Учет средств целевого финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Елена Юрьевна
В статье проанализирована сущность целевого финансирования . Детально рассмотрены все группы средств целевого финансирования . Анализируется специфика учета средств целевого финансирования .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлова Елена Юрьевна
Отдельные аспекты совершенствования учета основных средств
Учет целевых и бюджетных поступлений при взаимодействии государства с коммерческими организациями
Государственные субсидии в сельском хозяйстве: бухгалтерский Учет и налогообложение
Особенности признания в учете государственных субсидий, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям, в соответствии с отечественными и международными стандартами
Отраслевые особенности учета бюджетных средств в сельском хозяйстве
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Учет средств целевого финансирования»
6. Шакиров А. «Внешнеэкономические связи между Россией и Бразилией» // Экономист, 2003. № 7.
УЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Михайлова Е.Ю.
Михайлова Елена Юрьевна — студент, финансовый факультет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье проанализирована сущность целевого финансирования. Детально рассмотрены все группы средств целевого финансирования. Анализируется специфика учета средств целевого финансирования. Ключевые слова: бухгалтерский учет, целевое финансирование.
Понятие «целевое финансирование» распространяется на достаточно широкий спектр хозяйственных операций. В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого финансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета указано лишь то, что информация о движении средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование».
В свою очередь, в налоговом учете определены две группы целевых средств -целевые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ) [2]. Различие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств. Целевое финансирование — это поступления, полученные налогоплательщиком из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ (работ).
Источниками целевого финансирования являются: ассигнования из бюджета; взносы физических лиц; средства, поступающие от других организаций; средства фондов специального назначения и др.
Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.
Одним из источников формирования хозяйственных средств предприятия могут быть средства целевого финансирования, поступающие в организацию от других предприятий, физических лиц, а также в виде государственной помощи.
Целевое финансирование, предоставляемое коммерческой организации, признается как увеличение экономических выгод организации в результате поступления денежных средств, а также иных активов.
Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. Использование не по назначению влечет за собой возврат средств целевого финансирования, а также мер ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.
Основную часть средств целевого финансирования, как правило, составляют средства, выделенные государством из бюджетов соответствующих уровней в виде государственной помощи.
В соответствии с ПБУ 13/2000 установлены следующие формы государственной помощи:
— субвенции и субсидии, выделяемые органами исполнительной власти из бюджетов соответствующих уровней;
— бюджетные кредиты, предоставляемые уполномоченными органами государственной власти на возмездной и возвратной основе (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей);
— прочие формы государственной помощи.
Бухгалтерский учет средств целевого финансирования осуществляется с целью обеспечения полной, достоверной и своевременной информацией об их поступлении и расходовании всех заинтересованных пользователей, в первую очередь -плательщиков этих средств. Для учета целевых средств используется счет 86 «Целевое финансирование».
В случае приобретения внеоборотных активов целевое финансирование учитывается как доходы будущих периодов. Средства целевого финансирования, учтенные в составе доходов будущих периодов, признаются прочими доходами в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов ежемесячно в размере начисленной амортизации. В случае приобретения оборотных активов, не подлежащих амортизации, целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент их принятия к бухгалтерскому учету. В дальнейшем прочие доходы признаются при отпуске материально-производственных запасов на выполнение работ и при прочем выбытии таких активов.
Таким образом, целевые средства — это денежные или материальные ресурсы, получаемые предприятием извне либо выделяемые из внутрихозяйственных источников на строго определенные цели. В зависимости от назначения различают средства целевого финансирования и целевые поступления. Целевые средства направляются на конкретные проекты, целевые поступления — исключительно на уставную деятельность некоммерческих организаций.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51 -ФЗ: принят ГД ФС РФ от 21.10.1994 г. в ред. от 02.11.2013 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ: принят ГД ФС РФ от 19.07.2000 г. (в действующей редакции). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Михайлова Е.Ю.
Михайлова Елена Юрьевна — студент, финансовый факультет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрена сущность основных средств. Анализируются методы совершенствования учета основных средств. Ключевые слова: бухгалтерский учет, основные средства.
«Одним из важнейших факторов улучшения результативности хозяйственной деятельности является обеспеченность субъектов хозяйствования основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование» [1]. Любая организация должна постоянно осуществлять контроль за наличием движения, сохранностью и эффективностью использования основных средств.
Целевое финансирование
К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
- бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
- гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
- инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
- средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
- финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
- на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
- как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
- на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов
Использование средств на приобретение материальных ценностей
Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования
Использование средств на оплату счетов поставщиков
Возврат не использованных по назначению средств
Образование финансирования за счет
средств, полученных от других предприятий, государственных органов
Образование финансирования за счет суммы начисленного
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
- 86.1 – Получение средств из бюджета.
- 86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Отчет о целевом использовании средств
Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.
Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
. . 251 НК РФ – посвященные средствам целевого финансирования. Давайте разберемся, можно ли эти . на дезинфекцию. Особенности учета средств целевого финансирования В подпункте 14 п. 1 . . 251 НК РФ среди прочихсредств целевого финансирования поименованы субсидии на возмещение расходов . «Учет государственной помощи». Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и аналогичных средств . предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (см. План счетов и инструкцию .
. расходов, осуществленных за счет средств целевого финансирования (целевых поступлений), и только в . расходы произведены за счет средств целевого финансирования (например, субсидий из бюджета) . расходов бюджетным учреждением, получающим средства целевого финансирования в виде субсидий и осуществляющим . расходов бюджетным учреждением, получающим средства целевого финансирования в виде субсидий и осуществляющим . сумм страхового возмещения, средств целевого финансирования и возмещения по решению суда .
. получены в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств ( . полученные в течение года средства целевого финансирования, целевые поступления и другие . листа 07 с указанием средств целевого финансирования. Обратите внимание: если у . получившее в налоговом периоде средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства . рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (средств целевого назначения), учреждение .
. ) за счет бюджетных средств целевого финансирования. Согласно фактическим обстоятельствам Постановлением . (созданное) за счет средств целевого финансирования. Использование данного перечня одновременно . за счет бюджетных средств целевого финансирования, федеральный законодатель имел разумные . созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное . перечне получателей бюджетных средств целевого финансирования). Ранее Конституционный Суд Российской .
. счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование»; 2) либо если появляется уверенность . средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов коммерческой . средства списываются со счета учета целевого финансирования (счета 86) на систематической . , не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных . предоставлены бюджетные средства. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих .
. ограничительного истолкования понятия бюджетных средств целевого финансирования. Об амортизируемом имуществе в . ) за счет бюджетных средств целевого финансирования, федеральный законодатель имел разумные . созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, однако фактически ограничивает данное . выводу, что к бюджетным средствам целевого финансирования, в частности, относятся средства . созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. Конституционный суд в Постановлении № .
. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило . помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются . , приобретенное за счет средств целевого финансирования, до окончания срока полезного . использования, то сумму целевого финансирования следует рассматривать как использование средств . благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Согласно п. 2 .
. какой-либо статьи (статей) целевого финансирования бухгалтерского баланса (например, «Фонд . относится на статью (статьи) целевого финансирования бухгалтерского баланса некоммерческой организации (« . самостоятельно определяет статью (статьи) целевого финансирования, на которые относится этот . ). Корректировка статьи (статей) целевого финансирования равна итоговой корректировке балансовой стоимости . одновременно корректируется статья (статьи) целевого финансирования. Итого, балансовые корректировки на .
. проекты, в рамках которых предусмотрено целевое финансирование затрат на выполнение предусмотренных работ . . 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства . раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих .
. помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (п . при получении казенными учреждениями средств целевого финансирования, целевых поступлений и других . 07 с указанием полученных средств целевого финансирования (п. 18.1 Порядка). . в налоговом периоде, средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства . рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (средств целевого назначения), учреждение .
. на счетах организации-застройщика, признаются целевым финансированием и не учитываются в целях . ). При этом застройщик, получившие средства целевого финансирования, обязан вести раздельный учет доходов . (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Исходя из указанных норм права . неиспользованные средства, полученные в рамках целевого финансирования застройщиком и не возвращенные дольщикам .
. договорам долевого участия, являются источником целевого финансирования, следовательно, сумма экономии по результатам . с превышением затрат над суммой целевого финансирования, не включаются в состав расходов .
. бухгалтерском балансе раздел III «Целевое финансирование». Вместо показателей «Уставный . к учету отдельных групп статей целевого финансирования основывались в том числе на .
. в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам . » Кредит 86 — отражено возникновение целевого финансирования (основание — решение ФСС); Дебет 86 . или возврате ранее потраченных средств целевого финансирования и целевых поступлений налогоплательщик не .
. ст. 251 НК РФ (о целевом финансировании и раздельном учете) не применим . РФ, забыв про норму о целевом финансировании. На протяжении 2020 года Минфин . НК РФ (не признаются средствами целевого финансирования), в связи с чем доходы . дополнен новым абзацем: к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства . отдельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием указанных средств по целевому .
Учет целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
В настоящее время многие организации, в том числе и некоммерческие, получают из бюджета и иных источников разного рода целевое финансирование. Рассказываем, что собой представляют данные средства и как их правильно учитывать.
Содержание
- Целевое финансирование: понятие, виды и особенности учета
- Методика учета целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Целевое финансирование: понятие, виды и особенности учета
Что такое целевое финансирование
Определение понятия «средства целевого финансирования» приводится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Здесь под такими средствами понимается получаемое организациями имущество и деньги, используемые строго по назначению и в целях, определяемых либо самим субъектом, выступающим источником такого финансирования, либо федеральным законодательством. Конкретный порядок предоставления и расходования средств целевого финансирования зависит от их вида и назначения и устанавливается на основании законодательства и подзаконных актов. У таких средств, несмотря на их разнообразие, можно выделить ряд общих черт.
Как правило, средства целевого финансирования предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе. В то же самое время за расходованием таких средств по целевому назначению устанавливается довольно жесткий контроль со стороны источника финансирования, и получатель обязан отчитаться по итогам расходования этих средств, а также об их остатке. Получатель финансирования несет ответственность за нецелевое расходование средств, и в случае нарушения порядка их получения и расходования обязан вернуть ранее полученную сумму в соответствующий бюджет или организацию.
Под целевым финансированием в рамках данной статьи понимаются деньги и иное имущество, предоставляемые на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Источниками целевого финансирования могут являться бюджеты различных уровней, организации и физлица. Средства целефого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и могут использоваться НКО строго на установленные в соответствующем НПА (соглашении) цели. При этом налогоплательщики − получатели целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных/понесенных в рамках целевых поступлений.
Виды целевого финансирования и целевых поступлений
Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня разновидностей средств целевого финансирования. На практике подобных выплат встречается множество, и провести четкую и однозначную классификацию не представляется возможным. Однако применительно к налогу на прибыль НК РФ все же определяет несколько разновидностей данных выплат, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы.
В указанных целях к средствам целевого финансирования относится следующее имущество (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
- лимиты бюджетных обязательств, доведенные до казенных учреждений;
- субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
- средства бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами ТСЖ, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам;
- средства бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу;
- гранты.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся (п. 2 ст. 251 НК РФ):
- взносы учредителей, пожертвования, доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ и услуг;
- взносы на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
- имущество и имущественные права, переходящие НКО по завещанию в порядке наследования;
- бюджетные средства, предоставленные на осуществление уставной деятельности НКО;
- денежные средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
- совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
- имущество (включая денежные средства) и имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
- средства, полученные НКО безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими организаций;
- отчисления адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов;
- средства, поступившие на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью, и т.д.
Налоговый учет целевого финансирования
Имущество, полученное компаниями в рамках целевого финансирования, не учитывается в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет всех доходов, полученных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
То же самое касается и целевых поступлений на обеспечение содержания НКО некоммерческих и ведения ими уставной деятельности.
В целях получения освобождения от налогообложения налогом на прибыль ранее полученных средств целевого финансирования/поступлений получатель представляет в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Данный отчет представляется в рамках сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль (лист 7), утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
При этом следует учитывать, что вышеуказанные правила применяются к целевому финансированию и целевым поступлениям только в том случае, если соответствующие выплаты (средства) прямо поименованы в ст. 251 НК РФ. Перечень выплат и поступлений, освобождаемых от налогообложения, является исчерпывающим. Если какая-либо выплата хотя и обладает всеми признаками целевого финансирования или поступления, но не указана в ст. 251 НК РФ, она будет признаваться внереализационным доходом организации. Внереализационным доходом такие выплаты будут считаться также и в случаях их нецелевого расходования (письмо Минфина от 31.12.2020 № 03-03-05/116899).
Методика учета целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Отражение поступления целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
В программе поступившее целевое финансирование учитывается на счете 86.01 «Целевое финансирование и поступления» в разрезе Оснований финансирования: Справочники − Основания финансирования.
У оснований финансирования есть несколько видов. Вид финансирования используется при заполнении Отчета о целевом использовании средств.
Поступление целевого финансирования отражается документами Поступление на расчетный счет, Поступление наличных с видом операции Целевое финансирование. В документе указывается плательщик-донор и соответствующее основание финансирования.
Отражение расхода целевых средств в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Для отражение расхода целевых средств в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации» используется счет 86.02 «Расходы по основной деятельности некоммерческой организации».
Счет 86.02 разбит на субсчета:
- 86.02.1 − расходы по основной деятельности некоммерческой организации на оплату труда. На этом субсчете отражаются расходы, связанные с оплатой труда, включая страховые взносы;
- 86.02.2 − иные расходы по основной деятельности некоммерческой организации.
На этом субсчете отражаются все остальные расходы целевых средств.
Учет расходов ведется в разрезе направлений деятельности организации: Справочники − Направления деятельности. У направлений деятельности задается тип − Целевые мероприятия и Содержание организации.
Целевые мероприятия − основная деятельность организации, ради которой организация создавалась. У целевых мероприятий так же задается вид мероприятий. Вид мероприятий учитывается при заполнении Отчета об использовании целевых средств.
Содержание организации − это деятельность, не связанная напрямую с какими-либо целевыми мероприятиями. К ней можно отнести, например, аренду помещения, оплату труда сотрудникам, занятым сразу на нескольких проектах.
В течение месяца расходы сначала аккумулируются на счетах учета затрат в разрезе направлений деятельности и статей затрат. Используемые счета учета затрат задаются в учетной политике организации: Главное − Учетная политика. Счет, выбранный основным, будет по умолчанию подставляться в документы затрат.
Расходы на содержание организации рекомендуем учитывать на счете 26 «Общехозяйственные расходы», расходы на осуществление целевых мероприятий − на счете 20.03 «Основная деятельность».
Поступление услуг сторонних организаций, оплачиваемых за счет целевых средств
Поступление услуг, связанных с уставной деятельностью некоммерческой организации, отражается документом Поступление товаров: Акт, УПД с указанием соответствующей аналитики затрат по услугам: Покупки− Поступления (акты, накладные).
Обратите внимание: для покупки услуг за счет целевых средств следует указать вид контрагента Поставщик.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета.
В случае, если услуга оказывается донором в качестве пожертвования, то в документе Поступление товаров: Акт, УПД следует указать вид контрагента Донор и указать соответствующее основание финансирования.
Покупка товаров для осуществления основной деятельности за счет целевых средств
Поступление товаров для проведения целевых мероприятий отражается документом Поступление товаров: Накладная, УПД.
Обратите внимание: для покупки товаров за счет целевых средств следует указать вид контрагента Поставщик.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета.
Если донор производит пожертвования в натуральной форме, то в документе Поступление товаров: Накладная, УПД следует указать вид контрагента Донор и указать соответствующее основание финансирования.
Отразить использование полученных товаров в расходах по целевому финансированию можно документом Расход материалов и указать соответствующую аналитику затрат: Склад− Расход материалов.
Распределение расходов по основной деятельности между источниками финансирования
При закрытии месяца расходы, отраженные на счетах затрат, списываются на субсчета счета 86.02:
- расходы, связанные с оплатой труда, относятся на счет 86.02.1;
- остальные расходы относятся на счет 86.02.2 Операции−Закрытие месяца.
Далее регламентная операция Закрытие счет 86 Целевое финансирование распределяет расходы на счете 86.02 между источниками финансирования на счете 86.01.
При необходимости это распределение можно скорректировать. Для этого в программе предусмотрен специальный инструмент − шахматка расходов.
В шахматке расходы по каждому направлению деятельности распределяются по основаниям финансирования. При этом расходы на оплату труда распределяются отдельно от остальных. Это полезно в том случае, если донор в договоре пожертвования ограничивает сумму расходов на оплату труда.
Также обратите внимание, что шахматка учитывает ограничение использования целевых средств (серые ячейки): по этому основанию финансирования тратить средства можно только на определенное направление деятельности. Настроить такое ограничение использования можно в карточке основания финансирования.
После закрытия месяца в программе можно сформировать отчеты донорам. Для этого используются отчеты: Отчет об использовании целевых средств и Расходы по направлениям деятельности.
В отчете об использовании целевых средств расходы на оплату труда также выводятся отдельно от остальных расходов.
Расходы по направлению деятельности расшифровываются до первичных документов.
Покупка основных средств за счет целевого финансирования
Поступление основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования, отражается документом Поступление основных средств: ОС и НМА − Поступление основных средств.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета, аналогично другим документам поступления.
Если основное средство получено как пожертвование, необходимо выбрать вид контрагента − Донор и указать соответствующее основание финансирования, аналогично другим документам поступления. Для основного средства необходимо заполнить счет учета, а также счет начисления износа/амортизации и срок службы.
Обратите внимание: согласно ФСБУ 6/2020, некоммерческие организации начиная с 2022 года обязаны начислять амортизацию. Рекомендуем для амортизации выбирать счет 02.01.
Также следует указать направление деятельности, в котором основное средство будет использоваться.
При проведении документа программа отразит покупку основного средства, а также сформирует проводку по увеличению добавочного капитала за счет целевых средств.
Для учета расходов на поступившие основные средства используется счет 86.11.
Распределить расходы на приобретение ОС между различными источниками финансирования можно также с помощью шахматки расходов. Внеоборотные активы в ней выводятся отдельной строкой.
Заполнение отчета о целевом использовании средств
Отчет о целевом использовании средств в составе бухгалтерской отчетности программа заполняет автоматически по данным учета: Отчеты — Регламентированные отчеты.
Раздел «Поступило средств» (строки 6210-6250) заполняется в соответствии с указанными видами оснований финансирования.
Раздел «Использовано средств» (строки 6310-6350) заполняется в соответствии с указанными типами направлений деятельности и видами целевых мероприятий.
Счет 86 «Целевое финансирование»
В этом материале, который продолжает серию публикаций, посвященных новому плану счетов, проведен анализ счета 86 «Целевое финансирование» нового плана счетов. Этот комментарий подготовлен Я.В. Соколовым, д.э.н., зам. председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и отчетности, членом Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, первым Президентом Института профессиональных бухгалтеров России, В.В. Патровым, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Н.Н. Карзаевой, к.э.н., зам. директора аудиторской службы ООО «Балт-Аудит-Эксперт».
Содержание
Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.
Целевое финансирование — это безвозмездное получение средств, использовать которые можно в соответствии с той целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил. Вот хорошая житейская аналогия: мать дарит дочери деньги на покупку туфель. И хорошая дочь купит непременно туфли, да еще те, что матери, а не ей — дочери, нравятся. Но никогда не потратит эти деньги, вопреки воле матери на что-нибудь другое: на кофточку, ресторан, дискотеку и т.д., и т.п. Точно также и на счете 86 «Целевое финансирование» учитывается предоставление предприятию средств, расходование которых ограничено определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий *, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.
* Примечание: Под субвенциями понимают денежные выдачи на строго определенные цели. Если эти цели не выполнены, то полученные деньги подлежат возврату. Субсидии — как денежные, так и натуральные выплаты и в случае нецелевого использования они, обычно, не возвращаются.
Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий. Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов, или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий. Безвозвратные займы представляют собой кредиты, от погашения которых организация освобождается при выполнении ряда условий. Финансирование отдельных мероприятий представляет собой покрытие государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получив данной помощи.
Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:
- Финансирование расходов или покрытие убытков,
- Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
- На приобретение активов
К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:
- получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
- получение кредитов и иных возвратных средств;
- отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.
Целевое финансирование отражается в учете при выполнении следующих условий:
- существует достаточная уверенность в том, что условия предоставления помощи будут выполнены;
- существует достаточная уверенность в получении помощи.
Уверенность в выполнении условий зависит от намерений и возможности руководства организации использовать помощь и определяется им путем анализа соответствующих договоров, публичных решений, технико-экономических обоснований, проектно — сметной документации.
Уверенность в получении помощи возникает при получении достоверной информации о поступлении денежных средств, передачи активов или погашения кредиторской задолженности, а также утвержденных бюджетных росписей, уведомлений об ассигнованиях и т.п.
Порядок бухгалтерского учета государственной помощи регулируется одноименным ПБУ 13/2000, которым можно руководствоваться по аналогии и при учете и не бюджетного финансирования. Поступление активов или погашение кредиторской задолженности проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету соответствующих счетов средств и расчетов. При этом План счетов и ПБУ предусматривают, что предоставление права предприятия, надлежащим образом оформленного на получение помощи проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» как дебиторская задолженность лица или бюджета, обязавшегося такое финансирование предоставить. В таком случае поступление средств будет отражаться в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на исполнение обязательств по перечислению финансирования ранее учтенного на счете 86 «Целевое финансирование» счету. Следует, однако, помнить, что отражение финансирования в момент предоставления, а не получения помощи может быть сделано только в том случае, когда налицо четкие и формальные обязательства предоставления такой помощи, которую можно истребовать в судебном порядке.
Отражение использования финансирования зависит от целей, на которое оно предоставлено.
Помощь, заключающаяся в финансировании приобретения активов, относится к доходам будущих периодов, возникающим вследствие безвозмездного получения средств. Такая помощь списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления». По мере расходования полученных средств, приходящееся на них финансирование относится на доходы организации. Если помощь предоставляется на финансирование капитальных вложений, то доходы будущих периодов списываются на прибыль одновременно с амортизацией внеоборотных активов и в равных ей суммах. Если финансируется приобретение текущих активов, (производственных запасов, например), то при их оприходовании использованное финансирование списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов» и по мере расходования полученных таким образом средств, доходы будущих периодов списываются в дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91 «Прочие доходы». Финансирование, использованное на покрытие затрат предприятия или оплаты специальных мероприятий, по мере расходования средств относится сразу на доходы отчетного периода. Средства, полученные в возмещение затрат прошлых лет к целевому финансированию не относятся и проводятся как доходы текущего периода. Помощь, предоставляемая единым пакетом, как на покрытие расходов, так и на финансирование активов должна распределяться между счетом 86 «Целевое финансирование» и счетом 91 «Прочие доходы» пропорционально соответствующим затратам.
Отражается целевое финансирование ни тогда, когда получаются средства, а тогда, когда выражается юридически оформленная воля органа, обязующегося эти средства выделить:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
И только после того, как будут получены деньги, бухгалтер составит проводку:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Таким образом, по дебету счета 51 «Расчетные счета» концентрируются полученные деньги, а по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» указывается, что эти деньги могут быть потрачены только в соответствии с заданной целью.
Возникает вопрос: когда организация, получившая средства в виде целевого финансирования, начинает получать от этого выгоды, когда получены средства или когда эти, полученные средства, начинают приносить доход. Рассмотрим оба варианта.
1. Если принимается первая трактовка, то доход возникает сразу же, как только или возникает право на их получение или как только будут получены деньги (выбор варианта зависит от учетной политики), т.е.
- или после записи:
- или после оприходования полученных средств:
Далее, по мере того, как будут тратиться деньги, бухгалтер будет уменьшать объем полученного целевого финансирования.
Например, оприходованы основные средства, купленные за счет средств целевого финансирования:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Оплачены купленные основные средства*:
Дебет 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 51 «Расчетные счета»
* Примечание: Система учетных записей по приобретению основных средств в методических целях дана упрощенная (без использования счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и др.)
Отражается использование средств целевого финансирования:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 83 «Добавочный капитал»
Преимущества этого метода. Целевое финансирование не как результат хозяйственной деятельности, а как внешнее по отношению к предприятию событие. У него возникает доход, но этот доход не трактуется как прибыль и не увязывается с ней. Факт целевого финансирования способствует хозяйственной деятельности, но не определяет ее. Записи отличаются простотой и логичностью: если деньги целевого финансирования потрачены, то и объем этого финансирования исчерпан. Место актива в деньгах занято активом в основных средствах, а в пассиве, исполнение воли «дарителя» отражается увеличением источников средств предприятия.
Недостатки. Согласно допущению о непрерывности деятельности предприятия, (ПБУ 1/98 «Учетная политика»), его расходы должны сопоставляться по времени с теми доходами, благодаря которым они были получены. Следовательно, доходы у предприятия возникают не тогда, когда его собственникам «подарили» средства целевого назначения, а тогда, когда эти средства стали «работать». И целевое финансирование переходит в собственность предприятия не тогда, когда его администрация потратила деньги, а по мере того, как эти затраты начинают окупаться.
2. Если принимается вторая трактовка и считается, что целевое финансирование осваивается не тогда, когда поступают выделенные средства, а когда они приносят выгоды, то делаются следующие записи:
а) получены средства целевого финансирования (деньги):
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
* Примечание: Мы для простоты пропустили промежуточный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
б) оплачены приобретенные основные средства:
Дебет 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 51 «Расчетные счета»
в) оприходованы основные средства:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08.4 «Приобретение объектов основных средств»;
Обратите внимание на то обстоятельство, что все приобретения основных средств за счет целевого финансирования никак не уменьшают объемы этого финансирования. По мере эксплуатации начинает начисляться амортизация купленного за счет этого финансирования оборудования:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств»
И только после этой записи начинается освоение целевого финансирования:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Таким образом, финансирование, в этом случае, уменьшается не по мере траты денег, а только в течение всего срока эксплуатации основного средства.
Поскольку целевое финансирование может осуществляться не только в деньгах, но и в вещественной форме, то если, допустим, выделены были бесплатно материалы, то записи обретут следующий вид:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
И только после списания этих материалов в производство будет сделана запись:
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы»
И затем бухгалтер отразит освоение целевого финансирования:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Преимущества этого метода связаны с четким соблюдением допущения о непрерывности деятельности предприятия и (ПБУ 1/98 «Учетная политика»), соответственно, согласования по времени полученных доходов и понесенных расходов, ибо целевое финансирование выделяется не на то, чтобы средства были потрачены, а для того, чтобы они приносили пользу в виде дохода. И пока этой пользы (дохода) не возникает, воля «дарителя» — органа, выделившего средства в виде целевого финансирования, остается неисполненной.
Недостатки. Воля «дарителя» может быть проконтролирована не по бухгалтерским записям, которые могут включать и вуалирование и фальсификацию, а по ее фактическому выполнению. Важно смотреть не на то, как бухгалтер начисляет амортизацию, а на то, как работает машина, выделенные средства, а есть ли она вообще; важно увидеть, что материалы списываются в производство, а не дублировать эти записи, отражая якобы полученный доход. С бухгалтерской точки зрения, формальное проведение в жизнь допущения о непрерывности предприятия приводит к большим методическим трудностям, так как все материалы, находящиеся в собственности организации, учитываются на счете 10 «Материалы» и одни и те же материалы учитывать отдельно (купленные и поступившие по целевому финансированию) очень трудно. То же самое, в еще большей степени, относится и к товарам, полученным по целевому финансированию в предприятиях торговли. Особенно это относится к предприятиям розничной торговли, в которых ведется стоимостной (суммовой) учет товаров.
Значение сказанного усугубляется, если принять во внимание, что во втором случае следует вести аналитический учет не только выделенных целевых поступлений, но и постоянно отражать использование каждой суммы выделенного целевого финансирования.
Счет 86 «Целевое финансирование» используется как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Чаще он применяется последними для учета целевых средств, получаемых в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников для финансирования затрат, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций.
Полученные средства целевого финансирования отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Использование этих средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетами:
а) 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — списание затрат на содержание некоммерческой организации;
б) 83 «Добавочный капитал» — на использование целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств и т.п.
В последнем случае затраты, связанные с приобретением, строительством или созданием внеоборотных активов, собираются на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», по кредиту которого в дальнейшем списываются на дебет счетов 01 «Основные средства» и/или 04 «Нематериальные активы». На общую сумму израсходованных при этом средств и составляется последняя проводка.
Иногда коммерческие организации получают из бюджета государственную помощь. Порядок учета ее получения и использования регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. Ниже покажем в общих чертах этот порядок по операциям, отражаемым в учете с использованием счета 86 «Целевое финансирование».
Целевое финансирование из бюджета может предоставляться:
а) на осуществление капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов;
б) на финансирование текущих расходов организации.
Оно может быть получено денежным средствами или другими активами.
Принятие к учету целевого финансирования может осуществляться двумя способами:
1) одновременное отражение дебиторской задолженности организации — источника получения средств и возникновения целевого финансирования.
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»
В дальнейшем при фактическом получении средств кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, капитальных вложений и т.п.
2) по мере фактического поступления средств.
При этом дебетуется счета по учету денежных средств, капитальных вложений, материально — производственных запасов и т.п. в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».
Утверждение, содержащееся в пояснениях к счету 86 «Целевое финансирование», о том, что данный счет кредитуется только в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», исправлено в приведенных типовых проводках, которые предусматривают кредитование счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции и с другими счетами.
В обоих случаях стоимость полученного имущества определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость подобных активов.
Первый способ принятия к учету целевого финансирования применяется, если организация уверена:
а) что сможет выполнить условия, на которых предоставляется финансирование;
б) что она получит целевое финансирование.
Порядок списания целевого финансирования зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены:
а) для финансирования капитальных расходов;
б) для финансирования текущих расходов.
В первом случае затраты, связанные с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов, собираются в обычном порядке на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», с которого списываются на дебет счетов 01 «Основные средства» и/или 04 «Нематериальные активы». Одновременно на общую сумму понесенных при этом расходов делается запись:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов»
В дальнейшем на сумму начисленной амортизации по основным средствам и/или нематериальным активам дебетуются счета по учету затрат и кредитуется счета 02 «Амортизация основных средств» и/или 05 «Амортизация нематериальных активов».
Одновременно на сумму начисленной амортизации делается запись:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Если внеоборотные активы не подлежат амортизации (например, объекты внешнего благоустройства, библиотечные фонды и т.п.), то в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления средств целевого финансирования, их стоимость списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» на внереализационные доходы, т.е. на кредит счета 91.1 «Прочие доходы».
Если бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов (например, принятия к бухгалтерскому учету материально — производственных запасов) на их сумму делается запись:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов»
В дальнейшем, при отпуске материально-производственных запасов в производство составляется проводка:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
Величина целевого финансирования, принимаемая к учету, оценивается в стоимости фактически полученных активов (в соответствии с правилами оценки последних, установленных соответствующими ПБУ) или номинальной величиной погашенной кредиторской задолженности.
Целевое финансирование, условия использования которого не выполнены, может быть прекращено или отозвано. Поэтому всякое существенное отступление от порядка его использования должно раскрываться в отчетности. Отзыв или прекращение помощи должно немедленно признаваться как возникновение кредиторской задолженности в сумме, подлежащей возврату. Сумма ранее признанного дохода от помощи должна быть списана в расход. На общую величину подлежащего возврату финансирования кредитуются соответствующие счета расчетов (с бюджетом или с прочими кредиторами) в корреспонденции с дебетом счета 86 «Целевое финансирование», а превышение возвращаемой помощи над сальдо неиспользованной суммы признается расходом и относится в дебет счета финансовых результатов.
Аналитический учет целевого финансирования должен обеспечивать предоставление информации о том, кем предоставлено финансирование, его целях и условиях, величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или не амортизированных активов.
Целевое финансирование отражается в бухгалтерском балансе в сумме сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» в статье «Доходы будущих периодов» или по особой статье в разделе «Краткосрочные обязательства». Последний вариант предпочтительнее для предприятий, которые имеют значительный объем специального финансирования под капитальное строительство, так как при первом варианте по статье «Доходы будущих периодов» будет показано как использованное, так и неиспользованное финансирование. Необходимые раскрытия приводятся в пояснительной записке. В ней также может быть раскрыта помощь, которую организация намерена получить в следующем периоде, условия ее предоставления и порядок использования. Все это. Говоря словами А.С.Пушкина, придает отчетности «прозрачный сумрак».
Примеры отражения полученного финансирования в учете.
1.Компенсация расходов
1.1. В связи с проведением празднования дня города предприятию 20.05.2001 перечислены из местного бюджета средства на строительство праздничной трибуны перед заводскими воротами. Трибуна сооружена 27.05.2001.
Полученная помощь 20 мая приходуется по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Расходы списываются по мере их совершения в дебет счета 91.2 «Прочие расходы». 27 мая использованное финансирование списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 91.2 «Прочие расходы».
1.2. Местный бюджет компенсирует автотранспортному предприятию убытки, связанные с пассажирскими перевозками, понесенные предприятием в 2001 году. Компенсация проводится в виде перечисления средств на расчетный счет предприятия 1 июня 2002 года.
Полученная компенсация убытков прошлого года приходуется 1 июня 2002 года по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91.1 «Прочие доходы» и отражается в составе финансовых результатов за 2002 год. Убыток показывается в отчете о прибылях и убытках за 2001 год в некомпенсированной величине. В пояснительной записке за 2001 год предприятие укажет порядок предоставления, основание предоставления и размер ожидаемой компенсации.
2. Финансовая поддержка
2.1. Предприятие А перечислило 20.05.2002 средства на расчетный счет аффилированной организации с целью пополнения оборотных средств последней. Полученная помощь приходуется по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91.1 «Прочие доходы».
3. Финансирование приобретения активов
3.1. Предприятие ведет строительство очистных сооружений, частично финансируемое за счет бюджетных средств. 15.06.2002 принят в эксплуатацию коллектор сбора использованной воды и начаты работы по сооружению фильтрационной установки. Инвентарная стоимость коллектора определена в сумме 10 млн. руб. Незавершенное строительство по фильтрационной установке составляет 20 млн. по состоянию на 31.12.2002.
01.11.2002 на расчетный счет предприятия поступило бюджетное финансирование в сумме 10 млн. руб., в том числе 2 млн. на сооружение коллектора и 8 на финансирование сооружения фильтрационной установки. Полученные средства 1 ноября приходуются по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в сумме 8 млн. руб. и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в сумме 2 млн. руб. В течение 2002 года стоимость принятого в эксплуатацию коллектора амортизируется по установленной норме (2%). Одновременно полученное на сооружение коллектора финансирование списывается в доход предприятия проводкой по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91.1 «Прочие доходы». Размер списания составит 20 тыс.руб. (0,02/12*6*2.000.000).
4. Одновременное финансирование расходов на приобретение активов
4.1. В соответствии с государственной программой обеспечения «северного завоза» предприятие получило 15.06.2002 безвозвратный заем в размере 100 млн. руб., условием которого служит обеспечение поставки 100 тыс. т. мазута. 01.09.2002 предприятие заключило договор поставки и загрузило в хранилище 99 тыс. т. мазута. 1 тыс. т. составили потери при разгрузке, которые предприятие решило списать на расходы. Стоимость отпущенного мазута по цене франко-склад поставщика оставила 110 млн. руб., стоимость перевозки — 10 млн. руб. 01.10.2002 50 тыс. т. мазута продано ТЭЦ за 50 млн. руб. 15.06.2002 надлежит оприходовать поступивший безвозвратный заем в сумме 100 млн. руб. 01.09.2002 необходимо оприходовать полученный мазут и потери при перевозке, а также задолженность поставщикам и перевозчикам. Одновременно следует распределить полученную помощь и списать часть полученного займа на доходы. 01.10.2002 необходимо списать проданный мазут и отнести на доход, приходящуюся на проданный мазут долю безвозвратного займа. В учете, таким образом, будут сделаны следующие записи:
Поступил безвозвратный заем:
Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 86 «Целевое финансирование» -100 000 руб.
Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на реализованный мазут:
Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»
5. Возврат государственной помощи
5.1. Если в условиях примера 3.1 выяснится, что построенные очистные сооружения не отвечают характеристикам, предусмотренным программой помощи, то с момента лишения предприятия права на субсидирование надлежит сделать в учете следующие записи:
Право на субсидию аннулируется
- Отражается задолженность в сумме полученных средств
- Списывается ранее признанный доход
Получен мазут
- Поступило на склад (99%)
- Потери (1%)
- НДС на поступивший мазут
- НДС на потери
Получен счет за перевозку
- Стоимость перевозки полученного мазута
- Стоимость перевозки потерянного мазута
- НДС на перевозку поступившего мазута
- НДС на перевозку потерянного мазута
- Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на потерянный мазут (1% от займа)
Списан реализованный мазут
При организации бухгалтерского учета целевого финансирования целесообразно учитывать требования налогового законодательства. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается имущество, полученное предприятиями в рамках целевого финансирования. При этом законодатель дал конкретное определение средств целевого финансирования. Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:
- средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- полученные гранты;
- инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
- средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации — застройщика;
- средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
- средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
- средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.
Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества.
Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.