Эпастасья что это
Перейти к содержимому

Эпастасья что это

  • автор:

Ипостась

Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις , «личность») — термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

Термин широко применяется и в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность или её часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа).

Предыстория

Применение понятия ипостась в христианском богословии можно отнести к IV веку. До Великих каппадокийцев слово «ипостась» (др.-греч. ὑπόστασις ), как и слово «сущность» (др.-греч. οὐσία ), употреблялись в христианском богословском языке, в том числе, у свт. Афанасия, как синонимы. Обоими терминами обозначалось нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чём-то другом, а само по себе. Но, кроме того, сущность — это первая из десяти категорий Аристотеля. [1] Аристотель различал первые и вторые сущности. Первые сущности — это конкретный человек, конкретная лошадь и т. д. Вторые сущности — лошадь вообще, человек вообще и т. д. [2]

Определения понятий «сущность» и «ипостась»: Каппадокийские отцы

Василий Великий закрепляет в христианском богословии термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых понятий. Поэтому в патристике термин «сущность» перестал требовать уточнения, первая или вторая сущность имеется в виду (если говорится «сущность» без всяких уточнений, то речь может идти только о второй сущности). Таким образом, понятие «сущность» в христианском богословии остается аристотелевским. [2]

Понятие «первой сущности» Василий Великий и Григорий Богослов заменяют понятием «ипостась», но делают это так, что значение христианского термина простирается далеко за рамки аристотелевского определения первой сущности. Когда Василий Великий определяет ипостась через аристотелевское определение первой сущности, то он, на самом деле, не столько определяет это понятие, сколько определяет его место в новой системе категорий: [2]

И сущность и ипостась имеют между собою такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например, между живым существом и таким-то человеком.

— «Послание 236 (228), к Амфилохию Иконийскому» [2]

Это определение говорит о том, что в новом категориальном аппарате одна из десяти категорий Аристотеля (а точнее, одна из двух её разновидностей: первая сущность) заменяется новой категорией — ипостась. Можно сказать иначе: вместо аристотелевской «первой сущности» будет введена новая категория, одиннадцатая. [2]

В то же время, как объясняет там же св. Василий, это определение ипостаси необходимо потому, что для Отца, Сына и Духа недостаточно определение их как «лиц». Традиционный для христианского богословия термин «лицо» (др.-греч. πρόσωπον ) применительно к Троице уже дал повод к еретическому толкованию у Савеллия (для которого три «лица» были сродни «личинам», то есть маскам). Если же определить «лица» божества как «ипостаси», то отнимется всякий повод считать эти лица каким-то подобием масок на одной и той же реальности: термин «ипостась» однозначно указывает, что реальностей три. [3] Подробное разъяснение содержания понятия «ипостась» св. Василий дает, главным образом, в своём сочинении «Против Евномия». [2]

Свт. Григорий Богослов в Беседе 31, «О Святом Духе», называет три ипостаси божества τα εν οις θεοτης («то, в чем божественность» или, ещё более буквально, «те, в которых божественность»), определяя, таким образом, ипостаси как, своего рода, «резервуары» сущности. В том же духе св. Григорий выражается и в Догматических стихотворениях, 20, «О Св. Духе», говоря, что три ипостаси «обладают божественностью» (то есть сущностью). [2]

Зачем понадобилось искать каких-то особых определений для ипостаси, и почему нельзя было ограничиться аристотелевским определением первой сущности? Аристотелевские первые сущности не годились бы для выражения троичности божества. По мысли православных богословов IV века, единство трёх ипостасей Троицы — хотя и не такое, чтобы три ипостаси теряли самостоятельность своего бытия (это вопреки модалистам), но и не такое, чтобы они были столь же различными, как, например, три лошади или три человека. Нужно было выразить и особую способность ипостасей к взаимному единству, когда Сын во Отце и Отец в Сыне. Нужно было также выразить способность ипостаси Сына принимать в себя человечество. Поэтому, как при описании внутритроичных отношений, так и при описании вочеловечения Логоса пришлось столкнуться с ипостасью как вместилищем сущности, а не только как некоей «частью» общего целого. [2]

Итак, ипостась — это такое частное, которое, в то же время, является «вместилищем» общего (сущности). [2]

Ипостась как τρόπος ὑπάρξεως («тропос существования») сущности

В трактате «Против Евномия» св. Василий определяет три ипостаси Бога как три разных «тропоса существования» (др.-греч. τρόποι ὑπάρξεως ). Греческое слово «тропос» довольно точно передается русским «образ» в значении «способ». Слово «существование» (др.-греч. ὕπαρξις ) превращается в данном случае в термин, означающий не просто «бытие» (для обозначения которого были и другие синонимы), но именно бытие индивидуума. Тем самым выражение «тропос существования» может относиться только к индивидуальному, частному бытию, а не к бытию сущности (природы), и поэтому содержит имплицитно «аристотелевское» определение ипостаси. [2]

«Тропос существования» в качестве познаваемого противопоставляется у св. Василия (и других отцов вслед за ним) «логосу природы» (др.-греч. λόγος τῆς φύσεως ), который непознаваем. О любом ипостасном бытии, будь то о триипостасном Боге (как в «Против Евномия») или об одноипостасном человеке (например, в «Послании 236»), св. Василий говорит, что оно познаваемо по тропосу существования, но непознаваемо по логосу природы. Последнее нужно понимать в том смысле, что «логос» — здесь это слово употреблено в значении «знание, понимание, понятие» — природы (сущности) превосходит наше понимание. Отдельно говорить о непознаваемом «логосе» природы имеет смысл тогда, когда приходится говорить о её же познаваемых «тропосах» (образах) существования. [2]

Слово «существование», как в русском, так и в греческом, является именем действия, и это имеет принципиальное значение для выбора именно этого термина применительно к ипостаси. Термин указывает на то, что само существование ипостаси должно рассматриваться как действие, то есть как энергия. [2]

«Существование» («тропос существования») Отца являет христианам Бога как «отечество» (др.-греч. πατρότης ), Сына — как «сыновство» (др.-греч. υἱότης ), а Духа Святаго — как «святыню» (или «освящение»: др.-греч. ἁγιασμός ), то есть соответственно «характирам» [4] , или отличительным особенностям (идиомам [5] ) каждого из них. [6] Кроме того, отметим, что св. Василий легко применяет слово «характир», обозначающее обычно внешний вид человека, к ипостасям Святой Троицы. [2]

В более поздней богословской традиции (начиная от св. Григория Богослова) «стандартизируется» несколько другое именование отличительных свойств трёх ипостасей Святой Троицы («нерождённость», «рождённость», «исходность»), но, как бы то ни было, речь идёт только об одном каком-то свойстве, которое отличает каждую из трёх ипостасей божества от двух остальных. Поскольку любое именование этих свойств является только одним из возможных имен Божиих, основное значение этих именований — не совпадать друг с другом: каждая из трёх ипостасей имеет своё особенное ипостасное свойство, которое и называться должно по-особенному, а вот само название может варьироваться. [2]

Однако, тропосы существования трёх ипостасей существуют не только в той мере, в которой о них можем узнать мы, но, прежде всего, сами по себе. «Существующим» в каждом из трёх тропосов существования является сущность. «Существование» — это и есть энергия сущности, её, своего рода, движение. Это, некоторого рода, движение Сына и Духа относительно Отца как единого «начала» и «причины» в Святой Троице. [2]

Существует теория [7] , что именно понятие ипостаси, разработанное в тринитарном богословии, привело к возникновению в греческой, а позже и в европейской культуре, понятия человеческой личности. Так как человек сотворен по образу и подобию Бога, то понятие глубины и неповторимости личности — ипостаси — переносится и в антропологию, как совершенная особенность и неповторимость каждого человека. До того в античной культуре отдельный человек являлся индивидуумом или, в лучшем случае, персоной.

О Господе Иисусе Христе Восточная православная церковь воспевает, что он «сугуб естеством, но не ипостасию» [8] (др.-греч. διπλούς την φύσιν αλλ’ου την υπόστασιν ). [9]

Примечания

  1. Аристотель, Категории, гл. 5
  2. 123456789101112131415 Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0Оглавление, Раздел 2, гл. 1
  3. Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин, 2004 г. С. 140—141
  4. Характир (др.-греч. χαρακτήρ ) — ипостасная идиома (когда она всего одна, как в ипостасях Троицы) или совокупность таких идиом (в тварных ипостасях обыкновенно ипостасных идиом много).
  5. Идиома (др.-греч. ἰδιώμα ), или особенность (ипостасная) — то, что отличает одну ипостась данной сущности от другой ипостаси той же самой сущности. Не следует путать с идиомой сущности (отличающей одну сущность от другой) и со случайными (привходящими) признаками, которые могут легко меняться в одной и той же ипостаси (но в Боге ничего случайного быть не может, так что такие признаки возможны только у тварных ипостасей). Определения «идиомы» и «случайного» (привходящего, лат.accidentia , акциденция) восходят к «Исагоге» Порфирия
  6. см. авторское (св. Василий Великого) резюме этих идей трактата «Против Евномия» в «Послании 236 (228)», откуда выше уже цитировалось определение «ипостаси»
  7. Иерей Олег Давыденков Догматическое богословие Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
  8. То есть имеет две природы (Божественную и человеческую), но одну ипостась (Божественную) (церк.-слав.)
  9. Богородичен догматик Восьмого гласа

Литература

  1. Прп. Иоанн Дамаскин Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5)
  1. Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  2. Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-90141-013-0Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
  3. Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
  4. Карташёв А. В. Вселенские Соборы Париж, 1963
  5. Лосский В. Догматическое богословие М., 1991
  • Христианство
  • Христианское богословие

Wikimedia Foundation . 2010 .

ИПОСТАСЬ

(от греч. — осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в котором бескачеств. материя объективируется («гипостазируется») во множестве эмпирич. вещей. Перипатетической традицией термин «И.» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий» (см. Аристотель, «Органом). В неоплатонизме (Порфирий) все И. делятся на «совершенные» («начальные И.», объективирующиеся в процессе эманации из единого — см. также Нус, Псюхе), и «несовершенные» (множественность единичных вещей).

В патристику термин «И.» вошёл в значении «первой сущности» «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных II.» синонимия И. и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от И. как единичного — совокупности сущности и акциденций (каппадокийский кружок, Иоанн Фило-пон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин (лик, личина, маска), ставший затем (в 4—6вв.) синонимом И. В христологич. спорах 5—7 вв., применительно к истолкованию богочеловеч. личности Христа, была разработана концепция сложной И. как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.).

В 19—20 вв. наблюдается тенденция к переосмыслению И. в качестве некоего личностного начала (аналогично «личности» в персонализме — в её противопоставлении «индивиду»), онтологически отличного от сущности (природы), но неразрывно связанного с ней (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. Н. Лосский и др.).

D o r r i е . . Wort und Bedeutungsgeschichte, Gott., 1955 , S. 35—92.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(греч. hypostasis – основание)

субстанция; также (оправданная или неоправданная) субстанциализация, овеществление какого-либо свойства, понятия, вообще чего-либо абстрактного или просто идеи. Термин впервые введен Посидонием в 1 в. до Р. X. В христианстве, начиная с патристики понятие ипостаси примерно равнозначно форме проявления или способу бытия и часто используется для толкования триединства: Отец, Сын и Дух Святой суть ипостаси триединства, которые (в греч. патристике) отождествляются с корнем, стволом и цветами.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ИПОСТАСЬ (от греч. ύπόστασις — подставка, основание, сущность) — один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции — синоним “первой сущности” “Категорий” Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого и всего кружка кашшдокийцев. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лид, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации “ипостаси” (лат. substantia) и “сущности” (греч. ουσία, лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. Афанасий Великий и Александрийский собор 362 еще употребляют эти слова в одинаковом смысле. В тринитарных спорах именно Василий Великий впервые попытался преодолеть крайности арианства и савелианства с помощью строгого терминологического различения “ипостаси” и “сущности”. В формуле “одна сущность — три ипостаси” под ипостасью понимаются “истинно сущие” “отличительные особенности” трех Лиц внутри единой божественной “сущности”, или “природы” (частное — общее). Так ипостась получила значение собственного конкретного бытия. У Григория Богослова ипостась как “способ существования” (τρόπος της υπάρξεως) приравнивается к “лицу”, что было приближением к терминологии западных отцов Церкви (persona); ипостасные признаки трех Лиц называются “отцовство”, “сыновство” и “исхождение”. Понятие ипостаси (уже как синоним “лица”) вошло в вероопределение Халкидонского собора о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место этому понятию отводится также в христолотии Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника. Позднее в богословии схоластиков (Росиелин, Абеляр) номиналистическая (концептуалистская) тенденция приводит к тому, что учение о трех ипостасях принимает форму тритеизма (“троебожие”), с которым решительно боролись каппадокийцы.

А. В. Михайловский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Значение слова «ипостась»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις — «лицо, сущность») — термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одного из трёх Лиц Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

  • ИПОСТА’СЬ, и, ж. [греч. hypostasis — сущность] (церк.). По богословской терминологии — одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ипоста́сь

1. церк. одно из лиц Святой Троицы в христианстве ◆ Чему как уверила, и более Богу противиться не дерзала; то тотчас силою Духа Святаго из чистых Марииных кровей начало Сыну Божию изображаться тело: и в сию самую зачатия минуту соединилось человечество с Божеством, или Божество приняло к себе человечество, и учинилось несказанное и страшное единение ипостасное, то есть, соединение двух естеств в единой ипостаси. архиепископ Платон (Левшин), «Катихизис шестой надесять», 1758 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он посадил гостя на топорном стуле возле лавки, на которой лежал, и заговорил с ним о троичности, троичности во всем, в ипостасях божества, в идеях и в видимых элементах строения общества. Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г. 2. перен. одна из форм проявления, воплощения кого-либо, чего-либо ◆ Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась. С. Н. Булгаков, «Философия хозяйства (мир как хозяйство)», 1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это — не личное, что решает здесь мысль: это в личной ипостаси реально преображается всемирная плоть, ибо эта плоть едина во всём, и всякое существенное изменение в атоме есть бесповоротный акт космический. М. О. Гершензон, «Творческое самосознание», 1909 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сыграться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

ИПОСТАСЬ

Ипоста́сь (греч. υποστασις) — термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что существует само по себе, самостоятельно; является синонимом терминов «лицо» и «личность».

Происхождение термина

Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο + ιστημι), который переводится как «подставлять», и имеет основное значение — подставка, основание. Кроме того, оно употреблялось в значении слова υποσταθμη — осадок, отстой. При этом, как замечает протоиерей Георгий Флоровский «Суффикс «σις» придает коренному смыслу оттенок статический, но не динамический (не процессуальный)» [1].

Употребление термина в Священном Писании

В канонических книгах Септуагинты слово «ипостась» встречается 19 раз. Один раз оно встречается также в девтероканонической книге Премудрости Соломона и дважды — в апокрифической книге Псалмов Соломона. Посредством слова υποστασις в Септуагинте в различных контекстах переданы значения 13 различных древнееврейских слов, не имеющих выраженного философского смысла.

В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.

Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле. Аналогичным образом употреблено это слово в третьей главе Послания к евреям. Кроме того, слово υποστασις используется автором послания к евреям при определении понятия веры: «Вера же есть осуществление (υποστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Здесь данное слово уже приобретает заметное философское наполнение.

Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики отношений Отца и Сына: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (υποστασεως) Его» (Евр. 1, 3). Это единственное место Синодального текста Священного Писания, в котором слово «ипостась» оставлено без перевода. Святые отцы в своих богословских работах рассмотрению этого стиха уделяли особое внимание. Именно на этот стих они в значительной степени опирались, придавая слову υποστασις статус одного из основных богословских терминов.

Философское и богословское употребление термина

Следует отметить, что до IV века в языческой философии, а также в христианском богословии термины ипостась и сущность использовались как синонимы. Так блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос: «Есть ли какое-либо отличие сущности от ипостаси?» утверждает: «Согласно внешней мудрости — нет. Ведь сущность обозначает бытие, а ипостась — существование». В «Истории Церкви» блаженный Феодорит приводит слова Сардикийского Собора 343 года: «Одна Ипостась. Отца и Сына и Святого Духа». А блаженный Иероним в 70-х годах IV века писал: «Школа светских наук… не знает иного значения слова ипостась, как только сущность» [2].

Первым, кто различил «сущность» как «бытие вообще» от «ипостаси», как «определенного бытия», был Плотин, а неоплатоники даже разграничивали эти термины, однако «на чем основывалось это разграничение и в чем они полагали различие между терминами: неизвестно» [3].

«У Аристотеля он (термин ипостась) означал истинно существующее в противоположность концептам и идеям и часто употреблялся как синоним слова «природа». Кроме того, он понимался как эквивалент латинского sub-stantia. В нем более определенно, чем в термине «природа», предполагалось индивидуальное существование» [4].

В IV веке, в самый разгар Тринитарных споров, трудами Великих Каппадокийцев термин υποστασις приобрел самостоятельное значение, отличное от значения термина «сущность». Произошло это благодаря сближению понятия ипостаси и лица. Так, святитель Василий Великий в 210-м послании «К неокесарийским ученым» пишет: «Ведь недостаточно перечислять различия Лиц, но следует исповедовать, что каждое Лицо пребывает в истинной ипостаси».

Уточняя троичную терминологию, Великие Каппадокийцы прежде всего разграничили понятия сущности и ипостаси как общего и частного. В 38-м послании святителя Василия Великого «К Григорию брату» он пишет: «Итак, «ипостась» есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное» [5].

Определение термина

Известна определенная сложность в дифференциации термина «ипостась». Так святые Отцы писали:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *