Барьеры ADKAR: способы преодоления
Модель ADKAR ® от Prosci помогает понять особенности протекания изменений на индивидуальном уровне и научиться управлять ими. Она состоит из пяти элементов, совокупность которых обеспечивает успешность изменений. Переход от одного элемента к другому может осложняться индивидуальными барьерами, которые влияют на конечный результат.
Согласно отчету «Лучшие практики в управлении изменениями», участники исследований регулярно называют отсутствие понимания основной причиной сопротивления изменениям со стороны сотрудников и руководителей. Не понимая необходимости изменений, сотрудники не обладают важной для них информацией и блокируют процесс изменений.
Когда барьером выступает понимание или желание, то вероятность изменений в целом стремится к нулю. Самое очевидный и важный вывод заключается в том, что такие люди не меняются.
Если барьером выступает понимание необходимости изменений, изменение полностью игнорируется. Такой сотрудник делает вид, что ничего не изменилось, и продолжает свою обычную деятельность. Если спросить его напрямую, он поставит под сомнение необходимость изменений, может начать спорить или дискутировать по поводу причин изменений. Нередко сотрудники защищают текущее состояние (существующее положение), особенно если они ранее участвовали в создании процессов или инструментов, используемых в настоящий момент.
Формирование понимания является первым шагом на пути к успешному внедрению изменений. Именно на понимании основываются решения, которые сотрудники принимают в отношении предстоящих изменений.
Чтобы обеспечить понимание, в первую очередь необходима эффективная коммуникация со стороны спонсора изменений, а также коучинг со стороны непосредственного руководителя сотрудника.
Сотрудникам необходимо понимать суть изменений, почему они происходят, как изменения соотносятся с направлением развития компании. И они должны получать эти сообщения от людей, которым доверяют. Некоторым сотрудникам требуется время для переработки информации и осознания организационных причин изменений. Другим нужно несколько раз услышать соответствующее сообщение от разных людей.
Профиль 2: нежелание принимать участие в реализации изменений как барьер
Так же как и в случае с пониманием, отсутствие изменений в сотрудниках может быть напрямую связано с отсутствием желания меняться. Если у человека отсутствует желание меняться, то он самоустраняется из рабочего процесса полностью или частично. Если изменение оказывает существенное влияние на повседневную деятельность сотрудника, он может растеряться, отстранится от работы или начать поиск нового рабочего места (в этот момент часто начинаются увольнения). Одни сотрудники открыто сопротивляются изменениям. Другие — находят пассивные формы сопротивления, заручившись поддержкой коллег или распространяя дезинформацию и слухи об изменениях. В худшем случае сотрудник может попытаться саботировать изменения, целенаправленно стремясь нарушить процесс изменений или помешать ему. В случае возникновения конфликта на данном этапе модели ADKAR сотрудники могут демонстрировать страх или неуверенность по отношению к целевому состоянию или испытывать злость из-за того, что вынуждены меняться. Такие сотрудники часто обладают низким моральным духом или узким кругозором.
Зачастую повлиять на желание другого человека сложнее всего. Любой руководитель или спонсор, пытающийся вызвать у сотрудника желание меняться, сталкивается с трудностями, так как он не может контролировать причины его отсутствия. К примеру, причиной отсутствия желания может стать личная ситуация, не связанная с работой, или финансовое положение. Соответственно, в первую очередь при формировании желания необходимо не предпринимать действия, а задавать вопросы и внимательно слушать.
Эффективный лидер изменений сначала будет стараться найти корневую причину отсутствия желания и изучить все аспекты изменения, влияющие на данного сотрудника.
Желание сотрудника участвовать в реализации изменений по сути является его личным выбором, поэтому руководитель должен дать ему ответы на вопрос «Что это мне дает?» с точки зрения сотрудника. Информацию о дополнительных мерах, которые могут быть приняты для формирования желания и преодоления сопротивления, связанного с его отсутствием, можно найти в Наборе онлайн-инструментов специалиста по управлению изменениями Prosci.
Профиль 3: знание навыков и компетенций как барьер
Знание – это третий элемент модели ADKAR. В данном контексте знание означает понимание того, как внедрить изменения, наличие навыков и специальной подготовки по использованию новых инструментов и процессов, а также понимание новых функций и ответственности, необходимых для изменения. Напомним, что первым признаком отсутствия понимания или желания мы назвали отсутствие каких-либо изменений в сотрудниках. Если у человека не хватает знаний или способностей, то происходит обратная ситуация. В первую очередь видно, что сотрудник старается измениться. Но если ему не хватает знаний, то вы увидите, что искренние попытки измениться часто не приводят к нужному результату.
Такие сотрудники часто говорят, что они не знают, что делать, или у них нет необходимых навыков. Они задают много вопросов и просят помощи у руководителей и коллег. Обычно сотрудники, у которых не хватает знаний о происходящих изменениях, сильно переживают из-за допущенных ошибок, разочаровываются и теряют стимул. У них может снизиться самооценка, они боятся совершить еще больше ошибок.
Если барьер на элементе «знание» не преодолен, то затраты на реализацию изменений возрастают. В результате вам могут потребоваться дополнительные ресурсы, а у сотрудников может возникнуть разочарование и желание сдаться.
Чтобы преодолеть барьер на элементе «знание», необходимо обучить сотрудников самому процессу изменений, использованию инструментов и процессов.
Таким образом они смогут самостоятельно понимать, что происходит и как управлять собственным поведением. И также как и на предыдущих этапах, стоит обеспечить коучинг со стороны непосредственных руководителей или руководителей среднего звена.
Профиль 4: способность применять необходимые навыки как барьер
Гарантируют ли знания в области изменений наличие способности к их реализации? Нет. Хотя это распространенное заблуждение среди специалистов по управлению изменениями. Способность означает, что слова не расходятся с делом. Бывают ситуации, когда у сотрудника есть и понимание, и желание, и необходимые знания для изменений, но он не способен их реализовать по физическим или психологическим причинам, из-за нехватки времени или ресурсов. Примером может послужить человек, который берет уроки плавания. Наличие знаний о том, как правильно плавать еще не делает его умелым пловцом. До тех пор, пока большинство сотрудников успешно не отработают элемент «способность», процесс внедрения изменений не принесет желаемого результата.
Как и в ситуации с нехваткой знания, старание – это первое, что бросается в глаза в действиях сотрудника, которому не хватает способности. В таком случае можно ожидать, что выполнение задач будет занимать более долгое время, а производительность будет низкой. Сотрудники, для которых данный элемент стал барьером, постоянно ищут поддержки своих руководителей или коллег по работе. Некоторые из них разочаровываются своими результатами и расстраиваются из-за допущенных ошибок. Если таких сотрудников оставить без внимания, они могут попытаться найти более легкие для них обходные пути, даже если эти пути не будут соотноситься с текущими изменениями. Нередки случаи, когда сотрудники с высоким уровнем понимания, желания и знаний, но с нехваткой способности, начинают терять желание, если не верят в свой успех в новых условиях.
Чтобы преодолеть этот барьер, руководители должны обеспечить коучинг своих сотрудников в полном объеме, необходимом для овладения ими всеми новыми знаниями и процессами.
Не менее важно дать сотрудникам достаточно времени, чтобы попрактиковаться и освоиться в новой для них ситуации. Огромную роль в поддержке таких сотрудников играет привлечение квалифицированных экспертов и наставников. Некоторые компании создают службу поддержки, чтобы сотрудники могли незамедлительно получить необходимую им помощь.
Профиль 5: закрепление как барьер
Как мы говорили выше, на элементе «способность» сотрудники уже демонстрируют и реализуют изменения, но это не отменяет важности закрепления как элемента модели ADKAR. Когда сотрудникам не хватает похвалы и признания, то есть закрепления изменений, снижается их энтузиазм и активность в отношении изменений. В некоторых случаях сотрудники просто возвращаются к старым методам работы. Когда человек чувствует, что его заслуги не получили признания, он может предположить, что его вклад никого не интересует и никому не важен. Также у него может возникнуть ощущение, что проделанная работа по внедрению изменений недооценена. Если сотрудник чувствует себя недооцененным, он вряд ли будет работать с максимальной отдачей.
Поскольку внедрение изменений – это процесс, происходящий в течение длительного времени, возможно, на их закрепление потребуется столько же времени, сколько ушло на то, чтобы обеспечить понимание их необходимости.
Закрепление изменений требует привлечения главного спонсора и непосредственных руководителей, чтобы они публично признали заслуги сотрудников и поощрили их, а также празднования успехов как в формальной, так и в неформальной обстановке. Критерии оценки и вознаграждения сотрудников также следует привести в соответствие с внедренными изменениями.
Интеграция элементов модели ADKAR
На величину успеха изменений влияет не только наличие барьеров на любом элементе модели ADKAR, но и отсутствие взаимосвязи между ними, поскольку каждый из «кирпичиков изменений» зависит от предыдущего. Барьер на элементе «понимание» может повлиять на «желание», а «знание» крайне важно для обеспечения «способности». Сбой или неэффективная реализация любого из элементов может свести на нет работу над другими, в то время как целенаправленное укрепление любого «кирпичика» будет способствовать успеху в других элементах модели ADKAR.
В рамках Сертификационного тренинга по управлению изменениями Prosci вы научитесь определять барьеры принятия изменений в своих текущих проектах.
Автор оригинального текста: Тим Кризи
Тим Кризи занимает пост директора по инновациям в компании Prosci и является всемирно известным специалистом по управлению изменениями. Его исследования заложили основу знаний об управлении человеческой стороной изменений для достижения результатов на уровне организации.
Другие статьи
04 ноября 2023 5 советов по адаптации управления изменениями к Agile CRM-проектам
Как адаптировать управление изменениями к Agile или другому итеративному проектному подходу? Ваше путешествие может начаться с одного важного проекта, например с внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
14 апреля 2023 Компетенции по управлению изменениями VS управление изменениями
Что отличает организацию с развитыми компетенциями по управлению изменениями?
23 марта 2023 Работаем с сопротивлением на уровне PRO
Минимизация сопротивления – непростая задача. Мои клиенты часто полагают, что проблема в людях, вовлеченных в изменения, но это ошибочные выводы. К сожалению, специалисты по управлению изменениями часто занимают оборонительную позицию к любому роду сопротивлений и в результате упускают возможность помочь сотрудникам успешно пройти через изменения.
Подпишитесь на рассылку материалов по управлению изменениями, чтобы не пропустить интересный материал :
Какие состояния барьеров приняты в компании
История нефтяной компании «Роснефть» неразрывно связана с историей отечественной нефтяной промышленности.
Карьера в компании
НК «Роснефть» — динамично развивающаяся компания, заинтересованная в поиске и привлечении в свои ряды целеустремленных, инициативных, энергичных и творческих людей, умеющих работать в команде, готовых к совершенствованию профессиональных знаний и опыта.
Контактная информация для СМИ.
- Совет директоров
- Внутренний аудит и ревизионная комиссия
- Устав и внутренние документы
- Управление рисками и внутренний контроль
Разведка и добыча
Переработка и сбыт
- Устав и внутренние документы
- Отчетность, Презентации и Годовые отчеты
- Раскрытие информации
- Календарь инвестора
- Роснефть: вклад в реализацию целей ООН в области устойчивого развития
- ESG
- Инсайдерам
- Акционерный капитал
- Дивиденды
- Информация для акционеров
- Инструменты инвестора
- Контактная информация
- Осторожно мошенники
Информация для акционеров
Информация для акционеров компании «Роснефть».
Инструменты инвестора
Инструменты для инвестора компании «Роснефть».
Контактная информация
Контактная информация для акционеров.
- Пресс-релизы
- Новости
- Новости дочерних обществ
- «Роснефть» сегодня
- Выставка-форум «Россия»
- Корпоративные СМИ
- Видеоматериалы
- Фотогалерея
- Контактная информация
Новости компании «Роснефть».
Фотогалерея
Фото и видео архив компании «Роснефть».
Контактная информация
Контактная информация
- Поддержка международных инициатив в области устойчивого развития
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Отчеты в области устойчивого развития
- Подходы к соблюдению прав человека
- Противодействие коррупции
- Горячая линия безопасности
- Промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды
- Наука и инновации
- Корпоративный научно-проектный комплекс
- Персонал
- Корпоративная культура
- Социальная политика
- Система корпоративной сертификации
Отчеты в области устойчивого развития
Отчеты об устойчивом развитии НК «Роснефть» представляют сводную информацию, отражающую социальные и природоохранные аспекты деятельности НК «Роснефть», существенные для самой Компании, ее акционеров, сотрудников и других заинтересованных сторон.
Горячая линия безопасности
«Горячая линия безопасности» – инструмент реализации политики НК «Роснефть» по борьбе с хищениями на объектах Компании, а также по противодействию коррупции.
Промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды
В области защиты окружающей среды «Роснефть» руководствуется требованиями законодательства РФ и нормами международного права.
Персонал НК «Роснефть» является ключевым ресурсом ее развития.
Корпоративная культура
Корпоративная культура компании «Роснефть».
- Поддержка международных инициатив в области устойчивого развития
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами
- Отчеты в области устойчивого развития
- Подходы к соблюдению прав человека
- Противодействие коррупции
- Горячая линия безопасности
- Промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды
- Промышленная безопасность и охрана труда
- Охрана окружающей среды
- Контроль в области ПБОТОС
Поиск по разделу
« Ноябрь, 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Главная страница → Устойчивое развитие → Промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды
Промышленная безопасность, охрана труда
и окружающей среды: стратегия, политика и управление«Роснефть ведет свою деятельность» в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, национальных законодательств стран присутствия и нормами международного права в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (далее — ПБОТОС). Важнейшими приоритетами Компании являются обеспечение безопасных условий труда для сотрудников Компании и подрядных организаций на всех объектах и внедрение экологически ответственных методов работы в рамках производственной деятельности. В своих подходах к обеспечению безопасности «Роснефть» не делает различий между работниками Компании и сотрудниками подрядных организаций, предоставляя те же права, и, применяя к ним те же требования в сфере ПБОТОС, что и к своим работникам. В Политике в области ПБОТОС закреплено право всех работников Компании и подрядных организаций отказываться от выполнения работ, если они представляют угрозу жизни и здоровью человека, а также причинения вреда окружающей среде. Являясь лидером нефтегазовой отрасли Российской Федерации и одной из крупнейших компаний мирового топливно-энергетического комплекса, осознавая характер и масштабы влияния своей деятельности, а также понимая свою ответственность «Роснефть» ставит перед собой амбициозные стратегические цели в области ПБОТОС. Компания планирует выйти на качественно новый уровень промышленной безопасности и охраны труда. В рамках стратегии «Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход» Компания выделила в качестве приоритета стремление к нулевому смертельному травматизму (показатель FAR, включая подрядчиков) и нулевой аварийности оборудования (показатель PSER-1), о чем «Роснефть» заявила на своем сайте, и в публичной позиции «Роснефть: вклад в реализацию целей ООН в области устойчивого развития», и в других источниках. На производственных объектах «Роснефти» трудится значительное количество работников подрядных и субподрядных организаций. Именно поэтому Компания, задавая стратегические цели в области ПБОТОС, приняла принципиальное решение о включении в периметр учета по основным показателям ПБОТОС данных по подрядным и субподрядным организациям. «Роснефть» поддерживает высокие требования к уровню прозрачности отчетности: все травмы от относительно легких до тяжелых, в том числе и по подрядным организациям, регистрируются в обязательном порядке. Руководители всех уровней Компании несут личную ответственность за достижение целей в области ПБОТОС, в том числе путем демонстрации личным примером надлежащего безопасного поведения и лидерства в области ПБОТОС. В ключевые показатели эффективности Топ-менеджеров Компании, руководства Обществ Групп и других работников включены показатели в области ПБОТОС. Реализуемые процессы ПБОТОС функционируют в рамках Интегрированной системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (ИСУ ПБОТОС), соответствующей лучшей мировой практике. ИСУ ПБОТОС является частью системы управления Компании и представляет собой совокупность процессов, процедур, организационной структуры и ресурсов, используемых для результативного управления рисками, возможностями, контроля соответствия требованиям и постоянного улучшения показателей деятельности в области ПБОТОС. Компания подтверждает соответствие ИСУ ПБОТОС стандартам ISO (и/или ГОСТ Р ИСО) в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды на ежегодной основе. Компания большое внимание уделяет сотрудничеству с компаниями-партнерами для обмена опытом и совершенствования деятельности в области ПБОТОС. В Компании поддерживается регулярная практика проведения совместных форумов различного уровня.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РИСКОВ И БАРЬЕРОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Евразийский экономический союз / предпринимательская деятельность / барьеры в ЕАЭС / виды рисков в ЕАЭС / Eurasian Economic Union / entrepreneurial activity / barriers in the EEU / types of risks in the EEU
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Н. Кусков, А.С. Сынчикова
В данной статье проведен анализ существующих барьеров и рисков в Евразийском экономическом союзе , которые препятствуют целесообразному и эффективному развитию предпринимательской деятельности . Барьеры являются недопустимыми препятствиями в рамках ЕАЭС, поэтому проводится активная работа по их снижению и созданию безбарьерной среды. Риски в предпринимательской деятельности являются следствием политических событий, эпидемиологической обстановки и экономической ситуации в странах ЕАЭС.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.Н. Кусков, А.С. Сынчикова
РАЗВИТИЕ ЕАЭС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ИТОГИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
РИСКИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИК ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕАЭС
ПЯТЬ ЛЕТ ЕДИНОМУ РЫНКУ УСЛУГ ЕАЭС: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ANALYSIS OF THE STATE OF RISKS AND BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITIES WITHIN THE EAEU
This article analyzes the existing barriers and risks in the Eurasian Economic Union , which hinder the expedient and effective development of entrepreneurial activity . Barriers are unacceptable obstacles within the EAEU, therefore, active work is being carried out to reduce them and create a barrier-free environment. Risks in business activities are a consequence of political events, the epidemiological situation and the economic situation in the EAEU countries.
Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РИСКОВ И БАРЬЕРОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕАЭС»
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РИСКОВ И БАРЬЕРОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕАЭС
А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент А.С. Сынчикова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
Аннотация. В данной статье проведен анализ существующих барьеров и рисков в Евразийском экономическом союзе, которые препятствуют целесообразному и эффективному развитию предпринимательской деятельности. Барьеры являются недопустимыми препятствиями в рамках ЕАЭС, поэтому проводится активная работа по их снижению и созданию безбарьерной среды. Риски в предпринимательской деятельности являются следствием политических событий, эпидемиологической обстановки и экономической ситуации в странах ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, предпринимательская деятельность, барьеры в ЕАЭС, виды рисков в ЕАЭС.
Обязательным атрибутом успешного социально-экономического развития страны является эффективное функционирование малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос является особенно актуальным в рамках ЕАЭС, что находит подтверждение в политике, проводимой государствами-участниками ЕАЭС:
наблюдается процесс принятия соответствующих государственных программ; разрабатываются программы по имущественной, финансовой и информационной поддержки субъектам МСП; создаются специальные инфраструктуры, облегчающие становление и функционирование малых предприятий; формируются институциональные единицы, которые специализируются на оказании помощи предпринимателям.
В рамках поставленных задач Департаментом функционирования внутренних
рынков проводится активная работа по обеспечению действия внутренних рынков без барьеров, изъятий и ограничений, а также мероприятия по снижению рисков. Барьеры в отличие от изъятий и ограничений являются недопустимыми препятствиями в рамках ЕАЭС, так как они не соответствуют праву Союза, поэтому проводится активная работа по созданию безбарьерной торговли в рамках ЕАЭС.
Барьер — препятствие для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, несоответствующие праву Союза. Лидеры стран-участниц ЕАЭС высказываются об устранении различных барьеров внутри Союза и ускорения создания общих рынков в рамках объединения. Динамика изменения количества барьеров в ЕАЭС представлена на рисунке 1.
14 Q 11 16 12 13
2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 1. Динамика изменения количества барьеров в ЕАЭС
Анализируя данные на рисунке 1, следует отметить, что наибольшее количество барьеров было устранено в 2016 году. В целом за последние шесть лет количество барьеров варьируется от 16 до 9. Несмотря на постепенное снижение барьеров, с начала пандемии количество барьеров в торговле между странами-участницами Союза возросло и есть опасения, что они могут только укрепляться.
Рис. 2. Распределение
По состоянию на декабрь 2021 г. в ЕАЭС существует 13 барьеров, из которых один распространяется на все страны -«Ограничение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках на территории Союза, проводимых в электронном формате, в связи с отсутствием взаимного признания электронной цифровой подписи». Распределение барьеров по странам-участницам ЕАЭС представлено на рисунке 2.
■ РФ ■ Казахстан Беларусь Киргизия
в ЕАЭС по странам за 2021 г.
На основе рисунка 2, можно сделать вывод, что наибольшее количество барьеров приходится на Белоруссию — 4 барьера: ограничения по ввозу животноводческой продукции из РФ, запрет на открытие филиалов юридического лица из стран ЕАЭС, ограничения в области оптовой торговли ломом и отходами черных и цветных металлов, применение ассортиментного перечня товаров. Наименьшее количество барьеров наблюдается в Армении — 1 барьер: взимание пошлины при экспорте лома и отходов черных и цветных металлов.
В Киргизии существует 3 барьера: запрет на государственные закупки из одного источника или у единственного поставщика; освобождение от НДС сельскохозяйственной техники, произведенной на предприятиях Кыргызской Республики и поставляемой сельскохозяйственным производителям; установление механизма «минимального уровня контрольных цен» на импортируемые товары.
В Российской Федерации установлено 2 барьера: запрет на поставку томатов и перцев по причине выявления в них карантинных объектов; установление обяза-
тельных требований к продукции, не включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В Казахстанской Республике аналогично существует всего 2 барьера: ограничения по допуску отдельных видов продукции и услуг к государственным закупкам путем осуществления закупок у поставщиков из Республики Казахстан, включенных в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков и применение дополнительных требований в части необходимости оснащения устройством вызова экстренных оперативных служб находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств категорий Ми N используемых для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов.
Если анализировать сферы регулирования барьеров во внутренней торговле ЕАЭС, то они затрагивают следующие направления (рис. 3): государственные закупки, налоговая политика, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитар-ные меры, техническое регулирование и торговля услугами.
Государственные закупки Налоговая политика Санитарные, ветеринарно- Техническое регулирование Торговля услугами
санитарные и фитосанитарные меры
Рис. 3. Сферы регулирования барьеров
Из рисунка 3 видно, что наибольшее количество барьеров затрагивает государственные закупки (1 общий барьер, а также по одному барьеру в Киргизии и Казахстане), налоговую политику (2 барьера в Киргизии и 1 в Армении), торговлю услугами (3 барьера в Белоруссии). Наименьшее количество барьеров в техническом регулировании (по 1 барьеру в РФ и Казахстане) и санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры (по 1 барьеру в РФ и Белоруссии).
Если анализировать состояние барьеров в ЕАЭС по годам, то следует отметить, что с 2017 года сохраняется один общий барьер, распространяющийся на все страны, с 2018 года — два барьера (по одному в Белоруссии и в Казахстане), с 2019 года — четыре барьера (по одному в Казахстане, России, Белоруссии и Армении), с 2020 года — два барьера (по одному в Казахстане и Белоруссии). Также в 2021 г. возникло четыре новых барьера (два в Киргизии, по одному в Белоруссии и России).
В целом с 2015 года был устранен 51 барьер, на данный момент времени проводится активная работа по реализации мероприятий по устранению еще 13 барьеров. Борьба ЕАЭС с барьерами осложняется тем фактором, что ей приходится иметь дело с последствиями решений, принятых на национальном уровне. Поэтому возникают предложения о создании национальных систем мониторинга барьеров.
Огромная заслуга стран Союза заключается в содействии по устранению барьеров. Данная тенденция важна для обеспечения эффективного функционирования рынков интеграционного объединения.
Евразийская экономическая комиссия развивает инструментарий работы по обеспечению функционирования внутреннего рынка ЕАЭС путем подготовки базовых документов в сфере устранения препятствий.
Формирование безбарьерного пространства для развития предпринимательства реализуется через следующие инициативы:
1. Цифровые транспортные коридоры в ЕАЭС — направлены на интеграцию информации о транспортных средствах, экипажах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки на всем пространстве ЕАЭС (распоряжением ЕМПС от 31 января 2020 г. № 4 утвержден верхнеуровневый план проекта).
2. Унифицированная система поиска «Работа без границ» — позволит соискателям вакансий и работодателям осуществить поиск работы или подбор персонала на территории нескольких государств-членов.
3. Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий — предназначена для вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, возможность продвижения продукции субъектов промышленности с использованием международных цифровых экосистем государств-членов и третьих стран.
На фоне ухудшения внешнеэкономической ситуации в мире это влияет и на увеличение рисков для экономик государств-членов ЕАЭС. Ухудшение внешних геопо-
литических и экономических условии, а также социальные колебания, которые наблюдаются во многих странах приводят к росту неопределенных рисков, склонных к смещению в негативную сторону.
Для оценки влияния рисков на предпринимательскую деятельность в ЕАЭС следует изучить динамику взаимной торговли между странами Союза за 20192020 гг. (рис. 4).
Рис. 4. Динамика взаимной торговли товарами государств-членов ЕАЭС за 2019-2020 гг.,
млрд. долларов США
На основе данных, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что в 2020 году наблюдается падение взаимной торговли на 0,9 млрд. долл. (15% по отношению к 2019 г.), что непосредственно связано с пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19. Наибольшее падение объема торговли наблюдается с марта по июнь, на что повлияло введение локдауна в странах.
В 2021 году ситуация значительно изменилась, и взаимная торговля достигла рекордных 72,6 млрд. долларов США. Данный показатель на 31,9% больше 2020 г. и на 17,8% 2019 г. Объем внешней торговли на 35,1% больше показателя 2020 г. — 844,2 млрд долларов США. Экспорт товаров увеличился на 44,1%, а импорт на 22,6%.
Современные риски, влияющие на развитие предпринимательской деятельности в ЕАЭС зависят от следующих факторов:
1. Влияние последствий пандемии ко-ронавирусной инфекции.
2. Политические ситуация в регионе.
3. Действие санкционных ограничений.
Несмотря на высокие показатели экономики в 2021 г. сохраняется перечень экономических рисков: падения реальных доходов населения и рост безработицы по-
сле ковидных мер, сохранение возможности остановки отраслей и производств, санкционные ограничения. Страны ЕАЭС объединились для нивелирования данного риска путем создания «зелёного коридора», который подразумевает беспошлинный ввоз социально важных товаров (продуктов питания и лекарств), и в то же время запрет на вывоз лекарственных средств и средств индивидуальной защиты (данная тенденция наблюдается и в других странах на мировой арене). При этом в странах-участницах ЕАЭС сохраняются финансовые и доходные риски.
Как показал 2020 г. важным фактором в удержании своих позиций для всех предпринимателей стал переход в digital. Под угрозой до сих пор находятся компании с минимальным внедрение информационных технологий. Таким образом, возникает такой риск как неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС.
На фоне общественных колебаний из-за завышенного ожидания предпринимателей возрастают репутационные риски организаций. В тяжелое время пандемии не все компании смогли удержаться на месте, так достаточно пострадал ресторанный бизнес, туризм и в целом сервисные услуги.
Один из важных рисков, влияющих на предпринимательство в ЕАЭС — политический риск. Он непосредственно связан с политическими событиями в странах ЕАЭС, которые приводили к общественным беспорядкам: политический кризис в Белоруссии, конфликт в Нагорном Карабахе, а также геополитические последствиями пандемии — ограничения на трансграничное передвижение людей, усиление мер на экспортном контроле, появление «вакцинного национализма».
Возникновение политических рисков не только влияет на товарооборот между странами, но также влияют на логистические операции и повышают таможенные риски. Таможенные риски в ЕАЭС связаны с тем, что наблюдалась снижение грузовых перевозок в направлении политических конфликтов, это повлияло на экспорт между странами ЕАЭС, например, из-за отсутствия границы между некоторыми странами приходилось проводить транзит через страны, не входящие в Союз.
1. Департамент функционирования внутренних рынков. Работа по выявлению и устранению препятствий. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/intemal_market/work/Pages/default.aspx (дата обращения: 03.02.2022).
2. Развитие евразийской интеграции. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/razvitie _evraziyskoy_inintegrac/ (дата обращения: 03.02.2022).
3. Реестр препятствий. Портал общих информационных ресурсов и открытых данных. Функционирование внутренних рынков // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx?countries (дата обращения: 05.02.2022).
4. Овсянникова М.А. Риски для предпринимательской деятельности и экономик государств-членов ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — №6-2 (76). -С. 122-125.
С 2020 г. В ЕАЭС проводится активная работа по минимизации рисков отмывания преступных доходов. Данное направление связано с тем, что на фоне реализации свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, стали появляться риски создания и использования схем по отмываю денег и финансированию терроризма. В ЕАЭС создана специальная группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая направлена на снижение данных рисков от интеграции в странах в рамках Союза.
Таким образом, важная работа заключает в определении и распознавании возникающих рисков и барьеров в ЕАЭС, а также в их минимизации на всей территории объединения. Важной составляющей является интеграция всех стран для решения возникающих препятствий на пути развития предпринимательства в ЕАЭС.
ANALYSIS OF THE STATE OF RISKS AND BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITIES WITHIN THE EAEU
A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor A.S. Synchikov, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. This article analyzes the existing barriers and risks in the Eurasian Economic Union, which hinder the expedient and effective development of entrepreneurial activity. Barriers are unacceptable obstacles within the EAEU, therefore, active work is being carried out to reduce them and create a barrier-free environment. Risks in business activities are a consequence of political events, the epidemiological situation and the economic situation in the EAEU countries.
Keywords: Eurasian Economic Union, entrepreneurial activity, barriers in the EEU, types of risks in the EEU.
2. Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности
Государство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств.
Первое — развитие конкуренции.
Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции.
Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям.
Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов.
Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий.
Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц (в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих). В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции (участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением) будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы.
Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов.
Второе — совершенствование налоговой системы.
Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения предпринимательского климата продолжится курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.
В 2009 — 2010 годах предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы:
переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
увеличение размера амортизационной премии в диапазоне от 10 до 30 процентов для основных средств, входящих в третью — седьмую амортизационные группы;
совершенствование системы налогообложения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений;
совершенствование системы взимания акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продукции высокой степени переработки.
Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение, приобретение жилья.
Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Будет осуществлено реформирование налогового контроля за трансфертными ценами.
Третье — развитие малого и среднего предпринимательства.
Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства. Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.
В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере.
Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо- и газоснабжения и другим объектам естественных монополий.
Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности.
Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
Четвертое — развитие институтов прав собственности и корпоративных отношений.
Будет реализован комплекс мер по повышению прозрачности отношений собственности, усилению ответственности членов органов управления компаний, повышению эффективности исполнения контрактных обязательств. Продолжится формирование нормативной правовой базы конкурентоспособной системы корпоративного управления, обеспечивающей баланс интересов различных групп заинтересованных лиц и большую гибкость в регулировании корпоративных отношений. Будут приняты меры по стимулированию создания саморегулируемых организаций.
Предстоит создать институт массовой оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международно признанных стандартов.