Как посчитать рентабельность в процентах
Перейти к содержимому

Как посчитать рентабельность в процентах

  • автор:

Что такое рентабельность бизнеса и как ее рассчитать

Цель любого бизнеса – приносить прибыль и иметь хорошую рентабельность, поскольку именно она позволяет оценить с разных сторон насколько эффективно бизнес справляется с функцией заработка.

Что значит «быть рентабельным», как считать этот показатель и что потом делать с полученными цифрами? Давайте разбираться.

Что такое рентабельность

Рентабельность происходит от немецкого слова «rente» – «возвращать» и означает показатель экономической эффективности использования ресурсов или инвестиций. Другими словами, это свидетельство, удалось ли вернуть вложения и в каком объеме.

Рентабельность можно рассчитать как для бизнеса в целом, так и для его отдельных составляющих. Всего существует около 15 различных показателей рентабельности. В этой статье мы сосредоточимся на четырех часто используемых:

  • рентабельность продаж (ROS);
  • рентабельность активов (ROA);
  • рентабельность инвестиций (ROI);
  • рентабельность маркетинговых инвестиций (ROMI).

Но сначала необходимо ознакомиться с некоторыми определениями.

  • Выручка – она ​​же оборот. Это количество всех денег, которые клиенты заплатили компании.
  • Себестоимость продукции – сумма всех затрат на производство (или закупку товара для перепродажи) и реализацию товара.
  • Валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции. При расчете валовой прибыли не учитываются налоги на прибыль и проценты по кредитам компании.
  • Чистая прибыль – разница между выручкой и всеми затратами бизнеса, включая налоги и комиссии. Эти деньги владелец может забрать себе в виде дивидендов или потратить на дальнейшее развитие бизнеса.
  • Активы – стоимость всего имущества и денежных ресурсов компании, используемых в бизнесе: техника, товар, дебиторская задолженность, материалы, земля, недвижимость и т.п.

Показатели рентабельности

Сразу отметим: приведенные в примерах цифры вымышленные. Они не раскрывают рентабельности тех или иных бизнесов, а взяты исключительно для того, чтобы понятным языком объяснить термин.

Return on Sales (ROS) – рентабельность продаж

Ключевой показатель финансовых результатов компании, демонстрирующий, какую часть выручки организации составляет прибыль. Рассчитывается по формуле:

ROS = Чистая прибыль / Оборот х 100%

Например, у вашей компании за месяц был оборот $100 000. Из них $50 000 ушло на покупку товаров у поставщика. Еще $10 000 составили маркетинговые расходы. $5 000 – аренда и коммуналка, $20 000 на зарплаты. Суммарно валовая прибыль – $15 000. Допустим, у нас нет кредитных обязательств, а есть только 18% налога на прибыль, что от $15 000 составляет $2 700.

Таким образом, чистая прибыль – $12 300, а чистая рентабельность продаж: 12300/100000 х 100% = 12,3%.

Этот показатель обычно используют для сравнения: если у вас рентабельность в сентябре была 14,8%, в октябре 15%, а в ноябре 12,3%, то следует разобраться, что пошло не так. Или прогнозирования: если мне удастся увеличить оборот до $150 000, значит компания должна заработать: $150 000 х 12,3% / 100% = $18 450.

Рентабельность продаж

Return On Assets (ROA) – рентабельность активов

ROA показывает достаточно ли ваш бизнес зарабатывает денег, учитывая потенциал, который в нем заложен.

Вычисляется это путем деления чистой прибыли на стоимость активов:

ROA = чистая прибыль / стоимость активов х 100%

Для примера возьмем две строительных компании. Одна зарабатывает чистыми $2 млн., вторая – $1 млн. Какая из них эффективнее? Кажется, что первая. Но для точной оценки нам не хватает другого показателя – сколько активов они задействуют.

В обоих очень много денег заложено в оборудование (дорогие станки, краны, машины, инструменты), а также в землю, лицензии и т.д. Все это – их активы.

И вот первые смотрят на свои $2 млн. Это неплохо. Но если активов в компании на $100 млн долларов, рентабельность использования этих активов составляет 2 млн / 100 млн х 100% = 2%.

«Считается, что минимальный порог рентабельности активов – 10% годовых и более. Если ваш бизнес приносит меньше, он не очень эффективен. Ведь логично, что если продать все это оборудование и положить деньги в банк, даже в долларах получилось бы 3%. А если пойти в инвестиционный фонд, или купить какие-то облигации, там бывает доходность и 7% и 10%, и 15%. Тот случай, когда выгоднее не заниматься бизнесом, чем заниматься им», – объясняет соучредитель онлайн-сервиса для управления финансами малого и среднего бизнеса Finmap.Online Иван Каунов.

В другой компании, в свою очередь, оборудование задействовано на $8 млн. Таким образом, рентабельность на один доллар активов составляет 12,5%. При таком управлении (если бы у этой команды было активов на $100 млн) они смогли бы за год заработать $12,5 млн.

Чтобы закрепить успех, возьмем для примера кофейный МАФ. На его открытие ушло $15 000. Это активы кофейни – сумма, за которую вы сможете ее и продать. Годовой доход с нее – $10 500. Соответственно, рентабельность активов – 70%. То есть, гораздо выгоднее заниматься кофейней, чем продать ее и внести деньги в банк.

Return on Investment (ROI) – рентабельность инвестиций

Наиболее известный показатель. Иногда его используют как синоним слова рентабельность: ROI маркетинга, ROI персонала и т.д. Но корректнее этот показатель применять к проектам и бизнесам в целом. Для маркетинга и персонала существуют свои RO_.

Return on Investment показывает на сколько процентов удалось вернуть вложения от инвестиций в бизнес или проект в целом.

Формула подсчета выглядит так:

ROI = (чистая прибыль – размер вложений) / размер вложений х 100%

Логично, если показатель выше 0%, вернуть удалось больше, чем вложили. Например, вы инвестировали $20 000 в станок и в следующем году произведенная на нем продукция принесла $30 000 прибыли. По формуле получается (30 000 – 20 000) / 20 000 х 100% = 50%. То есть, вы вернули вложенные $20 тыс. и сверху получили еще 50% от них.

Если оборудование не сломалось, за два года заработанная благодаря ему сумма составит $60 000. Соответственно и рентабельность возрастет, причем уже гораздо больше, поскольку инвестиции остались на прежнем уровне: (60000 – 20000) / 20000 х 100% = 200%.

Или снова пример с упомянутым кофейным бизнесом. Вы ушли с официальной работы, инвестировали в открытие кофейного МАФа и работаете на себя. Для чистоты эксперимента: в расходах нужно учитывать также вашу зарплату до момента открытия бизнеса. Так будет честнее и покажет, насколько выгоднее для вас заниматься бизнесом, чем работать на кого-то.

В общем, в открытие кофейни вы инвестировали $15 000. За два года чистыми удалось заработать $21 000. По формуле (21 000 – 15 000) / 15 000 х 100% = 40%.

  • что ваш бизнес рентабельный на 40%;
  • что ваше благосостояние увеличился на 40% по сравнению с заработками на предыдущем месте.

Далее вы можете считать рентабельность после каждого нового года работы кофейни. Например, за три года вы чистыми заработали $31 500. Но пришлось потратить на обновление кофейни еще $5 000, поэтому общая сумма инвестиций увеличилась до $20 000. Таким образом, ваша рентабельность увеличилась до (31500 – 20000) / 20000 х 100% = 57,5%.

Рентабельность инвестиций

Return on Marketing Investment (ROMI) – рентабельность затрат на маркетинг

Под маркетингом имеются в виду и маркетологи, и рекламный бюджет, и продажники, и все, кто как-то коммуницировал с новыми клиентами.

Формула расчета здесь такова:

ROMI = (Валовая прибыль благодаря маркетингурасход на маркетинг) / расход на маркетинг х 100%.

Например, вы вложили в маркетинг $10 000 в этом месяце, а новые клиенты принесли прибыли на $15 000. Итого: (15000 – 10000) / 10000 х 100% = 50%. Это приемлемый показатель, поскольку вы вернули вложенную десятку, плюс еще $5 000 заработали.

А если, допустим, на $10 000 вы получили по маркетингу $6 000 прибыли, ваш ROMI: (6000 – 10000) / 10000 х 100% = — 40% То есть, вы ничего не заработали, а наоборот потеряли. Это допустимо, если клиент потом несколько раз повторно что-то у вас покупает. В противном случае, с такой рентабельностью вы обанкротитесь.

В ROMI есть подпоказатель – Return on Advertising Spend (рентабельность затрат на рекламу). ROAS показывает, какую сумму вы потратили на рекламу, и сколько денег вам заплатили клиенты, которые появились, благодаря этому.

Формула тоже очень похожа, с той лишь разницей, что здесь не нужно учитывать расходы на зарплату специалистов по рекламе:

ROAS = (валовая прибыль благодаря рекламе – расход на рекламу) / расход на рекламу х 100%

«Как правило, этот показатель используется в онлайн-бизнесе, потому что здесь очень просто отследить возврат инвестиций. Заходишь в аналитику и видишь, сколько ты потратил на тот или иной канал трафика, сколько благодаря этому пришло новых клиентов и сколько денег они заплатили. Соответственно, ты можешь определить наиболее прибыльные каналы привлечения клиентов и сосредоточить основные инвестиции именно на них», – подчеркнул Каунов.

Зачем владельцу знать рентабельность бизнеса

Это, как минимум, интересно. Например, Return on Investment показывает, сколько денег вы вложили в свой бизнес и насколько он в результате окупился. А ROMI может показать, сколько денег приносит маркетинговая деятельность.

Но есть в этом и практическая польза. К примеру:

  • зная ROI своего бизнеса, вам легче привлекать инвестиции и кредитные средства для развития своего дела. А сами инвестиции станут более эффективными, поскольку можно просчитывать отдачу от каждого проекта;
  • благодаря ROA и ROS вам легче выбрать нишу для нового бизнеса. Ведь логично, что вы захотите открывать дело с большей рентабельностью;
  • благодаря ROMI реклама станет более эффективной и прибыльной.

На показатели рентабельности раскладываются все составляющие бизнеса: можно определить рентабельность каждого сотрудника или отдела в целом, товара и т.д. Это имеет даже большую пользу, чем рентабельность бизнеса, поскольку поможет пересмотреть расходы компании, выявить уязвимые места и исправить их. Но такие расчеты достаточно сложные. Поэтому если вы не эксперт в области финансов, лучше обратиться за помощью к специалистам.

Как повысить рентабельность

Как повысить рентабельность

«Это вопрос на миллион долларов для любого предпринимателя. С ним он должен просыпаться и проводить каждый день. Думать: «если у нас оборот $10 тыс., почему в качестве прибыли остается только $1 тыс?» А ответ прост: нужно разбивать рентабельность бизнеса на мелкие составляющие, убирать наименее рентабельные, лоббировать наиболее рентабельные, отслеживать моменты, когда рентабельность меняется под влиянием внешних факторов и обращать их в свою пользу», – отмечает Каунов.

Этот процесс называют факторным анализом рентабельности. Несколько примеров:

  • рентабельность маркетинга – делать акцент на эффективные каналы трафика и реагировать на их изменения. Если вы посмотрите каналы привлечения клиентов для одного и того же товара рентабельность может быть где-то 100%, где-то 400%, где-то 50%. Это означает, что выгоднее продвигаться там, где 400% рентабельности и до момента, пока цифра не опустится до 50%. Снижение показателя означает, что вы исчерпали потенциал этого канала трафика по эффективной цене. Значит, рекламные расходы сюда можно уменьшить и перенаправить в другое место, где ROAS мог вырасти со 100% до 400%.
  • рентабельность активов – можно проанализировать и понять, что какое-то оборудование используется очень редко. Возможно, его нужно продать и просто арендовать по мере необходимости. Таким образом, вы уменьшите нагрузку на стоимость активов. Или же просто поймете, что ваша деятельность должна лучше оплачиваться.

Задаваясь вопросом о рентабельности собственного бизнеса, вы всегда будете находить новые точки роста. Поэтому задавайте себе правильные вопросы, анализируйте результаты и делайте свое дело экономически эффективным!

Что такое рентабельность и как ее рассчитать

Чтобы оценить эффективность выбранных бизнес-стратегий, инвестиций и работы компании в целом, рассчитывают рентабельность. Этот показатель можно применять в отношении всех ресурсов компании. Простой и полезный расчет помогает предупредить множество проблем — скорректировать тактику менеджмента и направить финансовые потоки в нужное русло. Рассказываем, что такое рентабельность, и как ее рассчитать.

Что такое рентабельность и зачем ее считать

Рентабельность — это показатель окупаемости средств, которые вкладывают в бизнес. С его помощью узнают процент прибыли или убытков по отношению к вложенным ресурсам.

Рентабельность считают и для новых, и для давно действующих проектов. Показатель позволяет:

  • оценить выгоду от запуска бизнеса или отдельного проекта;
  • спрогнозировать доходность в следующем отчетном периоде;
  • спланировать или скорректировать стратегию развития компании;
  • отследить эффективность работы подразделений компании;
  • убедить инвесторов вложиться в дело;
  • сравнить свои успехи с темпами роста конкурентов.

Как рассчитать рентабельность

В зависимости от того, какой ресурс компании нужно оценить, применяют разные формулы.

Общая схема для расчета рентабельности:

R = Балансовая прибыль / Стоимость всех активов * 100%

Под балансовой прибылью понимают разницу между суммой выручки и себестоимостью продукта до вычета налогов.

По общей формуле оценивают рентабельность предприятия в целом. Если коэффициент невысок, проанализируйте частные показатели рентабельности и пересмотрите принципы работы предприятия.

Основные виды

Показатель окупаемости можно рассчитать для любого ресурса в зависимости от сферы деятельности компании. Рассмотрим основные виды рентабельности.

Рентабельность активов (ROA). Итоговый коэффициент рентабельности помогает оценить целесообразность использования ресурсов компании, с помощью которых получают доход и поддерживают непрерывную работу. Иначе говоря — финансовую отдачу организации.

Формула рентабельности активов:

ROA = Прибыль в заданном периоде / Средняя стоимость активов

Рентабельность товаров, продукции (ROM). С помощью расчета этого показателя оценивают выгоду от производства и реализации продукции. ROM часто рассчитывают на этапе планирования проекта.

ROM = (Чистая прибыль / Себестоимость товара) * 100%

Рентабельность производства (ROP). Расчет показывает, насколько прибыльным будет производство товара. Если показатель низкий, рациональнее отказаться от вложений из-за риска убытков. Рентабельность производства важно рассчитывать как перед началом изготовления продукта, так и в процессе работы — для промежуточной оценки состояния бизнеса.

ROP = (Доход / Себестоимость продукта) * 100%

Рентабельность продаж (ROS). Расчет важен для формирования политики ценообразования — он помогает узнать необходимые расходы на каждом этапе работы, например закупке сырья, разработке логистических схем. Он отражает норму прибыли — долю выручки, которая приходится на прибыль.

ROS = (Прибыль / Общая выручка) * 100%

Формула для расчета операционной рентабельности (для краткосрочного периода):

(Прибыль до вычета налогов / Выручка) * 100%

Рентабельность основных средств (ROFA). Это показатель окупаемости тех средств, которые задействованы в работе компании. Срок их эксплуатации — не более 1 года, сумму амортизации же включают в расчет себестоимости продукции. В числе таких средств:

  • складские и офисные помещения, цеха;
  • оборудование и инструменты;
  • транспорт;
  • офисная мебель.

ROFA = (Чистая прибыль / Стоимость основных фондов) * 100%

Показатель рентабельности не должен быть ниже нуля.

Рентабельность персонала (ROL). Этот расчет необходим для повышения эффективности управления персоналом. При вычислении учитывайте численность штата, уровень квалификации работников, их производительность и другие параметры.

ROL = Чистая прибыль / Численность штата

Анализ может быть более подробным, особенно на небольших предприятиях. Например, таким образом рассчитывают отношение затрат на содержание работников к чистой прибыли. Можно также проверить ROL на каждого сотрудника. Для этого расходы на его содержание делят на прибыль, которую он приносит компании.

Рентабельность инвестиций (ROIC). Это коэффициент отдачи финансов, вложенных в проект. Он показывает, выгодно ли вкладываться в конкретный бизнес — его рассчитывают на этапе поиска инвесторов.

ROIC = (Чистая прибыль за период / Инвестируемые за период деньги) * 100%

Рентабельность собственного капитала (ROE). Показатель демонстрирует эффективность вложения капитала владельца (или инвестора).

ROE = (Чистая прибыль / Личный капитал) * 100%

Эффективнее рассчитывать среднегодовой коэффициент рентабельности собственного капитала. Для этого суммируют данные начала и окончания года и делят результат на 2.

От чего зависит

На рентабельность оказывают влияние многие факторы. Если знать их особенности, можно прогнозировать уровень доходов и расходов, а также корректировать бизнес-стратегию.

Внешние факторы. Это условия, возникшие под влиянием чего-либо извне. В числе таких факторов:

  • Налоговая политика правительства, новые законы. Например, повышение НДС может повлиять на окупаемость производства.
  • Политическая обстановка в стране. Санкции, разрешение или запрет на экспорт определенной продукции влияют на рентабельность и даже на возможность производства. Например, предприятие может закрыться без поставок иностранного сырья или комплектующих.
  • Мировые тенденции. Если в мире идет пропаганда ЗОЖ, повышается рентабельность производства спортивных товаров.
  • Географическое расположение компании. От него будут зависеть и спрос, и его сезонность. Например, производство пляжной одежды за северным полярным кругом вряд ли будет рентабельно.
  • Уровень конкуренции в нише. Чем больше предложений в вашем сегменте, тем ниже может оказаться рентабельность.
  • Конъюнктура рынка. Здесь играет роль множество условий. Например, спрос на электронное устройство упадет при появлении более технологичного аналога.

Внутренние факторы. Это обстоятельства, которые возникают внутри компании. Важен любой нюанс — каждое действие отражается на других процессах. Некоторые факторы:

  • Условия труда. Влияют на качество и скорость производства.
  • Логистическая система. Сказывается на расходах компании, взаимоотношениях с клиентами и партнерами.
  • Объемы производства. Здесь важно не только количество выпускаемой продукции, но и объем ее потребления.
  • Качество менеджмента. Неграмотное управление отражается на эффективности работы всей системы.
  • Квалификация персонала. Влияет на скорость, качество и стоимость работ.
  • Репутация компании. От нее зависят и спрос, и отношения с партнерами и поставщиками.
  • Рекламное продвижение. От маркетинговой стратегии зависит количество разовых и постоянных потребителей, доходы компании.

Где взять данные для расчета

Расчет рентабельности делают на основании множества показателей. Источники информации:

  • бухгалтерский баланс и другие документы;
  • отчеты о финансовых результатах;
  • отчет о прибыли с продаж;
  • расчеты себестоимости товара;
  • данные управленческого учета;
  • аналитические данные.

Как определить порог

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка) — это минимальная сумма выручки от продаж, которая будет компенсировать все затраты на выпуск продукта и доведение его до покупателя, без учета прибыли.

Порог рентабельности = (Постоянные затраты на производство + Затраты на реализацию) / Коэффициент валовой маржи

Последнюю переменную определяют с помощью формулы:

Коэффициент валовой маржи = (Выручка — Сумма переменных затрат) * 100%

Определение точки безубыточности помогает запланировать минимальный объем продаж, чтобы покрыть все расходы.

Как провести анализ

На основе показателей рентабельности не только оценивают окупаемость производства, но и разрабатывают стратегии развития бизнеса, а также ищут способы выйти из минуса. Для этого применяют разные виды анализа рентабельности.

Сравнительный

С помощью этого метода определяют эффективность работы компании по сравнению с результатами конкурентов. Показатели рентабельности сопоставляют с:

  • нормой по отрасли;
  • аналогичными коэффициентами ведущих компаний;
  • смежными нишами.

Факторный

Этот тип анализа рентабельности нужен, чтобы:

  • прогнозировать динамику рентабельности после оптимизации производства;
  • оценивать возможные последствия негативных факторов на продажи;
  • определять выгоду от более рационального использования активов.

Вот методы факторного анализа:

  • Детерминированный. Нужен, чтобы установить логику влияния основных факторов и, в цифрах, обозначить степень этого влияния.
  • Стохастический. Помогает выявить косвенные связи между факторами.

Главное — точно определить показатели, влияющие на деятельность компании. Формула факторного анализа рентабельности выглядит следующим образом:

R = ((Выручка за период — Себестоимость — Коммерческие затраты — Управленческие затраты за предшествующий период) / Выручка за период) — (Выручка за предшествующий период — Себестоимость — Коммерческие затраты — Управленческие затраты) / Выручка за предшествующий период

Индексный

Данный тип анализа позволяет выявить тенденции темпов роста прибыли. Для анализа необходимо рассчитать индекс роста. Он бывает двух видов:

  • Базисный. Все показатели рентабельности приводят к одному знаменателю, например, результатам за определенный месяц. Так, и февральскую, и мартовскую, и апрельскую валовую прибыль делят на размер январской валовой прибыли.
  • Цепной. Показатели рентабельности сравнивают последовательно, один к другому. Например, чистую прибыль 2022 года делят на показатель 2021-го, чистую прибыль 2021-го — на показатель 2020-го.

Как повысить рентабельность

Чтобы увеличить рентабельность, в первую очередь определите причины ее падения. Наиболее распространенные:

  • Снижение продаж. Происходит из-за уменьшения спроса, неверно выбранной или плохо реализованной стратегии продвижения, завышения цен поставщиками, сбоев в поставках и других факторов.
  • Прирост или уменьшение оборотных активов. Необходимо избегать дебиторской задолженности или накопления лишней продукции. Если оборот замедляется, на производстве начинается простой, а прибыль снижается.
  • Рост издержек производства и торговли.

После того, как вы установили причину падения уровня рентабельности, выберите способ повышения показателя. Можно сделать ставку на рост доходов, персонал, технологии или снизить издержки.

Вот наиболее эффективные методы увеличения прибыли:

  • Повышение количества продаж. Этого можно добиться с помощью обновления ассортимента, совершенствования скриптов продаж, открытия дополнительных рынков сбыта. Помогает также мотивация клиентов — запуск программ лояльности или акций.
  • Внедрение дополнительных услуг. Например, можно организовать доставку товаров на дом или отправление заказов в другие города.
  • Привлечение дополнительных доходов. Например, можно инвестировать свободные средства и получать дивиденды, сдавать в аренду свободное недвижимое имущество компании.
  • Улучшение качества товара или обслуживания.
  • Коррекция политики ценообразования, а также принципов сбыта и коммуникации с клиентами.
  • Работа над предотвращением потерь и брака.

Снизить издержки можно следующими способами:

  • Оптимизация расходов. Для этого ищут новых поставщиков, заключают договоры на более выгодных условиях, закупают более бюджетные материалы.
  • Сокращение персонала, пересмотр условий вознаграждения за труд, премиальных выплат.
  • Автоматизация производства и других бизнес-процессов.
  • Оптимизация налогов, избегание штрафных выплат.

На рентабельность компании напрямую влияет работа персонала. С кадрами можно провести следующую работу:

  • Сократить позиции. Некоторые обязанности можно совместить, часть — отдать на аутсорсинг или автоматизировать выполнение рутинных задач.
  • Уменьшить фонд оплаты труда. Это приемлемо только в том случае, если доходы сотрудников компании выше, чем средние по рынку в регионе.
  • Повышение мотивации. Используйте нематериальные способы — например курсы повышения квалификации, корпоративные тренинги и семинары.

Другие способы повышения рентабельности:

  • пересмотр объемов капитала — собственного и арендуемого;
  • привлечение новых финансовых потоков;
  • внедрение технологий и инноваций.

Например, вы можете упростить коммуникацию с потребителями с помощью сервиса Автоматические звонки клиентам MANGO OFFICE. Умный робот будет звонить вашим клиентам, предлагать новые товары и услуги, информировать о важных событиях и проводить телефонные опросы. С ним вы сможете оптимизировать выполнение рутинных задач и освободить сотрудникам время для выполнения работы, нацеленной на развитие вашего бизнеса.

Пример расчета

Предположим, компания занимается производством кондитерских изделий. Ее месячная выручка составила 1 500 000 рублей. При этом на закупку сырья потратили 200 000 рублей, на оплату труда работникам — 300 000 рублей, на продвижение — 50 000 рублей, на прочие расходы — 100 000 рублей.

Итого прибыль компании составила 850 000 рублей.

Рассчитаем уровень рентабельности продаж:

ROS = (850 000 / 1 500 000) * 100 = 56,7%

Зная другие показатели, мы можем рассчитать прочие виды рентабельности. Например, стоимость всех активов компании — 2 000 000 рублей. Вычислим их рентабельность:

ROA = 850 000 / 2 000 000 = 0,43.

Заключение

  • Показатели рентабельности предприятия помогают определить, насколько эффективно окупаются вложенные в бизнес ресурсы.
  • Видов рентабельности существует много и каждый из них помогает оценить ту или иную сторону бизнеса. Из основных показателей — рентабельность активов, вложений, персонала, продукции, производства, продаж.
  • При расчете рентабельности полезно сравнивать свежие показатели с результатами, полученными в более ранние периоды. Это поможет увидеть динамику развития бизнеса.
  • Окупаемость зависит от внешних факторов (политики, спроса, уровня конкуренции, географического присутствия компании) и от внутренних (качества организации логистики, маркетинга, управления).
  • Чтобы повысить рентабельность, можно применить методы увеличения прибыли или снижения издержек, оптимизировать работу персонала, внедрить технологии и продумать способы распоряжения капиталом.
  • Энциклопедия маркетолога
  • Энциклопедия маркетолога
  • Основы

Что такое потребности и зачем их определять. Типы вопросов для выявления нужд клиентов с примерами. Методы и техники работы с покупателем. Как правильно задавать вопросы. Ошибки при выявлении потребностей: как их не совершать

Что такое YML-файл и зачем он нужен магазину. Из чего состоит и как выглядит. Как создать самостоятельно: пошаговая инструкция с примерами. Как загрузить на Яндекс.Маркет и проверить на ошибки. Как избежать ошибок при экспорте данных

Оглавление

Облачная телефония для организации продаж, обслуживания и связи внутри бизнеса.
Подробнее
Профессиональное облачное бизнес-приложение для управления и обработки обращений клиентов.
Подробнее
Профессиональный инструмент для оценки эффективности рекламы и ее конверсии в сделки.
Подробнее

Ни один клиент не услышит «занято», а у вас всегда будет возможность принять заказ. Подключение многоканального номера обходится значительно дешевле, чем несколько одноканальных.
Подробнее

Истории наших клиентов

Мультибрендовый салон был основан восемь лет назад, сегодня в его ассортименте – плитка от эконом- до премиум-класса.

Виртуальная АТС

Как сервисы MANGO OFFICE помогли ДНКОМ перестроить систему коммуникаций под потребности пациентов и партнеров

Виртуальная АТС Контакт-центр Mango Talker

Как сервис бронирования «Ваш Отель» организовал систему коммуникаций, которая помогает расти на 50% в год

Как посчитать рентабельность продаж

Рентабельность — экономический показатель, с помощью которого можно выяснить эффективность использования ресурсов. Причем неважно, о каких ресурсах идет речь. В крупных компаниях с помощью показателя рентабельности анализируют буквально всё.

Можно выяснить, насколько выгодно инвестировать в компанию или какую прибыль принесет покупка сырья по конкретной цене. Можно считать и на основе человеческих ресурсов. В этой статье расскажем, как в целом оценить эффективность компании и посчитать рентабельность продаж в бизнесе.

Как рассчитывают рентабельность

Говоря о расчете показателя эффективности ресурсов, корректнее использовать термин «коэффициент рентабельности». Считают его обычно как отношение прибыли к ресурсам, которые вкладывают для её создания. Коэффициент может быть конкретной денежной величиной, а может измеряться в процентах.

Например, мы хотим понять, какая компания эффективнее работает. Можно посчитать так.

Бизнесмен занимается производством пирогов. За месяц продает пироги на 100 000 руб., на муку и другие товарные запасы тратит 30 000 руб. Прибыль — 70 000 руб.

Чтобы посчитать рентабельность товарных запасов компании за этот месяц, делим прибыль на стоимость ресурса: 70 000 руб. / 30 000 руб. Получается 2,3, или 230 %.

Другая компания для производства аналогичного объема продукции тратит меньше денег, например, покупает ресурсы дешевле. Получается, что на выручку в 100 000 руб. она тратит только 20 000 руб., и получает прибыль в 80 000 руб.

Рентабельность товарных запасов у нее — 4, или 400 %.

Выгоднее вкладывать деньги во вторую компанию.

Какой бывает рентабельность

Рентабельность можно посчитать для чего угодно — мы просто берем прибыль и делим на стоимость любого ресурса. Например, для оценки компании обычно считают такие показатели.

  • Рентабельность активов — выясняют, насколько хорошо компания использует недвижимость, технику, оборудование, деньги и другие активы.
  • Рентабельность основных производственных фондов — считают эффективность использования ресурсов, которые бизнес использует для производства, но которые не расходуются, а изнашиваются. Сюда входят помещения и различные станки, а не сырье.
  • Рентабельность оборотных активов — это, наоборот, эффективность использования расходуемых ресурсов. Например, сырья или денег.
  • Рентабельность инвестиций — насколько выгодно компания использует привлеченные деньги. Этот показатель нужен для вычисления доходности инвестиций.

Есть и другие виды рентабельности — например, считают эффективность проекта, собственного капитала, производства.

Нормы рентабельности: какой должна быть эффективность

Универсального показателя для любой отрасли не существует. Этот коэффициент — всего лишь экономический показатель, который показывает отношение прибыли к чему-либо. Без учета других факторов и расходов.

Если показатель рентабельности получается отрицательной величиной, компания, вероятно, работает в убыток. В других случаях нужно проводить оценку рынка. В каких-то отраслях рентабельность в 20 % считается огромной удачей, в других, наоборот, 20 % будет слишком низким коэффициентом.

Формула рентабельности продаж

Рентабельность продаж обычно выделяется как отдельный показатель — с помощью него можно не просто определить эффективность вложений, а понять процентное выражение доли прибыли от всей выручки.

Отслеживание рентабельности продаж помогает избежать ситуации, когда денег в бизнесе крутится много, но толку от них нет, потому что всю прибыль съедают расходы.

Рентабельность продаж обычно рассчитывают в двух вариантах:

  • рентабельность по валовой прибыли, то есть прибыль до уплаты налогов и кредитов;
  • операционная рентабельность — доля чистой прибыли в общей выручке.

Посчитать можно так:

Рентабельность = прибыль / выручка × 100 %

Примеры расчетов

Компания за прошлый год получила 10 млн руб. выручки — это все деньги, которые поступили на счета компании от клиентов. После вычета всех расходов на производство и выплаты зарплат осталось 2 млн руб.

Рентабельность по валовой прибыли: 2 млн руб. / 10 млн руб. = 0,2, или 20 %

Кажется, что с бизнесом всё хорошо. Но если убрать из прибыли выплаты по кредиту и все налоги, получается, что компания получила 500 000 руб. чистой прибыли.

Операционная рентабельность: 0,5 млн руб. / 10 млн руб. = 0,05, или 5 %

Нужно решить, стоит ли дальше заниматься бизнесом, который генерирует 5 % чистой прибыли на каждый вложенный рубль.

Как повысить рентабельность продаж

Рентабельность продаж — это доля чистой прибыли из общей выручки компании. Повысить ее можно следующим образом:

  • Сократить расходы и оставить ту же самую выручку. Значит, прибыль увеличится.
  • Увеличить выручку без пропорционального роста расходов. Например, сделать так, чтобы менеджер по продажам закрывал в месяц не 10 сделок, а 20.
  • Сократить расходы после валовой прибыли — то есть выплатить кредит или взять заём под меньший процент, оптимизировать налоги.

При расчете эффективности продаж лучше брать не один, а несколько временных периодов. Например, считать коэффициент в течение двух–трех кварталов. Это поможет оценить бизнес с ярко выраженным сезонным спросом: в этом случае расчет рентабельности в одном квартале покажет низкую эффективность, а в следующем квартале коэффициент может вырасти в несколько раз.

Вот несколько рабочих и конкретных способов повысить рентабельность продаж в любом бизнесе.

Увеличьте цену товара. Обычно повышение стоимости даже на 1–2 % может исправить финансовое состояние компании, а такой небольшой рост не вызовет негативной реакции у постоянных покупателей. При этом не стоит использовать повышение цен, если конкурентное преимущество у компании основано на удержании низкой стоимости.

Прежде чем повышать цену, стоит изучить рынок и выяснить стоимость аналогичных товаров и услуг у конкурентов.

В B2B-сегменте повышение цен часто преподносят как маркетинговую акцию и с помощью нее повышают общую выручку компании. Например, рассылают клиентам письмо, где рассказывают о росте цен через месяц, и предлагают условие: если клиент заплатит сейчас, за несколько месяцев, то все авансовые платежи будут считаться по старой цене. Получается выгодная сделка для всех: клиенты экономят, а компания получает деньги за несколько месяцев работы вперед.

Уменьшите цены на сырье. Это классический способ снизить расходы. Например, можно провести анализ рынка и выяснить, где цены ниже, затем обратиться к своим контрагентам и попросить скидку. Или предложить сэкономить как-то иначе. Допустим, вы будете платить столько же, но доставлять товар на склад они будут сами. Наконец, поставщиков можно и поменять.

Сократите расходы на персонал. Это не значит, что нужно сразу кого-то сокращать. Вместо этого проанализируйте вклад сотрудников в работу компании. Возможно, кто-то уже давно перерос должность, выполняет работу очень быстро и в свободное время фрилансит — таким людям можно предложить перейти на сделку.

Автоматизируйте процессы. Например, в отдел продаж можно внедрить CRM, которая будет генерировать и рассылать клиентам документы и сообщения. Это сэкономит время менеджеров, они смогут больше заниматься непосредственно продажами.

Повысьте средний чек. Это помогает снизить расходы на процесс продажи: усилий менеджер прикладывает столько же, а выручка получается больше. Классический способ повысить чек — внедрить так называемые кросс-продажи, когда клиенту предлагают сопутствующие товары.

Переложите часть расходов на покупателя. Например, в интернет-магазине привычная схема доставки — курьером до двери квартиры. Можно предложить клиенту небольшую скидку за самовывоз, это немного сократит расходы на каждую сделку. Если бизнес ориентирован на массовые продажи, самовывоз поможет хорошо сэкономить.

Эффективный способ повысить рентабельность в любой отрасли компании — бороться с так называемым излишним движением, developed traffic. Например, когда одна условная задача «купить мебель для офиса» провоцирует массу дополнительных коммуникаций. Сотрудники начинают выяснять: какую мебель, в каком количестве, по какой цене, с кем нужно согласовать выделение бюджета и проект закупки.

Убрать лишние движения помогут постановка задач по SMART и законченная работа сотрудника как философский принцип работы компании.

Анатолий Жильцов
президент 5-Star Business Academy

Срочно нужны клиенты?

Быстрый способ запустить новые продажи без опыта и сложных настроек

Рентабельность продаж: что это, как рассчитать по формуле и повысить

Рентабельность продаж: что это, как рассчитать по формуле и повысить

Рентабельность — один из важнейших показателей эффективности бизнеса. Зная этот коэффициент можно понять, как развивается ваше дело, прибыльное оно или убыточное, и не пора ли пересмотреть бизнес-стратегию, чтобы увеличить доход. В этом материале делимся полезной информацией, как посчитать рентабельность продаж, для чего это нужно и какие есть способы повышения показателя.

Что такое рентабельность продаж

Рентабельность продаж — это коэффициент, который отображает долю прибыли в общем доходе бизнеса. Рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к чистому объему продаж за определенный период и для удобства выражается в процентах.

Рентабельность продаж простыми словами — это коэффициент, который показывает, сколько копеек прибыли было получено на каждую гривну продаж. И чем выше этот коэффициент, тем прибыльнее и эффективнее ваш бизнес. Однако для каждого вида деятельности и разных ниш допустимый показатель будет разным. Если для одного бизнеса рентабельность в 10-15% может быть очень хорошим результатом, для другого это может свидетельствовать о низкой эффективности. Для того, чтобы бизнес был успешен, недостаточно рассчитать рентабельность один раз и почивать на лаврах. Рентабельность продаж определяется систематически, и ее важно сопоставлять с предыдущими периодами, отслеживая успешность бизнеса в динамике. Рентабельность показывает, хорошо ли развивается ваше дело, не стало ли приносить меньше дохода, чем в предыдущем периоде, и не стоит ли изменить принцип ведения бизнеса, чтобы увеличить доход. Кроме этого, показатель рентабельности позволяет оценить окупаемость затрат и инвестиционный потенциал вашего бизнеса. Ни один инвестор не начнет сотрудничество даже с самым перспективным стартапом, пока не будет знать коэффициент его рентабельности. Читайте также: Как зарабатывать на маркетплейс с вложениями и без: 5 лайфхаков

Рентабельность продаж: формула

Рентабельность продаж: формула

Формула рентабельности продаж рассчитывается как чистая прибыль, деленная на общую выручку и умноженная на 100%. Рассмотрим расчет рентабельности на примере. Допустим, за декабрь суммарная выручка составила 500 000 грн, а чистой прибыли вы получили 100 000 грн. Тогда показатель рентабельности вашего бизнеса за этот период будет: Рентабельность (декабрь) = (100 000 / 500 000) × 100% = 20% Рассчитав коэффициент рентабельности за предыдущий период, мы сможем понять, как изменился доход и, как следствие, эффективность вашего дела. Предположим, в ноябре вы получили выручки на сумму 400 000 грн, из которых чистой прибыли было 70 000 грн. Считаем по формуле: Рентабельность (ноябрь) = (70 000 / 400 000) × 100% = 17,5% Сравнивая показатели рентабельности за ноябрь и декабрь, можно увидеть положительную динамику — в декабре бизнес стал эффективнее на 2,5% (20% — 17,5% = 2,5%). Возможно, вы расширили ассортимент товаров или оптимизировали расходы, но результат стал очевидно лучше. Однако возможен и обратный процесс, когда по сравнению с предыдущим периодом рентабельность снижается. В этом случае важно проанализировать, что именно привело к снижению эффективности и решить, каким образом увеличить доходность вашего бизнеса. Поэтому, зная, как рассчитать рентабельность продаж, очень важно отслеживать этот коэффициент систематически, чтобы оперативно реагировать на возможное снижение эффективности вашего дела.

Какой должна быть рентабельность продаж

Какой должна быть рентабельность продаж, чтобы бизнес считался эффективным? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку для каждой ниши и для каждого отдельно взятого предприятия приемлемый коэффициент рентабельности будет разным. Чем масштабнее бизнес, тем ниже может быть допустимый уровень рентабельности, так как расходная часть крупного игрока рынка всегда больше по сравнению с расходами небольшого бизнеса. Понять, насколько эффективен ваш бизнес, поможет систематический расчет рентабельности продаж за разные периоды, а также сопоставление полученных коэффициентов с аналогичными показателями конкурентов на основе аналитических исследований в открытых источниках. Это даст понимание, как меняется ваш бизнес с течением времени и каких результатов добиваются конкуренты в вашей нише. Конечно же, обобщенные показатели не совпадут с вашими на все 100%, однако они послужат ориентиром для ведения бизнеса. Если разница в рентабельности между вами и конкурентами слишком велика и не в вашу пользу, крайне вероятно, что пора что-то изменить в организации дела. Разумеется, коэффициент рентабельности должен быть положительным. Однако кратковременное снижение рентабельности (возможно даже до отрицательного показателя) не всегда повод бить тревогу и в корне менять ведение бизнеса. Например, если месяц назад вы вложили деньги в продвижение бизнеса или в новый инструмент продаж, в следующем периоде крайне вероятно снижение коэффициента рентабельности. Однако в более отдаленной перспективе эти шаги принесут вам больше дохода. Читайте также: Маркетплейс — это отличный пример принципа Парето, когда 20% усилий дают 80% результата

Как повысить рентабельность продаж

Коэффициент рентабельности — это финансовый индикатор, на увеличение которого можно повлиять разными способами. Пути повышения рентабельности продаж могут касаться и оптимизации расходов, и увеличения продаж, и мотивации отдела продаж, но лучших результатов удастся добиться в комплексе. Делимся наиболее эффективными способами повышения рентабельности.

Оптимизируйте расходы

  • Снизьте расходы на сырье. Необязательно жертвовать качеством вашего товара и закупать более дешевое и низкокачественное сырье. Как вариант, можно увеличить объем закупок сырья, ведь многие поставщики предлагают значительные скидки при закупке крупных партий, или найти поставщика с более выгодными условиями.
  • Пересмотрите расходы на хранение и логистику. Проанализируйте, сколько средств уходит на доставку товаров и их хранение. Возможно, арендуемый вами склад слишком большой или находится слишком далеко от пунктов выдачи/реализации. Можно сэкономить, арендуя склад меньшей площади или выбрав более удачное расположение складского помещения.
  • Автоматизируйте производство и учет. Все, что можно автоматизировать, лучше автоматизировать. Это потребует первоначальных инвестиций, однако в будущем эти вложения будут работать на вас.
  • Проанализируйте эффективность персонала. Оцените усилия каждого сотрудника, замените тех, кто показывает наихудшие результаты. Пересмотрите систему мотивации работников, выплачивайте премии за выполнение и перевыполнение плана, повышайте квалификацию сотрудников на тренингах. Если это возможно, переведите часть задач на аутсорс или фриланс.

Увеличьте цену товара

Это может показаться наиболее простой стратегией повышения рентабельности бизнеса, однако здесь важно учесть ряд факторов, чтобы не получить обратный эффект. Повышение цены сработает более эффективно, если ваш товар пользуется стабильным спросом, а ваш бизнес — доверием среди покупателей. В этом случае незначительный рост цены не отпугнет лояльных клиентов.

До увеличения стоимости товаров важно также проанализировать цены конкурентов и сначала повысить ценник не на весь ассортимент, а только на самые ходовые позиции. Кроме этого, переход к более высокой цене можно сделать менее стрессовым для клиентов, предупредив их о предстоящем повышении, обосновав свое решение, а также давая возможность купить товар по старой цене. Как вариант, можно предложить небольшую скидку при покупке нескольких позиций или же разовую бесплатную доставку.

Увеличьте средний чек

Существует несколько стратегий увеличения чека, каждая из которых эффективно способствует росту прибыли. Наиболее популярные методы повышения продаж: перекрестные продажи (cross-selling), дорогой аналог (upselling) и скидка от суммы заказа (order discount).

  • Перекрестные продажи (cross-selling) — подразумевают предложение сопутствующих товаров в дополнение к основному в чеке. Например, дополнительно к смартфону многие продавцы предложат чехол или карту памяти, к посуде для приготовления — кухонные аксессуары, к велосипеду — шлем или рюкзак, а к компьютерному столу — офисное кресло. Маркетплейс АЛЛО, например, активно продвигает стратегию перекрестных продаж, предлагая комплект товаров со скидкой.
  • Дорогой аналог (upselling) — это метод продаж, при котором покупателю предлагается более дорогой товар, но с лучшими характеристиками, чем он планировал приобрести изначально. Например, смартфон или ноутбук с большим объемом памяти; телевизор такой же модели, но большей диагонали и т. д. Для этого многие интернет-магазины предлагают выбор расширенной модификации прямо в карточке товара.
  • Скидка от суммы заказа (order discount) — отличный мотиватор для покупателей совершить более дорогую покупку и получить скидку. Так, например, можно предложить скидку в 5% на весь заказ при покупке на сумму, превышающую средний чек на 20%. Вместо скидки можно предложить клиенту подарок при заказе на определенную сумму или бесплатную доставку.

Замените нерентабельные товары

Так же, как рассчитывается рентабельность бизнеса, можно рассчитать рентабельность каждого товара отдельно. Проведя расчеты и проанализировав полученные данные, можно понять, какие товары более доходны, а какие — менее. Замените товары с низкой рентабельностью и увеличьте свой доход.

Используйте социальные сети

Используйте все возможные каналы коммуникации с потенциальным клиентом. Особенно уделите внимание мессенджерам и социальным сетям — площадкам, на которых клиенты проводят больше всего времени онлайн. Взаимодействуйте с аудиторией, повышайте уровень доверия к своему бизнесу, получайте лояльную аудиторию, которую будет легко перевести в разряд постоянных клиентов. Кроме того, соцсети — это удобный инструмент для продвижения товаров и самопрезентации для PR бренда.

Как повысить рентабельность продаж

Почему выход на маркетплейс — хорошее решение для роста рентабельности продаж

Партнерство с маркетплейс поможет существенно повысить рентабельность продаж. В первую очередь, это дополнительный канал сбыта с обширной лояльной аудиторией. Кроме того, топовые интернет-площадки берут на себя привлечение новых клиентов и продвижение товаров. Это выгодно не только для начинающих предпринимателей, но и для более опытных игроков рынка, которые могут сконцентрировать свое внимание на других, не менее значимых аспектах своего бизнеса.

Сотрудничая с АЛЛО Маркетплейс, всегда можно рассчитывать на квалифицированную помощь в построении и ведении бизнеса. Выгодное партнерство обеспечит рост продаж и рентабельности вашего дела. Регистрируйтесь на маркетплейсе АЛЛО и масштабируйте свой бизнес уже сейчас.

Начните продавать больше уже сегодня — с АЛЛО Маркетплейс!

Тысячи продавцов уже присоединились к нашей платформе и развиваются вместе с нами. Регистрируйтесь сегодня — это быстро и легко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *