Налоговый дью дилидженс что это
Перейти к содержимому

Налоговый дью дилидженс что это

  • автор:

Налоговый Due Diligence: как выявлять и оценивать риски

«Due Diligence» – термин, который плотно закрепился в юридической практике, хотя в теории ему не уделяется должного внимания. Вместе с тем процедура Due Diligence – это один из самых важных юридических инструментов, который предшествует принятию решения об инвестировании или о совершении сделок, а также оказывает влияние на дальнейшее структурирование и юридическое сопровождение сделки.

Дословно в переводе с английского Due Diligence – это должная добросовестность. Суть процедуры состоит в выявлении явных и скрытых рисков и в формировании объективного представления об объекте исследования. Выделяют финансовый, правовой, налоговой, кадровый, экологический Due Diligence и проч.

В данной колонке мы разберемся в налоговом Due Diligence. Данный вид проверки отличается анализом соблюдения преимущественно налоговой дисциплины и будущих налоговых рисков. В зависимости от цели проверки анализируется различный объем информации.

Как правило, налоговый Due Diligence проводят при:

  • покупке или продаже актива;
  • проведении юридической реорганизации;
  • финансовом оздоровлении предприятия;
  • контроле собственника за состоянием дел актива;
  • определении дальнейшей судьбы актива.

Ключевыми задачами налогового Due Diligence являются:

  • выявление ошибок прошлых периодов;
  • установление рисков назначения налоговой проверки;
  • определение рисков налоговых доначислений и вариантов снижения таких рисков;
  • осуществление структурирования сделки с минимальными рисками, в том числе налоговыми.

Давайте рассмотрим оптимальные с точки зрения наработанного опыта этапы проведения налогового Due Diligence.

Анализ юридической, корпоративной структуры и структуры владения

В ходе изучения данного аспекта выясняются:

  • перечень взаимозависимых лиц;
  • наличие иностранных элементов в структуре владения;
  • наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений;
  • структура органов управления и перечень лиц, уполномоченных принимать решения.

На основании полученных данных проводится анализ:

Правил определения цены сделки между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование), сделки по которым признаются контролируемыми.

По новым правилам, вступившим силу с 1 января, внутрироссийские сделки считаются контролируемыми, только когда превышен порог доходов по сделке в 1 млрд руб. и они отвечают признакам, установленным в п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса. Самостоятельный критерий в виде порога по доходам в 1 млрд руб. по сделкам между взаимозависимыми лицами уже не действует. То есть сделка, не отвечающая признакам, которые остались в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд. руб.

Правил тонкой капитализации.

Тонкая капитализация – это финансовое состояние компании, при котором объем ее собственного капитала существенно ниже заемных средств. Правила учета заемных средств и введенные для таких средств ограничения предусмотрены ст. 269 НК РФ. Компании, у которых размер контролируемой задолженности превышает собственный капитал более чем в три раза, включают проценты по такой задолженности в расходы в ограниченном размере (ст. 269 НК РФ). На практике такой порядок называют «правилом тонкой капитализации».

Правил контролируемых иностранных компаний.

Правила налогообложения в отношении контролируемой иностранной компании установлены ст. 25.13 НК РФ, и их суть состоит в налогообложении нераспределенной прибыли иностранной компании у контролирующего ее лица.

Подконтрольность определяется не только юридическим участием (владение акциями, долями), но и через возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения прибыли после налогообложения.

Наличия аффилированных технических структур, созданных с целью налоговой оптимизации и несущих риск предъявления налоговых претензий.

Для того чтобы выявить этот риск, следует проанализировать наличие в структуре юридических лиц и ИП, с которыми, с одной стороны, заключены договоры, но, с другой, выполняемые ими услуги или функции необоснованны с точки зрения их необходимости для деятельности основной компании, а также могут быть совершены исключительно с целью формального документооборота.

Как правило, это характерно для торговых домов, управляющих компаний, управляющих в лице ИП, с помощью которых увеличиваются расходы компании, являющейся центром прибыли.

Перечня лиц, которым передано полномочие на подписание договоров, а также кому в силу закона или полномочий предоставлено право принимать решения от лица компании.

Это при последующем анализе позволит отследить, присутствовала ли в отдельных сделках их заинтересованность, которая идет в разрез с экономическими целями продаваемого общества.

Анализ договоров и проводимых сделок

После выявления рисков на первом этапе анализа корпоративной и юридической структуры особому вниманию должны подвергнуться положения договоров с аффилированными, взаимозависимыми или предположительно «техническими» компаниями.

В ходе анализа данного аспекта деятельности следует определиться, сделки с каким пороговым значением следует проверить. Для предприятий, не относящихся к категории малого и среднего бизнеса, рекомендуется составить реестр всех договоров, превышающих сумму 5 млн руб.

С точки зрения налоговых рисков эти договоры должны анализироваться на исключение риска получения необоснованной налоговой выгоды в соответствии со ст. 54.1 НК РФ. То есть:

  • основной целью совершения сделки не должна быть неуплата (неполная уплата) и/или зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке должно быть исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и/или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Проверка второго фактора требует больших временных затрат и может быть осуществлена исключительно в рамках документальной проверки.

Для анализа юристу доступны документы, подтверждающие транспортировку, хранение товаров, договоры субподряда, если они заключались, акты-приемки оказанных услуг и сами отчеты.

Однако данный анализ не может дать 100% уверенности, реально ли совершена эта сделка той стороной, которой право передано по договору или по закону, или нет, поскольку у юристов, проводящих Due Diligence, нет ресурсов, имеющихся у налоговых органов: доступ к бухгалтерской отчетности контрагентов, возможности проводить допросы, осмотры помещений, выемку документов.

В связи с этим проверка договоров может осуществляться только на основании первичной документации, по которой можно судить о реальности совершенных сделок с определенной долей условности.

Если первичной документации нет, то целесообразно провести проверку контрагента и запросить информацию у проверяемого: как познакомились с контрагентом, как осуществлялась сделка. Если и такая информация не будет представлена, то данные сделки, если сумма по ним превышает 5 млн руб., следует признать рискованными с точки зрения потенциальных налоговых доначислений. При этом покупатель имеет право обсуждать снижение стоимости сделки, принимая на себя этот риск.

Альтернативный вариант – требовать заверений от продавца (ст. 431.2 Гражданского кодекса), что такие сделки не совершены с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В этом случае продавец выражает готовность возместить налоговые убытки, если по такого рода сделкам будут предъявлены налоговые претензии.

Помимо договоров с аффилированными, взаимозависимыми лицами, следует проанализировать и реестр договоров в целом (за три года, предшествующие проверке), а именно: соотношение доходов и расходов, цель расходов, их экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

Особое внимание следует уделять нетипичным для осуществляемого вида деятельности сделкам. Нетипичной можно признать оплату дорожных работ, если они были произведены, например, организацией, осуществляющей оптовую торговлю.

Договоры на оказание консультационных, рекламных, маркетинговых и прочих услуг, где нет материального объекта, также должны быть под особым контролем. Так, экономически необоснованными являются дорогостоящие маркетинговые исследования, которые не дали ощутимого экономического результата или, например, сделки, совершенные явно на условиях, неблагоприятных для проверяемой стороны.

Кроме того, обязательно должны отдельно анализироваться договоры займа, вексельные сделки, цессии, новации. За ними могут скрываться манипуляции по выводу активов или денежных средств, что может привести к снижению стоимости продаваемого актива.

Анализ регламентов

Вопрос налоговых рисков при взаимодействии с контрагентами не теряет своей актуальности, так как совершение нереальных сделок по-прежнему является самым распространенным инструментом получения необоснованной налоговой выгоды.

С учетом этого наличие у проверяемого соответствующего регламента проведения налогового комплаенса может свидетельствовать о добросовестном исполнении обязанностей налогоплательщика.

Несмотря на то, что наличие «должной осмотрительности» уже не может проверяться при проведении налоговых проверок (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807), это не означает, что налогоплательщик не вправе доказывать свою добросовестность и подтверждать, что предпринял все необходимые действия для исключения нарушений налоговой дисциплины именно посредством проверки контрагента.

В то же время наличие регламента по работе с просроченной задолженностью позволяет оценить юридическую дисциплину и выявить наличие некоторых контрактов, которые по каким-либо причинам не исполнялись и по ним не предпринимались попытки взыскать задолженность. С точки зрения налоговых последствий это означает, что по такого рода неисполненным сделкам существует риск непризнания в налоговом учете расходов в качестве затрат (убытков). Если только не истек срок давности предъявления претензий.

Анализ учетной налоговой политики и аудиторских заключений

Анализ учетной налоговой политики позволит проверяющему определить, насколько проводимый учет соответствует действующим нормам налогового законодательства.

Если учет проводился по нормам, утратившим силу, то эти операции автоматически признаются рискованными с точки зрения предъявления налоговых претензий.

Наличие замечаний в аудиторских заключениях предыдущих периодов – повод проверить, насколько они устранены, и оценить потенциальный риск от таких нарушений.

Например, аудиторское заключение может содержать указание на невозможность полноценно оценить размеры сырья и производимых товаров. Затраты на сырье принимаются в расходы по налогу на прибыль в момент отпуска сырья в производство. Если количество произведенного товара и отпущенного в производство сырья с учетом технологических особенностей производственного цикла не совпадает, есть серьезный риск выявить манипуляции с высоким налоговым риском. В этом случае следует более подробно с привлечением специалистов-технологов проверить соотношение объема произведенной продукции и потраченного сырья.

Анализ имущественных прав и налогообложения имущества

Анализу должны подвергаться как активы с движимым, так и с недвижимым имуществом.

Сама переквалификация недвижимого имущества в движимое создаст большие проблемы в будущем. Например, дороги, вертолетные площадки и трубопроводы нередко квалифицируют как движимое имущество, не уплачивая при этом налог на него.

Это, безусловно, создает риск последующих налоговых доначислений, потому что после освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества критерии его квалификации ужесточились.

В письме Минфина России от 24 декабря 2018 г. № 03-05-05-01/94044 по вопросу квалификации объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений) и определения его состава при исчислении налога на имущество организаций рекомендуется руководствоваться Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утв. приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст.

По вопросу квалификации движимого имущества (инженерного и технологического оборудования промышленного производства) рекомендуется руководствоваться позицией Минпромторга России от 23 марта 2018 г. № ОВ-17590/12 и от 2 апреля 2018 г. № 19919/17.

Для нового владельца некорректный учет предшественником не станет основанием для освобождения от ответственности. Более того, исправление ошибок спровоцирует проведение проверок.

Поэтому подача уточненной декларации с доплатой налога, пожалуй, наиболее рациональный подход, позволяющий хотя бы избежать штрафа за налоговые правонарушения, которые могут достигать 40% от суммы неуплаченного налога.

При этом выявление такого фактора – повод обсудить снижение цены при покупке актива или потребовать гарантии от продавца компенсировать налоговые убытки.

Анализ правомерности применения налоговых льгот

Применение налоговых льгот особо контролируется налоговыми органами, поэтому проанализировать их правомерность крайне важно.

Однако в последнее время часто, чтобы «не ссориться» и «не привлекать к себе внимание», налогоплательщики осознанно отказываются от применения налоговых льгот, несмотря на наличие у них такого права.

Поэтому при проведении Due Diligence важно оценить и потенциал от неприменяемых льгот, так как для нового собственника это может быть своего рода отложенный налоговый актив.

Определение срока, охватываемого проверкой

Учитывая, что срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, то период, который охватывает налоговая проверка, должен составлять минимум три полных календарного года, предшествующих ей (ст. 113 НК РФ).

Но для некоторых аспектов налогообложения период проверки должен быть увеличен. Например, когда речь идет о корректности переноса убытков на будущие периоды. В этом случае целесообразно проанализировать накопленные убытки за прошлые 10 лет.

Проверка статуса проводимых ранее налоговых проверок и судебных разбирательств

Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год, за исключением повторных выездных налоговых проверок (ст. 89 НК РФ).

В связи с этим факт прохождения налоговой проверки в проверяемом периоде, равно как и наличие судебных дел по налоговым спорам, скорее, положительный фактор для покупателя, так как снижается риск новых доначислений и новых контрольных мероприятий за проверяемый период.

Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик регулярно (ежегодно) становится объектом налоговой проверки и доначисления производятся за одни и те же эпизоды. В этом случае стоит признать, что данная организация, вероятнее всего, также будет объектом проверки, и реальные предпосылки такого пристального внимания со стороны налоговых органов требуют особого анализа.

Анализ риска назначения налоговой проверки

Для анализа потенциальных рисков рекомендуется использовать критерии самостоятельной проверки (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

ФНС России определила 12 критериев, на основании которых можно судить о риске включения в план выездных налоговых проверок. Особое внимание в рамках анализа рекомендуем уделять таким критериям, как:

  • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам;
  • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • наличие убытка в течение нескольких налоговых периодов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

При наличии одного из перечисленных критериев при объективных условиях риск назначения налоговой проверки минимален, однако если выявлено наличие нескольких рискованных критериев одновременно, вероятность включения такой организации в план выездной налоговой проверки, увеличивается.

Использование полученных результатов

Особенностью налогового Due Diligence является выявление реальных рисков, которые могут оказать влияние на условия сделки:

  • снизить цену сделки;
  • изменить ее структуру;
  • привести к отказу покупателя от приобретения актива.

После проведенного анализа следующий этап – структурирование сделки.

Так, если выявлено, что продавец – иностранное юридическое лицо, не имеющее представительства в России, следует учесть, соблюдены ли правила ст. 309 НК РФ.

Доходы иностранной организации, не имеющей российского представительства, от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, подлежат налогообложению у источника выплаты (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Если выявлены налоговые риски, связанные с потенциальными доначислениями, которые могут наступить в будущем, целесообразно получить заверения продавца о том, что как налогоплательщик он действовал добросовестно и готов возместить убытки, причиненные недостоверностью таких заверений (ст. 431.2 ГК РФ). Заверения действуют при наступлении негативных последствий и доначислений по налогам в течение трех лет, следующих за годом, в котором совершена сделка.

Если же в результате проверки выявлены элементы юридической структуры, которые могут стать предметом внимания налогового органа (например, наличие в структуре торгового дома, через который идет торговля с одним продавцом), новому владельцу целесообразно изменить такую структуру.

Налоговый Дью-дилидженс (Tax due diligence)

Не секрет, что подавляющее большинство российских компаний используют различные схемы для налоговой оптимизации, но при этом они отнюдь не всегда носят легальный характер.

Tax due diligence («налоговая проверка») – проверка применяемых налоговых схем компании с точки зрения их легитимности. На практике их использование влечет существенные финансовые риски обнаружения налоговыми органами фактов уклонения от налогов. Анализ и раскрытие нелегальных схем ухода от налогообложения налоговыми органами проводится постоянно. Следует также учесть, что неуплата налогов в особо крупных размерах может повлечь не только финансовые санкции, но и уголовную ответственность для руководства компании.

Зачастую компании не создают специализированного налогового подразделения и обязанности по уплате налогов ложатся на бухгалтеров. Однако не стоит забывать, что бухгалтер – это специалист в области бухгалтерского учета, он не может и не должен в полной мере заменять специалиста по налогам.

В связи с этим проведение налоговых проверок независимыми компаниями становится все более востребованной услугой на рынке консалтинга. Проведение налоговой проверки позволяет избежать проблем с налоговыми органами, следствием которых являются дополнительные расходы на оплату пеней и штрафов, в результате этого снижение показателей прибыли компании, снижение возможностей получения и возврата кредитов, репутационные риски.

В представлении некоторых руководителей компаний налоговая проверка сводится к выявлению ошибок, допущенных бухгалтером при уплате налогов. При таком представлении максимальным результатом налоговой проверки может стать возможность избежать налоговых санкций. Однако на самом деле возможности налоговой проверки гораздо шире. С помощью Tax due diligence специалисты ООО «Налоговый профиль» могут определить законность и эффективность используемых компанией налоговых моделей; оценить по ним риски существующих и потенциальных претензий со стороны налоговых органов; в случае необходимости по результатам исследование действующих моделей налогообложения разработать и внедрить новую налоговую модель бизнеса с максимальным учетом налоговых преференций в рамках национального, зарубежного и международного налогового законодательства; проконтролировать реализацию налоговой модели на практике и скорректировать ее с учетом изменений в налоговом законодательстве; сопровождать налоговые проверки, подготовить возражения на акты налоговых проверок и представлять интересы компании в налоговых и судебных органах.

Налоговый Дью Дилидженс

Целью налогового Дью Дилидженса является выявление явных, скрытых и потенциальных рисков, связанных с порядком исчисления налогов.

Для оценки таких рисков в суммовом выражении и степени вероятности, мы проводим:

  1. Анализ и оценку, где это возможно, существующих и/или потенциальных значительных налоговых рисков на основе выборочного анализа хозяйственных операций.
  2. Проверку правильности начисления налогов, анализ правомерности использования налоговых льгот.
  3. Анализ использовавшихся схем налоговой оптимизации, выявление существенных рисков.
  4. Анализ перспектив изменения налогового бремени с учетом тенденций правоприменения, рисков налоговых претензий и вариантов их минимизации.
  5. Проверку полноты налоговых деклараций за проверяемый период, сверку с бюджетом.
  6. Анализ характера задолженностей в бюджет по налогам и сборам.
  7. Обзор последних налоговых проверок, результатов налогового аудита, налоговых споров, судебных дел.

© 2001-2023 duediligence.su
ООО «АКЦ «Департамент профессиональной оценки»
125057 г. Москва, ул. Новопесчаная, 9
+7 (495) 775-2818 (Многоканальный)

Налоговый, финансовый и юридический Due Diligence

banner

Дословно «Due Diligence» переводится как «должная добросовестность». Это процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, в ходе которой мы проведем всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку ее финансового состояния и положения на рынке, выявим и оценим риски компании. Услуга Due Diligence (Дью Дилидженс) необходима, если вы планируете произвести вложения в новый бизнес, приобрести объекты коммерческого имущества, в том числе, недвижимости, поглотить другую компанию и т.п., а также для получения заинтересованной стороной информации о достоверности и корректности сведений, изложенных в сопроводительных документах к совершаемым сделкам, для оценки платежеспособности и реального финансового положения объекта покупки, партнеров и иных контрагентов.

Проведение Due Diligence является эффективным методом выявления и снижения рисков с целью получения качественной защиты интересов сторон сделки. Его основой является тщательный анализ внутренней документации, налоговой и финансовой отчётности с учетом требований законодательства и актуальной правоприменительной практики. Данная процедура позволит повысить инвестиционную привлекательность объекта сделки для инвесторов, потенциальных покупателей, заинтересованных лиц.

Нашими специалистами разработаны методики проведения услуги Due Diligence, которые базируются на нашей богатой практике выполнения различных видов данной процедуры.

Налоговый Due Diligence

Налоговый Due Diligence (Дью Дилидженс) имеет ключевое значение, поскольку налоговая нагрузка, риски могут оказывать существенное влияние на оценку состояния и привлекательности объекта сделки.

Такая нагрузка может сделать абсолютно любой бизнес убыточным или бесперспективным в плане инвестирования в него. Либо установить определенные ограничения и особенности, которые сделают бизнес невозможным или малоэффективным. Именно поэтому важно заранее понимать и планировать, какие налоги в данный момент уплачивает компания, сколько придется уплачивать в будущем, есть ли возможность уменьшить налоговое бремя. На все эти вопросы вам предоставят ответ специалисты нашей компании на основании проведения услуги налогового Due Diligence.

Также мы проверим чистоту компании, наличие и (или) отсутствие просроченных и сомнительных задолженностей при расчетах покупателями (заказчиками), поставщиками (подрядчиками), бюджетом и иными контрагентами.

Финансовый Due Diligence

Это проверка достоверности информации о финансовом состоянии компании, результатов ее хозяйственной деятельности, оценка ее коммерческих перспектив.
В ходе проведения услуги финансового Due Diligence (Дью Дилидженс) мы определяем ключевые показатели финансовой эффективности компании, оцениваем будущие перспективы, при условии соблюдения определенных норм и существующей конъюнктуры рынка.

Во время проведения финансового Due Diligence мы анализируем доходы и расходы компании, их структуру, наличие задолженностей и активов, каких-либо обязательств, кредитов. Кроме того, проверяем качество учета, актуальность и достоверность выполненных операций по отражению фактов хозяйственной жизни компании. Рассматриваем и анализируем динамику роста (или падения) основных показателей, оцениваем качество работы бухгалтерской и финансовой служб, систем учета и составления отчетности. От качественного контроля и достоверного отражения первичных документов напрямую зависит качество и корректность формирования показателей отчетности.

Юридический Due Diligence

Для избежания возможных правовых рисков, связанных с предстоящей сделкой, наши консультанты проведут юридический Due Diligence (Дью Дилидженс). В результате данного исследования будут выявлены существующие обременения и возможные финансовые и репутационные риски такого приобретения, что позволит принять окончательное решение как о целесообразности приобретения, так и о том, каким образом структурировать предстоящую сделку и как избежать рисков приобретения неликвидного актива.

Оценив состояние актива, статус юридического лица, в собственности которого он находится, вы сможете выбрать наиболее приемлемый способ приобретения. В случае если вы предпочтете приобретение акций (долей) юридического лица – собственника, консультанты, специализирующиеся на слияниях и поглощениях, готовы помочь подготовить сделку, соблюсти все корпоративные процедуры, сформировать договор, а также обеспечить правовую поддержку на каждом из этапов. Если же, к примеру, вы примете решение о приобретении непосредственно самого производственного комплекса как объекта недвижимого имущества, вам могут понадобиться наши специалисты по недвижимости и строительству.

Главное конкурентное преимуществ ФинЭкспертизы состоит в широчайшем наборе инструментов и компетенций – оценив риски приобретения актива, вы всегда можете привлечь консультантов ФинЭкспертизы на всех этапах своей деятельности.

Мы обеспечим вам достойное качество оказанных услуг, в том числе, используя наш сетевой ресурс. Сеть ФинЭкспертиза является первой, созданной в России международной Сетью, в которую входят независимые аудиторские, оценочные и консалтинговые компании, объединившие усилия для оказания высокопрофессиональных услуг клиентам в любой стране мира. Поэтому мы и наши зарубежные партнеры выполним для вас услугу проведения Due Diligence с высоким качеством, применяя передовые технологии и используя международный опыт.

  • Налоговая практика и бухгалтерский консалтинг
  • Корпоративное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *