARY FUNDS / BUDGETS / EXTRABUDGETARY FUNDS / CAPITAL REPAIR FUND
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Наталья Викторовна
Обязательные платежи являются основой формирования публичных денежных фондов . Современное законодательство не позволяет ни однозначно определиться с тем, какие доходы публичных фондов необходимо отнести к обязательным платежам , ни их систематизировать. Анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих обязательные платежи , показывает, что существующее регулирование недостаточно, оно имеет много пробелов и противоречий. Употребляемый термин « обязательные платежи » имеет различное содержание. В статье выделяются два подхода к определению обязательных платежей узкий (не включающий пени и штрафы) и широкий. В научной литературе констатируется существующее положение вещей перечисляются виды обязательных платежей , предусмотренных действующими финансово-правовыми актами. В настоящее время сложилась ситуация существования двух совокупностей обязательных платежей , поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обязательные платежи , регулируемые НК РФ, и иные платежи обязательного характера, регулируемые иными нормативными правовыми актами, что усложняет определение совокупности обязательных бюджетных платежей как системы. Сложившуюся ситуацию осложняет наличие обязательных платежей за рамками бюджетной системы парафискальных платежей . Автором делается вывод о том, что обязательные платежи необходимо классифицировать прежде всего в зависимости от того, в какие публичные денежные фонды они поступают. Соответственно, выделены обязательные бюджетные платежи и парафискальные платежи . Обязательные платежи , зачисляемые в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возможно разделить на четыре группы: налоги ; сборы ; пени; штрафы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильева Наталья Викторовна
Совершенствование публичных доходов: системный подход
Действие принципов бюджетной системы Российской Федерации в отношении обязательных платежей фискальной направленности
Современное состояние системы налогов и сборов: правовой аспект
Классификация парафискальных платежей в Российской Федерации
Признаки фискальных сборов и парафискалитетов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE SYSTEM OF MANDATORY PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE CURRENT STATE AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Mandatory payments are the basis for the formation of public funds. The current legislation does not allow one to unequivocally determine what kind of income of public funds must be attributed to mandatory payments and their systematization. The analysis of the existing regulatory legal acts regulating compulsory payments shows that the existing regulation is inadequate, it has many gaps and contradictions. The term “compulsory payments» used has different content. Two approaches to the definition of mandatory payments are highlighted in the article narrow (not including fines and penalties) and broad. Attention is drawn to the fact that in the scientific literature, the existing state of things is ascertained-types of mandatory payments envisaged by the current financial and legal acts are listed. It is noted that at present there is a situation of the existence of two sets of mandatory payments entering the budgets of the budgetary system of the Russian Federation obligatory payments regulated by the Tax Code of the Russian Federation and other mandatory payments regulated by other regulatory legal acts, which complicates the definition of the aggregate mandatory budget payments as a system. The existing situation is complicated by the presence of mandatory payments outside the budgetary system paraphos payments. On the basis of the analysis carried out in the article, the author concludes that mandatory payments must be classified, first of all, depending on which public funds they receive. Accordingly, mandatory budget payments and paraphrase payments have been allocated. Mandatory payments , credited to the budgets of the budgetary system of the Russian Federation, can be delineated into four groups: taxes ; fees ; penalties; fines.
Текст научной работы на тему «Система обязательных платежей в Российской Федерации: современное состояние и проблемы правовой регламентации»
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
Аннотация. Обязательные платежи являются основой формирования публичных денежных фондов. Современное законодательство не позволяет ни однозначно определиться с тем, какие доходы публичных фондов необходимо отнести к обязательным платежам, ни их систематизировать. Анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих обязательные платежи, показывает, что существующее регулирование недостаточно, оно имеет много пробелов и противоречий. Употребляемый термин «обязательные платежи» имеет различное содержание. В статье выделяются два подхода к определению обязательных платежей — узкий (не включающий пени и штрафы) и широкий. В научной литературе констатируется существующее положение вещей — перечисляются виды обязательных платежей, предусмотренных действующими финансово-правовыми актами. В настоящее время сложилась ситуация существования двух совокупностей обязательных платежей, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, — обязательные платежи, регулируемые НК РФ, и иные платежи обязательного характера, регулируемые иными нормативными правовыми актами, что усложняет определение совокупности обязательных бюджетных платежей как системы. Сложившуюся ситуацию осложняет наличие обязательных платежей за рамками бюджетной системы — парафи-скальных платежей. Автором делается вывод о том, что обязательные платежи необходимо классифицировать прежде всего в зависимости от того, в какие публичные денежные фонды они поступают. Соответственно, выделены обязательные бюджетные платежи и парафискальные платежи. Обязательные платежи, зачисляемые в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возможно разделить на четыре группы: налоги; сборы; пени; штрафы. Ключевые слова: публичные доходы, обязательные доходы, бюджетные доходы, система обязательных платежей, обязательные платежи, налоги, сборы, парафискальные платежи, страховые взносы, публичные денежные фонды, бюджеты, внебюджетные фонды, фонд капитального ремонта.
Наталья Викторовна ВАСИЛЬЕВА,
664003, Россия, г. Иркутск,
© Н. В. Васильева, 2018
___ш^ж p. r+THL Ikr
88 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Entrepreneurship and Finance of the Federal State Educational Establishment
of the Baikal State University nativi@yandex.ru 664003, Russia, Irkutsk, ul. Lenina, d. 11
THE SYSTEM OF MANDATORY PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE CURRENT STATE AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Abstract. Mandatory payments are the basis for the formation of public funds. The current legislation does not allow one to unequivocally determine what kind of income of public funds must be attributed to mandatory payments and their systematization. The analysis of the existing regulatory legal acts regulating compulsory payments shows that the existing regulation is inadequate, it has many gaps and contradictions. The term «compulsory payments» used has different content. Two approaches to the definition of mandatory payments are highlighted in the article — narrow (not including fines and penalties) and broad. Attention is drawn to the fact that in the scientific literature, the existing state of things is ascertained-types of mandatory payments envisaged by the current financial and legal acts are listed. It is noted that at present there is a situation of the existence of two sets of mandatory payments entering the budgets of the budgetary system of the Russian Federation — obligatory payments regulated by the Tax Code of the Russian Federation and other mandatory payments regulated by other regulatory legal acts, which complicates the definition of the aggregate mandatory budget payments as a system. The existing situation is complicated by the presence of mandatory payments outside the budgetary system — paraphos payments. On the basis of the analysis carried out in the article, the author concludes that mandatory payments must be classified, first of all, depending on which public funds they receive. Accordingly, mandatory budget payments and paraphrase payments have been allocated. Mandatory payments, credited to the budgets of the budgetary system of the Russian Federation, can be delineated into four groups: taxes; fees; penalties; fines. Keywords: public incomes, mandatory incomes, budget revenues, mandatory payments system, mandatory payments, taxes, fees, paraphrase payments, insurance contributions, public monetary funds, budgets, extra-budgetary funds, capital repair fund.
Обязательные платежи являются основой формирования денежных фондов, используемых в целях удовлетворения публичных интересов. Для эффективной реализации данного метода формирования денежных фондов публичной финансовой деятельности необходимо грамотное и детальное финансово-правовое регулирование данной сферы общественных отношений.
‘МШН1Ш Васильева Н. В.
Вместе с тем современное законодательство не позволяет ни однозначно определиться с тем, какие доходы публичных фондов необходимо отнести к обязательным платежам, ни их систематизировать. Существующая неопределенность отрицательно влияет на пополняемость публичных денежных фондов. По справедливому замечанию А. Смита, точная определенность обязанности каждого плательщика в вопросе обложения является делом большого значения1.
В научной литературе обязательные доходы подвергаются анализу, предпринимаются усилия по их классификации. Отметим, что обязательные доходы выделялись уже дореволюционными учеными. Л. В. Ходский выделял государственно-правовые доходы, которые разделял на доходы, основанные на пошлинном и на налоговом принципах2. И. И. Янжул к общественно-правовым доходам относил те, которые собираются государством с подданных в силу принудительного акта с его стороны, при этом среди таких доходов им разграничивались регалии, пошлины и налоги3.
Современные авторы, выделяя обязательные доходы, указывают на то, что к ним относятся налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д.4. Попытки их систематизации несомненно предпринимаются. В частности, Д. Л. Комягиным предложена классификация доходов по возрастанию силы принуждения, соответственно, среди обязательных доходов можно выделить пошлины и налоги5. Однако в большинстве случаев авторами констатируется существующее положение вещей — перечисляются виды обязательных платежей, предусмотренных действующими финансово-правовыми актами, в частности БК РФ и НК РФ.
Анализ действующих нормативных правовых актов, которыми регламентируются обязательные платежи, показывает, что существующее регулирование недостаточно, оно имеет много пробелов и противоречий. Прежде всего обращает на себя внимание, что употребляемый термин «обязательные платежи» в разных нормативных правовых актах имеет различное содержание. Условно можно выделить два подхода к определению обязательных платежей — узкий и широкий.
Узкий подход, при котором из числа обязательных платежей исключаются санкции, применяется в процессуальном законодательстве РФ. В частности, в АПК РФ выделяется такая категория дел, как дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Однако, так как используемый термин в последующем не раскрывается, вывод о том, что представляют собой обязательные платежи, сделать невозможно.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 611.
Ходский Л. В. Государственное хозяйство и финансовая наука. Основные принципы
и особенности государственного хозяйства и классификация государственных доходов //
СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.07.2014). А
Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах.
М., 2002. С. 53—59. Г
Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Юристъ, 2000. С. 254. В
Комягин Д. Л. Виды и классификация доходов бюджета // Казна и бюджет / отв. ред. Е
Д. Л. Комягин. М. : Наука, 2014. С. 222—229. ПРАВа
___ш^ж р. r+THL 1кг
90 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
В законодательстве о несостоятельности (банкротстве) и законодательстве о налогах и сборах «обязательные платежи» рассматриваются более широко. В них включены как налоги, сборы и иные обязательные платежи, так и пени и штрафы. Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»6 обязательные платежи включают налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет и (или) государственные внебюджетные фонды, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы. Статьей 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»7 установлено, что налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ.
Вместе с тем, как видно из содержания процитированных положений нормативных правовых актов, соотношение составляющих обязательные платежи доходов не вполне понятно. Да, исходя из содержания этих законов, можно сделать вывод о том, что к обязательным платежам относятся налоги, сборы, иные обязательные платежи (взносы), штрафы, пени и иные санкции. При этом, если налоги и сборы выделяются отдельно, то иные обязательные платежи определяется различно. Законодательством о банкротстве к их числу отнесены штрафы, пени и иные санкции, в то время как законодательством о налогах и сборах — нет. Законодательством о налогах и сборах иные обязательные платежи выделены в отдельную категорию, содержание которой не раскрывается.
Не добавляет ясности в определении содержания категории «обязательные платежи» и бюджетное законодательство РФ. Статьей 39 БК РФ закреплено, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Круг нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство и законодательство о налогах и сборах, определен (в БК РФ и НК РФ содержатся соответствующие нормы, закрепляющие бюджетное законодательство и законодательство о налогах и сборах). Что представляет собой законодательство об иных обязательных платежах, при этом не раскрывается.
В связи с тем, что Конституцией РФ8 при закреплении публично-правовой фискальной обязанности употреблен термин «налоги и сборы», можно сделать вывод о том, что кроме налогов, пени и штрафов все иные платежи обязательного характера являются «сборами». Именно таким образом налоги и сборы
6 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
7 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.
8 Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
‘МШН1Ш Васильева Н. В.
трактуются Конституционным Судом РФ9. Такое же мнение встречается и в научной литературе10.
Однако словосочетание «налоги и сборы» употребляется и в более узком значении — как платежи, регулируемые законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Наличие обязательных платежей, не входящих в систему налогов и сборов, регулируемую законодательством РФ о налогах и сборах, вкупе с разнородностью их наименований позволяет прийти к иному выводу — среди обязательных платежей можно выделить как налоги и сборы, так и иные обязательные платежи.
Отметим, что в действующем законодательстве не наблюдается единства в наименованиях обязательных платежей, используется разнообразная терминология. При этом платежи, регулируемые НК РФ, и платежи, регулируемые иными нормативными правовыми актами, могут именоваться одинаково. Можно выделить:
— сборы (сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, лицензионный сбор);
— пошлины (государственная пошлина, таможенная пошлина);
— платы (плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда; плата за пользование водными объектами; плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т);
— платежи (платеж за добычу полезных ископаемых). Указанный перечень можно оставить открытым.
Установить различия между применяемыми терминами практически невозможно, поскольку с лингвистической точки зрения все они синонимичны. Так, взнос определяется как уплата, сбор — взимаемые или собранные деньги, платеж — отдавать деньги в возмещение чего-нибудь, пошлина — денежный сбор, взимаемый государством11. Можно сказать, что использование того или иного «наименования» обязательного платежа вызвано причинами как исторически сложившихся традиций, так и лингвистического удобства.
Получается, что в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация параллельного существования двух совокупностей обязательных платежей, поступающих в бюджеты бюджетной системы РФ, — обязательные платежи, регулируемые НК РФ, и иные платежи обязательного характера, регулируемые иными нормативными правовыми актами (не законодательством РФ о налогах и сборах).
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 № 326-О-П // Вестник Конститу- I
ционного Суда РФ. 2007. № 4. Л
См.: Реут А. В. Понятие и элементы системы налогов и сборов // Финансовое право.
2012. № 1. С. 26—29 ; Налоги и налогообложение : учеб. пособие / С. С. Быков [и др.] ; °
под общ. ред. Г. П. Комаровой, И. В. Гущиной. Иркутск, 2017. 407 с. О
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // URL: http://www.ozhegov. m
com/ (дата обращения: 16.01.2016). ПРАВО
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
При этом обращает на себя внимание то, что вообще сложно разрешить вопрос о том, какие бюджетные доходы являются обязательными. Буквальное толкование ст. 41 БК РФ показывает, что обязательными доходами являются:
— доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним;
— средства, полученные в результате применения мер ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
— иные суммы принудительного изъятия;
— средства самообложения граждан.
Однако такое перечисление обязательных доходов будет неполным, поскольку в него не вошел ряд платежей: таможенные и патентные пошлины, таможенные, лицензионные и консульские сборы, природоресурсные платежи и т.д., которые также носят обязательный характер. Данные виды платежей поименованы только в соответствующих статьях БК РФ, определяющих доходы федерального, региональных и местных бюджетов.
Вызывает трудности составление закрытого перечня таких обязательных платежей, не регулируемых НК РФ. Как показывает практика, число таких доходов постоянно увеличивается, появляются все новые и новые платежи обязательного характера. При введении новых платежей обязательного характера в нормотвор-ческой практике используются достаточно широкие пределы усмотрения законодателя в сфере налогообложения и сборов, обозначенные Конституционным Судом РФ, который указал на такой достаточно общий критерий, как связанность требованиями Конституции РФ, обязывающими Российскую Федерацию как демократическое правовое государство признавать, защищать и соблюдать права и свободы человека и гражданина12. Согласимся, что обязательные платежи, не включенные в систему налогов и сборов, «представляют собой некую «бессистемную» совокупность иных («условно неналоговых») публичных обязательных платежей, регулируемых разного рода нормативными правовыми актами, отличающимися своей юридической силой и содержанием»13.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сложно говорить о совокупности обязательных бюджетных платежей как о системе. Ведь между элементами системы существует генетическая связь, детерминированная свойствами самих элементов, в то время как набор элементов определенной совокупности, по существу, является произвольным и ничем объективно не обусловлен14, что в настоящее время наблюдается в сфере обязательных пла-
12 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча»» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 6.
13 Суткевич Е. А. Платежи за пользование недрами как разновидность обязательных публично-правовых платежей, схожих с налогами и сборами // Реформы и право. 2015. № 1. С. 10.
14 Виниченко Ю. В. О соотношении гражданского и экономического оборота // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 5. С. 880.
‘МШН1Ш Васильева Н. В.
тежей. Исходя из различных потребностей, применяя, как правило, формальные критерии (в частности, отрасль законодательства, регулирующую тот или иной платеж), выделяют те или иные разновидности платежей обязательного характера, причем зачастую используют различные основания для деления. Особенно ярко это проявляется в делении бюджетных доходов на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. Согласимся, что нецелесообразно одновременное выделение в структуре элементов по разным классификационным критериям15.
Сложившуюся ситуацию осложняет наличие обязательных платежей за рамками бюджетной системы. Отметим, что долгое время было общепризнано, что установление и взимание обязательных платежей является прерогативой публичной власти, поэтому обязательные платежи могут существовать только в рамках бюджетной системы. П.-М. Годме указывал на то, что именно государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством налогов16. Произошедшие усложнение и децентрализация финансовой деятельности государства и муниципальных образований привели к появлению находящихся вне рамок бюджетной системы Российской Федерации публичных фондов денежных средств, формируемых за счет обязательных платежей.
Так, фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет страховых взносов обязательного характера. Особенность страховых платежей состоит в их императивном характере и возможности выделения соответствующих элементов страховых взносов17. Согласно ст. 35 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»18 страховые взносы подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков. При этом в ст. 36 указанного Закона закрепляются элементы страхового сбора: расчетный период, расчетная база, ставки страховых взносов, порядок исчисления расчетной базы, срок и порядок уплаты страхового взноса, обязательные к урегулированию.
Также обязательным платежом, зачисляемым в денежный фонд, находящийся в частной собственности, являются взносы в фонд капитального ремонта. В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеющие обязательные элементы платежа (размер взноса, порядок и сроки уплаты), закрепленные ЖК РФ.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Кроме обозначенных платежей, обязательными также являются сбор средств для выплаты вознаграждения авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за свободное воспроизведение фонограмм
15 Пятковская Ю. В. Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению // Baikal Research Journal. 2016. А Т. 7. № 2. Л
16 Годме П. М. Финансовое право. М., 1978. С. 41. Г
17 Землянская Н. И. Публично-правовая природа фонда страхования вкладов // Банковское § право. 2014. № 6. С. 21. Е
18 СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5029. ПРАВа
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)
и аудиовизуальных произведений в личных целях19, портовые сборы20, отчисления операторов связи общего пользования в резерв универсального обслуживания21, отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в фонд Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»22, третейские сборы23.
В финансово-правовой науке такие обязательные платежи получили наименование парафискальных24. Как правило, парафискальный платеж (парафискалитет) характеризуется как обязательный платеж, существующий вне рамок бюджетной системы Российской Федерации, имеющий целевое назначение. Обращает на себя внимание то, что термин «парафискальный» употребляется в актах Конституционного Суда РФ25, в судебной практике26, актах Счетной палаты РФ27.
Несомненно, сложившаяся ситуация усложняет и без того непростую задачу эффективного и достаточного пополнения публичных денежных фондов необходимыми доходами. Поскольку право традиционно рассматривается как достаточно формализованная система с относительно устойчивыми элементами28, устойчивость правового регулирования во многом зависит как от четкого определения категориального аппарата, так и от структуризации совокупности элементов в систему.
Полагаем, что классификация обязательных доходов позволит обеспечить полноту характеристики данного правового явления, выявить особенности отдельных видов обязательных платежей, взимаемых в настоящее время в Российской Федерации. При этом при группировании обязательных платежей необходимо избирать единое основание классификации, предпочитая такой признак,
19 Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» // СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5398.
20 Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.
21 Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
22 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.
23 Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1. Ч. 1. Ст. 2.
24 Корнев А. Д. Признаки фискальных сборов и парафискалитетов // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7. С. 28—38.
25 Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11. 2001 № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в связи с жалобой гражданина В. П. Редекопа» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 1.
26 Постановление ФАС Уральского округа от 22.03.2005 № Ф09-884/05-АК по делу № А60-23206/04.
27 Представление Счетной палаты РФ от 19.03.2014 № ПР 03-64/03-Д.
28 Пятковская Ю. В. К вопросу об элементах системы финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 11. С. 84.
f»* Васильева Н. В.
который распространим на всю классификацию, учитывать необходимость соразмерности (по возможности) деления, а также избирать исключающие друг друга члены деления29. Основываясь на этом, можно предложить деление обязательных платежей в зависимости от того, в какие публичные денежные фонды они поступают. Соответственно, выделим обязательные бюджетные платежи и парафискальные платежи.
Далее, обязательные платежи, зачисляемые в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, возможно разграничить на четыре группы: налоги; сборы; пени как компенсационные меры; штрафы как меры ответственности. При этом к налогам полагаем возможным отнести все платежи, обладающие признаком индивидуальной безвозмездности, не являющиеся компенсационной мерой или мерой ответственности. На наш взгляд, налогами по своей природе являются и страховые взносы во внебюджетные фонды. Их объединяет наличие признака индивидуальной безвозмездности. Свидетельствует об этом и установленные ст. 18.2 НК РФ общие условия установления страховых взносов, к которым отнесены плательщики и следующие элементы обложения: объект обложения; база для исчисления страховых взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления страховых взносов; порядок и сроки уплаты страховых взносов, что соответствует элементам налога, закрепленным в ст. 17 НК РФ. Все обязательные платежи, не обладающие признаками налога, пени и штрафа, несмотря на их кажущуюся неоднородность, связанную как с применением к ним различной терминологии (сборы, взносы, платы и т.п.), так и с регулированием их различными по отраслевой принадлежности и юридической силе нормативными правовыми актами, могут быть объединены в единую категорию сборов. Все эти платежи объединяют признаки обязательности и индивидуальной возмездности.
1. Виниченко Ю. В. О соотношении гражданского и экономического оборота // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25. — № 5. — С. 879—887.
2. Годме П. М. Финансовое право. — М., 1978. — 428 с.
3. Землянская Н. И. Публично-правовая природа фонда страхования вкладов // Банковское право. — 2014. — № 6. — С. 18—22.
4. Казна и бюджет / отв. ред. Д. Л. Комягин. — М. : Наука, 2014. — 501 с.
5. Корнев А. Д. Признаки фискальных сборов и парафискалитетов // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 7. — С. 28—38.
6. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / С. С. Быков [и др.] ; под общ. ред. Г. П. Комаровой, И. В. Гущиной. — Иркутск, 2017. — 407 с.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // URL: http:// www.ozhegov.com/ (дата обращения: 16.01.2016).
29 Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. М. : Советская энциклопе- Е
дия, 1960—1970. ПРАЕО
_ __а» I-,ГТНШ. Шёл г
96 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ и мени O.E. Кутафина (МПОА)
8. Пятковская Ю. В. Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7. — № 2.
9. Пятковская Ю. В. К вопросу об элементах системы финансового права // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 11. — С. 80—86.
10. Реут А. В. Понятие и элементы системы налогов и сборов // Финансовое право. — 2012. — № 1. — С. 26—29.
11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1962. — 686 с.
12. Суткевич Е. А. Платежи за пользование недрами как разновидность обязательных публично-правовых платежей, схожих с налогами и сборами // Реформы и право. — 2015. — № 1. — С. 10—13.
13. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
14. Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. — М. : Юристъ, 2000. — 600 с.
15. Ходский Л. В. Государственное хозяйство и финансовая наука. Основные принципы и особенности государственного хозяйства и классификация государственных доходов // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.07.2014).
16. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. — М., 2002. — 500 с.