Metaverse как зайти
Перейти к содержимому

Metaverse как зайти

  • автор:

Meta: вселенная, куда вы не захотите попасть

Аватар - Олег Уппит

Независимый исследователь цифровой этики и новых контуров взаимодействия общества и технологий: цифровая постгосударственность, театр безопасности, digital-бессмертие.

Марк Цукерберг собрался строить Metaverse (метавселенную) — виртуальный мир на основе VR и AR, где он хочет собрать больше миллиарда пользователей. В гонку за создание метавселенных уже включились Microsoft, не отстанут и другие корпорации. Автор Теплицы Олег Уппит рассказывает, что, по его мнению, с этой идеей не так.

Metaverse — это, кажется, тот самый «Интернет, превращенный в самый опасный проводник тоталитаризма», о котором предупреждал Джулиан Ассанж в «Призыве к криптографическому вооружению». Интернет, который настолько проникает в жизнь, настолько пронизывает ее и заменяет, что становится самым страшным оружием, лучшим средством контроля, самой большой угрозой свободе.

В одном Ассанж, похоже, ошибся. Он ждал, что Сеть окажется во власти государств, и вроде как к этому и шло с каждым усилением контроля и огораживанием, с каждой судорогой суверенитета. Но тогда же становилось все отчетливее видно, что государства не справляются с контролем сами. Не справляются чисто технически, они то ли отстают от развития технологий, то ли не могут найти кадры, обладающие нужными компетенциями (ну, или используют их для другого). А вот корпорациям отлично удается строить системы, следящие за пользователями, оценивающие их действия и даже подталкивающие в желательном направлении.

Важно, что метавселенную обещает создать человек, который построил самый совершенный на сегодня цифровой паноптикум. Совершенный настолько, что он очень серьезно не нравится даже государству, которое вот уже почти десять лет методично ведет травлю Ассанжа.

Кадр из презентации Meta.

Добровольные границы

Один из первых шагов к созданию Metaverse — совершенствование Horizon Workrooms. Это виртуальные рабочие пространства, которые уже доступны обладателям очков Oculus Quest. По плану Марка Цукерберга, Horizon по мере развития станет набором цифровых вселенных, где поселится не меньше миллиарда человек.

Не факт, что получится именно у Цукерберга и его Meta. Возможно, их мир будет сырым, а полноценную цифровую реальность с глубоким погружением создаст какой-нибудь проект, про который мы еще ничего не слышали, но кто-то обязательно это сделает.

То, насколько люди окажутся привязаны к яркой, вовлекающей и, вероятно, весьма аддиктивной жизни в виртуальных мирах, трудно недооценить. Нас пугали тем, что компьютеры — это про уход от реальности, а мы смеялись. Похоже, отсмеялись.

Метавселенные имеют все шансы превратиться в «корпоративные страны», которые придут на смену государствам. Им не понадобятся границы, флаги и гимны — устаревшие атрибуты старой государственности. Верность граждан будет строиться на их личной вовлеченности. Так создание корпорациями своих вселенных станет еще одним кирпичиком в разделенность людей, ведь мы пока ничего не знаем о том, как «граждане Facebook» смогут взаимодействовать с обитателями метавселенной Microsoft и захотят ли они это делать. Даже нынешние экосистемы способны накладывать серьезные ограничения, как это происходит с пользователями устройств Apple. Что уж говорить про VR-среды будущих вселенных.

Кадр из презентации Meta.

Деградация контента

Во время презентации Meta Цукерберг говорил, что «мы перешли от домашних компьютеров к мобильным телефонам, от текста — к фотографиям и видео». Это звучит так, как будто произошедшее — это некое достижение. Но, если присмотреться, отказ от текста в пользу более доступных способов создания и потребления информации оказывается шагом назад. Например, YouTube на наших глазах превратился в новое телевидение, вобрав все его минусы и приправив своими недостатками.

Качество контента катастрофически упало в обмен на то, что теперь его может создавать каждый. А многие и вовсе вынуждены его делать, потому что это их хлеб, хотя в других обстоятельствах никогда бы не вышли со своими поделками в публичное пространство.

«Кривые» инструменты

Встает вопрос: какой будет метавселенная, если, в том числе стараниями команды Цукерберга, главный инструмент блогера сейчас — Instagram. Платформа которая вообще не очень подходит для ведения блога, набор костылей, поддерживающих костыли: полноценные видео выстраиваются из 15-секундных обрезков, которые порой путаются при загрузке, а текст приходится дополнять «продолжением в карусели».

Instagram начинался, как эмулятор творческого процесса, где можно было почувствовать себя создающим оригинальную картинку, просто перелистывая фильтры. А теперь стал эмулятором процесса производства смыслов, в котором они, когда и есть, легко теряются в общем потоке и необходимости продираться через интерфейс.

Уже сейчас «Интернет, где вы участник, а не просто наблюдатель», о котором говорит на презентации Цукерберг, но участник чего? Ведь дело в том, что ребята, которые умеют хорошо считать, обнаружили, что больше информации от нас, больше наших взаимодействий с системой и больше нашего времени внутри нее можно получить, когда мы создаем контент, а не просто потребляем его.

Привычная пропорция, где 80% только смотрят, еще примерно 15% комментируют и только оставшиеся генерируют новое, рушится. Но эта свобода создавать оборачивается лишь нарастанием количества новой информации, но не качественным развитием.

Кстати, стремление Meta сосредоточиться на создании виртуальных и дополненных миров может привести к тому, что корпорация решит не развивать уже имеющиеся у нее активы: Facebook, Instagram и WhatsApp. А они и так чересчур «кривые», но фактический монополист, вероятно, думает, что незачем трогать то, что и так работает.

Возможно, «кривой» окажется и сама метавселенная, а в условиях AR и тем более VR, это будет довольно опасно.

Кадр из презентации Meta.

Виртуализация товаров

Создание метавселенных расширяет для корпораций и пространство выгоды. Зачем людям физические товары реального мира, если основная жизнь проходит в цифровой среде. Редкие предметы или прокачанные персонажи в играх уже сейчас успешно продаются за реальные деньги (хотя разработчики и стараются бороться с торговлей между игроками). Они вроде как не существуют, но вызывают чувства и эмоции и обретают реальную стоимость.

А в обещанном Цукербергом переносе товаров из виртуального мира в реальный в виде голограмм и вовсе есть что-то от «Черного Зеркала».

Кадр из презентации Meta.

Не прорыв

Технологии, о которых говорит Цукерберг, существуют не первый год. Более того, в AR и VR не было серьезных прорывов уже долгие годы. Потому что никто толком не понимал, где там лежат деньги, по крайней мере такие, которые нужны для качественного рывка. По сути, нам предлагают PokemonGo, если вы помните, что это.

Долгое время AR и VR были как первый iPhone до появления магазина приложений — технологией без экосистемы, чемоданом без ручки. Теперь за дело берутся те, у кого есть возможность действительно массово внедрить эти инструменты. Они видят в этом выгоду, а значит, непременно постараются ее извлечь.

И если мы не хотим попасть в еще более совершенный цифровой паноптикум, нам нужно придумать и свои ручки к этим чемоданам. Слишком уж красиво и привлекательно их содержимое. Вряд ли найдется много людей, которые готовы будут отказаться от этих нарядных миров ради аскезы и цифровой гигиены. События вокруг пандемии, кажется, ускорили переход к виртуальности. И нам стоит поторопиться и сообразить, какой мы хотим видеть метавселенную и как нам ее обустроить.

  • 30 ноября 2021
  • 5 мин

Как использовать сервис Metaverse для создания интерактивных викторин ?

Metaverse — это отличная платформа, которая позволяет Вам создавать интерактивные обучающие задания, используя мощь технологии виртуальной реальности. Процесс прост и легок, никаких знаний о кодировании не требуется.

С помощью Metaverse вы сможете мгновенно начать создавать различные формы опыта AR для использования с учениками в вашем классе. Каждый опыт, который вы создаете, может быть передан другим электронной почтой, QR-кодом, сгенерированной ссылкой или кодом вставки. В копилке учителей и учеников, создающих виртуальную реальность с помощью Metaverse уже встречаются дидактические игры, квесты, викторины, научные ярмарки проектов, фотоотчеты, презентации и многое другое.

Платформа программирования Metaverse основана на идее использования алгоритма кадров, которые воспроизводятся в приложении для планшетов или смартфонов. Вы соединяете каждый кадр раскадровки с командами действий, которые вы выбираете из меню.

metaverse1

Чем больше сцен вы добавите в раскадровку, тем больше опций вы сможете добавить в приложение.

metaverse2

Metaverse может быть использована учениками, чтобы привнести оригинальность в учебный проект.

За последний год сервис стал популярным инструментом для создания дидактических игр с элементами дополненной реальности. Как и многие другие инструменты, которые быстро растут в популярности, Metaverse сделал некоторые изменения, чтобы сделать его более легким для новых пользователей.

Итак, для просмотра вы должны загрузить на смартфон или планшет приложение Metaverse. Начиная работу, вы включаете встроенный сканер и начинаете работу.

В конструкторе используются два варианта вставки изображений на фоне или в 2D. Посмотрите видеозапись викторины со вставкой фотографий. Вот что происходит после включения приложения и наведения сканера.

Если вы уже загрузили приложение к себе на смартфон, то можете посмотреть данный набросок по ссылке.

Используя большую встроенную коллекцию изображений 2D, вы также можете подготовить серию учебных заданий. Посмотрите видео.

Другой вариант: использование сканера по наведению на штрих-код. Подключите в приложении Metaverse встроенный сканер и наведите его на штрих-код.

geogr

Как можно использовать данную технологию в образовательных целях?

Вот некоторые варианты.

1.Интерактивные истории.
Этот инструмент может быть дополнением к материалу учебников. Можно насытить привлекательной интерактивной наглядностью.

2. Создание интерактивных квестов.
Учитель может создать интерактивный квест с определённым количеством точек. Они могут находиться в различных местах школы или на какой-либо площадке.

3. Дидактические игры и викторины.

В видеозаписях вы увидели небольшие наброски.

4. Виртуальные экскурсии.

Посмотрите небольшой набросок виртуальной экскурсии по знаменитому ВДЦ «Орлёнок».

В платной версии сервиса имеется возможность включения 3D-объектов, что, конечно, увеличило бы эффективность визуализации.

Что не так с Metaverse

История проектов Марка Цукерберга — это история одного грандиозного успеха, «Фейсбука»* (настолько грандиозного, что даже экранизация этой истории, «Социальная сеть», оказалась оскароносным фильмом), на горбу которого уже второе десятилетие удаётся вытаскивать гигантские провалы.

Если Цукерберг переедет жить в VR, то ему там будет одиноко: никто за ним не последует

Meta* может оказаться той ошибкой, которая похоронит даже Facebook. Мертворождённый проект, на который Цукерберг сделал амбициозную ставку, сам по себе, конечно, крупнейшую в мире социальную сеть в мире не уничтожит. Но фокус на «Мете» в тот момент, когда к самому «Фейсбуку» подкрадываются проблемы возраста — как самого сервиса, так и его аудитории, украдёт у него самое дорогое: время, необходимое для трансформации. Скорее всего, и сам Цукерберг понимает, что эпоха «Фейсбука» прошла — поэтому и сделал ставку на «Мету». Но эта ставка могла оказаться преждевременной, потому что, по всем признакам, эпоха VR ещё не наступила.

*Meta, Facebook и Instagram признаны экстремистской организацией и запрещены в России.
Начнём с самого «Фейсбука». Было время, когда казалось, что Facebook победил: «Фейсбук» = интернет, и так будет всегда. Почти все активные пользователи интернета пользовались «Фейсбуком», это была глобальная сеть, в которой можно было найти практически любого человека в любой стране за некоторыми исключениями. Одно из самых заметных — Россия, где «Фейсбук» стал на время социальной сетью «креативного класса», но так и не стал народным. Это место в России занял вовремя сделанный удачный клон Facebook — «Вконтакте», который быстро нащупал свой путь в пространстве Рунета, став на время чуть ли не Рунетом как таковым: во «Вконтакте» можно было найти любого человека, люди моложе определённого возраста обменивались «контактом» как раньше их родители — телефонами, во «Вконтакте» была музыка, фильмы, потом появились игры. В общем, всё, что составляло понятие интернета для молодёжи было во «Вконтакте» и «Вконтакте» на время стал представлять собой весь интернет для многих людей: выйти в интернет означало «зайти в контакт» — и переходить оттуда в «большой интернет» не было никакой необходимости.

Пока это время вдруг не прошло.

То же самое произошло и с «Фейсбуком». На своём пике «Фейсбук», собрав всех (активных) пользователей интернета по всему глобусу за исключением России и Китая, был близок к тому, чтобы превратиться в связующую функцию для всего остального интернета через функцию авторизации Facebook Login. Многие сайты, разрабатывавшиеся лет десять назад, в начале 2010-х, смирились с тем, что их стало слишком много и не стоит ожидать от пользователя, что он будет регистрироваться на каждом из них отдельно, заводя и управляя сотнями регистраций, предложив опцию авторизации через «Фейсбук».

Одним из драйверов этого движения стали контентные ресурсы. Любой контентный ресурс нуждается в комментариях, потому что комментарии задерживают читателя на странице статьи, если он начинает их читать, и заставляют возвращаться на неё снова и снова, если он вступает в дискуссию — увеличивая такие приятные для отделов продажи рекламы метрики как «время на сайте» и «глубина просмотров». То есть, каждому контентному ресурсу была необходима форма комментариев. С другой стороны, большинство новых контентных проектов и надеяться не могло, что ради их контента случайно зашедший на их статью пользователь станет заводить целый новый аккаунт. Нужно было предоставить им возможность авторизоваться через сервис, который они уже используют — например, «Фейсбук». А то и просто поставить форму комментариев «Фейсбука». При этом понятно, что любая активность на их сайте через такую форму шла в зачёт и как активность в «Фейсбуке» — то есть, «Фейсбук» начинал извлекать пользу из активности пользователей не только внутри своей экосистемы, но и на внешних ресурсах. Точнее, весь внешний интернет таким образом превращался в экосистему «Фейсбука», в которой у Цукерберга в руках оказывались бы ключи ото всех дверей.

С одной стороны, «Фейсбук», как место встречи всех активных пользователей интернета, становился необходимым всем остальным сайтам, давая им доступ к своей пользовательской базе. С другой, по мере использования механизма авторизации «Фейсбука» всё на большем числе ресурсов, зависимость пользователей ФБ от сервиса бы только возрастала, создавая из многочисленных завязок на «Фейсбук» такую паутину, выпутаться из которой без потерь становилось бы всё труднее.

Казалось бы, отличный план. Надёжный, как швейцарские часы. Но, поскольку мы глядим на эту картину из 2022 года, мы уже знаем развязку: это не сработало. «Фейсбук», хотя всё ещё большой и богатый, всё дальше уходит на периферию того, что из себя сегодня представляет магистральная дорога интернета. Пользователям Рунета это может быть менее очевидно, потому что, слава «Вконтакте», он тут так и не стал «нашим всем» ни на минуту. С другой стороны, пример «Вконтакте», как полного аналога ФБ не только на старте, но и с точки зрения его сюжетной арки в истории Рунета, позволяет понять, что произошло с ФБ в интернете глобальном: до какой степени взаимозаменимым с понятием интернета в России в какой-то момент был — и до какой степени на обочине (по сравнению с прежним положением дел) очутился. С «Фейсбуком» произошло то же самое, только в на порядок больших масштабах. Редкие сайты, до сих использующие встроенную форму комментариев «Фейсбука», служат этому прекрасной иллюстрацией. Вот как они выглядят сейчас — руины неслучившейся империи, планам мирового господства которой не суждено было сбыться.

Прямо сейчас «Фейсбук» по-прежнему одна из самых дорогих компаний мира и Кремниевой долины в частности. По одной простой причине: это по-прежнему один из крупнейших в мире операторов таргетированной рекламы, ворочающий гигантскими массивами ценных пользовательских данных и способный обеспечить рекламодателям гигантские объёмы взаимодействий с их контентом. Но с точки зрения стратегического анализа богатство «Фейсбука» в моменте непоказательно. Сев однажды на ресурс — миллиарды пользователей, включая, что наиболее ценно, сотни миллионов в пресловутом «золотом миллиарде», «Фейсбук» успешно продолжает его монетизировать. Проблема в том, что это, в прямом смысле, исчерпаемый ресурс: пользовательская база «Фейсбука» стареет и не восполняется за счёт притока молодёжи. Таким образом, «Фейсбук» в интернете сегодня — аналог любой петрократии на планете: обнаружив себя на залежах нефти и газа, они смогли обеспечить — и до сих пор обеспечивают себе — приток сотен миллиардов долларов в год из года в год, на которые могут покупать золотые дворцы, автомобили, яхты и унитазы. Но при этом все — и бенефициары этих петрократий в первую очередь — знают, что этот праздник невиданной роскоши не навсегда. Нефть и газ, с одной стороны, исчерпаемые ресурсы — а с другой, движение за отказ от них растёт и становится необратимым.

То же самое происходит и с цифровой петрократией Цукерберга: его естественная монополия на поколение 40+ (поколений 1980 г.р. и раньше — gen X и бумеры) не проживёт дольше, чем само поколение, а для поколения 25 и младше (1996 г.р. и позже — зумеры и альфа) её и не существовало.

Понимая это, империя Цукерберга, начала предпринимать действия уже давно. Для того, чтобы констатировать, что никто не понимает историческую обречённость «Фейсбука», как сам Марк Цукерберг, не нужно залезать к нему в голову. Достаточно смотреть на его действия.

  • с одной стороны, реальная востребованности инсты среди миллениалов (поколения 1981–1995 годов рождения) никак не транслировалась в оживление самого «Фейсбука». Наоборот, подчёркивало, до какой степени «Фейсбук» становился местом, где обитали мамы, папы, дяди, тёти, дедушки и бабушки «Инстаграм»-тусовки. Грубые попытки оживить «Фейсбук» через сращивание мессенджера ФБ и мессенджера Инсты и предложения знакомых из «Фейсбука» это только подчеркнуло. Навязывание общего мессенджера было скорее раздражающим напоминанием о том, что у Инсты и Фейсбука один хозяин. Но я не представляю, как тот факт, что у двух разных сервисов теперь общий мессенджер, должен был поспособствовать пополнению «Фейсбука» молодой кровью из Инстаграма — и не думаю, что такой переток в реальности имел место хоть в сколько-нибудь значительных количествах. Скорее, общая пользовательская база способствовала пополнению аудитории «Инстаграма» за счёт друзей из «Фейсбука» — людям естественно тянуться туда, где жизнь кипит, и уходить оттуда, где она угасает.
  • С другой стороны, успех самого «Инстаграм» оказался ещё более быстротечным, чем успех «Фейсбука». Зумеров «выиграл» TikTok. Опять же, гадать о том, как в империи Цукерберга видят прочность положения «Инсты» в конкуренции с «ТикТоком» не нужно — достаточно следить за их действиями. А действия иначе как паническими уже не назвать. Функционал рилсов, копирующих тиктоки, итак выросший до равнозначного, если не переросший роль постов в «Инстаграме» сам по себе ещё ни о чём не говорит. «Спалилась» Инста на недавнем редизайне основной страницы фида — тех самых постов, копирующих функционал «Тиктока» — вызвавшем всеобщую и массовую волну хейта со стороны пользователей. Когда свою неприязнь к редизайну выразили одни из самых влиятельных пользователей Инсты — династия Кардашьян — компания не выдержала, и откатила обновление, вернув прежний фид. Говоря примерами, понятными аудитории Рунета — это как если бы Дуров вернул стену.

Всё это очень напоминает петрократии, инвестирующие в возобновимую энергетику, современную архитектуру, и проводящие пафосные инвестиционные форумы с 3D-рендерами о будущем. Со стороны прекрасно видно, что они могут себе это позволить, пока у них не иссяк ресурс прошлого — нефтегазовые доходы. Убери его — и будущего там никакого нет. Дубаи — один из мировых центров, место встречи элит многих стран — но только пока ОАЭ остаётся одним из крупнейших в мире экспортёров нефти. Никто всерьёз не ожидает, что, когда нефтяной период останется в индустриальном прошлом, ОАЭ сохранит место важного поставщика энергии, какой бы она ни стала — атомной, солнечной или ветряной — мировой экономике, а люди по-прежнему будут относиться с таким же энтузиазмом к посещению и жизни в городе посреди пустыни, какими бы высокими в нём ни были небоскрёбы. Когда колесо прогресса провернётся, сырьевая ниточка, привязывающая нынешние петрократии к успеху, оборвётся. И так же процветает империя Цукерберга, проедая поколенческий ресурс, захваченный в 2000-х «Фейсбуком» и 2010-х «Инстаграмом». Но когда колесо провернётся, и смена поколений окончательно произойдёт — с «поколением Фейсбука» и «поколением Инсты» останутся в прошлом и «Фейсбук», и «Инстаграм». Да, сейчас над империей Цукерберга, в прямом и переносном смысле никогда не заходит солнце. Но, как и в случае империи, для которой впервые придумали этот образ, за внешними признаками, соответствующими пику могущества, уже оформились все условия неизбежного упадка. Империя Цукерберга — Испанская империя современного интернета.

Другие их амбициозные начинания можно отметить одной строкой: просто чтобы вспомнить масштаб замаха — и подивиться тому, до какой степени ничего следом за ним не последовало.

Криптовалюта «Фейсбука» Libra

Наделала много шума в момент анонса идеи — и сбита на взлёте регуляторами. Эта идея похоронена настолько глубоко, что эффект разорвавшейся бомбы её анонса в медийном пространстве следует вспомнить только чтобы оценить контраст с тем, насколько напрочь она оказалась забыта в настоящем. Когда Цукерберг анонсировал, что «Фейсбук» выпустит свои деньги — практически все ожидали, что это будет что-то грандиозное. Что наконец-то «Фейсбук» нашёл способ заякорить своё положение в мировой экономике, конвертировав своё доминирование в аудитории в настоящую экономическую силу с помощью чего-то такого неизбежного, как деньги. Люди, которые рассчитывали на этом заработать, были в восторге и активно хайпили тему. Остальные относились к этой перспективе, как минимум, скептично — и вплоть до антиутопийной паники в ожидании цифрового неофедализма — мира, в котором люди больше не живут в государствах — а поделены и закрепощены корпорациями. Иронично и показательно, что именно государство — в первую очередь, отпор со стороны европейских регуляторов — уничтожило «Либру» в зародыше.

Дейтинг «Фейсбука»

Одна из креативных идей Цукерберга, как подойти к аудитории «Фейсбука» с другого бока и начать её, кхм… доить оттуда. Судя по тому, что после пары пробных запусков на рынках вторичной важности, о ней больше не было новостей — проект не взлетел и был заброшен. Скажу больше: предсказуемо и ожидаемо. Я писал о том, что совмещать дейтинг и социальные сети — гиблое дело, как раз в том году, когда Цукердейтинг был анонсирован, разбирая урок Google+ — почему провалилась социальная сеть «Гугла». Идеи того поста с каждым годом становятся только актуальнее, потому что речь о том, как человеческая природа проявляет себя в цифровом пространстве. Формы и условия её выражения могут меняться, но сама природа остаётся прежней: и основные законы её функционирования будут воспроизводиться в любом контексте. В конкретном случае я разбираю понятие «пространств» в жизни человека. Каждый человек делит свою жизнь на несколько пространств — семьи, работы, друзей, дейтинга etc. Некоторые из них смежные, другие антагонистичные. Некоторые друг друга дополняют, другие взаимоисключающие. Некоторые находятся ближе, другие — максимально разведены друг от друга. И дистанция, которую каждый человек в своей жизни поддерживает между, скажем, друзьями и работой или работой и дейтингом, будет неизбежно воспроизводиться в цифровом пространстве — будь-то web 2.0, мобильный интернет, дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR) или интернет вещей (IoT). Тогда как интернет-компании пытаются смешать все эти пространства в одно месиво, объединив личную жизнь, публичную персону, карьеру, друзей, дейтинг, семью итд. в одном пространстве. Чем грубее новый проект нарушает дистанцию между разными пространствами (сферами), которые пользователь поддерживает в своей жизни, тем предсказуемее его провал. Так было с Google+, так стало с несостоявшимся Facebook Dating.

Превращение в Meta

Все намеченные выше линии сошлись в одну точку в октябре 2021 года, когда Марк Цукерберг анонсировал превращение империи «Фейсбука» в «Мету». Переименование стратегически оправданное — кроме того, что все удачные и неудачные приобретения и запуски Цукерберга после «Фейсбука» держались на его могучей туше не отменяет того факта, что никакой синергии с «Фейсбуком» там не было и быть не могло. Несмотря на несколько лет усилий и навязчивого брендинга ничего, кроме общего собственника, Facebook, Instagram и WhatsApp не связывало — если что, навязчивый брендинг, скорее, только подчеркнул, насколько разные эти проекты и насколько противоестественно смотрится лого «Фейсбука» на страницах «Инстаграма». Теперь они все — проекты Meta. Это убирает болячку напоминания о провалах интеграции «Фейсбука» с более модными и молодёжными проектами интернета. Теперь их связывает Meta. Поговорим, наконец, о ней.

Вступление с предысторией империи Цукерберга от «Фейсбука» до «Меты» было совершенно необходимо: без неё невозможно понять, что такое «Мета» на самом деле и что её ждёт в будущем. В контексте же предыдущих попыток Цукерберга сперва превратить «Фейсбук» во что-то иное, потом — заменить его чем-то иным — появление, суть и направление «Меты» становятся ясны как день. Если кратко: в ней собраны все ошибки предыдущих проектов, которые завели их в тупик, и объединены на новом уровне — в мета-тупик.

I. Meta как повторение неуспеха Facebook Login и провала Facebook Dating. Фейсбук как ключ ото всех дверей. Первая настоящая попытка «Фейсбука» дотянуться своими аксонами до каждой клеточки — сайта — сети Интернет. По сути, это была веб-два-нольная попытка превратить «Фейсбук»-аккаунт в цифрового аватара пользователя на пространстве всего интернета — эдакий мультипаспорт. Предложение, начисто отвергнутое пользователем повальным игнором. При этом в самой идее мультипаспорта ничего плохого нет — наоборот, она обернулась успехом в виде повсеместной авторизации по адресу почты или номеру телефона. Не взлетела именно авторизация через социальные сети — включая «Фейсбук». Почему — вопрос дискуссионный. Моё предположение — всё та же теория пространств. Удобство мультипаспорта (универсального ключа авторизации) основано на его постоянной доступности. Таким образом, на его роль подходит только тот инструмент, который есть у каждого человека. Как номер телефона или адрес электронной почты. Их отличие от аккаунта в социальной сети — в их безличности. Номер телефона или адрес почты не скажут о человеке ничего или почти ничего: номер телефона сам по себе абсолютно безличен, адрес почты содержит имя. Аккаунт же в социальной сети с порога рассказывает о человеке сразу много или очень много. В отличие от email, аккаунт в соцсети — это дверь, которая открывается в обе стороны: с одной стороны, пользователь попадает через неё на сайт. С другой, сайту открывается весь его профиль в соцсети. Причём именно основной соцсети, которой человек активно пользуется: заводить левую соцсеть только для авторизаций с точки зрения удобства не имеет смысла — чтобы логиниться через соцсеть было удобнее логина по почте, в ней надо быть постоянно авторизованным. Значит, если человек выберет авторизацию через соцсети из соображений удобства по сравнению с email — это будет соцсеть, которой он постоянно пользуется. А значит, содержащая много информации о нём. Не все люди, регистрирующиеся в приложении такси, хотят, чтобы то, что они пишут в своих соцсетях оказалось в одном клике от таксиста. Это даже звучит абсурдно, но именно такую «утопию» рисовал Facebook и многие другие компании в своё время: полная прозрачность — пусть ваш водитель знает, чем вы увлекаетесь, а вы — чем увлекается ваш водитель для нового качества сервиса (не только FB этим страдал: помнится, Gett долгое время настойчиво предлагал список увлечений водителя в качестве темы для разговора). Вот от этой «прозрачности» люди и отказались, потому что, вынырнув из шизофренического мира корпоративных презентаций и вдохнув воздуха реальности, каждый человек может сказать, что залог успешного социального взаимодействия — как раз-таки непрозрачность тех сторон их жизни, которые не имеют отношения к предмету взаимодействия.

И вот в «Мете» мы видим возвращение этой идеи, ранее категорически не принятой пользователями в веб-два-нольном воплощении уже в 3D-формате. Пользователям, которые не захотели смешивать своё самовыражение в соцсетях с рабочими коммуникациями (привет, Google+!) пытаются продать Metaverse под тем же самым соусом: возможность самовыражения в рабочем пространстве — теперь в виде 3D-анимации!

Сейчас, пока Meta существует в виде промо-роликов, пресс-релизов и публичных спекуляций, о её реальном функционале можно только гадать. Но понятно, что она должна решать стратегическую проблему компании, которая заключается в необходимости подобрать ключик к сердцу следующих поколений интернет-пользователей. Для этого им нужно создать какую-то ценность. Метаверс сам по себе никакой ценности не представляет. Ценность — это пользователи, их у Цукерберга по-прежнему удерживают Facebook, WhatsApp и Instagram. Три собственности, попытки интеграции которых на прежнем этапе ни к чему не привели. Facebook и Instagram в их нынешнем виде обречены на угасание. Сейчас они живее всех живых, но в компании давно видят writings on the wall.

Сколько бы они не просуществовали, драйверов роста внутри них нет. Рост, какой бы он ни был, внутри этих платформ — инерционный. Они проедают заработанную в прежние годы роста пользовательскую базу. Когда закончится и инерционный рост, в отсутствие превалирующего притока новых пользователей и роста активности нынешней пользовательской базы, начнётся угасание по всем фронтам. И понятно, что теперь они будут пытаться добиваться синергии пользовательской базы Facebook, WhatsApp и Instagram уже в метапространстве. Для этого оно и создаётся.

AdminVPS: два месяца хостинга/VPS по цене одного по промокоду HABRNEW

А это значит, что, когда начнётся выкатывание пользовательского функционала Metaverse, то увидим мы это в форме всевозможных интеграций с Фейсбуком, Инстой и Ватсаппом. Весь маркетинговый обман Meta шит белыми нитками. Языком корпоративного буллшита, из которого она пока исключительно состоит, рисуется мир, который привлечёт какую-то совершенно новую аудиторию, четвёртую ножку под стул Цукерберга в дополнение к нынешним трём. Но откуда ей взяться? В реальности, это будет цифровая доска, которую положат на спину трём китам — Фейсбуку, Инсте и Ватсаппу — и попробуют продать её как новый Новый свет. И переселить туда как можно больше своих пользователей.

Затем, когда за счёт освоения Метаверса пользователями ФБ, Ватсапа и Инсты это пространство наполнится и заживёт своей жизнью — оно начнёт привлекать новых пользователей. Точнее, новое поколение пользователей. Это допущение — что успех Метаверса среди нынешних пользователей продуктов «Меты» привлечёт новое поколение — является допущением №2, заслуживающим отдельного рассмотрения, но не имеющим смысла, если не сработает допущение №1: что Цукербергу удастся привлечь аудиторию Фейсбука, Ватсапа и Инсты в достаточном количестве для того, чтобы Metaverse ожил и зажил независимой от своих доноров трафика жизнью. Это значит, что масштабные интеграции в форме различных Мета-расширений и Мета-дополнений к ним неизбежны. И здесь-то Meta идёт на всех парах к тому же айсбергу, на который налетели Facebook Login и Google+, потому что основное позиционирование Metaverse — виртуальная замена офису. Предложение логичное в посткоронавирусную эпоху, с ростом востребованности и принятия удалённой работы. Фасилитация массовой постоянной организованной удалённой работы сейчас в самом зародыше. И желание «Меты» застолбить эту полянку — понятно.

Но заселять её они будут аудиторией из своих текущих проектов, среди которых 2 из 3 — «Фейсбук» и «Инстаграм» в жизни большинства их пользователей соответствуют пространствам, которые они стараются держать на дистанции от рабочих отношений — это их отношения с друзьями и нерабочее самовыражение. В эпоху кэнселинга это естественное стремление только усугубляется: многие люди уже научены (а опытные рекрутёры не устают напоминать), что соцсети от работы надо держать подальше. Если вы не зарабатываете в соцсетях, то ничего из того, что вы выкладываете в своих сториз или однажды затвитили не способно украсить ваше резюме — а вот испортить очень даже может. Поэтому, как был обречён Google+, так и идея населить Metaverse пользователями «Фейсбука» и «Инсты» обречена на провал. Люди не будут использовать свои основные аккаунты в «Фейсбуке» и Инсте для рабочих коммуникаций в «Мете», а без активной пользовательской базы компаниям виртуальные офисы в «Мете» будут сами по себе не очень интересны. Бизнес идёт туда, где есть аудитория. Многие компании в своё время понаоткрывали «круги» в Google+ и поставили иконки G+ на свои сайты. Но в итоге лишь увидели, что многомиллионная активная аудитория функциональных сервисов «Гугла» не спешит смешивать рабочую активность с публичной.

WhatsApp отличается от ФБ и Инсты тем, что, как мессенджер, он гораздо чаще используется для рабочих коммуникаций. То есть, надстраивать метавселенную над пользовательской базой WA кажется логичнее. Но это только на первый взгляд. На второй — один из плюсов «Ватсапа», как и других мессенджеров — в относительной обезличенности коммуникации, которая ведётся через них. По умолчанию, они выдают, самое большее, имя и фото собеседника — не больше, чем они узнали бы друг о друге при оффлайновой социализации в формальной обстановке. Они не говорят ничего об их мнениях, предпочтениях, друзьях, месте жительства, социальном и экономическом статусе. VR-контекст метавселенной эту необходимую для формальных взаимодействий дистанцию будет размывать. Общение, перенесённое из WhatsApp в Метавселенную, станет более персонализированным — последнее, что нужно людям, договаривающимся через Ватсапп о встречах, сделках, совещаниях, покупках, продажах, поездках и прочих делах.

В контексте истории эволюции империи Цукерберга от «Фейсбука» до «Меты» видно, что они ничего не поняли и ничему не научились. В нынешнем своём виде «Мета» идёт курсом Facebook Dating. Впрочем, история «Меты» может оказаться немного сложнее.

II. Мета как вторая инкарнация «Либры». В медийном контексте, окружающем запуск «Меты» появился новый уровень, которого прежде не было в связи с запуском проектов Цукерберга за исключением «Либры» — финансовый хайп. Как и в случае с «Либрой», анонс Metaverse вызвал бурный ажиотаж в кругах криптоспекулянтов. Это узкий, но очень влиятельный круг людей, живущих в постоянном ожидании новой порции газа, чтобы подкачать постоянно сдувающийся воздушный шар криптопузыря. Им подойдёт для этого что угодно — от твитов Маска, раскручивающих Dogecoin до выступлений селебрити, продвигающих NFT. Но лучше всего, когда появляется новая технология, токен, монета или блокчейн, которые имеют какой-то институциональный, экономический или хотя пиар-вес за пределами криптопузыря как такового. После появления собственно Биткоина таковыми стали изобретение токенов, изобретение NFT и новости о разных цифровых валютах. Двумя крупнейшими несбывшимися из которых являются фейсбучная Libra и телеграмовский TON (Дуров и Цукерберг встретились опять), с одинаковым восторгом принятые криптосообществом и павшие одинаковой смертью от регуляторного копья. Причины восторга понятны: в обоих случаях рынку был предложен продукт высочайшей хайпоёмкости — то, есть, имеющий потенциал раскрутки одними только публичными восторгами вокруг него до ценности в 10-100x и больше от изначальных вложений.

Meta предложила новую такую возможность. Анонс Цукербергом «Метаверса» в конце 2021 совпал с бурным ростом NFT-пузыря. Искусственная лимитированность, которой накачивалась ценность NFT, идеально ложилась на новое виртуальное пространство. Которое сразу автоматически стало подразумеваться тоже как некий ограниченный ресурс — несмотря на очевидную абсурдность этой затеи. Какой смысл создавать виртуальные миры, если не для того, чтобы обходить ограничения реального? Но жадность победила здравый смысл в данном случае. Сразу вместе с анонсом Меты пошли разговоры об искусственных лимитах на виртуальную собственность, которые обеспечат тем самым её ценность. Но искусственные лимиты в отсутствие реального спроса способны создать только Неуловимого Джо.

Неизвестно, в курсе ли штаб Цукерберга, что они создают нового Неуловимого Джо. Вполне возможно, что нет. Спекулятивный потенциал Metaverse сыграл с ними злую шутку. В случае с проектами вроде Facebook Dating или Facebook Login их неуспех стал виден просто по истечении какого-то времени необходимого, чтобы увидеть расхождение ожиданий с реальностью. Обратную связь проекта с рынком в этом случае ничего не заглушало. Тогда как в проектах со спекулятивным потенциалом, как Libra, TON, а теперь Meta, возникает мощный сигнал, искажающий обратную связь от рынка — шум спекулятивного хайпа, подогреваемый не активностью реальных пользователей, а ожиданиями спекулянтов. Со стороны их легко перепутать: кажется, что о проекте «все говорят», о нём «все пишут». Нужно внимательно приглядываться, чтобы разобрать, говорят о продукте потому, что множеству людей на самом не терпится им воспользоваться, или же потому, что небольшой группе людей с непропорционально высоким влиянием на медиа просто не терпится на нём заработать.

Почти год спустя после анонса «Меты» ответ однозначен: 99% спекулятивный интерес, 1% — пользовательский интерес. Почти всё позитивное покрытие, которое появлялось в течение первого полугодия после того, как прошла первичная реакции медиа на презентацию «Меты» и ребрендинг корпорации Facebook, было посвящено перспективам бизнеса на «Мете». То есть, на сегодня Meta состоит из спекулятивного хайпа по поводу ещё незапущенного проекта. Но кто ждёт «Мету»?

В первую очередь, «Мету» ждут спекулянты и бизнесы, которые рассчитывают, что она даст вторую жизнь пузырю NFT или оживит продажи цифровых товаров разных бизнесов. Они накачивают хайпом друг друга. Реагируя на этот хайп, медиа его легитимизируют и замыкают в кольцо: раз об этом пишут, то там что-то есть — привлекая новые бизнесы, которые хотят застолбить участки на новом перспективном рынке. Проблема в том, что размер рынка определяется количеством спроса, а не предложения. На предложении растут только пузыри и пирамиды. А спроса на «Мету» пока нет и быть не может, потому что пока пользовательской версии «Меты» не существует (только мультик с анимированным Цукербергом) — то и ждать пользователям нечего.

Но этого круговорота хайпа может оказаться достаточно, чтобы принять за признаки будущего успеха: бизнесы выстраиваются в очередь, чтобы открыть представительства в «Метаверсе»! Да, только соответствующего хайпу наплыва пользователей «Метаверс» рискует превратиться в виртуальную копию китайских городов-призраков. Google+ на стероидах: только ожидания на порядок выше, потому что в этот раз подогреты спекулятивным ажиотажем вскочить на поезд «Метаверса» первыми в надежде на этом в дальнейшем подзаработать, чего не было в случае с G+.

В контексте всего вышесказанного, для меня формулировка прогноза для «Метаверса» сводится к задачке по сложности 2+2:

  1. с одной стороны, та же провальная формула объединения социального пространства с деловым — пространств, которые большинство людей в жизни стараются разграничивать. То есть, все условия для низкого энтузиазма среди людей, которым «Метаверс» предназначается.
  2. с другой — хайп от людей, которым «Метаверс» выгоден — а это не только спекулянты, но и разработчики: это и разработчики и менеджеры в самом «Фейсбуке» (простите, Meta!), которые делают проект, это и бизнесы, которые видят для себя огромный потенциальный спрос на разработку под «Метаверс».

Что ждёт Facebook/Meta?

Порочность идеи Meta, на мой взгляд, заключается в принципиальном непонимании коллективным Цукербергом проблем «Фейсбука» и «Инстаграма». У обоих проектов нет драйверов для привлечения новых поколений пользователей. Весь их потенциал — это потенциал исчерпания поколений пользователей, которые они уже успели зацепить. Это в компании понимают. Они явно видят, что новое поколение выбирает YouTube и TikTok.

Но из этого следует, что для развития империи Цукерберга нужен продукт, который привлечёт следующее поколение. Однако вместо поиска инновационных решений для следующего поколения интернета, компания продолжает пинать уставшую лошадь, пытаясь выжать новую энергию из имеющейся аудитории. В каком-то смысле, это неизбежно для компании, коммерческий успех которой зиждется на способности максимально монетизировать своего пользователя, собрав о нём максимум данных, чтобы бесконечное количество раз их перепродавать бизнесам. И на утерю стратегического лидерства Facebook реагирует изобретением методов более глубокой дойки своей аудитории, которой и является Meta: c помощью VR они смогут оцифровать не только продукты творчества пользователя (тексты, видео, фото, которые они делают), но и его тело.

Проблема в том, что поведение пользователя не так линейно, как хотелось бы маркетологам и разработчикам — у людей есть границы, и как бы глубоко они не втягивались в какую-то активность — рано или поздно они будут достигнуты. Так было с дейтинговым проектом Facebook, с Facebook Login — и будет с Meta как деловым пространством. Люди просто откажутся вовлекаться в новый проект Цукерберга в той мере, в которой ему необходимо, чтобы оправдать его существование, а, главное — оправдать стоимость акций Meta перед их держателями на бирже. Время, потраченное на развитие Meta для нынешнего поколения пользователей продуктов компании — это время, упущенное для поиска продукта для нового поколения пользователей. Когда тупик, в который заведёт Facebook Meta в её нынешней итерации, станет очевиден, империя Цукерберга превратится в новый Microsoft: компанию, все попытки которой выйти на новые горячие рынки (браузеров, поиска, плееров, смартфонов) становятся посмешищем. Microsoft за 15 лет попыток стать не то новым Apple, не то новым Google, заработала себе такой кредит недоверия, что любой новый продукт для нового рынка или поколения пользователей должен будет преодолевать барьер презумпции недоверия и ожидания провала.

Meta для Facebook обещает стать тем же самым. После того, как за первоначальным хайпом и опасениями, что Цукерберг поработит интернет в своём виртуальном мире, окажется, что порабощать-то некого, кроме пары миллионов жалких зевак в лучшем случае (это считанные проценты от количества, которое Meta необходимо, чтобы взлететь), в массовом сознании может начать оформляться запоздалое осознание того, что, с момента покупки «Инстаграма» развитие империи Цукерберга — это сплошная череда неудач.

При этом у Microsoft, при всей меметичности их попыток закрепиться на новых модных темах, остаётся корневой продукт, от которого никуда не деться ещё долго: Windows, офисные программы, Server — софт для ПК и серверов. У Meta же их корневой продукт — собственно, Facebook, который остановился в развитии более десяти лет назад. В странах золотого миллиарда его будущее — обслуживать медленно стареющую аудиторию. В развивающихся странах его перспективы ярче — на растущих рынках Азии, Африки и Южной Америки. Он по-прежнему хорошо подходит для обеспечения первоначальной связности развивающихся интернет-рынков. Но, как показывает опыт, на развитых интернет-рынках потребность в «Фейсбуке» неизбежно угасает и люди переходят на другие платформы.

Для всех остальных, кто не Фейсбук и не Цукерберг — это умеренно хорошая перспектива. Хорошая — потому что умирающий гигант вроде Фейсбука показывает, что никто не вечен, и на рынке есть, никуда не делось и вряд ли денется место для новых идей, новых проектов, новых форматов и новых продуктов.

Умеренно — потому что при сегодняшнем состоянии интернета, его почти тотальной монополизации, платформизации и экосистемизации, шансы, что неуспехом Meta сможет воспользоваться какой-нибудь стартап — минимальны. Скорее, место оставленное одной корпорацией займёт другая более успешная корпорация. Как в истории на место ослабевших империй приходили только другие империи. Но даже такое движение лучше вечного застоя.

AdminVPS: аренда виртуального сервера VPS/VDS в России. Два месяца по цене одного по промокоду HABRNEW

Intro to the Metaverse and Web3 and what is actually a Web3?

Intro to the Metaverse and Web3 and what is actually a Web3?

И так мы начнем с того что возможно не все знают что вообще был некий интернет версии Web1 и Web2 и сейчас мы создаем Web3 интернет который еще не раскрыт в полной мере и мы только наблюдаем за развитием и ранним началом интернета версии Web3.

Многие скорее всего уже слышали такое выражение как Web3 но не знают что это такое или некоторые сравнивают Web3 с Метавселенной — что в принципе правильно, но это не обязательно так, но многие расценивают Метавселенную как бывший Facebook который стал Meta в конце 2021 года или сравнивают Метавселенную какой-либо игрой типа Fortnite, Roblox или Minecraft что то не является верным на 100% так что давайте сперва разберемся и расскажем людям которые хотят узнать больше что такое Web3 сперва.

Web3 это эволюция интернета.

И так существует 3 версии (итерации) или 3 эпохи называйте это как угодно сети World Wide Web www или интернет.

Web1 это тот самый интернет который существовал в самом начале с момента запуска WWW где мы, как его ранние пользователи могли только потреблять контент, то есть мы как ранние пользователи интернета могли например зайти на сайты и прочитать то что нам предлагали, могли загуглить что-то, но ничего не могли создать сами в интернете очень просто, ну то есть сайты могли создать профессионалы которых на то время было не много и разместить там какую-то информацию, а мы могли потреблять ее, но не создавать самостоятельно.

То есть если максимально кратко Web1 — это потребление.

Моментом перехода к Web2 многие называют появление YouTube первой социальной сети или давайте назовем это просто сервисом — который позволил пользователям интернета самостоятельно создавать контент, то есть не только поглощать его, но и создавать его и делиться этим контентом с другими. YouTube был основан 14 февраля 2005 года.

Некоторые считают что эра Web2 началась с момента основания Facebook в феврале 2004. Но давайте не будем так долго спорить о том, как некоторые в интернете, когда началась эра Web2, самое главное донести мысль почему переходом в эру Web2 можно считать создание YouTube и Facebook, а так же например других социальных сетей. Эти сервисы как Youtube, Facebook да и в целом любые другие социальные сети позволили пользователям WWW уже не только потреблять, а и создавать свой контент заливая просто его в сеть на сайт Youtube, в соц сети, различные блоги итп. То есть создание контента в интернете обычными рядовыми пользователями позволило интернету перейти из версии Web1 к Web2, то есть к интернету где мы можем не только потреблять но и создавать контент, вообщем обобщающими событиями принято считать появление социальных сетей это зарождение эры Web2 и переход от Web1 к Web2.

То есть если максимально кратко Web2 — это создание контента в интернете.

Web2 это read, write, share, comment, create.

А переход к Web3 или начало Web3 эры интернета то что мы наблюдаем сегодня если вкратце это Владение контентом который создали мы сами (единоличное создание) или мы как группа людей, то есть совместное создание контента. Сейчас я расскажу более подробно что же все такие Web3 и почему для него важна децентрализация о которой так много и так часто говорят затрагивая крипту.

Немного вернувшись к эре Web2 есть такая информация которую вы можете найти в интернете: “While Facebook says you own your posts, much of the legal impact of your ownership comes down to your privacy settings. Facebook is constantly making changes to its privacy policy, but bottom line: Whatever information you post under the “Public” setting is available for anyone to use.” Что можно перевести как: что Facebook говорит о том что вы владеете вашими постами на этой платформе, но большая часть юридических последствий вашего владения сводится к вашим настройкам конфиденциальности. Facebook постоянно вводит изменения к настройкам конфиденциальности но итог таков: любая информация которую вы публикуете при настройках “общедоступно” доступна для всех. По сути она не истино принадлежит вам и частично владеет ей Facebook. Добавление информации в социальные сети не означает что вы ее владелец, если вы добавите фото сделанное не вами, означает ли это что вы владелец этой фотографии? Нет.

Главная концепция Web3 в том что вы владеете той информацией и тем контентом (под контентом далее я предлагаю понимать все что мы можем создать, пост в соц сети, фото, видео, аудио и прочие формы контента) который вы создаете и заливаете в сеть версии Web3.

Web3 — это пространство управляемое сообществом.

Сейчас по сути то что мы проживаем это Ренессанс интернета — то есть это по сути возрождение интернета, рождение его заново таким каким мы его наблюдали на этапе его начала еще давно в 80х годах 20 столетия. Тогда ведь никто не знал к чему приведет развитие интернета, и сейчас конечно однозначно никто не может прогнозировать к чему приведет развитие интернета Web3. Можно послушать футурологов, но это будут в большем их субъективные мнения подкрепленные некими современными технологиями которые существую в нынешнее время.

Web3 это read, write, share, comment, create, со-create & OWN your digital assets, your digital everything thanks to blockchain.

Благодаря Web3 — компании и бренды сейчас действительно могут говорить с потребителем напрямую с помощью комьюнити которые они строят. Вы можете прочитать про различные Direct to Customer strategy models которые были построены еще до Web3, но он уже был рядом, я имею ввиду интернет 3 поколения. И опять же у Nike это отлично получилось, у них отлично была реализована стратегия “Direct to Consumer” — то есть стратегия “Напрямую к потребителю” и Covid-19 стал катализатором этой стратегии.

Сейчас комьюнити это не обязательно про получение прибыли и о заработке, это еще и об общих интересах которые пропагандирует комьюнити, про создание ценности и благодаря таким комьюнити бренды узнают о том что хочет их комьюнити и как бренды могут создавать совместно с участниками комьюнити будущее бренда.

Вдумайтесь в термины которые входят в словарь маркетолога эры Web2 — это потребители, лиды, целевая аудитория, таргетинг, цели. Маркетинг рассматривает человека как цель и мы целимся в какую-то аудиторию. Так работал интернет и маркетинг ранее. Сейчас происходит смещение и смена парадигмы. Сейчас мы говорим про более здоровые отношения с брендами — потому что мы сейчас в Web3 имеем не потребителей, подписчиков, фолловеров, а мы имеем комьюнити которое нацелено на совместное создание вместе с брендами и это комьюнити хочет строить будущее бренда реально любя этот бренд.

Сейчас в маркетинге — в современном маркетинге который будет работать в Метавселенной, в Web3 и так далее происходит смещение с “центра затрат” на “центр ценности”

Метавсленная это не только про игры, это не только про дополненную реальность или про виртуальную реальность — к ней так же можно подключаться и с плоских экранов компьютеров и телефонов. Так что не обманывайтесь, когда вам кто-то говорит что Метавселенная это исключительно про VR или AR, или AI — метавселенная имеет абсолютно различные проявления и это не обязательно игры.

Благодаря Metaverse бренды становятся ближе к потребителю, да мы все еще используем это слово, так как потребитель потребляет бренды, но потребляет уже иначе. Создавая комьюнити бренды сокращают дистанцию от самого бренда до потребителя создавая что-то вместе с потребителем как это очень успешно сейчас делает Nike с их новым брендом в портфеле RTFKT и еще больше они это делают для массового потребителя, я бы так это назвал, потому что RTFKT не назовешь массовым, это то что Nike сейчас делает с их Dot Swoosh .swoosh где не применяется крипта (за крипту ничего не будет продаваться, но сам dot swoosh акканут создан как NFT который нужно сминтить на блокчейне Polygon), но применяется то на чем основан Web3 — где комьюнити создаёт c брендом совместную историю и становится частью истории бренда, где это возможно сейчас вообще? Может быть разве что, стать частью истории бренда можно совместно с Rolls Royce когда ты покупаешь их автомобили серии BESPOKE за 13 и 30 миллионов долларов за штуку, но ты не участвуешь в их создании ты только потребляешь товар, нет никакого co-creation — есть только consumption.

Сейчас благодаря комьюнити, можно создать Discord сервер, сделать так чтобы люди старались, тратили свое время, “добывали” себе специальные Discord-роли и потом благодаря этим ролям создавали совместно какой-либо контент вместе с брендом. Никто не говорит что им позволено будет делать все что угодно, но принимать участие в совместном создании новых проявлений, продуктов или сервисов бренда — вполне. Для многих со стороны, сейчас может показаться очень непонятным — что такое Discord-сервер роли. Но и ранее интернет в 88 году — тоже не был понятен каждому и не все вообще понимали зачем нужен интернет. Так что всему тому “за что стоит Web3” еще нужно время, чтобы люди в этом разобрались.

Еще истинный Web3 — это децентрализация СМИ и Social Media, а так же новый вид фанд райзинга для своих проектов например короткометражный фильм испанского режиссера был полностью проспонсирован с помощью NFT, и считается первой европейской короткометражной NFT, после чего был снят полный метр с одноименным названием тоже с помощью продажи NFT. Так же есть социальная сеть Web3 для написания блогов www.mirror.xyz где каджый ваш пост может быть сминчен как NFT и тем самым вы поддержите автора поста — таким образом можно саппортить и фандрайзить тех кого вы хотите поддержать, и удалить эти посты уже невозможно, так как они добавлены в блокчейн.

Так же отличным примером крипто и фанрайзинга могут быть NFT — Берегиня от проекта Double Top и такой проект как UA cats division NFT от Encypted и фонда United24. Которые собрали хорошие суммы с помощью крипты и владения NFT для помощи Украине в войне с Россией.

Метавселенная это новый слой через который бренды могут взаимодействовать со своими так сказать “потребителями” потому что все таки не многие бренды не любят сейчас так называть тех кто покупает их товары и сервисы.

Web3 это не обязательно Метавселенная, Web3 это так сказать “база” “базовый слой” один из… и если вы хотите добавить Метавселенную к Web3 — то Метавслененная это как интерфейс через который люди коммуницируют с брендом или продуктом.

Новое поколение людей, те кто сейчас играет в Roblox и Fortnite с самого начала своего геймерского пути, те кто не знают что такое dial up интернет и те кто не играли в Need for Speed 2 они вырастут вместе с аватарами с которыми они коммуницируют сейчас уже с 5-6 лет или допустим с 7-8 лет в зависимости от того с какого возраста им родители разрешат потреблять этот гейм контент. Через еще 6-8-10 лет начнут самостоятельно тратить свои деньги и тратить они будут их на то что им будет хорошо известно и на то что они будут любить и знать. И это могут быть ваши компании которые были для этих геймеров представленны с самого раннего возраста и окружали их в повседневной жизни в сети, но уже в сети Web3.

Сейчас время сконцентрироваться на обучении, обучении людей криптографии, блокчейну, Web3, смарт-контрактам, NFT, Метавселенной, всем новым терминам и пониманию того что происходит в современном мире. И мы как раз тот самый стартап который этим занялся. Но об этом чуть позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *