Выделение как способ реорганизации юридического лица предполагает
Положения данного документа (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 351-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 01.10.2023.
ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица
1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Абз. 3 п. 4 ст. 57 не применяется к реорганизации кредитной организации, осуществляемой в соответствии со ст. 8 ФЗ от 14.07.2022 N 292-ФЗ.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).
(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
Реорганизация: что это, виды и этапы проведения
Предприятие может столкнуться с необходимостью радикального изменения его структуры. Для повышения эффективности бизнес-модели приходится масштабировать или сокращать обороты предпринимательской деятельности и менять систему управления.
Для обозначения такого рода изменений в структуре компании принято использовать понятие «реорганизация».
Что такое реорганизация
Реорганизация — это преобразование юридического лица. В большинстве случаев вид и характер коммерческой деятельности предприятия остаются прежними. К тому же новое юридическое лицо сохраняет все обязательства прежней организации.
Реорганизация может быть добровольной или принудительной. В первом случае решение об изменении структуры организации принимают её владельцы и руководство. В случае принудительной реорганизации инициатором выступает государственное учреждение. Оно контролирует процедуру на всех этапах, проводит соответствующие проверки.
Не стоит путать реорганизацию с ликвидацией. Последняя предполагает исключение юридического лица из государственного реестра и полное прекращение коммерческой деятельности.
Попробуйте инструменты и сервисы от Сбера для развития бизнеса
Продукты для бизнеса
Решения для работы
Сервис видеоконференций SberJazz
Существует несколько видов реорганизации предприятия:
- Присоединение. Этот вид реорганизации предполагает присоединение одной компании к другой. Новое юрлицо не образуется, а головное предприятие берёт на себя все обязательства присоединённой организации.
- Преобразование. Предполагает смену юридическо-правовой формы компании. Обязательства перед кредиторами остаются за реорганизованным предприятием.
- Разделение. Активы организации распределяются между разными предприятиями. Такие изменения предусматривают переход обязательств от прежнего юридического лица к правопреемникам.
- Слияние. Это объединение разных юрлиц в одну компанию. Обычно слияние происходит между двумя равными по экономическому потенциалу организациями. Такой вид реорганизации даёт возможность создать новый бренд и изменить тип коммерческой деятельности.
- Выделение. В рамках этой процедуры из состава одной компании или корпорации выводятся новые юридические лица. После завершения процесса новый субъект коммерческой деятельности получает часть прав и обязательств материнского предприятия.
Для достижения индивидуальных целей часто используют комбинацию нескольких видов реорганизации. К примеру, из состава организации могут выводить новые структуры с одновременным присоединением других предприятий к материнской компании. Это несколько усложнит прохождение процедуры, но такие комбинации встречаются часто.
Основания для проведения реорганизации
Процедуру реорганизации могут инициировать по решению владельцев или государственных органов в следующих случаях:
- нецелесообразно продолжать коммерческую деятельность;
- есть потребность в пересмотре процессов производства;
- есть давление со стороны конкурентов;
- юридическое лицо не способно выполнять свои обязательства;
- при поглощении конкурирующей компанией.
Одних только оснований для проведения реорганизации недостаточно. Необходимо пройти сложную процедуру, которая включает множество этапов.
Видеозвонки в SberJazz
Общайтесь с друзьями и близкими где бы вы ни были
Попробовать сейчас
Порядок реорганизации компании
Особенности процедуры строго регламентируются нормами законодательства. Ошибки на разных стадиях могут затормозить процесс или стать причиной отказа надзирающих органов в проведении реорганизации.
Этап 1. Подготовка плана и оценка активов организации
Независимо от вида реорганизации, процедура начинается с подготовки плана. Он должен содержать информацию о целях, активах, документах, сроках и т. д. Перед составлением плана нужно провести комплексную оценку перспектив смены модели коммерческой деятельности.
Этап 2. Официальное подтверждение
Согласно закону, в течение трёх дней после принятия окончательного решения о преобразовании компании необходимо уведомить об этом ФНС. Если в процессе участвует несколько юридических лиц, каждое уведомляет надзирающий орган индивидуально. Налоговая должна сделать запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.
Дополнительно предприятию необходимо опубликовать информацию о начале и завершении реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». При нарушении этого требования юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 5000 рублей. Не публиковать уведомление можно только при преобразовании компании.
Этап 3. Сверка расчётов с налоговой инспекцией
Организация должна обратиться в ФНС для сверки расчётов предприятия с кредиторами. Налоговая служба проверит отчёты о коммерческой деятельности и подготовит акт сверки в течение пяти рабочих дней после обращения.
Этап 4. Подготовка документов
На этом этапе необходимо подготовить следующий пакет документов:
- заявление о реорганизации (форма № Р12016);
- учредительный документ;
- квитанции об уплате пошлины.
В зависимости от вида реорганизации юридическое лицо должно предоставить один из документов:
- договор о присоединении (присоединение организации);
- передаточный акт (разделение, выделение компании).
Этап 5. Подача документов
Документы подаются через МФЦ или напрямую в отделении ФНС (лично или дистанционно). При отправке через онлайн-сервис нужна подтвержденная электронная подпись.
Этап 6. Получение документов
В течение пяти рабочих дней после подачи документов заявитель получит выписку из ЕГРЮЛ и учредительный документ. Порядок получения тот же, что и при подаче.
Этапа 7. Правопреемство
Обязательства предыдущего юридического лица переходят к новому субъекту коммерческой деятельности. Ему придется выплачивать все штрафы, возвращать долги, платить пеню и т. д.
Полезные решения для бизнеса от Сбера
Во время реорганизации юридического лица важно учитывать возможности современных решений для бизнеса. Они помогут оптимизировать коммуникацию между разными отделами предприятия и повысить эффективность взаимодействия с клиентами. Полезные решения для бизнеса от Сбера доказали свою эффективность в различных секторах экономики.
Так, при помощи продуктов для бизнеса сервисная компания автоматизировала работу кол-центра и увеличила конверсию обращений в заказ более чем на 10%. При этом расходы на содержание службы поддержки снизились на треть.
В сфере электронной коммерции продукты для предпринимательства от Сбера на 34% увеличили число посетителей за счёт подключения новых каналов привлечения трафика.
При помощи инструментов для бизнеса в реорганизованной компании можно также повысить эффективность труда. Используя решения для работы от Сбера, предприятие снабжает сотрудника всем необходимым для выполнения обязанностей. Сервис онлайн конференций SberJazz помогут наладить коммуникацию между отделами, сократить время на обсуждение задач и принятие решений.
Реорганизация предприятия — лучшее время для повышения эффективности его бизнес-модели. Ознакомьтесь со всеми продуктами от Сбера и подберите подходящие решения с учётом специфики задач вашей компании.
Продукты и категории из этой статьи:
Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов
Реорганизация в форме выделения — уникальный инструмент. Его «соль» кроется в особенностях правопреемства.
Во-первых, по общему правилу, выделенное юридическое лицо не является правопреемником реорганизуемого по налоговым обязательствам.
Во-вторых, не возникает универсального правопреемства по гражданским требованиям, то есть переход всех прав и всех обязанностей от старой компании к новой не происходит. Решение, что передать, а что оставить принимают участники реорганизуемого юридического лица.
Обе особенности позволяют использовать «выделение» для обособления активов бизнеса, посредством передачи новому субъекту.
Кроме того, выделение позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Это защищает в будущем самостоятельные бизнес-направления от рисков друг друга.
В результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может применять любую систему налогообложения, в том числе УСН. А значит имеется возможность уплачивать налог с доходов по пониженной ставке.
Полагаем, никого не удивит, что наличие таких приятных бонусов вызывало пристальный интерес контролирующих органов к процедурам выделения. С 2020 года налоговые последствия при реорганизации изменились, а значит и претензий будет меньше.
Восстановление НДС
Традиционные претензии налоговых органов к выделению, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН.
Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит. (См. письмо Минфин РФ от 30 июля 2010 г. № 03-07-11/323, а также письмо ФНС России от 14 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4270@).
С 2020 года Налоговый кодекс поставил точку в спорах по поводу судьбы НДС: если правопреемник перейдет на ЕНВД или УСН, то он обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету реорганизованной организацией, пропорционально остаточной (балансовой) стоимости. (См. п. 3.1 ст. 170 НК РФ).
Несмотря на то, что ранее обязанности не было и при реорганизации не возникало никаких налоговых последствий, восстановление НДС пропорционально остаточной стоимости, да ещё и по ставке 18 %, действовавшей ранее, — это в большинстве случаев меньше, чем уплата НДС с рыночной стоимости, по актуальной ставке 20 %.
Когда пригодится реорганизация в форме выделения
Изменения налогового кодекса в части восстановления НДС — вполне понятная и нормальная реакция законодателя на злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Очевидно, что процедура реорганизации в форме выделения не задумывалась как способ получить вычеты из бюджета, а затем перевести объект на спецрежим. Цели и задачи у выделения иные.
1) Обособление непрофильных активов
Данный вопрос особенно актуален для бизнеса с историей. Как правило, за долгое время существования, в компании, как на балконе у среднестатистического россиянина, скапливаются разные и «очень нужные» активы. Что-то отдали за долги, что-то купили, потому что предложили хорошую цену, а что-то просто перестали использовать.
С одной стороны, в накопление активов ничего плохого нет. С другой стороны, сосредоточение всех активов на основном операционном звене снижает прозрачность финансовых потоков.
Очевидный выход в данной ситуации — передать непрофильные активы другому лицу, хранителю. Сделать это конечно можно через продажу, однако встаёт вопрос цены. Продажа по заниженной стоимости безусловно приведёт к претензиям со стороны налоговых органов. Рыночная цена вызывает значительные налоговые последствия, что особенно неприятно ввиду по сути перекладывания объекта в другой карман. Кроме того, для расчётов хранитель должен где-то взять средства.
Легальным решением описанных проблем является реорганизация в форме выделения. В ходе неё непрофильные активы могут быть переданы новому хранителю как правопреемнику действующей компании. Налоговые последствия возникают лишь при переходе правопреемника на УСН, что как мы указали выше, в любом случае приятней, чем уплата НДС с рыночной цены сделки.
2) Обособление дополнительного направления деятельности
Второй сценарий для использования выделения — это обособление одного из направлений деятельности. Представим, что в торговой компании складывается небольшое производство. Поначалу продажи идут через один канал, затем, с ростом и развитием производственного направления, продажи разделяются, как в части персонала, так и в части клиентов.
Учитывая различность бизнесов, транслировать на одно направление риски другого — неправильно. Соответственно встаёт вопрос об их разделении.
Реорганизация в данном случае позволяет юридически перенести в новую компанию: оборудование, персонал, права и обязанности по контрактам с контрагентами.
Безусловно, всё это можно выполнить посредством иных инструментов: оборудование может быть продано, персонал уволен и принят в новую компанию, а отношения с контрагентами переведены по цессии.
Тем не менее, применение альтернативных инструментов имеет свои нюансы. О передаче активов мы говорили выше. Перевод в порядке увольнения ведёт к возникновению обязанности выплатит компенсацию за неиспользованный отпуск, чего не происходит при переводе сотрудников в ходе реорганизации.В соответствии со ст. 75 ТК РФ реорганизация не является основанием для прекращения трудовых отношений. Соответственно заключенный трудовой договор формально продолжает своё действие, а значит выплачивать компенсации за неиспользованный отпуск не нужно. Цессия по договорам с контрагентами, предполагает взаиморасчёты по уступленным правам и обязательствам между старой и новой компанией.
3) Разделение бизнеса между партнерами
Мотивом по разделению бизнеса из прошло примера вполне может быть иное обстоятельство, нежели диверсификация рисков. Например, его (разделение) может спровоцировать желание предотвратить корпоративный конфликт.
Представим, что в торговой организации с дополнительным направлением два собственника. Начинали вместе, но с течением времени разделились по направлениям. При этом разные направления генерируют разное количество прибыли, однако собственники делят условно поровну. В такой ситуации риски возникновения корпоративного спора велики.
По аналогии с вышеописанным примером, общий бизнес, путём реорганизации в форме выделения, делится на два. В ходе реорганизации перераспределяется персонал, оборудование, права и обязанности.
При всех вышеописанных плюсах, у реорганизации есть и минусы:
- это срок. Процедура выделения на практике выполняется в течение 4 — 5 месяце.
- любая реорганизационная процедура является основанием для проведения выездной налоговой проверки. (См. п. 11 ст. 89 НК РФ).
- кредиторы получают право досрочно требовать исполнения обязательств от реорганизуемой компании. (См. ст. 60 ГК РФ).
Налоговые риски
Выше мы отмечали, что изменения в налоговый кодекс снимают вопрос по претензиям контролирующих органов в части НДС. Несмотря на это, факт отсутствия иных налоговых последствий (налога на прибыль), а также возможность передать актив субъекту на спец режиме может быть предметом интереса налоговых органов. Возможные претензии ИФНС в данном случае могут быть связаны с искусственным дроблением бизнеса в целях неправомерного применения специальных налоговых режимов и получения необоснованной налоговой выгоды.
Например, в деле А05-9428/2016, в ходе реорганизации в форме выделения состоялась передача активов субъекту на УСН. После передачи, организация взяла выделенные активы в аренду. При этом в результате построения отношений подобным образом происходит явное ухудшение экономических показателей бывшего собственника-налогоплательщика:
- сумма арендной платы многократно превышает амортизационные отчисления;
- все расходы по содержанию имущества при этом несет по-прежнему налогоплательщик как арендатор;
- денежные средства в виде завышенной арендной платы, перечисленные арендодателю, затем вновь перечисляются налогоплательщику (арендатору) или иным взаимозависимым компаниям в виде займов.
В данном деле суд решил, что единственной целью выделения было завышение расходов прежнего собственника в виде арендных платежей. Фактические бизнес-процессы при этом не изменились, компания продолжала пользоваться «своим» имуществом.
Солидарная ответственность «новой» компании
Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность.Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.
В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от их уплаты. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.
Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.
Налоговые обязательства
Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам исполнителям. Последние в свою очередь устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.
Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам (См. дело № А27-23391/2014) или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.
Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.
Требования прочих кредиторов
Привлечение выделенной компаний к солидарной ответственности по гражданским делам, зависит от наличия одного из двух вышеназванных условий. При этом, на практике решение вопроса имеет массу особенностей. Вот некоторые выводы из судебной практики:
(1) В части недобросовестного распределения.
(а) для определения добросовестности распределения активов суды назначают экспертизу, в ходе которой должна быть дана оценка не только формальному разделению активов и пассивов исходя из данных бухгалтерского баланса и передаточного акта. Данных документов недостаточно. Эксперты должны дать оценку финансовому состоянию юр. лиц, участвовавших в реорганизации, в том числе и на основании оборотно-сальдовых ведомостей, регистров бухгалтерского учёта, договоров с контрагентами и прочих документов; (См. дело № А40-101831/2014).
(б) суд исследует, что за активы передавались в ходе реорганизации. Важно, что наличие формальной возможности удовлетворить требования кредиторов, не освобождает от привлечения к солидарной ответственности.См. дело № А53-14577/2017. Иными словами, передать на новую компанию все реально ценные активы и оставить на реорганизуемом юр. лице неликвидный балласт — не получится. Вернее, сделать так конечно же можно, но сохранить актив это не поможет;
(в) если реорганизованное юр. лицо продолжает деятельность, исполняет (хотя бы частично) свои обязательства перед кредиторами, а передаточный акт распределил активы и обязательства добросовестно и справедливо, суд отказывает в удовлетворении требований о привлечении правопреемника к солидарной ответственности. (См. дело № А32-15413/2017).
Важно подходить к данной особенности разумно, то есть исполнение обязательства должно быть адекватным. Очевидно, что перечисление кредитору 100 рублей раз в месяц картину не изменит.
(2) С невозможностью определения правопреемника по передаточному акту, в целом, всё понятно: если обязательство в акте не фигурирует — отвечают оба. Однако, нюансы есть и в этой части.
Во-первых, к подготовке передаточного акта необходимо подойти скрупулёзно. Так, например, желательно поименовать контрагентов и сделать отсылку на конкретные обязательства, в том числе указать реквизиты договоров и сальдо на период составления акта.
На практике часто встречаются обобщения, например: «…то, что не указано в акте остаётся за реорганизуемым юридическим лицом…». В целом, такое указание допустимо, хотя бы потому что в соответствии с частью 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен устанавливать порядок определения правопреемства на случай возникновения, изменения или прекращения обязательств реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты утверждения передаточного акта.
Во-вторых, особняком стоят ситуации, касающиеся обязательств, возникших после реорганизации. В этом случае необходимо проанализировать сущность отношений должника и кредитора.
Так, исполнение обязательств, возникших после реорганизации, но вытекающих из отношений, сложившихся до её начала, могут быть возложены на выделенную (новую) компанию, в случае несправедливого распределения активов и пассивов. Пример такой ситуации — взыскание неустойки по кредитному договору. (См. дело № А44-7435/2014).
С другой стороны, после окончания процедуры выделения и подписания передаточного акта реорганизуемая компания продолжает свою деятельность, в ходе которой самостоятельно принимает решения и вступает в новые отношения с третьими лицами. Соответственно, выделенная компания не может быть правопреемником по обязательствам, возникшим после реорганизации. (См. дело № А40-230290/2017).
В завершение дадим главный совет — не злоупотребляйте. Он касается как применения инструмента в целом, так и использования его отдельных особенностей. Реорганизацию в форме выделения придумали не для оптимизации налогов, и уж тем более это не способ «простить всем, кому должен». В первую очередь — это возможность оптимизировать бизнес, решить предпринимательские задачи.
Типичные ошибки реорганизации
которые позволят налоговому органу или иному кредитору усомниться в искренности намерений:
- у реорганизуемых компаний отсутствует понятная деловая цель, они сдают все имущество в аренду «обратно»;
- резкое увеличение расходов старой компании на аренду имущества у своего же правопреемника;
- реорганизация проведена перед банкротством;
- иные факты, в основе которых отсутствует прозрачная житейская логика.
Реорганизация юридических лиц
1. Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам. Правопреемство в данном случае является универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации. Реорганизацию юридического лица допустимо рассматривать как разновидность одновременно двух процедур: с одной стороны, реорганизация является одной из возможных форм создания нового юридического лица; с другой стороны, в результате реорганизации прекращает свою деятельность (ликвидируется) уже существующее (существующие) юридическое лицо (лица).
Действующее гражданское законодательство допускает реорганизацию юридического лица в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
В результате слияния из двух или более юридических лиц образуется одно вновь созданное. В результате присоединения одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу; деятельность присоединяемых юридических лиц прекращается. При разделении юридическое лицо «расщепляется» на два или более новых юридических лица; деятельность реорганизуемого юридического лица прекращается. Выделение предполагает создание одного или нескольких юридических лиц за счет их выделения из состава реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Преобразование характеризуется сменой организационно-правовой формы юридического лица (допустимые формы преобразования юридических лиц определяются ГК и другими федеральными законами).
Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
2. Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа — передаточного акта ( ст. 59 ГК).
Содержанием указанного документа является указание на вид и сущность обязательств в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого юридического лица, включая обязательства, оспариваемые сторонами ( п. 1 ст. 59 ГК).
Следует учитывать, что правопреемство при реорганизации юридического лица в виде слияния или присоединения осуществляется автоматически, при этом составление передаточного акта (а также его содержание) не является обязательным условием, подтверждающим факт правопреемства. В случае спора в качестве доказательств могут быть представлены выписки из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица и документы реорганизованных (прекративших деятельность) юридических лиц, определяющие соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство ( п. 26 Постановления Пленума ВС РФ N 25).
3. Допускаются следующие виды реорганизации:
1) реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм ( абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК). Например, разделение юридического лица может сопровождаться преобразованием одного из вновь создаваемых субъектов в новую организационно-правовую форму. Указанные процедуры реорганизации могут производиться как поэтапно, так и одномоментно;
2) участие в процедуре реорганизации нескольких (более двух) юридических лиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму (смешанная реорганизация). Подобного рода реорганизация возможна, если ГК или иной специальный закон допускает преобразование юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм ( абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК). Например, слияние акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и полного товарищества возможно при условии приобретения вновь образованным юридическим лицом одной из указанных организационно-правовых форм ( п. 1 ст. 68 ГК).
Смешанная реорганизация и реорганизация, сочетающая различные формы, могут использоваться одновременно.
4. По общему правилу реорганизация юридического лица является добровольной и осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Принудительная реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Так, коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке и систематически осуществляющая монополистическую деятельность, может быть реорганизована в форме разделения или выделения одной или нескольких организаций по решению суда, принятому по иску антимонопольного органа ( п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции).
Также в ряде случаев реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (см. п. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
5. Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:
1) уведомление регистрирующего органа о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;
2) публикация реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
3) письменное уведомление всех известных кредиторов.
Указанные процедуры направлены на обеспечение прав кредиторов, которые вправе требовать от реорганизуемого юридического лица (первоначального должника) досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Подобные требования могут предъявляться исключительно в судебном порядке.
Однако к реорганизации юридического лица в форме преобразования не применяется правило ГК о досрочном (по требованию кредиторов) исполнении обязательств, возникших до начала процедуры реорганизации. В то же время сохраняется обязанность юридического лица уведомить налоговый орган о начале реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о преобразовании.
6. В целях защиты кредиторов закон также устанавливает правило о солидарной ответственности следующих субъектов:
— органов управления реорганизованных юридических лиц и самого реорганизованного юридического лица (если кредитор не получает досрочное исполнение или возмещение убытков);
— реорганизованного юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц (если передаточный акт не позволяет установить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства реорганизованных юридических лиц распределены неравномерно, что существенно нарушает интересы кредитора).
7. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также третьих лиц, если такое право предоставлено им законом. Основанием для признания решения о реорганизации юридического лица недействительным может быть, в частности, нарушение процедуры принятия такого решения, предусмотренной законом и учредительными документами юридического лица. Последствием такого признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения о реорганизации. Такая обязанность носит солидарный характер и возлагается на лиц, недобросовестно способствовавших принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации (например, на всех участников общего собрания акционеров).
Процедура реорганизации может быть прекращена или приостановлена (с возможностью возобновления процедуры в любой момент) в период до момента государственной регистрации юридического лица (лиц), создаваемого в результате реорганизации. О принятии решения об отмене процедуры реорганизации должен быть уведомлен регистрирующий орган. Уведомление о приостановлении процедуры реорганизации не требуется.