Закупка с полки 44 фз что это
Перейти к содержимому

Закупка с полки 44 фз что это

  • автор:

«Закупки с полки»: от размещения предложения до заключения контракта

Романова Ю. А.

С 1 апреля 2021 года закупка у единственного поставщика по ст. 93 Закона № 44-ФЗ проходит по новым правилам. Заказчики закупают товары по основаниям, предусмотренным п. 4 и 5 ч. 1
ст. 93 Закона № 44-ФЗ с увеличенной начальной ценой закупки.

«Стандартная» закупка по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 проводится с лимитом до 600 тыс. руб., закупка с учетом новых положений законодательства — до 3 млн руб. Такое основание предусмотрено новой ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако и заказчикам, и поставщикам следует учитывать, что такие процедуры имеют свои особенности и ограничения.

Участникам закупок важно помнить, что «закупка с полки» до 3 млн руб. — это возможность разместить витрину своих товаров, доступную потенциальным покупателям.

Заказчики на сегодняшний день вправе закупить только товар, используя положения ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по данным основаниям нельзя закупать работы, услуги, новая процедура проводится с использованием электронной площадки и в электронной форме (по примеру конкурентных процедур). Для того чтобы закупка состоялась, участникам необходимо разместить предварительные предложения на электронных площадках. В случае если заказчик разместит извещение о проведении закупки конкретного товара, станет возможным автоматический отбор предложения поставщика.

Алгоритм размещения предварительного предложения

Участник закупки формирует предварительное предложение на электронной площадке о продаже товара. Положениями ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривается формирование одного предварительного предложения в отношении нескольких товаров, предлагаемых участником закупки к поставке, в которое он по мере необходимости может вносить изменения.

В конце статьи вы найдете алгоритм размещения предварительного предложения и его содержание.

В конце статьи есть шпаргалка

Сведения о товаре необходимо заполнить с использованием информации из КТРУ. Поставщику при этом не нужно держать под рукой открытые каталоги товаров, работ и услуг в ЕИС и искать необходимую информацию по предлагаемому к продаже товару. Все сведения указываются при заполнении предварительного предложения на площадке и формируются автоматически.

Предварительное предложение должно содержать:

  1. Наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ.
  2. Товарный знак (при наличии).
  3. Наименование страны происхождения товара.
  4. Единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей.
  5. Цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей.
  6. Максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам.
  7. Наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставке.
  8. Срок действия предварительного предложения, который не может быть более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке.
  9. Обычные документы и сведения участника закупки (анкета и декларация соответствия единым требованиям).

Алгоритм проведения процедуры закупки в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

  1. Заказчик формирует при помощи ЕИС извещение об осуществлении закупки, которое содержит проект контракта и обоснование НМЦК. Извещение заполняется заказчиком на основании данных КТРУ о закупаемых товарах.
  2. В течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки автоматически определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений) и не менее двух, соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшую цену за единицу товара, являющегося объектом закупки. Если заявок больше пяти, то отбираются только те, которые содержат наименьшие цены.
  3. Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара.
  4. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение: она соответствует или не соответствует требованиям. Каждой одобренной заявке на участие в закупке присваивается порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара. Далее, с использованием электронной площадки формируется протокол подведения итогов определения поставщика.
  5. При наличии менее двух заявок процедура не проводится — об этом участников закупки уведомляет оператор электронной площадки.
  6. Контракт заключается с победителем по тем же правилам, что и в запросе котировок с 01.04.2021 года.

Заключение контракта

Заказчик направляет контракт победителю не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов по закупке у единственного поставщика. Поставщик подписывает контракт на электронной площадке не позднее одного рабочего дня после получения контракта. При этом формирование и размещение протокола разногласий не предусмотрено.

Обучение для поставщиков по 44-ФЗ
Повышение квалификации онлайн, 128 ак. часов, удостоверение

После подписания контракта победителем его также подписывает заказчик в срок не позднее одного рабочего дня. Контракт может быть заключен (подписан заказчиком) не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов по закупке у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Преимущества закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93

  • Скорость проведения закупки: всего за четыре рабочих дня с момента размещения извещения участник может заключить выгодный контракт.
  • Практически полностью автоматизированная форма заполнения предварительного предложения.
  • Стоимостной лимит до 3 млн руб.
  • Данный механизм актуален как для крупных заказчиков с большим объемом СГОЗ, так и для более мелких заказчиков, которые разово могут закупить необходимые товары, не заключая при этом большое количество контрактов.
  • Прозрачность процедуры выбора победителя.

Недостатки закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93

  • Привязка к КТРУ: описание товара должно строго соответствовать КТРУ, не предусмотрено включение дополнительных характеристик в описание предложения или в описание объекта закупки (в отличие от обычной конкурентной закупки, в которой описание объекта закупки из КТРУ при необходимости можно дополнить необходимыми характеристиками). Фактически если заказчик и участник разместят сведения об одном товаре, но при этом укажут разные коды КТРУ, то в этом случае «стыковка» извещения и предварительного предложения не произойдет.
  • Если товара нет в КТРУ, провести закупку малого объема до 3 млн руб., используя рассмотренный механизм, не представляется возможным. Участник закупки не сможет разместить предварительное предложение по товару, который отсутствует в КТРУ.
  • Механизм заключения контракта не предполагает направление протокола разногласий. При необходимости внесения изменений в контракт, даже при наличии технических ошибок необходимо после его подписания заключать дополнительное соглашение.

На сегодняшний день закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 не получили должного признания и мало распространены. По большому счету это связано с тем, что участники закупок до сих пор не разместили предварительные предложения. Заказчики, наблюдая «пустые корзины», не спешат размещать извещения, так как высока вероятность, что закупка не состоится. Именно по этой причине участникам рекомендуется как можно скорее разместить свои предложения. В условиях низкой конкуренции такая закупка — отличный шанс оперативно заключить выгодные контракты!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Предварительное предложение: содержание и алгоритм размещения 116.9 КБ

Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться

«Закупка с полки»: руководство участника для подачи предварительных предложений для выхода на крупных заказчиков России

С 9 мая ценовой порог «закупки с полки» увеличился с 3 млн рублей до 5 млн рублей, а совокупный объем таких закупок – до 100 млн рублей. Эксперты прогнозируют рост популярности «закупки с полки», тем более что у этого способа есть ряд преимуществ:

197 показов
1.8K открытий

  • Это дополнительный канал продаж товаров, не требующий от поставщика постоянного внимания. Достаточно создать предварительные предложения на электронных площадках и ожидать победы.
  • Срок действия предварительного предложения – не более месяца. Достаточно раз в месяц проверять и обновлять предложения.
  • Предельная цена «закупки с полки» позволяет продавать дорогие товары.
  • «Закупка с полки» приходит на помощь в тех случаях, когда заказчик заинтересован в покупке продукции лучшего качества (например, медицинское оборудование), но более высокой стоимости, что трудно реализовать через конкурентную процедуру.

Закупка с полки с точки зрения законодательства:

«Закупка с полки» – это сленговое название закупки у единственного поставщика в электронной форме. Правила проведения такой закупки предусмотрены частью 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

В рамках такой закупки заказчики могут покупать только товары (не работы или услуги) одного вида (нельзя в одной закупке покупать различные товары).

Стоимость одной такой закупки не должна превышать 5 миллионов рублей. В год заказчик может осуществить таких закупок не более чем на 100 миллионов рублей. Товар, закупаемый таким способом, описывается только по каталогу товаров, работ, услуг (далее – каталог) в части наименования товара, его характеристик и единицы измерения.

Характеристики, не предусмотренные позицией каталога, не могут применяться. Если в каталоге нет характеристик – свои характеристики добавлять нельзя. Если в каталоге нет закупаемого товара – его нельзя купить через «Закупку с полки». Для того, чтобы заключить контракт по такой закупке, поставщики создают в личных кабинетах на электронных площадках предварительное предложение о своих товарах (используя каталог) с указанием мест поставки, сроков, количества и стоимости, а заказчики публикуют извещение о своих закупках. Если товар из предварительного предложения совпадает с требованиями извещения – электронная площадка направит от имени поставщика заявку (созданную из предварительного предложения) для рассмотрения заказчику и заключения контракта по итогам такой закупки.

Сегодня на ЭТП ТЭК-Торг представлено более 7 тыс организаторов. Среди заказчиков – ведущие российские компании финансового сектора, топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, телекоммуникаций и других отраслей. Количество зарегистрированных поставщиков составляет более 883 тыс.

Как опубликовать предварительные предложения и стать поставщиком на ЭТП ТЭК-Торг?

Мы подготовили подробное руководство, чтобы вам было проще быстро опубликовать свои предложения на площадке.

Добавление товара в предварительное предложение

Примечание: подача предварительного предложения (ПП) осуществляется в соответствии с требованиями №449-ФЗ.

Для подготовки и размещения ПП предусмотрен пункт меню «Заявки и предложение» / «Предварительное предложение».

Чтобы добавить товар в ПП, нажмите на кнопку Новыи товар (рис. 1).

Закупки с полки: правила, особенности и преимущества

Закупки с полки — это закупки малого объема у единственного поставщика, которая проводится согласно п. 4-5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Ключевое изменение с 1 апреля 2021 года — увеличение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) до 3 млн рублей, если закупка проводится в электронной форме. Если в бумажной, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в размере 600 тыс. рублей. Требования к совокупным годовым объемам закупок (СГОЗ) при этом также сохраняется. Максимально на малые закупки можно потратить 10% от СГОЗ. Далее рассмотрим особенности и правила таких закупок.

Особенности закупок малого объема ​

К особенностям можно отнести:

  • Извещение формируется и размещается в ИИС. У оператора электронной площадки нет обязанности обеспечивать конфиденциальность информации об участниках такой закупки.
  • Обжалование действия, бездействия заказчика оператором ЭТП происходит согласно ч. 4-5 ст. 105 44-ФЗ.
  • Закупка с полки применяется только к товарам и только из каталога КТРУ.
  • Отсутствует право проводить закупку неопределенного объема.
  • Контракт должен содержать все обязательные условия, включая обоснование цены, которую заказчик должен сделать в соответствии с 44-ФЗ.
  • Обязательная проверка заказчиком предоставленных документов и иной информации.
  • Сведения о таких закупках вносятся в реестр контрактов согласно ч. 1 ст. 103 44-ФЗ.

Правила «закупки с полки»

Заказчик может принимать решения о закупке самостоятельно без комиссии. Закупка с полки сейчас проходит очень быстро, но покупать можно только один товар. То есть доступна одна закупка определенного объема по одной позиции. Поскольку процедура быстрая, то заявки должны быть направлены поставщиками заранее: это предварительное предложение о поставке товаров, которое уже является заявкой.

В течение 1 часа после публикации извещения заказчиком оператор электронной площадки определяет 2-5 предварительных предложений, которые соответствуют требованиям в извещении и содержат минимальную цену за единицу товара, ранжирует их по возрастанию цены и отправляет заказчику. Предварительное предложение о поставке товара означает согласие поставщика с тем, что оператор ЭТП будет направлять это предложение заказчикам.

Срок действия предварительного предложения — 1 месяц с даты размещения на электронной площадке. Ответственность за достоверность информации и документов несет участник закупки. Участник вправе отозвать свое предварительное предложение и внести в него изменения до направления заявки заказчику.

Если было всего одно предложение закупки, то оператор не направит его заказчику, в отличие от конкурентных способов закупки. Также у оператора есть дополнительная обязанность: если поставщик указал в предварительном предложений максимальный объем, который готов поставить, то оператор должен заблокировать в извещении это количество.

С 1 октября 2021 года информация обо всех предварительных предложениях уже должна быть доступна на всех восьми электронных площадках посредством электронного взаимодействия с ЕИС.

А Вы разобрались в нововведениях?

С какого момента заказчики обязаны при подготовке извещения о закупке формировать описание объекта закупки в структурированном виде?

Активируйте персональный доступ прямо сейчас на три дня и получите доступ к изменениям законов и , а также к новым выпускам журнала «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ»

    Главная → Новости → 2023 → Июль 2023 → Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении «закупок с полки»

31 июля 2023
Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении «закупок с полки»

Возможность осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме (т. н. закупки с полки) на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появилась у заказчиков с 1 апреля 2021 г., однако вплоть до настоящего времени эта процедура не снискала популярности у заказчиков. Основные причины низкого спроса на «закупки с полки» следующие:

  • на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ невозможно произвести закупку работ или услуг, т. к. в соответствии с этой нормой закупаются исключительно товары;
  • закупка может осуществляться только в отношении одного вида товара, причем лишь по тому набору характеристик, который определен в соответствующей позиции КТРУ ;
  • до 9 мая 2023 г. годовой объем «закупок с полки» учитывался в составе лимитов, отведенных заказчикам на осуществление закупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Последнее означало, что осуществление «закупок с полки» доступно лишь за счет сокращения возможности производить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — возможности, имеющей исключительную хозяйственную важность с точки зрения подавляющего большинства заказчиков. Вполне естественно в связи с этим, что желающих экспериментировать с «закупками с полки» находилось немного.

Однако с 9 мая 2023 г. привязка доступного заказчикам объема «закупок с полки» к лимитам на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 4–5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ устранена : «закупки с полки» больше не учитываются в составе таких лимитов. В ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ также были внесены изменения, согласно которым годовой объем закупок, осуществляемых в порядке, установленном данной нормой, не должен превышать 100 млн руб., а сумма, на которую можно осуществить закупку, не должна превышать 5 млн руб.

Хотя первые две из названных особенностей «закупок с полки» (возможность закупки лишь товаров и только по характеристикам, имеющимся в КТРУ) по-прежнему остаются в силе, можно прогнозировать некоторый рост заинтересованности заказчиков в «закупках с полки» как способе определения поставщика. Поэтому представляется важным разобрать и другие затруднения, возникающие при осуществлении таких закупок.

Применение запретов, ограничений и условий допуска иностранных товаров при осуществлении «закупки с полки»

Согласно подп. «б» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в извещении о «закупке с полки» указывается в т. ч. информация о запретах, ограничениях и условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, устанавливаемых в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Не вполне понятно, как должен работать в случае «закупки с полки» запрет на закупку иностранных товаров (например, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 ). «Закупка с полки» — это электронная процедура (см. ч. 3 ст. 24 Закона № 44-ФЗ), а потому при ее осуществлении действуют все положения ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ. В частности, подп. «д» п. 5 указанной нормы, в силу которого оператор электронной площадки в срок не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки, если им в качестве страны происхождении товара указано иностранное государство (если в извещении о закупке установлен запрет на допуск иностранных товаров).

Однако в случае «закупки с полки» подача заявок участниками, строго говоря, не происходит. В силу подп. «а» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения заказчиком в ЕИС извещения о «закупке с полки» оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных на площадке предварительных предложений не более пяти, соответствующих требованиям, установленным в извещении о закупке. Такие предварительные предложения «превращаются» оператором электронной площадки в заявки на участие в закупке.

Можно предположить, что в случае, когда в извещении о закупке установлен запрет на допуск иностранных товаров, оператор электронной площадки не будет считать соответствующим извещению о закупке предварительное предложение, в котором содержится предложение о поставке иностранного товара, происходящего не из стран — участниц ЕАЭС. Однако даже если этого не произойдет, ничего страшного не случится, т. к. в силу подп. «а» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такая заявка просто будет признана заказчиком не соответствующей требованиям извещения о закупке со ссылкой на п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ (т. е. в связи с непредставлением документов и сведений, предусмотренных нормативным правовым актом, устанавливающим запрет на допуск иностранных товаров к участию в закупке).

Принципиально то, что сами акты, устанавливающие запрет на допуск иностранных товаров к участию в закупках, не исключают возможности своего применения при осуществлении закупок у единственного поставщика, к которым технически относится и «закупка с полки». В частности, на необходимость соблюдения запрета на допуск отдельных видов иностранных промышленных товаров к участию в закупках при осуществлении закупок у единственного поставщика указывал Минпромторг России .

Куда сложнее вопрос о том, применимы ли при «закупке с полки» ограничения допуска иностранных товаров, которые устанавливаются, например, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее — ПП РФ № 878), от 05.02.2015 № 102 , от 30.04.2020 № 617 , от 30.11.2015 № 1289 . Во всех этих нормативных правовых актах говорится об обязанности заказчика отклонить все заявки с предложениями о поставке иностранных товаров (за исключенных товаров, страной происхождения которых являются страны — участницы ЕАЭС), при условии подачи на участие в закупке (без уточнения, о закупке каким способом идет речь) одной или нескольких заявок, соответствующих требованиям, которые изложены в применимом нормативном правовом акте.

Формально ни один из этих актов ничего не говорит о его применения в том случае, если заявка на участие в закупке не подается участником, а превращается в таковую из предварительного предложения, размещенного на электронной площадке. И все же отсюда нельзя сделать вывод о неприменении названных актов при осуществлении «закупки с полки»: во всех них говорится о «заявках на участие в закупке» или «заявках на участие в определении поставщика», а предварительное предложение участника закупки после его превращения в заявку оператором электронной площадки однозначно является заявкой.

Скудная правоприменительная практика, накопленная к настоящему времени по вопросам осуществления «закупок с полки», косвенно подтверждает этот вывод. Так, в решении Пермского УФАС России от 31.03.2023 № 41 был сделан вывод о неприменении ПП РФ № 878 при осуществлении конкретной «закупки с полки» , исходя из внутренней логики самого ПП РФ № 878 (в связи с тем, что на участие в определении поставщика поступила единственная заявка), а не исходя из того, что при осуществлении «закупки с полки» ПП РФ № 878 в принципе не применимо.

Однако можно с уверенностью утверждать, что при осуществлении «закупки с полки» не применяется постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 , ограничивающее допуск к участию в закупках отдельных видов пищевых продуктов в случае их происхождения не из стран — участниц ЕАЭС. Согласно п. 2 указанного постановления при наступлении определенных условий «заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки на участие в определении поставщика, содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС)». «Закупка с полки» относится к числу электронных процедур, но не относится к числу конкурентных (см. ч. 2, 3 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Не применимы при осуществлении «закупок с полки» и условия допуска иностранных товаров к участию в закупках, устанавливаемые в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н . Это следует из п. 1.1 данного приказа, согласно которому преимущества в отношении цены контракта предоставляются «при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме» (список способов определения поставщика в этом пункте является исчерпывающим). Невозможность применения рассматриваемого нормативного правового акта при осуществлении «закупки с полки» подтвердил и Минфин России в своем разъяснении .

Дополнительные требования к участникам закупок

Согласно подп. «д» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в извещении о «закупке с полки» указываются требования, предъявляемые к участникам закупки и предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии). В свою очередь, участники закупок включают в свои предварительные предложения документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ (см. подп. «к» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, где сделана отсылка к подп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупок на основании ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, конкретизированы в постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571). Вместе с тем в силу подп. «а» п. 3 указанного постановления содержащиеся в нем дополнительные требования не распространяются на процедуры, не относящиеся к конкурентным. Как уже говорилось выше, «закупка с полки» — процедура хоть и электронная, но все же не конкурентная (см. ч. 2, 3 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, применительно к «закупкам с полки» отсутствуют дополнительные требования, наличие которых могло бы привести в действие вышеуказанные нормы.

Это приводит к парадоксальным диспропорциям в правовом режиме конкурентных закупок и «закупок с полки». Например, при закупке пищевых продуктов конкурентным способом для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления конкурентным способом на сумму свыше 500 тыс. руб. участники закупки должны соответствовать дополнительным требованиям, предусмотренным поз. 33 приложения к ПП РФ № 2571. А при осуществлении «закупки с полки» в отношении тех же самых пищевых продуктов и для тех же самых заказчиков на сумму в 10 раз большую никаких дополнительных требований не предъявляется.

Предоставление преимуществ отдельным категориям хозяйствующих субъектов

Из ч. 4 ст. 27 Закона № 44-ФЗ следует, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее — УиП УИС);
  • организациям инвалидов;
  • субъектам малого предпринимательства (далее — СМП);
  • социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНКО).

Давайте посмотрим, возможно ли предоставление преимуществ всем поименованным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении «закупок с полки».

1.Согласно подп. «б» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в извещении о закупке с полки указывается в т. ч. информация, предусмотренная п. 13 ч. 1 ст. 42, а именно информация о предоставлении преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ.

Как следует из подп. «в» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения о «закупке с полки» оператор электронной площадки направляет заказчику в т. ч. документы и сведения об участнике закупки, предусмотренные п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ. В этой норме, в свою очередь, имеется отсылка к документам и сведениям об участнике закупке, перечисленным в подп. «а»–«л» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, в числе которых названы в том числе:

  • декларация о принадлежности участника закупки к УиП УИС (если участник закупки является соответствующим учреждением или предприятием);
  • декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ (если участник закупки является такой организацией).

В свою очередь, согласно п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном ст. 51 Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ. А в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ сказано, что в проекте контракта, направляемого участнику закупки, с которым заключается контракт, цена контракта отражается с учетом положений ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ.

Может показаться, что законодателем созданы все необходимые условия для предоставления при осуществлении «закупок с полки» преимуществ, предусмотренных ст. 28, 29 Закона № 44-ФЗ. И все-таки предоставление таких преимущество невозможно: в силу ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ цена контракта или цены каждой единицы товара, работы, услуги в случае «закупки без объема» увеличивается на 15 % от цены, предложенной участником закупки, только в случае контракта заключения по результатам применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Увы, «закупка с полки» к числу таковых не относится.

Вопрос о том, зачем в таком случае законодатель предусмотрел в ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ всю инфраструктуру, необходимую для предоставления преимуществ УиП УИС и организациям инвалидов, остается открытым.

2. Преимущества СМП, СОНКО при осуществлении «закупок с полки» также не предоставляются.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не меньше определенного в соответствии с данной нормой «при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО». «Закупка с полки» к числу конкурентных способов определения поставщика не относится (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Формально она является закупкой у единственного поставщика, а такие закупки вычитаются из совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, от которого отсчитывается необходимый минимум закупок у СМП, СОНКО (см. п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Сказанное находит отражение и в требованиях к содержанию извещения о «закупке с полки». В подп. «б» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, где со ссылкой на отдельные пункты ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ перечисляются сведения, включаемые в извещение о «закупке с полки», не упоминается п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, на основании которого в извещении о закупке устанавливаются преимущества СМП, СОНКО.

Особенности «закупок с полки» по основаниям, предусмотренным п. 5.1, 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

1. На основании п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможна закупка у единственного поставщика медицинских изделий и расходных материалов, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории РФ или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, производителем. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать в отношении расходных материалов 50 млн руб., а в отношении медицинских изделий — 250 млн руб.

Осуществить закупку у единственного поставщика в электронной форме можно только с использованием механизма «закупки с полки», предусмотренного ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Никаких других «закупок у единственного поставщика в электронной форме» Закон № 44-ФЗ не предусматривает. В связи с этим обращает на себя внимание несогласованность годовых лимитов на осуществление «закупок с полки» (не более 100 млн руб.) и лимитов на осуществление закупок медицинских изделий по п. 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (не более 250 млн руб.).

Кроме того, остается непонятным смысл добавления к указанному пункту, введенного Федеральным законом от 28.04.2023 № 154-ФЗ, согласно которому «осуществленные в соответствии с ч. 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта». Это законоположение имело бы смысл в том случае, если бы закупка у единственного поставщика в электронной форме была возможна не только в виде «закупки с полки», но и в каком-то еще.

2. На основании п. 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможна закупка у единственного поставщика технических средств реабилитации и услуг Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории РФ или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Как уже говорилось выше, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме — это «закупки с полки», никаких других механизмов Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Однако в силу ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ «закупка с полки» возможна исключительно в отношении товаров (но не работ или услуг). Вопрос о том, с какой целью в таком случае в диспозиции нормы п. 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ упоминаются услуги, остается открытым.

Отдельные процедурные нюансы

  • Как следует из подп. «в» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, участники закупок указывают в своих предварительных предложениях наименование страны происхождения товаров, предлагаемых к поставке. Законодатель не уточнил, что страну происхождения товара необходимо указать в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира (ОКСМ). Поэтому, в отличие от остальных способов определения поставщика, в случае «закупки с полки» указание страны происхождения товара не в соответствии с ОКСМ не будет являться основанием для отклонения заявки.
  • В силу п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заявки на участие в «закупке с полки» рассматривает заказчик, а не создаваемая им комиссия. Из ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ следует, что комиссия по осуществлению закупок формируется только в случае проведения конкурентных процедур. На это же указывает и регулятор контрактной системы в своих разъяснениях .

Таким образом, заказчику нужно закрепить полномочия по рассмотрению заявок на участие в «закупке с полки» за конкретным специалистом, который будет выполнять от его имени данную функцию и в одиночку нести всю полноту ответственности за решения, принимаемые в отношении поступивших заявок. Рекомендуем закреплять такие полномочия за сотрудником контрактной службы или контрактным управляющим, поскольку только в этом случае сотрудник будет считаться «должностным лицом» для целей привлечения его к административной ответственности за нарушение порядка осуществления закупок, установленного законодательством о контрактной системе, в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ .

Интересен вопрос о том, в соответствии с какой из частей ст. 7.30 КоАП РФ могут быть квалифицированы действия сотрудника заказчика, отклонившего заявку на участие в «закупке с полки» в отсутствие на то законных оснований или же, напротив, признавшего заявку соответствующей требованиям извещения, тогда как в действительности она подлежала отклонению. Дело в том, что ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение указанных действий при проведении конкурса и аукциона, а ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ — при проведении запроса котировок и запроса предложений (последний из названных способов определения поставщика в настоящее время упразднен).

Единственной нормой, подходящей для рассматриваемого случая, видится ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Здесь устанавливается административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика / уполномоченного органа / специализированной организацией в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению или направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Публикацию протокола подведения итогов «закупки с полки», в котором зафиксированы неправомерные решения в отношении поступивших заявок, можно считать «размещением в ЕИС документа, подлежащего размещению, с нарушением предусмотренных требований».

3. Согласно п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном ст. 51 Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ (т. е. фактически в порядке, установленном для заключения контрактов по результатам электронного запроса котировок). Необходимо учитывать, что одной из таких особенностей является невозможность направления протокола разногласий (п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

Авторы статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *