Кризис госдолга США — 2023: что это и когда Америка достигнет потолка
Деньги в бюджете США могут закончиться уже 1 июня. Об этом не раз предупреждала глава американского Минфина Джанет Йеллен. Она заявила, что скоро не будет средств для начисления социальных пособий, финансирования программ медицинского страхования и прочих расходов. В этом случае Казначейство также не сможет обслуживать государственный долг США, то есть выплачивать купоны держателям американских гособлигаций и погашать бумаги по номиналу в срок. Между тем неисполнение обязательств государства по долгу — это дефолт. И Соединенные Штаты подошли к нему очень близко.
Почему в США заканчиваются деньги
Ситуация парадоксальная: в США, одной из богатейших стран мира, нет денег в бюджете. Но все не так просто. Дело в том, что с января 2023 года Конгресс не позволяет правительству наращивать госдолг. Но заимствования критически необходимы для американской казны — бюджет в США дефицитный. То есть правительство тратит больше, чем получает от налогов и сборов. Нехватка денег уже много лет восполняется за счет выпуска государственных облигаций, то есть заимствования на рынке. Так госдолг США копится и постоянно увеличивается. Проблем с привлечением денег у Вашингтона нет: спрос на американские долговые бумаги высокий.
При этом в Соединенных Штатах есть потолок госдолга. Потолок госдолга — это законодательно утвержденный лимит общей суммы долга, который может накопить правительство США. Последний раз его установили в 2021 году на уровне $31,4 трлн. Этой планки госдолг США достиг в январе 2023-го. Сама по себе ситуация не экстраординарная: обычно Конгресс просто одобряет очередное повышение лимита, и история продолжается.
Но в этот раз решение затянулось из-за споров между демократами и республиканцами. Первые, в их числе президент Джо Байден и министр финансов Джанет Йеллен, призывают конгрессменов поднять потолок без каких-либо условий. Республиканцы же считают, что повышение лимита госдолга должно сопровождаться сокращением бюджетных расходов. Байден категорически против: он заявил, что наложит вето на любой план экономии. Пока стороны договориться не могут.
Экстренные меры Минфина США
После того как 19 января 2023 года госдолг США достиг потолка в $31,4 трлн, американский Минфин объявил о введении чрезвычайных мер: например, приостановлены взносы в государственные пенсионные фонды. Фактически сейчас Казначейство США покрывает бюджетные расходы за счет текущих налоговых поступлений и остатков со своего баланса. На конец апреля, как указывает New York Times со ссылкой на Минфин, Вашингтон располагал наличностью в размере около $300 млрд. Ситуация осложняется тем, что налоговые поступления в бюджет США весной 2023-го оказались ниже прогнозов.
Где посмотреть госдолг США в реальном времени
Госдолг США продолжает расти даже после достижения потолка и приостановки выпуска новых облигаций. Само тело долга не увеличивается, но купоны держателям облигаций начисляются. Госдолг растет на глазах, следить за этим можно онлайн:
Что такое госдолг США
Госдолг США — это объем задолженности федерального правительства перед кредиторами. Причем кредиторами могут выступать как частные лица, например американские граждане или розничные иностранные инвесторы, так и государства и крупные фонды.
В номинальном выражении у США самый большой госдолг в мире — $31,4 тлрн. Для сравнения, госдолг Великобритании на конец 2022 года составлял более $3 трлн, а Китая — около $2,5 трлн.
Однако по соотношению госдолга к ВВП страны Южной Европы и Япония обходят Америку. У Вашингтона этот показатель был на уровне 123,4% в декабре 2022 года.
Страны с самым крупным госдолгом, % к ВВП (за 2022 год или по последним доступным данным):
- Япония — 256%;
- Греция — 192%;
- Италия — 173%;
- США — 144%;
- Испания — 143%.
Почему госдолг США постоянно растет
В долг США берут, чтобы закрыть бюджетный дефицит. Расходы правительства превышают доходы вот уже больше 20 лет. Последний раз профицитным бюджет США был в 2001 году:
Баланс федерального бюджета США, % ВВП (Фото: Trading Economics / Казначейство США)
Бюджетные расходы и, соответственно, госдолг значительно увеличивались в периоды экономических кризисов. Например, за 2008 год госдолг США вырос на 11%, за 2009 год — на 19%. Последний скачок заимствований пришелся на пандемийный 2020 год, когда Вашингтон увеличил меры поддержки населения и экономики.
Объем госдолга США, $ трлн. Столбцы: год / объем на конец года / динамика г/г / *на январь 2023г. (Фото: Visual Capitalist)
США отслеживают объем своего госдолга с 1790 года. Заимствования возрастали в периоды военных действий и сокращались во время экономических спадов. Резкий рост госдолга начался в 2000-х годах.
Динамика госдолга США по годам, % к ВВП (Фото: Peter G. Peterson Foundation)
Что власти США делают для снижения госдолга
Само по себе наличие госдолга не говорит о проблемах в экономике страны до тех пор, пока правительство может по нему платить. Пока трудностей с этим у Вашингтона не возникало. Однако обслуживание госдолга постепенно становится серьезной статьей бюджетных расходов. По данным профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана, в 2022 году процентные платежи держателям гособлигаций США составили $475 млрд, это 8,1% расходов бюджета. В 2023-м сумма может вырасти до $700 млрд из-за повышения ставки ФРС.
Джо Байден заявил, что за последние два года уже сократил бюджетный дефицит на $1,7 трлн и будет дальше работать в этом направлении. Однако о профицитном бюджете речи пока не идет.
Структура госдолга США
Государство может брать деньги в долг разными способами. Но чаще всего речь идет о выпуске гособлигаций. Именно так занимают США. Облигации выпускает Казначейство США (англ. Department of Treasury), это американский Минфин, поэтому бумаги называются казначейскими, или трежерис.
Казначейские облигации США бывают разных типов, в зависимости от срока погашения и способа начисления купонных платежей. Самые короткие бумаги (векселя) имеет срок обращения четыре недели, самые длинные — 30 лет.
Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственной (intragovernmenal holdings) и публичной (public debt). Их размер в январе 2023 года достиг $6,9 трлн и $31,4 трлн соответственно. Конгресс ограничивает размер публичного долга.
Структура госдолга США (Фото: The Balance / Казначейство США)
- Внутригосударственный долг. Различные госструктуры США, например государственные пенсионные фонды, инвестируют свободные деньги в казначейские облигации. Таким образом, они также являются держателями госдолга США.
- Публичный долг. Это ценные бумаги, которые принадлежат частным лицам, корпорациям, инвестиционным фондам, а также иностранным государствам. Значительную часть всех казначейских облигаций держит ФРС США. Но так было не всегда: регулятор начал скупать трежерис в 2008 году со стартом программы количественного смягчения.
Иностранные государства держат американские облигации на сумму $7,4 трлн, это примерно 23% от общего объема госдолга США. Крупнейшие кредиторы — Япония и Китай.
Крупнейшие держатели госдолга США, январь 2023 года (млрд $):
- Япония — 1104;
- Китай — 859;
- Великобритания — 668;
- Бельгия — 331;
- Люксембург — 318.
Россия тоже держала деньги в американских трежерис. Вложения нашей страны в госдолг США достигали максимума в октябре 2010 года — $176,3 млрд. После введения западных санкций этот объем начал сокращаться и осенью 2022 года составлял около $2 млрд.
Потолок госдолга США
Потолок госдолга США — это предельный уровень госдолга, установленный законом. В современном виде потолок госдолга был установлен в 1939 году на уровне $45 млрд. С тех пор он вырос в 70 раз. По данным Исследовательской службы Конгресса США, после окончания Второй мировой войны потолок поднимали более 100 раз.
Если раньше повышение потолка госдолга в Конгрессе было рутинным событием, то в последние годы процесс сопровождается ожесточенными политическими дебатами. Много раз это приводило к шатдауну. Это приостановка работы части госучреждений и уход сотрудников в вынужденный отпуск до тех пор, пока оппоненты не договаривались.
Самая острая ситуация сложилась в 2011 году. Тогда из-за затягивания повышения лимита госдолга международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s впервые в истории снизило долгосрочный кредитный рейтинг США до уровня АА+.
Что будет в случае дефолта США
Дефолт — это неисполнение государством своих обязательств по долгам. Но стоит различать настоящий дефолт, когда правительство не имеет денег для выплат кредиторам, и технический дефолт, когда средства есть, но возникают проблемы с их перечислением. Если США и грозит дефолт , то только технический.
Почему США не грозит дефолт
Госдолг любой страны делится на внутренний и внешний. Внутренний долг номинирован в национальной валюте, а внешний — в иностранной. Например, Япония выпускает гособлигации как в иенах, так и в долларах.
Считается, что внутренний долг отдать намного проще: в критической ситуации правительство просто может напечатать национальную валюту и рассчитаться с кредиторами. Конечно, это приведет к скачку инфляции и другим экономическим проблемам, но дефолта не случится. С внешним долгом сложнее: напечатать иностранную валюту нельзя.
Специфика госдолга США в том, что он, по сути, весь внутренний: облигации выпускаются только в долларах. Поэтому экономисты уверены: настоящий дефолт Вашингтону не грозит.
Дефолт США: сценарии
Главный аналитик брокерской компании «Открытие Инвестиции » Алексей Корнилов считает, что повышение потолка госдолга является достаточно обычной и регулярной процедурой. «Компромисс в данной ситуации возможен и является, наверное, самым разумным решением для обеих партий, особенно учитывая всю тяжесть последствий, которые могут произойти в противном случае. Если же сторонам не удастся договориться, то последствия могут иметь глобальный характер, затрагивая все сферы финансового сектора и рынка капитала», — говорит эксперт.
В отчете Moody’s Analytics, опубликованном в начале 2023 года, говорится, что дефолт может иметь макроэкономические последствия, аналогичные кризису 2008 года. ВВП США сократится на 4%, а 6 млн человек потеряют работу.
Для мировой экономики это также будет означать резкое замедление, падение спроса на сырье. Дефолт США может по цепочке вызвать долговые кризисы в проблемных странах.
Однако такой негативный сценарий большинство экспертов считают маловероятным. Все ждут, что демократы и республиканцы договорятся. Но даже если этого не случится, есть и другой вариант решения проблемы.
9 мая, после очередных неудачных переговоров, Байден заявил, что изучает возможность предотвратить дефолт без одобрения в Конгрессе. По мнению ряда экспертов, 14-я поправка к Конституции США позволяет сделать это. Однако такой шаг может привести к длительным судебным разбирательствам.
«Это будет конституционный кризис» — заявила Джанет Йеллен в ответ на вопрос, может ли Байден поднять потолок госдолга единоличным решением. Но дефолт еще страшнее. «Дефолт по обязательствам США приведет к экономической и финансовой катастрофе» — предсказала глава Минфина.
Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Госдолг США
Государственный долг США (The United States government debt) или национальный долг США (national debt) — деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. Формально к государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. Госдолг США — главный риск, нависший над мировой экономикой.
Основная статья: Бюджет США
Жизнь в долг
Структурный дефицит бюджета США десятилетиями покрывается за счет выпуска казначейских облигаций. США планируют жить за счет увеличения долга всегда.
Согласно долгосрочному прогнозу Бюджетного управления Конгресса США на март 2023 г, ожидается, что при условии неизменности действующего законодательства, в 2033 году государственный долг составит около $39,4 трлн. Это около 118% от ВВП США.
На 2050 государственный долг составит около $95,0 трлн или 95% от ВВП на тот момент. В среднем ежегодное увеличение госдолга планируется примерно на $2.3 трлн в год.
Средние темпы увеличения госдолга с 2023 по 2033 планируются около 2% в год, а в период до 2050 года составят около 4,4% в год.
Размер федерального госдолга
2023
Госдолг достиг $33,59 трлн
Официально в сентябре 2023 г государственный долг США впервые достиг 33 трлн. долларов.
За последние 5 лет долг США увеличился в общей сложности на 11,5 триллионов долларов.
По состоянию на 18 октября госдолг США уже достиг $33,59 трлн.
Достигнут очередной предел заимствований в $31,5 трлн
В январе 2023 г Правительство США достигло предела заимствований в размере $31,5 трлн.
2022: $31 трлн
В октябре 2022 г госдолг США впервые превысил $31 триллион и приблизился к допустимому потолку, который президент США Джо Байден одобрил в конце 2021 года.
По данным на 30 ноября 2022 г, платежи по госдолгу США достигли $1 трлн в год. Прогноз также неутешительный (красная линия)
Ландшафт современной архитектуры мировой финансовой системы стоит перед масштабной деконструкцией, так как все незыблемые принципы делающие ее, той, какая она сейчас есть — разрушены. То как США обошлись с российскими резервами было прецедентно, отныне существуют только политические принципы. Китай будет последовательно избавляться от американского госдолга. Доля стран держателей американских трежерис будет неуклонно падать, этот тренд неминуем в текущих условиях. Мир, как прежде уже не будет.
Во времена, когда весь госдолг выкупал ФРС на нерезидентов можно было плевать, но на апрель 2022 г ФРС вынужденно уходит с рынка, и более того будет скидывать гособлигации, чтобы как-то обуздать рекордную инфляцию.
Инверсия на долговом рынке США увеличивается, risk off продолжается на фоне ястребиного сигнала от ФРС: регулятор будет сокращать свой гигантский баланс максимальными ежемесячными темпами: $95 млрд.
Как часто и насколько сильно США повышали потолок своего госдолга
К началу февраля 2022 г госдолг США впервые превысил $30 трлн.
Долг США на 28 февраля 2022 г
К 14 января 2022 года госдолг США обновил рекорд и вырос за месяц до 29,745 трлн с 29,2 трлн, и с 27,8 трлн долларов годом ранее.
2021: Вертолётные деньги во время пандемиии COVID-19 увеличивают госдолг
Наиболее активный рост госдолга США пришелся на период пандемии COVID-19 — $4,7 трлн. Эта цифра включает в себя расходы вследствие принятия:
- Закона о помощи и экономической безопасности в связи с коронавирусом (CARES),
- Закона о реагировании на коронавирус для семей (FFCRA), Закона о консолидированных ассигнованиях и
- Закона о плане спасения Америки 2021 года.
Эти пакеты предусматривали ряд мер экономической поддержки, включая прямые выплаты физическим лицам, повышенные пособия по безработице, кредиты и гранты для предприятий, а также финансирование медицинских учреждений и распространение вакцин. Это именно те самые «вертолетные деньги», которые обеспечили относительную стабильность финансовой системы в тот период.
2020: $26 трлн
В мае 2020 г долг правительства США достиг $25 триллионов долларов.
К 11 июня 2020 года госдолг США увеличился до $26 трлн.
2019: $22 трлн
На 2019 г госдолг США превышает $22 трлн.
За всю историю страны он рос почти при всех президентах, кроме Гардинга и Кулиджа (они руководили несколько лет до Великой депрессии).
Этот график наглядно показывает, при каком президенте США госдолг вырос наиболее сильно.
2017: $20 трлн
Государственный долг США по итогам 8 сентября пересек историческую отметку 20 триллионов долларов. Ежедневные отчеты о состоянии госдолга публикуются на сайте Минфина США.
К повышению на 318 миллиардов долларов привел [1] подписанный 8 сентября закон, который позволяет правительству США в течение трех месяцев привлекать новые заимствованные средства. В частности, 15 миллиардов долларов направят пострадавшим от урагана «Харви».
Для принятия закона о повышении границы госдолга президент США Дональд Трамп заключил соглашение с демократами в Конгрессе. На момент инаугурации Трампа долг составлял 19,9 триллиона долларов [2] .
2016
На сентябрь $19,573 трлн (+$1,4 трлн за год)
Правительство США закрыло 2016 финансовый год, который закончился 30 сентября 2016 года, с уровнем долга в размере $19,573 трлн. Всего за один год долг вырос более чем на $1,4 трлн.
Такой рост долга соответствует примерно 7,5% всей мировой экономики. Для сравнения, план Маршалла, благодаря которому была полностью восстановлена экономика Западной Европы после Второй мировой войны, стоил $12 млрд в 1948 г., а это всего 4,3% от ВВП США в то время.
Новый курс Рузвельта, который дал работу миллионам людей, стоил 6,7% ВВП США, а совсем недавно, в начале 2008 г., на спасение важных банков было потрачено $700 млрд, а это всего 4,8% от ВВП.
Так что экономика США получила за эти деньги?
Если отвечать коротко, то эти деньги просто растворились. В теории на эту сумму можно было добиться мира во всем мире, практически покончить с нищетой, улучшить экологию на планете или хотя бы провести модернизацию инфраструктуры США, которая просто необходима.
Последний финансовый год стал своеобразным рекордом, так как увеличение является третьим по своей величине за всю историю США. При этом предыдущие два раза, когда долг рос быстрее, чем в 2016 г., фиксировались во время финансового кризиса.
Но в 2016 финансовом году не было никакого финансового кризиса, правительство не тратило сотни миллиардов на спасение банков. Учитывая все обстоятельства, 2016 г. был нормальным финансовым годом для федерального правительства. Не было никаких серьезных чрезвычайных ситуаций, чтобы истощить средства налогоплательщиков.
Тем не менее им пришлось нарастить долг так сильно, потому что этот уровень расходов уже вмонтирован в систему.
Даже если Белый дом сейчас резко сократит расходы и избавится от целых отделов федерального правительства, он все равно будет тратить значительно больше по сравнению с ростом экономики.
Социальное и медицинское страхование в настоящее время является самой большой статьей этих огромных расходов, и оно истощает бюджет все сильнее с каждым годом. Все другие государственные расходы, вместе взятые, просто бледнеют по сравнению с расходами на социальное и медицинское страхование.
Так что, если сложить военные расходы, расходы на обеспечение национальной безопасности, расходы на национальные парки и на реактивный самолет президента Обамы, то это будет всего лишь частью расходов на социальное и медицинское страхование.
Эти программы потребляют подавляющее большинство налоговых поступлений США, вынуждая правительство занимать ошеломляющие суммы средств, чтобы финансировать свою деятельность. И это происходит даже в стабильные времена, а если ударит новый кризис, эти суммы вырастут еще сильнее.
Но еще более примечательным является то, что социальное и медицинское страхование даже не финансируется должным образом. Согласно последним исследованиям в течение следующих нескольких лет целевые фонды будут полностью истощены, а некоторые из них уже были исчерпаны еще в 2016 финансовом году. Таким образом, денег правительству требуется даже больше, чем оно занимает сейчас.
Так что единственным выходом будет объявление своеобразного дефолта по этим обязательствам. Потребуется около $42 трлн, чтобы полностью закрыть эти программы, но вряд ли можно себе представить, что Белый дом когда-нибудь решится на такое безумие.
Другой вариант – это сказать будущим бенефициарам этих программ, что деньги они не получат. И выбора, в принципе, нет [3] .
На январь $19 трлн
По состоянию на 29 января 2016 года долг составил $19,013 трлн, из которых $13,7 трлн приходятся на public debt, держателями которого являются частные лица, иностранные государства, американские и зарубежные корпорации. Остальные $5,3 трлн составляют внутренние государственные заимствования.
С начала вступления Барака Обамы в должность президента США в 2009 году госдолг увеличился почти вдвое: с января 2009 года показатель подскочил на $8,4 трлн, увеличиваясь ежегодно более чем на триллион.
Как прогнозирует управление конгресса США по бюджету, к 2020 году госдолг увеличится до $22,6 трлн, а через десять лет, к 2026 году, превысит $29,3 трлн.
Как демонстрирует статистика, рост госдолга в последние годы заметно ускорился. Если в период до конца 2008 года он составлял в среднем $300 млрд/год, то с 2009 года по настоящее время скорость превысила $1,2 трлн/год [4] .
2015: $18 трлн, но госдолг США в 3 раза больше официальных данных
В ноябре 2015 года бывший глава Счетной палаты США (Government Accountability Office) заявил, что реальный долг США приближается к $65 трлн, что почти в 3 раза превышает официальную цифру в $18 трлн.
Дэйв Уолкер, который возглавлял Счетную палату США при Билле Клинтоне и Джордже Буше, сказал, что если прибавить к официальным данным необеспеченные обязательства страны, то реальное значение госдолга будет просто феноменальным.
«Если вы добавите около $18,5 трлн необеспеченных гражданских и военных пенсий, пенсий по здоровью, добавите недофинансированные расходы по социальным обязательствам, Medicare, все различные обязательства, то госдолг составит около $65 трлн и он автоматически растет из-за отсутствия реформ», — заявил Уолкер.
По его словам, растущий долг затрудняет способность правительства осуществлять внутренние и внешнеполитические инициативы.
«Если вы не поддерживаете экономику сильной, то есть в состоянии, когда она генерирует новые рабочие места и возможности, вы не будете сильным на международном уровне с учетом внешней политики, вы не сможете инвестировать в национальную оборону и национальную безопасность, и в конечном итоге вы не сможете поддерживать социальное обеспечение», — добавил он.
Уолкер считает, что американцы «теряют связь с реальностью», когда дело доходит до расходов. Он призвал демократов и республиканцев отложить «партизанскую политику», чтобы собраться вместе и решить проблему.
«Вы можете быть демократом, вы можете быть республиканцем, вы можете быть беспартийным, вы можете быть всем, кем хотите, но ваша обязанность приносить пользу стране, а не партии, и мы должны решить некоторые крупные проблемы, которые у нас есть», — сказал он.
Можно сколько угодно критиковать подобные прогнозы и расчеты, но человек, в ведении которого долгое время находились все государственные расходы США, который проверял их соответствие фискальным целям, заслуживает внимания.
Особенно большая проблема заключается в дефиците пенсионной системы. В октябре 2015 года Moody’s сообщило, что 25 крупнейших пенсионных фондов не получают достаточного финансирования, дефицит оценивается в $2 трлн.
Об этом говорят и в Goldman. Пенсионные взносы ниже, чем необходимо для стабилизации или снижения необеспеченных обязательств. Кроме проблем со взносами по пенсионными планам, в некоторых случаях сами штаты нарушают правила, даже не финансируя свои фонды на минимальные суммы. Так, например, в течение последних нескольких лет Нью-Джерси в среднем вносил лишь около 40% ожидаемых сумм.
Осенью 2015 года вводятся новые правила, которые должны изменить ситуацию. Но если государственные и местные органы власти вынуждены будут выделять больше ресурсов на эти обязательства, то влияние на состояние местных бюджетов будет усиливаться.
В общей сложности расходы на пенсионные взносы правительства должны вырасти на $100 млрд в год, то есть на около 0,6% ВВП. То есть по каким-то статьям необходимо снизить расходы на аналогичную сумму.
2012: Госдолг $15,8 трлн или 101,5% ВВП
По состоянию на 30 июня 2012 года, американский государственный долг превысил 101,5% от ВВП и составил $15 856 367 млн, увеличившись на $75 млрд за одну ночь.
Судя по графику, темпы роста американского госдолга в 2011-2012 гг не замедлялись и заметно опережают темпы роста ВВП.
На июль 2012 года потолок госдолга США составляет 16,394 триллиона долларов, а объем заимствований — 15,835 триллиона долларов [5] . Если дефицит бюджета будет расти такими же темпами, как и в январе-июне 2012 года — в среднем на 150 миллиардов долларов в месяц — законодателям придется снова повышать потолок госдолга до президентских выборов 6 ноября 2012 г.
Дебаты в Конгрессе шли до самого дедлайна 2 августа 2012, после которого США оказались бы в состоянии технического дефолта, если бы компромисс не был найден. В самый последний момент договориться все же удалось: оппозиция повысила потолок заимствований на 2,5 триллиона долларов, а Обама в свою очередь обещал сократить объем бюджетных расходов более чем на 2 триллиона долларов в течение ближайших десяти лет.
Меры, позволяющие снизить эти расходы, вступают в свою силу с начала 2013 года. Предполагается сократить траты на более чем тысячу федеральных бюджетных программ, включая военные и социальные расходы. Эти шаги уже сами по себе для экономики опасны, но угроза заключалась не только в них.
Так совпало, что на начало 2013 года приходится и окончание целой серии программ, предусматривающих налоговые льготы. В первую очередь, речь идет о льготах, предоставленных еще администрацией Джорджа Буша в 2000-е годы и продленных Бараком Обамой в 2010-м. Эти послабления касаются высокооплачиваемых американцев — с годовыми доходами в 250 тысяч долларов и более. Одновременно начинают работать отчисления по программе реформирования сферы здравоохранения, что также существенно повышает налоговую нагрузку.
Год | Госдолг США, млрд. $ | % ВВП |
---|---|---|
1910 | 2,653 | 8,0 |
1920 | 25,95 | 29,2 |
1927 | 18,51 | 19,2 |
1930 | 16,19 | 16,6 |
1940 | 50,696 | 52,4 |
1950 | 256,853 | 94,0 |
1960 | 290,525 | 56,0 |
1970 | 380,921 | 37,6 |
1980 | 909,041 | 33,4 |
1990 | 3206,290 | 55,9 |
2000 | 5628,700 | 58,0 |
2001 | 5769,881 | 57,4 |
2002 | 6198,401 | 59,7 |
2003 | 6760,014 | 62,6 |
2004 | 7354,657 | 63,9 |
2005 | 7905,300 | 64,6 |
2006 | 8451,350 | 65,0 |
2007 | 8950,744 | 65,6 |
2008 | 9985,757 | 70,2 |
2009 | 11875,851 | 83,4 |
2010 | 13786 | 96,5 |
2011 | 15144 | 100 |
2012 | 16432 | 103,8 |
2011: Госдолг $15 трлн
В 2011 году у «красной» партии (обычно республиканцы в различных графических материалах показываются красным цветом, а демократы — синим) появилась возможность выполнить обещание. К августу размер госдолга должен был превысить уровень очередного потолка, что было ожидаемо — каждый посткризисный год дефицит намного превышал триллион долларов. Республиканцы с самого начала подчеркивали свое нежелание делать это без взаимных серьезных уступок со стороны администрации.
График изменения «потолка» государственного долга США
По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил $15 трлн 33 миллиарда 607 миллионов 225 тысяч 920 долларов 32 цента, на 1 января 2012 — 15,3 трл. долл. Объём долга превысил 100 % ВВП США [6] .
Отношение госдолга к ВВП страны
2023
Госдолг — 121% ВВП
Данные на сентябрь 2023 г.
Конгресс ожидает роста госдолга США до 181% к 2053 году
Совокупный государственный долг США достигнет 181% ВВП в 2053 году, при этом федеральная задолженность в виде находящихся у населения ценных бумаг в ближайшие 10 лет составит 115% ВВП, говорится в докладе Бюджетного управления Конгресса в июне 2023 г.
2022: Сокращение до 96% ВВП
2021: Конгресс ожидает роста федерального долга со 102% до 202% ВВП к 2051 году
В марте 2021 г Бюджетное управление Конгресса США заявило, что федеральный долг США за три десятилетия вырастет более чем вдвое по сравнению с размером экономики, что увеличит риск возникновения бюджетного кризиса. В ближайшей перспективе опасности якобы кажутся незначительными.
При этом отчет не отражает план сброса «вертолетных денег» в размере 1,9 триллионов долларов, который в это время проходит через Конгресс.
2020
Госдолг 134% ВВП
План увеличения госдолга до 195% ВВП к 2050 году
В сентябре 2020 г Бюджетное бюро Конгресса (CBO) США заявляет, что к 2050 году государственный долг достигнет 195% ВВП. США в это время не ждут немедленного финансового кризиса, но необходимы действия для решения долгосрочных финансовых проблем США.
Рост ВВП США в ближайшие 30 лет составит 1,6% против 1,9%, прогнозируемых в 2019 году.
«Фискальная траектория США неустойчива, но не существует определенного переломного момента, когда финансовый кризис становится вероятным или неминуемым», — уверены чиновники.
Госдолг США превысил ВВП на фоне эпидемии COVID-19
Во втором квартале 2020 года госдолг США превысил объем ВВП на фоне резкого роста бюджетных расходов и снижения налоговых поступлений во время начала пандемии COVID-19.
Согласно расчётам министерства финансов США, государственный долг страны к концу второго квартала 2020 года составил $20,5 трлн по сравнению с $17,7 трлн на конец марта, увеличившись на 16% всего за три месяца. В результате госдолг достиг 105,5% ВВП по сравнению с 82% ВВП в первом квартале.
По состоянию на 3 сентября 2020 госдолг страны составил $26,7 трлн, свидетельствуют данные сервиса US Debt Clock. Это более чем в 15 раз больше ВВП России, по данным Всемирного банка на 2018 год ($1,658 трлн).
Изменение соотношения госдолга к ВВП США
Рост госдолга и дефицита бюджета США происходит на фоне решения Белого дома о выделении $2,2 трлн для поддержки предприятий и граждан. Часть денег направлена на прямые выплаты гражданам: люди с доходом менее $75 тыс. получат чек на $1,2 тыс., семьи с детьми получат по $500 на каждого ребенка. Часть средств будет направлена тем, кто лишился работы. Помимо этого в пакете предусмотрены меры по поддержке предприятий и отраслей экономики.
По прогнозам Бюджетного управления Конгресса США, американский госдолг в 2020 году резко вырастет — до 98% ВВП против 79% в конце 2019-го и 35% в 2007-м.
Бюджетный дефицит в США к началу сентября 2020 года наиболее высокий с 1945 года, уточняют эксперты конгресса. В 2021 году прогнозируется дефицит бюджета в 8,6%. Предполагается, что до 2027 года дефицит будет постепенно спадать, но затем вновь вырастет до 5,3% к 2030 году.
Тем временем доходы федерального бюджета США в период с апреля по июль сократились на 10% по сравнению с тем же периодом предыдущего года в связи с существенным снижением экономической активности в стране из-за карантинных мер, а также массовых сокращений. [7]
Прогноз роста федерального долга до 100% ВВП
Согласно прогнозу на начало мая 2020 г, отношение госдолга к ВВП в США составит в 2020 году 100% — самый высокий показатель со времен Второй мировой войны.
2017: Госдолг 105% ВВП
Отношение госдолга к ВВП страны, 2017 г.
2016: 106% от ВВП страны
По итогам 2016 года госдолг США составлял 106% от ВВП страны — это третий показатель среди стран «Большой двадцатки». Первое место занимает Япония, госдолг которой составляет 9,1 триллиона долларов, но в два с половиной раза превышает ВВП страны.
Госдолг России, по оценке Минфина, к концу 2017 года достигнет 12,7 триллиона рублей, что составит 13,8% ВВП страны [8] .
2010: Госдолг — 93% ВВП
В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП [9] [10] .
1985: Госдолг начал расти быстрее экономики
С 1980-х годов, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.
1982: Госдолг 35% ВВП
Опережающая динамика роста экономики США над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов), позволила сократить отношение госдолга к ВВП до уровня около 33-36%.
1946: Госдолг 121% ВВП
Государственный долг в соотношении к ВВП страны, достиг максимума в 1946 году. Что являлось в следствием массивных военных госрасходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2% ВВП.
Госдолг на душу населения
На конец 2018 г
Гособлигации: кредиторы США
Кто и как позволяет США жить в долг десятилетиями.
Платежи США по госдолгу
2023
Стоимость обслуживания долга в США стремительно увеличивается
За первые девять месяцев финансового года расходы на обслуживание госдолга США выросли на 25%, достигнув 652 млрд долл. и способствовав существенному увеличению дефицита бюджета. Рост процентных ставок означает увеличение расходов на обслуживание долга.
Прогноз доли расходов бюджета США на обслуживание госдолга до 2033 г
На июнь 2023 г в обращении находится 4 трлн векселей, стоимость обслуживания которых составляет ровно 5% (практически весь долг был рефинансирован по высоким ставкам + премия за идиотизм Белого дома по процедуре повышения лимита госдолга, когда некоторые выпуски в апреле-мае размещали по ставкам близким к 6%).
Нот (облигации от года до 10 лет) в обращении на 13.7 трлн долл, средневзвешенная ставка составляет 1.93% по сравнению с 1.42% в январе 2022. С марта 2022, когда ФРС начала повышать ставку на рефинансирование и новые размещения ушло 4 трлн долл, а с сентября 2022, когда ставки ощутимо выросли – 2.2 трлн.
Пока ситуация не выходит из-под контроля и средневзвешенные ставки находятся на уровне 2013-2018, но чем дальше – тем больший объем бумаг пойдет на рефинансирование и тем выше проникновение текущих высоких ставок.
Бондов (облигации свыше 10 лет) всего в обращении на 4.1 трлн, а средневзвешенные ставки находится на уровне чуть выше 3%. Здесь реакции особой нет, т.к. с марта 2022 на рефинансирование и новые размещения ушло 600 млрд бондов, а сентября 2022 – 330 млрд.
По всему публичному долгу средневзвешенные ставки ушли под 2.7% (максимум с мая 2009) по сравнению с 1.45%. С 2013 по 2018 была комфортная средневзвешенная ставка около 2% и повысилась до 2.5% к 2019.
За счет сверхмягкой ДКП Минфину США удалось удержать низкую стоимость обслуживания долга при стремительном роста самого долга. Например, публичный госдолг вырос в 4.5 раза с 5 до 22.5 трлн с 2007 по 2021, а стоимость обслуживания долга выросла всего в 1.3 раза с 255 до 330 млрд.
Теперь все изменилось. Рекордная скорость роста ставки ФРС привела к резкому увеличению стоимости обслуживания по рыночной части госдолга – свыше 660 млрд на май 2023, что вдвое больше, чем в 4 кв 2021!
Впереди масштабное рефинансирование имеющегося долга и новые размещения на 1.5-2 трлн, что еще больше разгонит стоимость обслуживания долга, которая к 4 кв 2023 может превзойти оборонные расходы, писал Spydell Finance.
Процентные расходы $929 млрд в год или 17% бюджета США — максимум с 2000 г
К апрелю 2023 г процентные расходы к доходам бюджета США подбираются к 17% — максимум с 2000 года.
Расходы правительства США на выплату процентов по федеральному долгу за 2,5 года выросли на 80% и на апрель 2023 составляют $929 млрд в год. При этом ставка рефинансирования продолжает расти.
Стоимость обслуживания госдолга США поставила новый рекорд
Долги штатов
2023: Дефолт Калифорнии по долгу перед федеральным правительством на $18,6 млрд
Калифорния в мае 2023 г объявила дефолт и штат отказался оплачивать долг перед федеральным правительством на $18,6 млрд.
2017
В апреле 2017 года из инфографики информационного сайта HowMuch.net видно, что накопление долга в различных штатов США сравнимо с эффектом снежного кома.
Пять штатов в центре снежного кома – это штаты с самым высоким уровнем долга на душу населения: Массачусетс ($11 тыс.), Коннектикут ($9 200), Род-Айленд ($8 900), Аляска ($8 200) и Нью-Джерси ($7 400).
На другом конце спектра находятся пять штатов с самым низким уровнем госдолга на душу населения: Теннесси ($900), Небраска ($1 тыс.), штат Невада ($1 200), Джорджия ($1 300) и Арканзас ($1 500).
Конечно, разумно ожидать больших различий в уровне долга на душу населения между штатами, но не с таким разрывом, какой можно видеть на этом графике. А чем объясняются такие сильные различия?
В это время штат Массачусетс является штатом с самым высоким уровнем долга на душу населения и располагается на втором месте с точки зрения госдолга в процентах от ВВП (14%). Аналитики S&P недавно понизили прогноз по гособлигациям штата со «стабильного» на «негативный».
Forbes отмечает, что необеспеченные обязательства — самая большая фискальная проблема, стоящая перед правительствами штатов, и Массачусетс не исключение. Необеспеченные обязательства составляют $94,45 млрд.
Столь существенная разница в экономических показателях между штатами в конечном итоге будет в пользу дальнейшей дезинтеграции страны.
Дело в том, что США все чаще делят на две группы штатов: экономически успешные штаты и депрессивные штаты. Конгрессмены от этих групп все чаще требуют в сенате и палате представителей совершенно разных инициатив со стороны государства [11] .
Дефолты городов
Эксперт Всемирного Банка Эрик Швайцерн в интервью «Эксперт Онлайн» (август 2013 года):
«В США многие социальные обязательства за последние годы были переданы от федерального на уровень штатов, а сами штаты, в свою очередь, охотно отдавали их муниципалитетам. Достаточно сказать, что из 22 социальных программ, инициированных с 2008 года в рамках Антикризисного пакта, только 3 остались за федеральным центром и 7 – за бюджетами штатов. Проблемные активы в системе госуправления тоже передаются в округа и городские поселения. Это делается для того, чтобы скрыть огромный дефицит консолидированного бюджета страны, который, если рассматривать в комплексе, уже имеет определенно дефолтные параметры. Покрывать дефициты традиционными трансферами из Вашингтона уже не получается из-за закона о секвестре. В течение ближайших 3 лет мы ожидаем лавинообразного процесса банкротств городов США, который способен поставить уже всю страну на грань суверенного дефолта» [12] .
Калифорния
Маммот Лейкс
Третьего июля 2013 года Маммот Лейкс подал заявление о банкротстве из-за неспособности оплатить по иску о возмещении $43 миллионов, поданных городским планировщиком против города.
Сан — Бернардино
Сан-Бернардино подал документы о банкротстве (ранее августа 2013), став третьим по величине обанкротившимся американским городом. Вместо крупных урезаний для полицейского и пожарного департаментов, город предпочёл подать документы о признании себя банкротом. Адвокат города Джеймс Пенман говорит, что документы, которые представлялись мэру и городскому совету, 13 из 16 лет были фальсифицированы, и таким образом скрывали истинные расходы города, в итоге лишь усугубив его финансовые проблемы.
Санта-Ана
Кредитный рейтинг города по оценке Moody’s всего лишь на единицу выше статуса неплатежеспособного. Прогноз банкротства: 2014 год.
Лонг-Бич
Лонг-Бич пересмотрел договоры с полицейским и пожарным профсоюзами относительно урезания пенсионных трат в попытке сокращения общих расходов и экономии для городского бюджета 18,5 миллионов долларов. Прогнозируемое банкротство: 2014 год
Коста-Меса
Чтобы сэкономить деньги, город Коста-Меса продал полицейские вертолёты и сократил фонд заработной платы. Банкротство ожидается уже в декабре 2013 года.
Сан – Диего
Пенсионные проблемы преследуют город уже много лет, и большинство из предлагаемых решений оказывают отрицательный эффект на новую рабочую силу, мало что делая для сокращения всё нарастающих долгов. Дефолт в 2014.
Лос-Анджелес
Дефицит городского бюджета составляет $238 миллионов, также у него огромные необеспеченные пенсионные обязательства и ежегодный бюджет почти в 7 миллиардов долларов. Ожидаемый дефолт (если его не спасет федеральный центр): февраль 2014 года.
Штат Нью-Йорк
Округ Рокланд
Округ сократил 412 рабочих мест в середине 2012 года, после того как Moody’s дал ему негативный прогноз из-за его бюджетного дефицита в 18 миллионов долларов. В 2013 году власти пошли на увольнение еще 514 сотрудников. Все американские аналитики солидарны во мнении, что город вплотную подошёл к дефолту, который неминуемо настанет в течение 1-1,5 года.
Пенсильвания
Скрентон
К августу 2013 года Скрентону не хватает примерно $16,8 миллионов. Чтобы помочь снизить расходы, город сократил около 400 государственных рабочих мест. «У города нет денег», говорит член городского совета Роберт Макгофф. «Мы каждый день живём, как последний». Прогноз банкротства: I квартал 2014 года.
Род-Айленд
Провиденс
В конце мая 2013 года назначенный на рассмотрение банкротства Сентрал Фоллс (город в округе Провиденс) судья заявил, «Не знаю, как ещё они смогут из этого выбраться, кроме как объявив банкротство». Прогноз дефолта: осень 2013 года.
Мичиган
Губенатор штата Мичиган Рик Снайдер в январе 2013 года заявил, что по его подсчётам в его штате 235 больших и малых городов, которые являются функциональными банкротами. Одним из таких городов штата Мичиган является город Флинт. Когда-то Флинт называли «город-двигатель Америки», поскольку в нём находился завод по сборке Бьюиков, большое предприятие по производству свечей зажигания, и Fisher Body. Ни одна из этих единиц более не функционирует. «Город-двигатель» стал «городом убийств». В 2012 году в городе с населением в 102 тысячи человек было зарегистрировано 66 этих преступлений. Уровень убийств здесь даже хуже, чем в Багдаде.
Риск пенсионных дефолтов
Основная статья: Пенсии в США
Примечания
- ↑National debt hits historic $20 trillion mark
- ↑Госдолг США превысил 20 000 000 000 000 долларов
- ↑Госдолг США вырос на $1,4 трлн
- ↑Штаты сели в долговую яму
- ↑Спор о повышении потолка госдолга обошелся США в 1,3 миллиарда долларов
- ↑Bureau of Economic Analysis: Gross Domestic Product (en). Bureau of Economic Analysis. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.Проверено 4 февраля 2011.
- ↑US debt is expected to pass 100% of GDP. Investors don’t seem to mind
- ↑Доля госдолга России в ВВП в 2017 г. снизится до 13,8%
- ↑Public Debt Reports (en). TreasuryDirect.gov. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.Проверено 4 февраля 2011.
- ↑Country comparison: Public debt (en). ЦРУ. Проверено 4 февраля 2011.
- ↑Госдолг разрывает США на две части
- ↑Прощай, американская мечта!
Роль госдолга США в мировом движении капитала
В статье рассматривается влияние долга правительства США на международное движение капитала. Рассмотрены основные этапы развития госдолга США, структура рынка государственных облигаций Казначейства США, структура держателей госдолга. Отдельно рассмотрен долговой кризис США 2011 г. и его влияние на мировую экономику. На основании статистических информации дан краткий анализ тенденций в госдолге США и перспектив его развития.
Ключевые слова: госдолг, США, международное движение капитала
A. Tishakov, A.Khatypova. Role of US Public Debt in Global Capital Flows
This article deals with the impact of US public debt on global capital flows. It analyzes the key stages of US public debt development as well as the structure of US Treasury market and the structure of debt-holders. The emphasis in made on the 2011 United States debt-ceiling crisis and its impact on world economy. A draft analysis of trends in US public debt is cited based on statistical data.
Key words: public debt, USA, global capital flows
Введение
История США — это история постоянного роста объемов внешней торговли, расходов государственного бюджета и увеличения размеров государственного долга. Фактически, и граждане США, и американское государство несколько десятилетий живут в долг. Однако, за всю историю США федеральные власти страны никогда не отказывались от выполнения своих долговых обязательств и никогда не объявляли мораторий на выплату процентов по долгу.
За последние 20 лет Соединенные Штаты стали самым большим должником в мире. С 1940 года количество населения США увеличилось примерно на 100%. За это же время, государственный долг США вырос на 12 043% или в 120.5 раз. Долг США ежесекундно увеличивается примерно на $14.5 тыс.[1] Начиная с 30 сентября, когда расходы на войну в Ираке, а также внутренняя экономическая ситуация страны дали о себе знать, национальный долг стал расти в среднем на $2 млрд. в день.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью анализа долгового кризиса США и поиском решения сложившихся экономических проблем. США — крупный экономический и валютно-финансовый центр мира, который может поглотить технический дефолт, точнее поток внешнего долга. США уникальным образом добились того, что их внутриэкономические проблемы оказывают влияние на мировую экономику. В случаи дефолта, Соединенные Штаты подвергают опасности интересы международных кредиторов, так как доллар является мировой резервной валютой, пострадают экономики всех стран. Проблема ежедневного увеличения госдолга США требует немедленного решения со стороны правительства страны, иначе они могут безвозвратно потерять доверие мировых рынков к кредитоспособности США и это пошатнёт особый статус доллара как единой резервной валюты. Экономические обозреватели внимательно следят за ходом развития долгового кризиса и прогнозируют его последствия.
Данная работа структурно разбита на четыре главы. В первой главе дана ретроспектива американского госдолга, рассмотрены ключевые этапы его развития, а также описаны кризисы госдолга США, исключая последний кризис 2011 г. Во второй главе мы покажем, чем по сути является государственный долг США, кто является его основными владельцами и какие страны являются самыми большими кредиторами США. В третьей главе рассмотрена роль госдолга США в мировой экономике. В четвертой главе будет дан краткий анализ перспектив развития государственного долга США, в частности рассмотрен долговой кризис августа 2011 г. и меры Федерального правительства США по преодолению кризиса и дальнейшему регулированию госдолга.
История госдолга США
«Долг США, внешний и внутренний, —
это цена американской свободы».
Александр Гамильтон
Появление госдолга
Впервые госдолг США был зафиксирован 1 января, 1790 г. и равнялся $52,788,722.03. Он состоял из долга Континентального конгресса и $191,608.81, заимствованных Секретарем казначейства Александром Гамильтоном у Нью-Йоркских банков для покрытия расходов нового правительства.[2] На рис.1 представлена эволюция величины американского госдолга по отношению к ВВП.
Затем госдолг возрос в результате Войны за независимость и 1 января 1791 г. Статьей конфедерации и вечного союза, первым конституционным документом США, был установлен на уровне $75,463,476.52, или $1,75 млрд. в долларах 2010 г.[3] Это означало, что каждый американец был должен $350. С 1796 по 1811 гг. в США было зафиксировано четырнадцать бюджетных профицитов и два дефицита. Госдолг резко повысился в 1812 г., в результате значительных расходов на Англо-американскую войну, однако в результате восемнадцати бюджетных профицитов в течение последующих двадцати лет США удалось погасить 99,97% своего долга.
Очередной резкий рост долга пришелся на Гражданскую войну. С 1860 по 1863 гг. он увеличился почти в 20 раз с $65 млн. до $1 млрд, а концу войны госдолг равнялся $2,7 млрд. Тридцать шесть бюджетных профицитов и одиннадцать дефицитов в последующие сорок семь лет позволили покрыть около 55% долга.
Первая Мировая Война и Великая Депрессия
Новое скачкообразное увеличение государственного долга США было вызвано Первой Мировой войной и огромными военными расходами: долг увеличился до $27 млрд. В последующее десятилетие федеральный бюджет США был профицитным, что дало возможность значительно уменьшить размеры долга. С 1920 до 1930 годы задолженность США была сокращена на 38.2% до $16.2 млрд. А в последующие несколько лет долг составлял не более 5% ВВП страны.
Рис. 3 Congressional Budget Office, «Federal Debt and the Risk of a Fiscal Crisis», July 27 2010
В 1932 году президент Герберт Гувер сбалансировал бюджет и сократил государственные расходы, чем, кстати, ускорил темпы спада экономики, переживавшей беспрецедентный в истории США кризис — «Великую Депрессию». Его приемник президент Рузвельт начал бороться с кризисом путем проведения обширных реформ, направленных на сокращение безработицы и борьбу с нищетой. Несмотря на то, что ему удалось вывести экономику США из кризиса, его политика стала причиной значительного увеличения бюджетного дефицита. Долг американского государства увеличился почти до $43 млрд. Вторая Мировая война и колоссальные военные затраты нанесли еще более сильный удар по американскому бюджету: в 1945 году государственный долг США составлял уже $258.7 млрд.
В 1980-е годы, при правлении президента Рональда Рейгана государственный долг страны впервые резко вырос не из-за внешних причин, а в результате непродуманной финансовой политики. Рейган провел крупное сокращение налогов, при этом, однако, государственные расходы не уменьшились, а, наоборот, возросли, что стало причиной утроения размеров государственного долга. В 1990 году он достиг $3 трлн.233 млрд.
2000-е годы
С 1992 по 2000 годы экономика США переживала период экономического подъема. Однако, крах интернет-компаний и террористические атаки 11 сентября 2001 года стали одной из многих причин начала резкого спада в экономике страны. По оценкам Heritage Foundation, 2000-2003 годы были рекордными для США по уровню бюджетных расходов.[4] На каждую американскую семью администрация США затратила $73 273 (учитываются все виды государственных расходов). Большие траты были зафиксированы в США лишь во время Второй Мировой войны. Только за период с 2001 по 2003 год расходы США выросли на 16%. Государственный долг США вырос из-за значительного увеличения расходов на оборону и безопасность, а также военных действий в Афганистане и Ираке. В результате, в 2002 году государственный долг США достиг $6 трлн. 228 млрд.
Структура госдолга
Что из себя представляет госдолг США?
Министерство Финансов США одалживает деньги за рубежом и внутри страны путем продажи казначейских векселей, облигаций и других ценных бумаг. Значительная доля государственного долга США представляет собой ценные бумаги Казначейства США (U.S. Treasurysecurities или U.S. Treasuries), которые подразделяются на 4 вида, в зависимости от срока погашения:
- Краткосрочные казначейские векселя (Bills) — до 1 года
- Среднесрочные казначейские облигации (Notes) — от 1 года до 10 лет
- Долгосрочные казначейские облигации (Bonds) — более 10 лет
- Казначейские защищенные от инфляции облигации (TreasuryInflation—ProtectedSecurities — TIPS) — 5, 10 и 30 лет
В последние годы возник явный уклон в сторону краткосрочных обязательств (bills) по сравнению с долгосрочными (bonds). Такая структура долга (преимущественно краткосрочные обязательства) выгодна США, поскольку существенно уменьшает расходы на содержание долга. В то же время существует высокий риск недостаточного спроса долговых бумаг с крайне низкой доходностью.[5]
Стоит отметить, что к государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем.
Держатели госдолга
Держателей американского госдолга можно разделить на две группы:
- негосударственные кредиторы (public debt), которые включают в себя инвесторов (частных и институциональных), Федеральную Резервную Систему (Центральный банк США) и иностранные государства
государственные фонды США (intragovernment debt), такие как фонд социальной защиты, фонд медицинского страхования и др.
Как видно из диаграммы на рис. 3, почти половину, 47% от долга держут на руках непосредственно ФРС и правительство США, в фонде социального страхования и ему подобных. Они, в некотором смысле, должны сами себе. И таким образом, выплаты по половине облигаций возвращаются обратно в Казначейство США.
Интересно также рассмотреть, в каких государственных фондах сосредотачивается наибольшая величина долга. На рис. 4 представлена диаграмма, иллюстрирующая распределение госдолга США между различными фондами.
Рис. 4 GAO, Financial Audit: Bureau of the Public Debt «s Fiscal Years 2010 and 2009 Schedules of Federal Debt
Как видно из диаграммы, наибольшее количество долга (57%) сосредоточено в фонде социальной защиты (SocialSecurityTrustFunds). Следом идет фонд поддержки ветеранов и инвалидов (CivilServiceRetirementandDisabilityTrustFund — 17%) и фонды здравоохранения (17%)
.
Рис. 5 U.S. Department of Treasury/Federal Reserve Board
Также интерес представляет распределение долга между странами (рис. 5).
Долговой кризис США 2011 г.
Одна из ключевых и важнейших особенностей американского быта — жизнь в кредит. По данным Федеральной резервной системы США, в конце прошлого года задолженность американских потребителей составляла более 2,4 трлн долларов. Среднестатистический американец имеет кредит на дом, кредит на машину, кредит на учебу, кредиты на бытовую технику и так далее, но самым быстрорастущим компонентом долга остается задолженность по кредитным картам. История кредитных карт началась еще в 1914 году, но полного расцвета они достигли только в 1958 году. Это означает, что большинство ныне живущих американцев, включая политиков, родились и выросли в обществе, где занять деньги — легко, просто и приятно. А учитывая то, что физическому лицу в США относительно легко объявить себя банкротом, большинство даже не задумывается о том, как возвращать полученные кредиты.
Внешний долг США достиг более 14 трлн долларов за последние 10 лет увеличившись более, чем в три раза.
По данным Министерства финансов США, сейчас внешний долг Америки составляет 94% от ВВП. С момента прихода к власти президента Барака Обамы в январе 2009 года внешний долг США вырос на 2,4 трлн долларов. За весь период правления Джорджа Буша-младшего этот показатель вырос на 4,9 трлн долларов.[6]
Особенностью долгового кризиса в США является неспособность целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.
Американское правительство — это самый крупный обременённый долгами потребитель, взявший в долг у кредиторов по всему миру, чтобы покрыть 43% своих расходов в этом году. И это самый крупный заем Вашингтона со времен Второй мировой. Но США уникальны: из-за своих огромных размеров их нельзя считать обычным заемщиком. Взять хотя бы то, что, если США не выполнят свои обязательства по долгам (как Греция или Ирландия), может разразиться такой финансовый хаос, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется незначительным. Кроме того, благодаря тому, что доллар в течение долгого времени считается резервной валютой среди мировых инвесторов, Вашингтон всегда может напечатать еще долларов, чтобы уверить, что он может платить по своим счетам. Ни один другой заемщик не может позволить себе такой роскоши.
Уникальные привилегии США обеспечивают их большими воздушными подушками. Но эти подушки также скрывают всю глубину проблемы и позволяют Вашингтону продолжать накапливать долги вместо того, чтобы избавиться от этой привычки. Например, быстро увеличивающийся национальный долг, составляющий сейчас более 14 трлн долл, может вскоре превзойти общий размер всей американской экономики. Сейчас США тратят на выплаты по процентам меньшую часть бюджета, чем тратила раньше, но это потому, что процентные ставки сейчас необыкновенно низкие. В этом году оплата процентов по национальному долгу будет стоить налогоплательщикам 210 млрд долл, что меньше, чем оплата между 1995 и 2000 годами. Расходы по процентам в этом году составят 5,4% от всех федеральных затрат в сравнении с 12,5% в 2000. И это одна из причин, почему политики могут много болтать о долгах США, но на самом деле ничего не делать.
На Америку продолжает накатывать «снежный ком» долгов. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года — 2,610 триллионов, за 3 года — 4,839 триллионов!
Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг — упирается в планку — уменьшаются госрасходы — угроза экономическому росту — вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился — до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 — до нуля в 2011, и только.
Опубликованная в конце июля очередная порция макроэкономической статистики по США в очередной раз подтвердила небезосновательность подозрений экспертов относительно набирающего силу снижения уровня экономической и инвестиционной активности, а также сжатия промышленного производства. По итогам 1 кв. 2011г. годовой прирост американского ВВП едва превысил отметку в 1,9%, что является крайне низким значением и недостаточно для поддержания кредитоспособности США как заёмщика. При этом ещё больше опасений вызывает наблюдающееся в последнее время снижение уровня экономической активности. Если в 4 кв. 2009г. годовой прирост ВВП превышал 5%, то в 4 кв. 2010г. динамика создания добавленной стоимости снизилась до 3,1%, информация представлена на графике 3.
График 3. ВВП США в % к предыдущему периоду.
Наряду с государственным долгом, оценивающимся в $14,5 трлн., существует также долг домашних хозяйств ($13,3 трлн.), корпоративный долг ($10,9 трлн.), долг финансовых организаций ($14,1 трлн.). Итого совокупный долг всех субъектов экономики США превышает отметку в $53 трлн., что составляет более 355% ВВП крупнейшей экономики в мире.
Если не сократить размер внешнего долга, тогда возможно наступления технического дефолта, который может привести к катастрофе для мировой экономике. Технический дефолт — это невыполнение обязательств без формального банкротства, ситуация, когда заёмщик нарушил договор займа, но физически он этот договор выполнять может.
Влияние госдолга США на мировую экономику
В мировой экономике США доминирует по основным экономическим показателям, являясь лидером:
- Крупнейшая экономика
- Крупнейший рынок сбыта
- Крупнейший инвестор
- Крупнейший должник
Пока доллар США остается мировой резервной валютой, американские экономические проблемы будут оказывать влияние на всю мировую экономику. От сбережений государств, накопленных в американской валюте, невозможно избавится сразу. А в случае технического дефолта США для экономик других стран могут возникнуть следующие последствия:
- отток капитала из развивающихся стран (в том числе из России) из-за снижения инвестиций,
- ускорение инфляции вследствие вывода большой массы денег в наличный оборот,
- обесценивание национальных валют,
- снижение зарплат,
- падение цен на недвижимость,
- рост процентных ставок по депозитам до 200%.
Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, являющегося крупнейшим иностранным держателем американских государственных облигаций. Перед Китаем встало немало сложных вопросов, в том числе сокращение активов в иностранной валюте, негативному влиянию подверглась экспортная торговля, возросло давление с импортируемой инфляцией. Аналитики отмечают, что в связи с медленным восстановлением американской экономики, в последующие несколько лет китайские предприятия, занятые в области импорта и экспорта, возможно, столкнутся со слабым внешним спросом, повышением валютного курса, неблагоприятной обстановкой из-за постоянных международных торговых трений. Экспортная торговля Китая, крупнейшего экспортера в мире, непременно, окажется под негативным влиянием. Эксперты отрасли отмечают, поскольку доллар — самая главная расчетная валюта в мире, «новое печатание долларов», вызванное долговым кризисом в США привело к девальвации американской валюты, это и стало причиной роста цен на товары массового потребления в долларах. Таким образом, возросло давление с импортируемой инфляцией в Китае, крупного импортера сырья.
Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, что он должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.
На страны Европы долговой кризис не оказывает непосредственное влияние, так как их сбережения в евро. Негативное влияние происходит за счет ухудшения мирового товарооборота, скачков цен на нефть и ценные бумаги. Хотя долговому кризису Европы поспособствовала экономическая нестабильность именно США. Это два крупных экономических и финансовых центра, оказывающие влияние на экономики друг друга и мировой.
Проблемы банковского сектора США затрудняют кредитование во всем мире и подрывают мировую экономику. Это, в свою очередь, наносит ущерб Латвии, так как латвийская экономика базируется в основном на экспорте и падение спроса со стороны основных торговых партнеров, при ограничении банками финансирование бизнеса, будет означать и сокращение заказов у латвийских производителей.
Долговой кризис США не дает нормально функционировать фондовым рынка, провоцируя очередные обвалы. Так в начале августа 2011года Standard & Poor «s впервые в новейшей истории снизило наивысший рейтинг Америки до AA+ на фоне опасений, связанных с ростом дефицита бюджета страны. Это решение вызвало резкий обвал на фондовых и сырьевых рынках; конвульсивные спады и подъемы продолжались еще в течение недели.
Индексы российских бирж снизились вслед за мировыми, потеряв по итогам основных торгов 0,2%. плохие данные из США повлияли и на азиатские рынки, которые в итоге закрылись в минусе. Ведущие индексы потеряли 1,3—1,6%. В Азии есть и свои опасения — ухудшение деловой активности в Китае и ожидание, что китайские власти повысят кредитные ставки. Пессимизма торгам в Азии добавили и плохие новости из Европы. Агентство Moody «s снизило кредитный рейтинг Греции сразу на три ступени — с В1 до Саа1. По этой причине европейские индексы теряют в пределах 1%.
Долговой кризис США порождает реальную дилемму для зарубежных кредиторов. Они должны либо идти на колоссальный и прямой финансовый риск, связанный с дефолтом в США, либо покупать дополнительные американские облигации, подвергая себя опасности. США могут воспользоваться возможностью долгового дефолта, чтобы угрожать другим странам. Таков страшный системный риск, заложенный в нынешней международной финансовой системе.
В то же время, долговой кризис США стал предупредительным сигналом для крупных иностранных держателей американских государственных облигаций. Они должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.
В эпоху после глобального финансового кризиса усиливается единодушие по поводу того, что международную систему валютного обмена за базе доллара необходимо как можно быстрее реформировать. Избавление от доллара не только служит интересам стран-кредиторов, но и обеспечивает стабильность и надежность мировой финансовой системы.
1. «Внешний долг США бьет все рекорды: он увеличивается на миллион в минуту» http://news.students.ru/index.php?newsid=1386
2. «The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt
3.«The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt
4. «The Guidelines for Reducing Wasteful Government Spending» The Heritage Foundation http://www.heritage.org/research/reports/2003/02/ten-guidelines-for-reducing
5. «Про структуру американского долга» МФД-ИнфоЦентр http://mfd.ru/blogs/posts/view/?id=384
6. «Внешний долг США достиг рекордных 13 трлн. долл.» РБК. http://top.rbc.ru/economics/03/06/2010/415658.shtml
Источники
1. Супян В. Современная Социально-экономическая модель США / В. Супян // Международные процессы. — 2005. — 21 марта. — №2(8)
2. Евстигнеева Е. Нобелевские лауреаты предрекли долгий кризис / Е.Евстигнеева // Утро.ру — 2011. — 23 августа. — Режим дутупа: http://www.utro.ru/articles/2011/08/23/993827.shtml
3. Риски и глобальные дисбалансы / Л. Григорьев, М. Салихов//Экономическое обозрение. — 2007. — №6.
Анализ структуры государственного долга США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поданева Алена Вячеславовна
В статье анализируется структура государственного долга Соединенных Штатов Америки. Автор рассматривает теоретическое значение государственного долга и применимость его на практике. Также автор дает определение внешнему и внутреннему государственному долгу, выделяя их основные отличия. Особая роль в статье отводится анализу причин, в том числе государственному дефициту, которые привели к образованию крупного государственного долга США. Подробно рассмотрены основные внутренние и внешние держатели госдолга США.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Поданева Алена Вячеславовна
Институт государственного долга в США: теория и практика становления и развития
Развитие внутреннего рынка государственного долга России: факторы формирования, перспективы изменения
Государственный долг экономически развитых стран как фактор усиления макроэкономического дисбаланса и глобальной нестабильности
Роль пенсионных фондов в финансировании государственного долга США
Государственный долг России и сша
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Анализ структуры государственного долга США»
ANALYSIS OF THE USA PUBLIC DEBT STRUCTURE Podaneva A.V. (Russian Federation) Email: Podaneva228@scientifictext.ru
Podaneva Alena Vyacheslavovna — Bachelor in International Affairs, FACULTY OF WORLD ECONOMY AND INTERNATIONAL AFFAIRS, HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the structure of the public debt of the United States of America. The author considers the theoretical significance of public debt and its applicability in practice. The author also defines the external and internal public debt, highlighting their main differences. A special role in the article is devoted to the analysis of the reasons, including the state deficit, which led to the growth of a large US public debt. The main internal and external holders of the US national debt are considered in details. Keywords: analysis, government debt, world economy, China.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США Поданева А.В. (Российская Федерация)
Поданева Алена Вячеславовна — бакалавр международных отношений, кафедра мировой экономики и мировой политики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется структура государственного долга Соединенных Штатов Америки. Автор рассматривает теоретическое значение государственного долга и применимость его на практике. Также автор дает определение внешнему и внутреннему государственному долгу, выделяя их основные отличия. Особая роль в статье отводится анализу причин, в том числе государственному дефициту, которые привели к образованию крупного государственного долга США. Подробно рассмотрены основные внутренние и внешние держатели госдолга США.
Ключевые слова: анализ, государственный долг, мировая экономика, КНР.
В книге Лобачевой Е.Н. «Экономическая теория» дается следующее определение государственного долга: «Это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период» [1, с. 299]. Государственный долг делится на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом подразумеваются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а под внешним государственным долгом — обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. В США национальный долг и федеральный долг — два различных понятия. Национальный долг представляет собой «сумму размещенный ценных бумаг, выпущенных Казначейством США или другими государственными агентствами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством» [2, с. 8]. Федеральный долг (или Валовый федеральный долг) США — это «обязательства правительства перед частным сектором или другими государственными организациями» [2, с. 9].
Валовый федеральный долг состоит из двух частей:
• долг перед нефедеральным сектором (внешний долг) — обязательства перед всеми инвесторами, не относящимися к федеральным органам власти (индивидуальные инвесторы, корпорации, Федеральная резервная система, иностранные государства, региональные и местные органы власти);
• внутрифедеральный долг (внутренний государственный долг) — обязательства
перед другими федеральными организациями, прежде всего фондами (обычно долг перед федеральными фондами, прежде всего Social security и Medicare) [3, c. 220].
На март 2016 г. внутренний государственный долг США составил 13.84 трлн долл., а внешний государственный долг — 5.352 трлн долл., просуммировав две составляющие получим 19.196 трлн долл. — величина государственного долга США [7]. Со времен Джона Вашингтона и до 1982 г., когда государственный долг составил 1 трлн долл. прошло около 200 лет, а за последние 30 лет госдолг США увеличился практически в 20 раз [6].
Государственный долг США состоит из внутренних держателей государственных Казначейских ценных бумаг на 41.5%, крупнейшими из которых являются: Фонд Системы социальной защиты (2.8 трлн долл.); Федеральная резервная система (2.46 трлн долл.) и остальные внутренние держатели; и внешних держателей государственных Казначейских ценных бумаг (34.16%): Китай (1.24 трлн долл.), Япония (1.23 трлн долл.), Бельгия (0.34 трлн долл.), Страны Карибского бассейна (0.33 трлн долл.), Страны ОПЕК и Индонезия (0.29 трлн долл.) и остальные (2.77 трлн долл.) [4].
Государственный долг является следствием государственного дефицита, который в свою очередь иногда возникает из-за неправильной политики властей при распределении средств из федерального бюджета США. Основными разделами расходов федерального бюджета США на 2015 г. и главными составляющими государственного дефицита США являются: здравоохранение, на которое пришлось 27% федеральных расходов; социальное обеспечение (24%); расходы на национальную оборону (15%); расходы на погашение процентов по казначейским ценным бумагам, принадлежащих гражданам страны (6%); трансферты Пенсионному фонду (4%), а также расходы другим федеральным организациям, прежде всего фондам, куда входят расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на охрану окружающей среды и обслуживание судов, субсидии почтовой службе США, инвестиции в научную деятельность, расходы на SEC(24%) [9]. Расходы федерального госбюджета США в целом на 2015 г. составили 3.9 трлн долл. [5]. Нужно отметить, что раздел расходов на здравоохранение в федеральном бюджете США с 1970 г. увеличился с 6% до 22%, одной из главных причин чего является старение поколения, которое было рождено в период Бэби -Бума [9]. Уже сегодня расходы составляют 1.053 трлн долл., что значительно превышает расходы других стран в этой сфере [5].
Что же касается внешнего долга, то с 2008 г. Китай стал самым крупным держателем государственных ценных бумаг США. Как мы видим из рис. 3 государственный долг США увеличился в десятки раз за последние 15 лет. Из рис. 4 также видно, что самый большой государственный долг был у США во время второй мировой войны, после чего наблюдался резкий спад и с 2010 г. государственный долг опять начал поступательно увеличиваться [8].
Одной из основных причин роста государственного долга США считают отмену золотого стандарта в 1971 г. После этого Конгресс при каждом новом президенте увеличивал расходы государственного бюджета, т. е. давал разрешение на эмиссию большего количества долларов и выпускал большее количество государственных казначейских ценных бумаг. Для США такое положение крайне выгодно, когда страна занимает не только у своего народа, но и у других стран, живя за чужой счет.
Сегодня многие аналитики спорят о том, что же будет дальше, станет ли юань мировой резервной валютой или «господство» доллара продолжится. Но очевидно одно, что страны недовольны тем порядком, который установился сегодня на международной арене. И уже с середины 2015 г. началось движение в сторону «сброса» государственных облигаций другими странами, что является свидетельством того, что страны наконец-то осознали свое зависимое положение и готовы с этим бороться.
Список литературы /References
1. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник для бакалавров. 3-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2012. 516 с.
2. Платежи и Расчетные системы. Журнал Центрального банка Российской Федерации, 2015. № 49. C. 3-22.
3. Allen Robert D. US government spending, the national debt, and the role of accounting educators J. of Acc. Ed. 31, 2013. P. 215-231.
4. Государственный долг США. // РИА — новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://m.ria.ru/infografika/20151103/1313211833.html/ (дата обращения: 03.04.2017).
5. Financial report of the united states government 2015. [Electronic resource]. URL: https://www.fiscal.treasury.gov/fsreports/rpt/finrep/fr/fr_index.htm/_(date of access: 02.05.2017).
6. Office of Management and Budget (2013). Historical Tables: Table 7.1 Federal debt at the end of the year 1940-2018. [Electronic resource]. URL: (date of access: 09.12.2016).