Перейти к содержимому

Как определить ликвидационную стоимость автомобиля

  • автор:

Оценка ликвидационной стоимости автомобиля

Оценка ликвидационной стоимости автомобиля как основных средств для целей бухгалтерского учета

Ликвидационная стоимость автомобиля – это сумма денежных средств, которую предприятие ожидает получить от его продажи или ликвидации по окончании полезного срока использования. Она учитывает все связанные с этим расходы (расходы на рекламу, доставку и др.). Простыми словами – это стоимость, которая амортизируется в течение срока использования, она меньше рыночной стоимости автомобиля. На практике она исчисляется при необходимости быстро продать объект.

Как определяется ликвидационная стоимость

После перехода на новый стандарт бухгалтерского учета, учет основных средств ведется по новому стандарту ФСБУ 6/2020. Когда организация принимает транспортные средства на учет, она должна для них определить ликвидационную стоимость, способ начисления амортизации и срок полезного использования. По новому стандарту, амортизация должна начисляться таким образом, чтобы на конец срока полезного использования объекта его балансовая стоимость равнялась ликвидационной или была ниже нее.

Ликвидационная стоимость автомобиля может быть равна нулю, если:

  • после окончания срока полезного использования не ожидается выгода от выбытия транспортного средства;
  • материальную выгоду от выбытия по истечении срока полезного пользования нельзя рассчитать или она незначительна.

Способ начисления амортизации организация выбирает самостоятельно. Важно, чтобы амортизация максимально точно отражала выгоды от использования транспорта в период его полезного пользования.

Автомобиль в первые годы службы интенсивно эксплуатируется, а после – в щадящем режиме. Метод начисления амортизации должен учитывать интенсивность пользования.

Принимать стоимость автомобиля в конце полезного использования равной нулю – это грубейшая ошибка, поскольку это не соответствует действительности.

Как устанавливается ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость автомобиля определяется по специальной формуле, исходя из рыночной стоимости аналогичных транспортных средств. На ее размер влияют и другие факторы, например – срочность продажи.

Существует несколько этапов расчета ликвидационной стоимости:

  1. Определяется величина коэффициента корректировки, он зависит от срочности продажи объекта и его состояния (например, если коэффициент имеет значение 0,3, это говорит о том, что цена данного объекта ниже на 30% от рыночной стоимости).
  2. После данного расчета полученный показатель отнимаем от единицы.
  3. Далее полученный результат умножаем на рыночную стоимость объекта.

Оценка ликвидационной стоимости может осуществляться прямым или косвенным методом. При прямом автомобиль сравнивается с аналогичными. Это простой метод, но он не всегда позволяет точно получить информацию о сделках с укороченным периодом реализации. При косвенном методе ликвидационная стоимость рассчитывается на основе рыночной цены, с учетом скидки за срочность реализации.

Какие факторы влияют на ликвидационную стоимость

Ликвидационная стоимость авто зависит от разных факторов:

  • техническое состояние автомобиля на момент продажи;
  • срочность продажи транспортного средства;
  • спрос на автомобиль данной марки, модели;
  • год выпуска.

При расчете можно учитывать и остаточную стоимость автомобиля. То есть его первоначальная цена уменьшается на степень его износа. Не стоит забывать и о таких факторах, как конъюнктура автомобильного рынка, инфляционные процессы, происходящие на нем. Обязательно нужно учитывать расходы компании, связанные с выбытием транспортного средства.

Независимая оценка автомобиля

Для учета выбытия транспортного средства важно определить его рыночную стоимость. В условиях кризиса, нестабильной экономической ситуации, определить ее сложно, появляются новые факторы, оказывающие влияние на рынок, значимость определенных факторов усиливается. Предприятие определяет ликвидационную стоимость – цену, по которой транспортное средство могло бы быть реализовано на конкурентном рынке, если срок реализации будет не дольше разумного – типичного для данного рынка. Учитывая то, что сроки в большинстве случаев меньше типичных для данного рынка, ликвидационная стоимость будет ниже рыночной.

Оценка ликвидационной стоимости необходима во время банкротства организации. Заказывают ее и по личным мотивам, заставляющим как можно скорее продать транспортное средство. Профессиональная независимая оценка требуется компаниям, которые имеют собственный автомобильный парк или осуществляют деятельность на автомобильном рынке (занимаются перепродажей авто).

Заказать оценку ликвидационной стоимости автомобиля вы можете в компании «Инвест Консалтинг». Выполняем независимую экспертизу транспортных средств и другого имущества в Москве и Московской области. Результаты нашей оценки всегда точны, объективны, наши сотрудники аттестованы, лицензированы, состоят в профильных СРО. Сотрудничаем с СТО, где проводится диагностика скрытых повреждений. Стоимость оценки от 5000 рублей, срок 3-5 дней Чтобы заказать оценку ликвидационной стоимости автомобиля или получить консультацию, заполните форму на сайте или перезвоните нам.

Ликвидационная стоимость основных средств по ФСБУ 6/2020

Как определить ликвидационную стоимость основных средств при работе по ФСБУ 6/2020? Можно ли указывать нулевую стоимость? Как можно это обосновать?

Порядок определения ликвидационной стоимости

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств в конце срока полезного использования, в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании ОС и является оценочным значением (п. 37 ФСБУ 6/2020).

Оценить сумму ЛС при принятии к учету нужно так, как если бы ОС достигло окончания СПИ и находилось бы в состоянии, характерном для окончания СПИ.

Таким образом, ликвидационная стоимость определяется как стоимость аналогичного основного средства, бывшего в употреблении в течение установленного организацией срока полезного использования.

Например, представляется возможным определить ликвидационную стоимость по автомобилям и транспортным средствам. Особенно в условиях, когда в организации производится систематическое обновление автопарка и имеется информация о доходах, полученных от выбытия бывших в эксплуатации автомобилей и расходах, связанных с этим выбытием. По другим объектам основных средств, при выбытии которых не ожидаются значимые поступления, ликвидационная стоимость может быть признана нулевой. Например, когда расходы, связанные с утилизацией ОС по окончании СПИ, превышают возможные суммы поступлений, или же поступления не планируются вовсе.

Ликвидационная стоимость может быть признана нулевой, даже если организация предполагает продажу основного средства по истечении установленного срока полезного использования. Но при этом предполагаемая цена продажи ОС не является существенной по отношению к его первоначальной стоимости. Другими словами, предполагаемая цена продажи основного средства не должна оказывать существенного влияния на величину амортизационных отчислений. Уровень существенности цены продажи ОС организация определяет самостоятельно. К примеру, если предполагаемая стоимость продажи составляет менее 5% от первоначальной стоимости, ликвидационная стоимость ОС будет равняться нулю. При установлении нулевой ликвидационной стоимости необходимо оценить влияние этого решения на показатели бухгалтерской отчётности, чтобы нулевая остаточная стоимость не оказала существенного влияния на экономические решения пользователей финансовой отчетности.

Аргументом в пользу установления нулевой остаточной стоимости может служить принцип рациональности. Согласно ему, затраты на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета не должны существенно превышать полезность этой информации для пользователей финансовой отчётности (п. 6 ПБУ 1/2008).

При этом, важно обратить внимание, что ликвидационная стоимость является одним из элементов амортизации, которых всего три: СПИ, ЛС и способ начисления амортизации. Элементы амортизации объекта ОС подлежат проверке на соответствие условиям использования в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (абз.2 п. 37 ФСБУ 6/2020). Таким образом, тестирование значений ЛС, СПИ и способа амортизации являются обязательным требованием, итогами которого является либо подтверждение существующих величин, либо их пересмотр, в соответствии с новыми условиями их использования.

Переход на ФСБУ 6/2020

Поможем внедрить новый ФСБУ: подготовим таблицы-шаблоны по каждому ОС, обоснования проф. суждений и бух. оценок, формулировки для УП 2022 в целях бухучета

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяемая уполномоченными сотрудниками субъективно, на основании собственного опыта и своего профессионального суждения (рекомендация Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение» НРБУ БМЦ от 17.12.2018). Необходимой информацией для определения ЛС могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и т.п. Это может быть информация о намерениях продажи или утилизации ОС с истекающим СПИ. Также это может быть информация о наличии либо отсутствии материальных ценностей в связи с выбытием ОС и о расходах на их выбытие: продажу, разборку или утилизацию. Собрать необходимую информацию об элементах амортизации объектов ОС следует даже в тех случаях, когда организация намерена определить ЛС как нулевую (п. 31 ФСБУ 6/2020). Поскольку ликвидационная стоимость является оценкой, информацию о ЛС могут предоставить специалисты, использующие основные средства в деятельности организации, а также лица, определяющие в организации дальнейшую судьбу основных средств после полного исчерпания ими срока полезного использования.

В случае отражения в бухгалтерском учете «нулевой» ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп бухгалтерские расчеты следует подкрепить справками или заключениями от технических специалистов. При отсутствии в организации компетентных специалистов можно обратиться к оценщикам. Они определят рыночную стоимость основного средства, но так, как если бы объект на дату оценки уже эксплуатировался в течение всего срока его полезного использования.

При определении ликвидационной стоимости автомобилей допустимо опираться на данные сайтов продаж автотранспортных средств. За основу можно взять технические характеристики и пробег, аналогичные предполагаемому состоянию собственного автотранспорта на конец срока полезного использования. Также можно использовать данные местных автодилеров. Например, проанализировать, по какой стоимости можно будет сдать автотранспорт по программе трейд-ин в конце срока использования.

Особое внимание следует уделить недвижимости, облагаемой налогом на имущество по среднегодовой стоимости. Искажение элементов амортизации может привести к разногласиям с налоговыми органами по размеру базы налога на имущество и возможным налоговым потерям.

Проверка ликвидационной стоимости

С 2022 г. определение и проверка ликвидационной стоимости ОС является регулярной процедурой, проводимой в конце каждого года. По этой причине необходимо наладить в организации данный бизнес-процесс при взаимодействии с компетентными подразделениями организации:

  • утвердить комиссию по определению ликвидационной стоимости;
  • утвердить график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации;
  • утвердить процедуру оценки ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями;
  • произвести документальное оформление операций (служебные записки, расчеты, профессиональное суждение).

По итогам данной процедуры следует оформить документ. Это может быть акт, протокол, ведомость, заключение комиссии, справка-расчет и т.п. В нем будут отражены результаты определения или проверки ликвидационной стоимости ОС.

Подводим итоги

ФСБУ 6/2020 не содержит методики определения ликвидационной стоимости. При этом, он допускает, что ликвидационная стоимость может равняться нулю в конце срока полезного использования. Ликвидационная стоимость основных средств определяется субъективной оценкой, и ее могут дать только специалисты, использующие эти основные средства в деятельности организации.

Документальным основанием для определения ликвидационной стоимости могут быть служебные записки, расчеты. Применительно к автомобилям это могут также быть распечатки с сайтов продаж автомобилей и автодилеров.

Собрать и проанализировать необходимую информацию об элементах амортизации объектов ОС, оформить профессиональное суждение о размере ЛС следует даже в тех случаях, когда организация намерена определить ЛС как нулевую (п. 31 ФСБУ 6/2020).

Оценка ликвидационной стоимости автотранспорта по ФСБУ 6/2020

В данной статье приводится наше видение оценки ликвидационной стоимости автотранспорта компаний в рамках подготовки отчетности по ФСБУ 6/2020 «Основные средства», основанное на опыте оценки в рамках МСФО, свежего опыта общения с клиентами и аудиторами оценки по ФСБУ проектам.

В соответствии с пунктом 30 ФСБУ 6/2020 под ликвидационной стоимостью актива считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 «Срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее – элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».

Первое, что необходимо сделать — установить срок полезного использования для оцениваемого автотранспорта. Срок полезного использования одного и того же транспортного средства для разных компаний может быть разным. Это может быть связано как и с режимом использования автомобиля (например, в такси или каршеринге автомобили используются интенсивнее обычного), так и с самой политикой компании (требование обновлять автопарк).
Для оценщика и аудитора более комфортно будет запросить у Клиента письмо-представление с декларацией или суждением самой Компании и планах по использованию автотранспорта и его дальнейшей ликвидации. Не стоит под ликвидацией понимать утилизацию в металлолом!

Ликвидация здесь — это распоряжение имуществом в конце срока полезного использования, не более того. В учебнике по оценке машин и оборудования Американского общества оценщиков приводятся такие определения:

  • обычная ликвидационная стоимость (orderly liquidation value) — расчетная денежная сумма, которая обычно может быть получена от продажи актива с учетом разумного периода времени, необходимого для поиска покупателя, при этом продавец вынужден продавать на условиях «как есть» (без НЭИ) и «где есть» (на локальном рынке)
  • скраповая стоимость (scrap value) — денежная сумма, которая может быть получена от продажи актива на его материальные составляющие, на металлолом

Из нашей крайней практики: Компания приобретает представительские автомобили новыми, использует их обычно в течение 5 лет, после чего продает на рынке по рыночной стоимости, проводя при этом необходимую предпродажную подготовку.

Вторая часть пункта 30 говорит, что объект надо оценить в ценах на дату оценки, но при специальном допущении, что он уже достиг окончания своего срока полезного использования.

Далее приведем для наглядности пример расчета автомобиля BMW стоимостью на 31.12.2022 (Дата оценки) в салоне 8,5 млн руб., купленного 01.01.2020, для которого компания установила срок полезного использования в 7 лет.

Износ будем считать по методике Центрального банка РФ (Положение от 04.03.2021 № 755-П), по формуле:

– dT – коэффициент влияния срока эксплуатации (для BMW равный 0,042)
– T – срок эксплуатации, лет
– dL – коэффициент влияния пробега (для BMW равный 0,0023)
– L – пробег, тыс. км

В данном примере ликвидационная стоимость автомобиля для Компании будет 3,3 млн, а вовсе не 25 тысяч от утилизации в металлолом, как некоторые могли подумать.

И это будет разумно для пользователей отчетности: Компания будет ежегодно амортизировать по 739 тысяч, что будет плюс-минус приближать остаточную стоимость к справедливой. А к концу 7 года, когда Компания действительно будет продавать автомобиль, так как нужен новый представительский авто, у нее на балансе будет та самая сумма в 3,3 млн, за которые она и продаст свой 7-летний БМВ. Пренебрегая, конечно, тенденциями на рынке и разным характером начисления износа в бухгалтерии и в жизни.

Готовы провести для Вашей компании проверку элементов амортизации по ФСБУ или тест на обесценение основных средств в соответствии с IAS 36

Как определить ликвидационную стоимость автомобиля

15 ноября 2023 Регистрация Войти
4 декабря 2023

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

15 ноября 2023

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность 1. В отношении одного из объектов основных средств компании (производственный станок) ранее была применена консервация. Если организация расконсервирует станок до конца 2021 года и возобновит амортизацию в ноябре 2021 года, нужно ли будет применить ретроспективный подход и доначислить «пропущенную» амортизацию? 2. Как правило, компания продает автомобили после пяти лет использования. Цена последующей продажи в точности заранее определена быть не может. Можно ли не закладывать ликвидационную стоимость автомобиля в учете, так как она неизвестна до момента продажи? 3. Компания планирует дорогостоящий ремонт одного из станков. Сам станок самортизирован, но еще эксплуатируется. Может ли компания поставить дорогой отремонтированный узел как отдельный объект учета и амортизировать только стоимость ремонта узла? Необходимо ли пересмотреть стоимость остальных деталей станка, чтобы она была не нулевой, и возобновить амортизацию вместе с новым (отремонтированным) узлом?

1. В отношении одного из объектов основных средств компании (производственный станок) ранее была применена консервация. Если организация расконсервирует станок до конца 2021 года и возобновит амортизацию в ноябре 2021 года, нужно ли будет применить ретроспективный подход и доначислить «пропущенную» амортизацию? 2. Как правило, компания продает автомобили после пяти лет использования. Цена последующей продажи в точности заранее определена быть не может. Можно ли не закладывать ликвидационную стоимость автомобиля в учете, так как она неизвестна до момента продажи? 3. Компания планирует дорогостоящий ремонт одного из станков. Сам станок самортизирован, но еще эксплуатируется. Может ли компания поставить дорогой отремонтированный узел как отдельный объект учета и амортизировать только стоимость ремонта узла? Необходимо ли пересмотреть стоимость остальных деталей станка, чтобы она была не нулевой, и возобновить амортизацию вместе с новым (отремонтированным) узлом?

21 октября 2021

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации обязаны перейти к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее — ФСБУ 6/2020, Стандарт). До указанного срока применение Стандарта является добровольным (п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
Одновременно с этим утрачивают силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
В соответствии с п. 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражаются ретроспективно, то есть так, как если бы новый Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например).
Это требует анализа состава основных средств (далее — ОС) на предмет:
— отвечают ли они требованиям признания актива в составе ОС (пп. 4 и 5 ФСБУ 6/2020);
— если да, то отвечают ли их первоначальная стоимость и срок полезного использования требованиям нового стандарта (п. 12 ФСБУ 6/2020);
— после этого сумма амортизации пересчитывается в соответствии с новыми данными, в т.ч. с учетом ликвидационной стоимости (пп. 30-32 ФСБУ 6/2020).
Для облегчения перехода на новый порядок учета основных средств в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2020, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) (п. 49 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020.
Если организация выбирает данный способ, то необходимо провести корректировку балансовой стоимости всех активов, квалифицированных как ОС в соответствии с новым Стандартом. Скорректированная балансовая стоимость ОС рассчитывается как их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, минус накопленная пересчитанная в соответствии с требованиями нового Стандарта амортизация.
Разница между новыми и старыми суммами накопленной амортизации относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на начало периода, в котором применяется новый Стандарт (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Определение остаточной стоимости ОС, находящегося на консервации

В отличие от п. 23 ПБУ 6/01 в соответствии с новым Стандартом начисление амортизации объекта основных средств не приостанавливается в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств (п. 30 ФСБУ 6/2020).
Поэтому на начало 2022 года организации необходимо определить остаточную стоимость основного средства, переведенного на консервацию, так, как если бы начисление амортизации не приостанавливалось, предварительно оценив, отвечает ли это ОС требованиям признания актива в составе ОС (например, способен ли объект приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем).

Определение амортизируемой стоимости автомобилей, в отношении которых сложилась практика реализации по рыночной стоимости после окончания эксплуатации

Исходя из п. 30 ФСБУ 6/2020 накопленная амортизация рассчитывается исходя из первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования (далее — СПИ).
При этом начисление амортизации по ОС приостанавливается в случае, когда ликвидационная стоимость объекта ОС становится равной или превышает его балансовую стоимость.
Согласно п. 30 ФСБУ 6/2020 ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта.
При этом ликвидационная стоимость считается равной нулю (п. 31 ФСБУ 6/2020), если:
— не ожидаются поступления от выбытия объекта (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце СПИ;
— ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта не является существенной;
— ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта не может быть определена.
По нашему мнению, в ситуации, когда в организации сложилась практика реализации автомобилей по рыночной стоимости и при этом, полагаем, такая стоимость является существенной, организация должна определять их ликвидационную стоимость.
Ликвидационная стоимость определяется как рыночная стоимость аналогичных автомобилей, бывших в употреблении в течение установленного организацией СПИ. Например, определяется примерная стоимость, по которой можно реализовать автомобиль, если бы на дату оценки он уже имел срок службы пять лет (СПИ).
При этом по нашему мнению, исходя из пп. 30 и 32 ФСБУ 6/2020 амортизируется разница между первоначальной стоимостью и ликвидационной стоимостью на протяжении всего СПИ*(1).
То есть например, если для приобретенного автомобиля первоначальной стоимостью 3 млн. руб. установлен СПИ пять лет и при этом планируется реализовать его по рыночной стоимости (что является его ликвидационной стоимостью за минусом предполагаемых расходов на продажу), то разница между 3 млн. руб. и ликвидационной стоимостью (например, 2 млн. руб.) амортизируется в течение всех пяти лет (всего СПИ).
При этом ликвидационная стоимость (как и СПИ) относится к элементам амортизации и является оценочным значением. Поэтому она должна регулярно (перед составлением финансовой отчетности за отчетный период) проверяться и при необходимости пересматриваться (изменяться)*(2). По результатам такого пересмотра при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете перспективно как изменения оценочных значений.
Организация может отступать от требований ФСБУ 6/2020 и не определять ликвидационную стоимость автомобилей только в том случае, если такое решение не приведет к существенному искажению финансовой отчетности организации*(3).
Полагаем, что в случае, когда таких автомобилей на балансе организации много (и учитывая существенную стоимость возможной реализации аналогичных бывших в эксплуатации в течение применяемого организацией СПИ автомобилей), организация должна выполнять требование ФСБУ 6/2020 и определять ликвидационную стоимость автомобилей.

Основные средства с нулевой балансовой стоимостью, эксплуатация которых продолжается

Согласно п. 8 ФСБУ 6/2020 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2020).
При этом сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (п. 8 ФСБУ 6/2020).
Как указывалось выше, при переходе на новый Стандарт необходимо провести анализ состава всех ОС на предмет:
— признания их в составе ОС (пп. 4 и 5 ФСБУ 6/2020);
— соответствия установленной первоначальной стоимости и СПИ требованиям нового Стандарта (п. 12 ФСБУ 6/2020);
— необходимости в результате такого анализа пересмотра остаточной стоимости (пересчета амортизации в соответствии с новыми данными, в т.ч. с учетом ликвидационной стоимости) (пп. 30-32 ФСБУ 6/2020).
Независимо от выбранного способа последствий изменения учетной политики в связи с применением ФСБУ 6/2020, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 для основных средств с нулевой остаточной стоимостью должна быть пересмотрена их балансовая стоимость (с соблюдением принципа рациональности).
После пересмотра она должна быть больше нуля, поскольку для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, поскольку основное средство продолжает эксплуатироваться и приносить экономические выгоды.
Разница между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, списывается на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Фактически должна быть увеличена нераспределенная прибыль на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее из-за определения СПИ, который был установлен при вводе ОС в эксплуатацию в виде более короткого периода по сравнению с реальным сроком эксплуатации ОС. И в дальнейшем в течение оставшегося нового СПИ (т.е. в периодах, когда объект ОС приносит экономические выгоды (эксплуатируется)) будут признаны расходы, равные в совокупности сумме амортизации, отраженной на счете 84 в периоде перехода на ФСБУ 6/2020.
Например, на дату перехода на ФСБУ 6/2020 на балансе числится эксплуатируемый объект ОС первоначальной стоимостью 500 тыс. руб., приобретенный два года назад, при принятии которого в состав ОС был установлен СПИ два года и после ни разу не пересматривался. Было принято решение, что данный объект ОС будет эксплуатироваться еще 12 месяцев (т.е. итого СПИ составит 36 мес.), при этом его ликвидационная стоимость равна нулю (как несущественная).
Необходимо пересчитать сумму амортизации (определить сумму амортизационных отчислений на дату пересмотра СПИ исходя из СПИ в 36 мес.):
(500 тыс. руб. — 0 руб.) х (24 мес. / 36 мес.) = 333 333 руб.
То есть в течение оставшегося СПИ должна амортизироваться сумма в размере 166 667 руб. (500 000 руб. — 333 333 руб.).
Следовательно, сумма корректировки амортизации к уменьшению для рассматриваемого объекта основных средств составляет 166 667 руб. (Дебет 02 Кредит 84).

Ремонт полностью самортизированного ОС

Если пересмотр СПИ ремонтируемого станка не приведет к существенным изменениям его балансовой стоимости и начисленной амортизации, то организация, учитывая принцип рациональности, вправе принять решение не производить переоценку его балансовой стоимости и элементов амортизации.
В таком случае при дорогостоящем ремонте ОС может быть увеличена его остаточная стоимость на стоимость ремонта и определен оставшийся СПИ и ликвидационная стоимость. В течение нового СПИ будет амортизироваться стоимость ремонта за вычетом ликвидационной стоимости.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Возможно ли изменить (уменьшить) СПИ отдельным ОС, в частности, в связи с началом применения с 2022 года ФСБУ 6/2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.)
— Вопрос: Каким образом в настоящее время (с учетом требований ФСБУ 5/2019) осуществлять учет дорогостоящих запчастей, используемых при проведении восстановительного ремонта ОС, если срок их использования после замены превышает 12 месяцев? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)
— Перспективный подход к изменениям в учете: сложности понимания и порядок применения (Л.В. Сотникова, журнал «Аудитор», N 5, май 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с МСФО (п. 6 МСФО (IAS) 16) ликвидационная стоимость определяется как расчетная сумма, которую организация могла бы получить на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние этого актива и срок его эксплуатации были такими, какими ожидаются по окончании срока его полезного использования.
Следует отметить, что понятие балансовой и ликвидационной стоимости из нового Стандарта аналогично терминологии, применяемой в МСФО (IAS) 16 (п. 6 раздела «Определения»).
*(2) Элементы амортизации объекта основных средств подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (абзац 2 п. 37 ФСБУ 6/2020).
Для проверки срока полезного использования организации вправе руководствоваться Рекомендацией Фонда «НРБУ «БМЦ» N Р-6/2009-КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации».
*(3) Учетная политика организации должна обеспечивать, в частности, соблюдение требования рациональности, установленное абзацем 7 п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», т.е. затраты на представление правдивой информации не должны превышать полезность этой информации для пользователей.
При этом ПБУ 1/2008 допускает возможность отходить от требований федеральных стандартов бухгалтерского учета в некоторых случаях. Так, в п. 7.4 ПБУ 1/2008 указано, что в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, приводит к формированию несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухучета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 ПБУ 1/2008).
Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации. Смотрите также Рекомендацию Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение» (принята фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» от 17.12.2018).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *