Что является основными составляющими бюджета
Перейти к содержимому

Что является основными составляющими бюджета

  • автор:

Что является основными составляющими бюджета

English • На русском

Електронний журнал «Ефективна економіка» включено до переліку наукових фахових видань України з питань економіки (Категорія «Б», Наказ Міністерства освіти і науки України від 11.07.2019 № 975)

Ефективна економіка № 8, 2012

С. В. Коляденко ,

проф., докт. эконом. наук, зав . каф. э коном и ч еской кибернетики,

Винницкий национальный аграрный университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Основными составляющими социально-экономического развития является качество жизни населения региона, уровень экономического развития региона, наличие природно-ресурсного потенциала региона, эффективность регионального воспроизводственного процесса. Для того, чтобы регионы могли воспользоваться этими составляющими с точки зрения оптимизации управления необходима определенная реструктуризация управленческих структур и информационного пространства региона.

Существует множество структурных параметров, которые позволяют оценить качество структурной схемы. Значительно слабее решен вопрос количественной оценки структуры в целом. Проблем оценки эффективности маркетинговой деятельности на уровне региональных предприятий и территориальных объединений позволяет выделить ряд актуальных задач в области построения оптимальных схем развития организационных структур управления. Предлагается один из возможных вариантов исследования эффективности структуры маркетинговой связи. В определенной степени это позволяет формированию концепции оценки маркетинга региона.

Выбор той или иной структуры управления зависит от особенностей внешней и внутренней среды развития региона, особенно от макроэкономической ситуации, стратегического видения региональной администрации, профессиональной подготовки ее чиновников, взаимоотношений между органами власти и предпринимательской средой. В середине 80-х годов 20-го века направленность исследований определялась проблемой соотнесения маркетинговых действий с экономическими интересами предприятия. Было обращено внимание на то, что маркетинговые решения принимаются без должного учета экономических последствий реализуемых средств. Основная направленность последующих исследований была направлена на выявление главных принципов финансово-ориентированного подхода в управлении маркетинговой деятельности [1-3]. Введение новых терминов и определений в последние годы определяет в конечном итоге, процесс формирования новой концепции, которая заставляет маркетологов переосмысливать аналитические исследования современной экономики [4]. Одной из составляющих этой концепции является формирование процедуры комплексной системы оценки эффективности маркетинга. Основная идея данной процедуры заключается в том, что внедрение комплексной системы оценки должно производиться постепенно, от более простых моделей к более сложным. Несмотря на кажущуюся простоту данного положения, его практическое использование является достаточно проблематичным [5].

Предполагается, что эффективная концепция маркетинга на региональном уровне — это создание четкой управленческой схемы взаимоотношений субъектов хозяйствования региона, проведение разнообразных маркетинговых мероприятий и разносторонних исследований с учетом возможности их прогнозирования. Оценка эффективности маркетинга должна учитывать как краткосрочный, так и долгосрочный эффект от маркетинговых программ. На украинских предприятиях, как правило, отсутствует единая точка зрения: маркетолог оценивает маркетинговую программу с точки зрения роста продаж, а финансист хочет видеть немедленный эффект каждого маркетингового мероприятия в виде увеличения операционной прибыли. Ни один из этих показателей не соотносится напрямую со стоимостью бизнеса.

Методы формирования региональной маркетинговой политики требуют установления определенных свойств траектории социально-экономического развития всего хозяйственного комплекса [6-7]. То есть, необходимо формировать базы данных по показателям, которые использовались в прошлом и используются в настоящее время. Их анализ должен производиться на предмет исключения повторений и обеспечения полноты представления с целью получения оптимального перечня чувствительных и информативных показателей. Рассматривая этот анализ как стадию внедрения системы оценки маркетинга, Т. Амблер [8] утверждает, что данная стадия является идеальной и возможна только при очень высокой культуре бизнеса. Настоящей проблемой является то, что отсутствие оценки эффективности результатов очередной маркетинговой программы не позволяет рационально принимать решения по совершенно конкретным вопросам, имеющим практическое значение для любого предприятия и администрации региона: объем маркетингового бюджета; количество и характер маркетинговых мероприятий; последовательность реализации мероприятий; структура органов управления.

Исследование вопроса оценки построения системы маркетингового управления в регионе позволяет сформировать ряд положений по определению функциональной ответственности администрации. Представляет интерес устранение структурной, информационной и других видов избыточности для достижения максимального значения эффективности деятельности организации. Следовательно, возникает задача интегральной оценки структуры сложной системы в целом. Использование методов прикладной теории графов позволяет решить некоторые аспекты данной задачи.

Принятие стратегических решений и моделирование этого процесса в области маркетинговой деятельности является важнейшей задачей администрации региона. Модель маркетингового управления является комплексной моделью и включает необходимой составляющей построение и оценку структуры органов управления в рамках существующей системы. При этом под территориальной маркетинговой системой понимают организационно-управленческий механизм, определяемый подразделением маркетинга органа государственного управления и местного самоуправления, планирования маркетинговых мероприятий, включающие разделы социально-экономического, культурного, национального характера. Возникает необходимость распределения функциональных полномочий и задач между созданными или планируемыми структурами управления.

Необходимо рассмотреть основные составляющие информационного пространства, используемого в процессе деятельности подразделений маркетинговой службы региональной администрации. Таблица 1 показывает, что значительная часть базы данных, формируемая различными источниками информации, может использоваться несколькими подразделениями маркетингового обеспечения администрации для решения своих задач. Следовательно, необходима оценка сложности структуры информационных потоков (структуры информационных связей), так как эта оценка будет влиять на характер организационно-технических мероприятий и, в конечном счете, на размер бюджета маркетинговой деятельности.

Таблица 1. Область деятельности службы маркетинга региональной Администрации

Задачи подразделений

Основные составляющие информационного пространства

Формирование маркетинговой политики региона

План развития региона.

Данные по рынку о производителях товаров и услуг.

Данные о решениях государственных органов власти.

Исследования динамики развития регионального рынка

Статистическая отчетность государственных органов.

Данные об исследовании потребительских панелей

общественными организациями и населением региона

Публикации и сообщения в средствах массовой информации.

Результаты социологических опросов. Информация о деятельности региональных предприятий.

Статистические данные о выставках, конференциях, региональных мероприятиях и других ВТЪ-акциях. Данные об эффективности социальной рекламы. Информация об участии региональных предприя­тий на внешнем уровне представительства.

Мониторинг эффективности имиджа региона

Связь с органами власти,

предприятиями и общественностью

Данные статистической отчетности по региону. Информация о решениях центральных органов власти.

Данные по глобальным исследованиям имиджа и рейтинга регионов.

Для формализации поставленной задачи рассмотрим следующие положения. Используя определения, употребляемые в теории графов и сетевом планировании, решение данной задачи можно представить в следующем виде. В качестве критерия оценки предлагается оценка объема структурной информации, заключенной в некотором графе. Известен метод [9], когда количество структурной информации У(С) конечного графа С определяется по формуле:

где п — количество вершин графа; Р1 — вероятность орбит групп автоморфизмом графа G.

Предположим, что п определяет количество подразделений службы маркетинга в региональной администрации. Ребра графа определяют связь по обмену информации между подразделениями. Информация представляет «общий интерес» для выработки отдельного либо совместного решения.

Недостатками критерия (1) (в данном приложении) является то, что количество топологической информации не является аналогией количеству информации, понимаемому в теории информационных связей. Используя в качестве критерия оценки сложности структуры отклонение значимости вершин графа от среднего значения, можно избавиться от указанного недостатка.

Обозначим значимость вершин графа как «б», а отклонение значимости вершин графа от среднего значения как S 1 . При этом в качестве математической модели графа структуры информационного обмена между подразделениями службы маркетинга будем использовать матрицу смежности графа. ау — обозначает число ребер, соединяющих вершины . Квадратная матрица с п строками и п столбцами будет матрицей смежности графа G т.е. , если связь отсутствует; а, — если происходит обмен информацией >..

Последовательность расчета показателя S и связь с эффективностью деятельности управления можно представить в виде трех этапов (рис. 1).

Первым этапом при решении задачи является определение всех вершин графа.

Рис. 1. Последовательность определения программы оптимизации маркетинговой деятельности в регионе

Под рангом в теории структур понимают число всех однозвенных и двухзвенных путей, связывающих данный элемент структуры с другим. В этом случае ранг (R)- i- го элемента определяется как сумма элементов i — й строки матрицы .

Такое определение ранга достаточно простое, но оно является недостаточно полным в рамках поставленной задачи. В связи с этим ранг целесообразно определить как настраиваемую систему:

где — количество путей длины, идущих от элемента i во времени t

При расчете формулы (2) различных вариантов можно воспользоваться стандартными программами ЭВМ. Предполагая возможные варианты сценария необходимо учитывать, что вектор стремится согласно теореме Перрона-Фробениуса к одному из собственных векторов матрицы смежности А.

На втором этапе решения рассматриваемой задачи (рис.1) определяется значимость вершин графов, которая является нормированным значением ранга

где — предполагается зафиксированным по t , общее количество вершин графа .

Зная общее количество вершин графа , можно определить среднее значение значимости .

Третьим этапом является определение критерия сложности структуры информационной связи между подразделениями:

Если структура службы маркетинга задана и не меняется во времени, то всегда равна единице.

С точки зрения свободного обмена информацией между подразделениями маркетинговой службы, чем меньше значение S из (3), тем сложнее структура. Соответственно возникают вопросы организационно-технологического обеспечения и реализации современных информационных технологий в практику деятельности маркетинговых служб. Стандартная операция по согласованию критериев (1), (3) заключается в использовании следующих формул:

где является коэффициентом соответствия исследуемой ситуации.

Является очевидным, что при используется один из критериев либо . При рассматривается среднеарифметическое значение критериев.

Применение предложенного критерия сложности структуры информационных схем работы маркетинговых служб регионального уровня управления позволяет использовать адаптируемую к изменяющимся рыночным условиям систему оценки структурной сложности организационного аппарата. На этой основе производится количественное сравнение эффективности схем информационного обмена различных региональных структур маркетинговых служб. Перспективы дальнейшего исследования определяются статистическим обоснованием использования параметра в анализе динамики развития структур служб маркетинга регионов Украины.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что э ффективное функционирование системы регионального управления и планирования развития определяется качеством принимаемых решений и качеством их реализации. Поддержание равновесия между общим (национальным) и особенным (региональным) создают основу выполнения государством своей основной функции – обеспечения стабильного развития общества.

Перманентность процесса согласования объективно разных общенациональных и региональных интересов определяет актуальность рассматриваемой проблемы и является основанием для ее постоянного изучения.

Эта управленческая задача достаточно универсальна для многих стран и регионов. Ее актуальность возрастает там и тогда, где и когда повышается интенсивность общественных преобразований, где наблюдается несоответствие темпов трансформации различных сфер общественной жизни и где, как следствие, традиционные и вновь созданные «точки напряжения» разрастаются до социально опасных размеров.

Состояние Украины в целом, условия жизни в отдельных ее регионах свидетельствуют о том, что действующие формы и методы регионального управления не отличаются эффективностью. Даже там, где удается достигнуть экономических успехов, последнее далеко не всегда сопровождаются адекватными успехами в социальной сфере. Органы регионального управления, непосредственно столкнувшись с обострением социально-экономических проблем, часто лишены возможности надлежащим образом влиять на ситуацию, которая создает опасность дестабилизации обстановки в регионах и Украине в целом.

Решению этих проблем посвящены ряд работ [10]. Однако в них решаются отдельные аспекты данной проблемы и не дают обоснованного определения подходов к формированию механизмов территориального управления, которые адекватно отображают внутреннюю социально-экономическую природу региона и его место в общенациональной системе и определение на этой основе направления преобразований, которые ведут к повышению эффективности регионального управления в рыночных условиях и укрепления национальной целостности Украины.

В связи с этим целью данного подраздела является разработка научно обоснованных рекомендаций по разработке и внедрению систем эффективного управления крупных корпораций в практику построения управленческих схем регионов при планировании направлений развития.

Для достижения поставленной цели наиболее целесообразным, по нашему мнению, является использование методологии экономической синергетики [11].

Синергизм системы проявляется в многокритериальном управлении всеми уровнями и потоками объекта управления для достижения запланированных общих целей организации.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает область (город, район и т. д.). Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности.

Область в качестве звена региональной экономики является субъектом управления, т. е. обладает определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Региональная экономика как мезоуровень среднее звено между макро- и микроуровнем – обладает характерными особенностями. Соответственно, региональное управление выступает проводником интересов государственного управления с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами. Иначе говоря, жесткая система управления менее эффективна, ибо ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. Региональное управление как раз и призвано устранить недостатки жесткой централизации.

С экономической точки зрения управление региональным комплексом области не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения, на основе комплексного развития региона. Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой). Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов.

Управление регионом как единым хозяйством, обеспечение комплексности развития региона – относительно новая задача. До сих пор территориальное управление не обладало достаточной самостоятельностью, чаще ограничивалось лишь местным хозяйством.

Планирование в реализации социально-экономической политики сегодня смещается в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. В этом и заключается смысл децентрализации управления – передать значительную часть прав и соответствующую долю ответственности на места, что отвечает объективным тенденциям развития самоуправления и вместе с тем накладывает новые обязательства на региональную политику.

Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках проблемы местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней, исходя из целей и задач развития всего региона.

Известно, что задачами управления являются:

1. Анализ и оценка общей ситуации (перечень и острота региональных проблем). Основная сложность здесь состоит в невозможности агрегированной (интегральной) оценки по одному критериальному показателю ввиду противоречивости происходящих в регионе процессов. Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования совокупности комплексных оценок важнейших региональных ситуаций. При этом выявление всех возможных ситуаций становится одной из главных задач их оценки.

2. Анализ и оценка конкретных ситуаций, требующих первоочередных действий (локальная безработица, остановка производства и т. п.).

3. Анализ и оценка последствий хода рыночных трансформаций. Сложность заключается в правильном определении влияния действия отдельных нормативных актов на региональные интересы (земельная реформа и реформа собственности, изменения в структуре региональной собственности, новые источники бюджетных поступлений, коммерциализация социальной сферы и т. п.).

В результате проведенных в Украине экономических реформ опеделения «корпорация», «корпоративное управление» стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в научной литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из способов эффективного управления и вывода предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное сотрудничество с зарубежными партнерами предоставило возможность украинским руководителям различных рангов изучать опыт корпораций передовых зарубежных стран, а разрабатываемые нормативные документы не всегда отвечают реалиям отдельных регионов [12].

Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводят к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации, как правило, «проектирует» принципы финансовой, в том числе, инвестиционной и кредитной, стратегии на базе следующих основных целей: консолидация структурных подразделений корпорации в отношении налогов; реорганизация производственных мощностей в результате слияния предприятий; проникновение через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров; проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации; ускорение процесса диверсификации; организация внутренних инвестиционных потоков; централизация участия в капитале других предприятий и др.

В частности, кредитная стратегия корпорации может быть ориентирована, прежде всего, на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов, в том числе, путем выпуска ценных бумаг и работы с ними, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных, учрежденных в рамках корпорации, пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий – участников корпорации.

Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий корпорации, но и с учетом влияния финансовой системы, сложившейся в Украине на данном этапе. Необходимость совершенствования системы учета и отчетности корпоративных объединений естественным образом вытекает из экономической сущности объединения хозяйственных обществ. Практическое отсутствие отечественного опыта по составлению и ведению единой финансово-экономической отчетности в интегрированных структурах указывает на то, что перед этими структурами стоит принципиально новая задача. В мировой практике такого рода отчетность называется консолидированной.

Необходимость в консолидированной отчетности появляется тогда, когда в реальной экономической жизни начинают создаваться структуры, например, корпорации, участники которых связаны взаимным участием в капитале друг друга либо иным образом. Объекты для консолидированной отчетности возникают по самым разным причинам. Акционерные общества приобретают другие компании с целью расширения сферы своей деятельности и получения доходов от инвестиций, устранения конкурентов или же приобретения крупного пакета акций другого общества, чтобы установить контроль над ним или наладить более тесные официальные отношения взаимного сотрудничества.

В своей деятельности предпринимательские структуры должны учитывать не только внутреннюю ситуацию, но и условия внешнего окружения, которое включает как законодательное обеспечение, так и макроэкономическую ситуацию.

Выработка стратегии корпорации обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, технологических, интеллектуальных. На этой основе формируется устойчивое положение на рынке в конкурентной среде. В этой связи, в первую очередь необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Эти же проблемы возникают при формировании эффективной системы управления региональным образованием (рис. 2 — 3.).

В наиболее эффективных корпорациях выработка стратегии осуществляется на основе прогноза развития рынка выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления корпорацией, а также анализа сильных и слабых сторон корпорации (рис. 3). На наш взгляд, общая стратегия корпорации должна быть системной, то есть учитывать структуру капитала, и последовательность корпоративных потоков, поэтому она зависит от типа корпоративного объединения.

Корпорации в период переходной экономики в Украине, как правило, действуют в форме финансово-промышленных групп.

Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность как зависимых, так и независимых друг от друга предприятий, которые взаимодействуют между собой.

Рис. 2. Общая стратегия корпорации

Рис. 3. Процесс выработки стратегии корпорации

Особенность данного взаимодействия заключается в том, что каждое предприятие совокупности является неотъемлемой ее частью, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку операции распределены между предприятиями, предприятия можно расположить в порядке выполнения операций таким образом, что продукция предыдущего является сырьем для последующего.

1. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии / Ф. Котлер. – М.: АСТ, 2001. – С. 25-27.

2. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль. – СПб.: Питер, 2001. – С. 37-39.

3. Фисун К.А. Анализ структурной сложности маркетингового управления / К.А. Фисун // Економіка: проблеми теорії та практики: Збір. наук. праць. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2007. – 1273-1280 с.

4. Стратегія національної безпеки України: Указ Президента України від 12 лютого 2007 р. № 105/2007 // Офіційний вісник України. – 2007. – № 11. – С. 7-17.

5. Долішній М.І. Глобальні детермінанти регіонального розвитку і регіональної політики / М.І. Долішній // Соціально-економічні дослідження в перехідний період. Вип. ХХІІІ. – Львів: ІРД НАН України, 2001. – С. 13.

6. Фисун К.А. Опыт использования системного подхода при управлении в сфере малого бизнеса / К.А. Фисун // Социально-экономические аспекты промышленной политики. Актуальные проблемы управления человеческими ресурсами и маркетинга в контексте стратегии развития : Сб. науч. тр. в 3 т. – Т. 3, Донецк, 2007. – С. 178-185.

7. Тєлєтов О.С. Маркетинг виробнично-технічної продукції / О.С. Тєлєтов // Автореферат дис. на здоб. наук. ступ. д.е.н. – С. 14.

8. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: Новые показатели богатства корпорации / Т. Амблер. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 34.

9. Борисов А.Б. Большой экономический словарь // А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.

10. Ринкова трансформація економіки України: проблеми регулювання. Колективна монографія. / За ред. В.Ф. Беседіна, А.С. Музиченка. – К.: НДЕІ, 2005. – 551 с.

11. Фисун К.А. Внедрение систем эффективного управления крупных корпораций в практику построения управленческих схем регионов / К.А. Фисун // Економіка: проблеми теорії та практики: Збірник наукових праць. – Випуск 229: В 4 т. – Т. 1. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2007. – 316 с.

12. Фісун К.А. Методологія програмування розвитку регіонів України: Монографія / К.А. Фісун. – Харків: ХНАМГ, 2007. – 401 с.

Стаття надійшла до редакції 13.08.2012 р.

Реальная экономика: какие сферы «кормят» украинский бюджет

Какие сферы

​​​​​​​За последние годы на всех уровнях госуправления стало модным заявлять, что IT-сектор и сфера услуг являются драйверами развития украинской экономики. Однако, правда заключается в том, что именно крупные предприятия реального сектора — добывающей промышленности, металлургии и аграрной сферы — по-прежнему остаются безальтернативными опорными столбами ее развития. УНИАН выяснил, за счет чего Украине удалось пережить кризисный 2020 год, перевыполнив план доходов бюджета.

Мир движется в сторону информационных технологий. Принято считать, что все развитые страны значительно наращивают удельный вес инновационных производств в своем ВВП, тогда как технологии прошлого века – добыча газа, нефти, руды, металлургия и аграрное производство – постепенно отходят на второй план.

Украина старается не отставать от высокотехнологичных соседей. В последнее время мы все чаще слышим заявления чиновников о том, что наше государство из года в год становится на шаг ближе к созданию постиндустриального общества, в экономике которого преобладает инновационная составляющая. Цифровизация, поддержка ІТ-сектора и всевозможных малых форм предпринимательства, по их словам, является едва ли ни основным рецептом благополучия и процветания украинцев.

Но на деле же, как бы кто к этому факту не относился, на плаву экономику нашей державы по-прежнему держат крупные предприятия реального сектора. И именно за счет них Украина смогла пережить трудный 2020 год, прошедший под эгидой карантина и кризиса.

Как известно, одним из ключевых драйверов украинской экономики является сельское хозяйство с долей ВВП около 15 процентов и валютных поступлений от экспорта — на уровне 40 процентов. Однако, не селом единым: как свидетельствуют данные Государственной налоговой службы Украины, основными донорами государственного бюджета являются добывающая промышленность, а также металлургия, которая исторически была и до сих пор остается одной из ключевых составляющих перерабатывающей промышленности Украины — даже после сокрушительного удара, который нанесла по ней военная агрессия России на востоке нашего государства в 2014 году.

По данным ГНС, основными донорами государственного бюджета являются добывающая промышленность, а также металлургия / фото REUTERS

По данным ГНС, основными донорами государственного бюджета являются добывающая промышленность, а также металлургия / фото REUTERS

По данным ГНС, вклад добывающей промышленности в украинский бюджет за 2020 год составил свыше 90 миллиардов гривень, тогда как перерабатывающая промышленность оказалась на втором месте с показателем в 86,1 миллиардов гривень. Еще в 2019 году разрыв между этими двумя отраслями был больше – предприятия добывающей отрасли принесли в бюджет 81,5 миллиардов гривень, а перерабатывающей – 55,5 миллиардов гривень.

В относительных величинах вклад предприятий добывающей и перерабатывающей отраслей в 2020 году составил около 10,6 и 10,2 процентов соответственно от общего объема налоговых поступлений в сводный бюджет. Компании из других сфер украинской экономики заплатили значительно меньше. Кроме налогов, именно эти секторы также остаются наиболее «массовыми» работодателями.

В целом, в 2020 году, несмотря на карантинные ограничения, вызванные пандемией COVID-19, и спад деловой активности, украинские компании уплатили больше налогов и сборов, чем годом ранее. В целом, как сообщает Налоговая служба, общая сумма поступлений в сводный бюджет Украины в 2020 году составила 848 миллиардов гривень, что на 15,7 процентов превышает показатель за предыдущий год. В частности, государственный бюджет получил 567,4 миллиардов гривень (больше, чем в 2019 году, на 21,5 процента), а местные бюджеты – 280,6 миллиардов гривень (больше на 5,5 процента).

В 2020 году украинские компании уплатили больше налогов и сборов, чем годом ранее / фото УНИАН

В 2020 году украинские компании уплатили больше налогов и сборов, чем годом ранее / фото УНИАН

В разрезе основных платежей, по данным ГНС, в 2020 году бюджет получил в 1,3 раза больше поступлений от налога на добавленную стоимость, на 10,8 процентов — акцизного налога и 6,7 процентов – налога на доходы физических лиц.

В «доковидном» 2019 году, согласно данным журнала «Рейтинг», ТОП-100 крупнейших налогоплательщиков возглавили крупнейшая газодобывающая госкомпания «Укргазвидобування», которая уплатила в бюджет 47,7 миллиардов гривень и НАК «Нафтогаз Украины» с цифрой в 34,2 миллиардов гривень. Третье место заняла табачная компания «Филлип Моррис Украина» с суммой в 17,2 миллиардов гривень.

Следом за ними в первую десятку вошли: «Укрзализныця», «Энергоатом», табачные компании «В.А.Т.-Прилуки» и «Джей Ти Интернешнл Украина», «Укрнафта» и «Укртатнафта».

Таким образом, в число основных доноров госбюджета вошли именно «монстры» реального сектора, но никак не инновационные предприятия. Табачные же компании традиционно возглавляют налоговые рейтинги за счет драконовских акцизов, которые занимают более половины в структуре себестоимости производимого ими товара.

В ответ на запрос УНИАН Государственная налоговая служба отказалась сообщать, как изменился рейтинг и раскрывать наименования крупнейших налогоплательщиков за 2020 год, аргументируя это невозможностью распространения конфиденциальной информации.

«Налогоплательщик имеет право на неразглашение контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, составляющих конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну и стали известны при исполнении должностными лицами служебных обязанностей», — отметили в ГНС.

Анализ обнародованных рейтингов компаний за последние несколько лет показывает, что состав основных налогоплательщиков из года в год практически не меняется. Однако, в 2020 году было, как минимум, одно отличие от результатов прошлых лет – в список лидеров ворвалась горно-металлургическая группа компаний «Метинвест».

«Метинвест» в 2020 году ворвался в список лидеров-налогоплательщиков / фото metinvestholding.com

Лидер в металлургии

Группа «Метинвест» в 2020 году перечислила в бюджеты всех уровней 22,1 миллиарда гривень налогов и сборов. При подсчете этого показателя учитывались ассоциированные компании и совместные предприятия. В частности, Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича уплатил в бюджет около 1,8 миллиарда гривень, Запорожсталь – 1,6 миллиарда, а Азовсталь – 1,3 миллиарда гривень.

Таким образом, доля «Метинвеста» в общей структуре доходов бюджета от предприятий перерабатывающей промышленности в 2020 году составила свыше 25 процентов.

«Всеобщий кризис и пандемия коронавируса не помешали нам завершить год с сильными операционными результатами. Когда бизнес может работать эффективно даже в самых непростых условиях, в выигрыше оказываются все: и сотрудники, и города, и государство. Как один из крупнейших налогоплательщиков Украины мы рады сделать очередной вклад в восстановление экономики и рост благосостояния украинцев», — заявил генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков.

Группа «Метинвест» в 2020 году перечислила в бюджеты всех уровней 22,1 миллиарда гривень налогов и сборов / фото Метинвеста

Группа «Метинвест» в 2020 году перечислила в бюджеты всех уровней 22,1 миллиарда гривень налогов и сборов / фото Метинвеста

Как сообщают в компании, основную долю в этой сумме составили выплаты налога на прибыль. В прошлом году предприятия группы уплатили в казну свыше 5,2 миллиардов гривень такого налога. На втором месте — ЕСВ, выплаты которого выросли на 18 процентов по сравнению с 2019 годом – до 5,2 миллиардов гривень.

Кстати, «Метинвест» решил отказаться от налоговых каникул, предоставленных бизнесу в связи с пандемией. Как подчеркивает руководство компании, это было сделано для того, чтобы поддержать города, в которых работают предприятия группы, являющиеся там градообразующими: для обеспечения больниц всем необходимым, проведения противоэпидемических мероприятий и выплаты зарплаты работникам коммунальных предприятий.

Реальные драйверы развития

Как отчитываются в Министерстве финансов Украины, несмотря на сложности, которые принес с собой 2020 год, доходы государственного бюджета по результатам года даже превысили плановые показатели.

«Доходы государственного бюджета составили 105,3 процента от годового показателя, утвержденного Верховной Радой Украины, с изменениями. Перевыполнение годового утвержденного показателя составило 54 миллиарда гривень», — сообщили в ведомстве

Благодаря сознательности компаний, регулярно пополняющих казну на круглые суммы, удается поддерживать жизнедеятельность государства даже в кризисные времена.

В Минфине говорят, что в 2020-м доходы государственного бюджета по результатам года даже превысили плановые показатели / фото ua.depositphotos.com

В Минфине говорят, что в 2020-м доходы государственного бюджета по результатам года даже превысили плановые показатели / фото ua.depositphotos.com

«Мы берем деньги, в первую очередь, из налогов и также из неналоговых поступлений. Если говорить о бюджете, то основными его составляющими являются НДС с произведенных в Украине и импортируемых товаров, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятия. Если экономика будет расти, это позволит увеличить государственные расходы и повлияет на социальную сферу, на образование, медицину и оборону, а также на остальные функции, которые выполняет государство», – пояснила заместитель директора «Центра экономических стратегий» Мария Репко.

Таким образом, за счет поступлений, полученных от, прежде всего, крупных предприятий реального сектора экономики наша страна получила запас прочности и перешла в 2021 год со стабильным курсом и показателями инфляции. Но аж никак – не благодаря цифровой трансформации нашей державы, как сейчас модно выражаться в правительственных кабинетах.

Как бы там ни было, исходя из структуры украинского ВВП и показателей выполнения бюджета – тянуться до постиндустриальной и, тем более, информационной экономики, нам еще как до Луны. Это не значит, что украинские инновационные предприятия не нуждаются в поддержке – нет ничего плохого в стремлении достигнуть уровня развитых мировых держав. Однако, при этом важно не смещать акценты и все же признавать, что реальный сектор экономики по-прежнему является опорным столбом ее развития.

Местные бюджеты 2021: доходы и расходы

Жители села, поселка, города или нескольких сел, поселков, городов являются соответствующей местной территориальной общиной. Они решают местные вопросы, как правило, через такие органы местного самоуправления:

• сельский, поселковый, городской совет, в т. ч. объединенная территориальная община;

• районный и областной советы.

Местные бюджеты — это бюджеты, сформированные для выполнения полномочий органов местного самоуправления. Они имеют доходную и расходную части. Их по административно-территориальному признаку можно разделить на бюджеты:

  • сельские;
  • поселковые;
  • городских территориальных общин;
  • районные;
  • областные;
  • города Киева;
  • АРК Крым (ст. 5 БКУ).

Местные бюджеты: доходы 2021

Местные бюджеты по своей структуре имеют фонды:

  • общий;
  • специальный, в составе которого — бюджет развития.

Доходы этих фондов различаются между собой. Рассмотрим их по отдельности.

Бухгалтерський облік на відмінно:

Місцеві бюджети 2021: які доходи й видатки

  • Всеукраїнська професійна сертифікація бухгалтерів — 2021
  • Оплата праці в умовах посткарантину: що має знати головбух
  • Лікарняні та декретні виплати: правила і ризики

Общий фонд

Доходы общего фонда бюджета формируются за счет налоговых поступлений, административных услуг и тому подобное. Также наполняют этот фонд предприятия коммунальной собственности, основанные соответствующими советами. Отдельные штрафы и штрафные санкции за нарушения, совершенные на территории той или иной административно-территориальной единицы, наполняют местные бюджеты — сельские, поселковые, городские или бюджеты объединенных территориальных общин. В таблице ниже подробнее рассмотрено, за счет каких поступлений формируется общий фонд бюджетов (составлен на основании ст. 64, ст. 641 и ст. 66 БК).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОБЩЕГО ФОНДА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2021 ГОДУ

сельские, поселковые, городские территориальные общины

Основные изменения по доходам местных бюджетов в 2021 году следующие:

  • отменили направление в местные бюджеты 2% процентов рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата;
  • уточнено, что в состав местных бюджетов перечисляются все налоги, относящиеся к местным налогам и сборам по НКУ. Это налог на имущество (плата за землю, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, транспортный налог), единый налог, сбор за парковку и туристический сбор (ст. 10 НКУ);
  • акцизный налог с произведенных в Украине и ввозимого в Украину горючего полностью отнесены к доходам специального фонда Государственного бюджета (в 2020 году часть попадала в местные бюджеты).

Специальный фонд

В составе специального фонда местного бюджета сформирован бюджет развития. Статьи доходов специального фонда, в т. ч. бюджет развития, приведем в в таблице, составленной на основании ст. 691 БК и ст. 71 БК.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 2021 ГОДУ

Статья доходов Размер поступлений (%) в местные бюджеты
Доходы бюджета развития
Дивиденды, начисленные на акции хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть коммунальная собственность 100,00
Плата за предоставление местных гарантий 100,00
Средства долевого участия в развитии инфраструктуры села, поселка, города, полученные в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности», что наполняют местные бюджеты 100,00
Средства, полученные от использования (реализации) части произведенной продукции, которую государство оставляет в своей собственности по договорам о разделе продукции и/или средств в виде денежного эквивалента такой государственной части продукции (кроме средств от государственной части продукции, произведенной на участке недр в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины) 10,00
Средства, полученные от отчуждения имущества, которое находится в коммунальной собственности, включая средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них (наполняют местные бюджеты) 100,00
Средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, которые находятся в государственной собственности до разграничения земель государственной и коммунальной собственности 90,00
Капитальные трансферты (субвенции) из других бюджетов 100,00
Средства, полученные от возвращения кредитов, предоставленных из соответствующего бюджета, а также проценты, уплаченные за пользование ими 100,00
Местные заимствования 100,00
Средства, которые передают местные бюджеты по решению соответствующего местного совета (резервный фонд местного бюджета в части расходов бюджета развития — по решению местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета) 100,00
Другие доходы специального фонда
Средства, полученные как возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства 60,00
Концессионные платежи по объектам коммунальной собственности, которые имеют целевое направление в местные бюджеты 100,00
Денежные взыскания за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охранн окружающей природной среды в результате хозяйственной или иной деятельности 70,00
Экологический налог 55,00
Собственные поступления бюджетных учреждений, которые содержатся за счет соответствующего местного бюджета 100,00
Целевые и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан в местных фондов охраны окружающей природной среды 100,00
Поступления в целевые фонды местных бюджетов, образованных местными советами 100,00
Субвенции, которые предоставлены с других бюджетов за счет конкретно определенных поступлений специального фонда таких бюджетов 100,00
Возвращение кредитов, что предоставили местные бюджеты индивидуальным сельским застройщикам 100,00
Возвращение кредитов, которые предоставлялись с местных бюджетов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, а также пеня и проценты за пользование ими 100,00
Поступления в местные бюджеты в рамках программ помощи и грантов ЕС, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений 100,00
Другие поступления, определенные законом, в частности межбюджетные трансферты (образовательная субвенция, базовая и реверсная дотации) частина*
* Часть средств государственного бюджета местным бюджетам, что определено в приложениях 5 и 6 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г. № 1082

Місцеві бюджети 2021: які доходи й видатки

ІВАН ЛЕВАДСЬКИЙ, експерт з питань бухгалтерського обліку та оподаткування, Київ
Бюджетний кодекс зазнав змін, які діятимуть з 2021 року. Але про них варто знати уже сьогодні.

Расходы местных бюджетов 2021

С доходами, которые наполняют местные бюджеты, мы разобрались. Теперь рассмотрим расходы, которые проводятся из этих бюджетов.

Как и доходная часть, расходная тоже четко регламентирована. Расходы из местных бюджетов проводятся только на цели, определенные в статьях 89-91 БК. Чтобы не распылять все расходы, рассмотрим ниже в таблице только сферы и программы, расходы на которые осуществляют по тому или иному бюджету.

Расходы из местного бюджета 2021

Местные бюджеты, с которых расходы

Почти все местные бюджеты могут осуществлять расходы на ту или иную сферу или программу. Но в составе этих сфер и программ конкретизируют расходы, которые могут проводить только с:

  • областного бюджета (и Крыма) — ст. 90 БК;
  • сельских, поселковых и городских территориальных общин — ст. 89 БК;
  • всех местных бюджетов — ст. 91 БК.

В 2021 согласно ч. 3 ст. 71 БК средства бюджета развития можно направлять на:

  • социально-экономическое развитие регионов;
  • выполнение инвестиционных проектов;
  • строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
  • строительство газопроводов и газификация населенных пунктов;
  • строительство и приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;
  • сохранение и развитие историко-культурных мест Украины и заповедников;
  • строительство и развитие сети метрополитенов;
  • приобретение вагонов для коммунального электротранспорта;
  • развитие дорожного хозяйства;
  • приобретение школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи;
  • обновление материально-технической базы коммунальных учреждений здравоохранения;
  • компьютеризация и информатизация учреждений общего среднего образования и коммунальных учреждений здравоохранения;
  • природоохранные мероприятия;
  • другие мероприятия, связанные с расширенным производством.

Місцеві бюджети 2021: які доходи й видатки

ІРИНА ЧИГИР, головний редактор журналу «Головбух: Праця та зарплата»

Рік бухгалтера починається з нових показників мінзарплати і прожиткового мінімуму. Щомісяця відстежуйте, чи не порушили мінзарплатного правила. Контролюйте застосування ПСП. Пам’ятайте про мінімальний і максимальний страховий внесок. Виплати працівникам порівнюйте із граничними сумами, щоб не порушити соцстандартів і правильно оподаткувати.

Если же местные бюджеты получают трансферты, расходы из местных бюджетов за счет этих трансфертов проводят с учетом их целевого направления. Если речь идет о специальном фонде из бюджета развития, за счет этих средств разрешено:

  • погашать местный долг, в т.ч. за счет субвенции из госбюджета на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах;
  • проводить капитальные расходы, в т. ч. в виде капитальных трансфертов другим бюджетам;
  • делать взносы органов местного самоуправления в уставный капитал предприятия;
  • проводить экспертную денежную оценку земельного участка, подлежащего продаже в соответствии со ст. 128 Земельного кодекса Украины, за счет аванса, который вносит покупатель земельного участка в соответствующие местные бюджеты;
  • готовить для продажи на земельных торгах земельные участки несельскохозяйственного назначения или прав на них государственной (до разграничения земель государственной и коммунальной собственности) или коммунальной собственности, а также проводить эти торги;
  • осуществлять платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств территориальной общины города, за счет поступлений в местные бюджеты в бюджет развития (специальный фонд);
  • разрабатывать градостроительную документацию на местном и региональном уровнях.

Такова актуальная информация о доходах, которые получат в 2020 году местные бюджеты, и расходах, которые будут проводить из этих бюджетов.

Финансирование здравоохранения из местных бюджетов 2021

В 2021 году все осталось, по сути, так, как было и раньше, хотя ранее предполагалось, что местные бюджеты перестанут финансировать стоимость коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных учреждений здравоохранения. Сейчас по ч. 1 ст. 89 БКУ они осуществляют финансирование:

  • первичной медицинской помощи (медицинских амбулаторий, фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи;
  • программ медико-санитарного просвещения;
  • оплаты коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь;
  • оплату коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных учреждений здравоохранения, которые принадлежат соответствующим территориальным общинам, для обеспечения предоставления медицинских услуг по программе государственных гарантий медицинского обслуживания населения.

Місцеві бюджети 2021: які доходи й видатки

  • Облікові методрекомендації: п’ять новацій від Мінфіну
  • Нарахували доплату за роботу з деззасобами? Підготуйте аргументи для ревізорів
  • Коли можна змінювати оголошення про проведення закупівлі

Стаття підготовлена за матеріалами журналу «Головбух: Бюджет»

«Магічна» пропозиція на річну передплату професійних е-журналів «Головбух Бюджет» та «Головбух Праця та Зарплата». Кожен клієнт отримає подарунковий сертифікат на суму 2000 гривень.

Что является основными составляющими бюджета

Рекламный бюджет — это сумма, которую компания готова выделить на продвижение своего продукта за конкретный промежуток времени. Размер бюджета напрямую зависит от поставленных целей и задач той или иной рекламной кампании.

Какие расходы входят в бюджет

  1. Прямые объявления. Оплата рекламных площадок на ТВ, в журналах, газетах и т.д.
  2. Производство. В эту категорию входит создание тематических роликов, брошюр, сувенирной продукции и дизайна.
  3. Трейд-маркетинг. Отвечает за проведение акций, мероприятий и других кампаний для потребителей.
  4. Интернет. Отвечает за всю деятельность компании в сети (сайт, социальные сети и общее продвижение продукта в интернете).

Также расходы могут также зависеть от процента продаж, доли рынка, конкуренции, отрасли.

Методы формирования бюджета рекламной кампании

Грамотное прогнозирование и распределение денег — главные составляющие любой кампании. При формировании бюджета могут помочь несколько методов.

Метод задач

Бюджет рекламной кампании с помощью метода задач формируется в зависимости от потребностей. Отдел рекламы называет определенную сумму и компания выделяет.

Единственный недостаток — отсутствие прогнозирования хотя бы примерных результатов. Средства могут уйти в никуда.

Процент от товарооборота

Расчет производится по одному из двух методов:

  • Отчисление процента от прогнозируемых продаж как на текущий год, так и на следующий.
  • Отчисление процента с уже полученной выручки за прошлый год.

Чаще используют первый способ формирования. Он сопоставляет размер затрат с продажами и доходами. Если компания достигла определенного уровня продаж, значит бюджет на рекламу рассчитан верно и рекламодатель получит прибыль.

В соответствии с затратами конкурентов

Этот тип бюджета формируется по двум методам:

  • Вложение той же суммы, как у конкурента, если бизнес имеет одинаковый масштаб.
  • Планирование в зависимости от доли компании на рынке и той суммы, которую рынок тратит на рекламу.

Такой расчет поможет сохранить конкурентоспособность компании. Но сложность метода в том, что найти информацию о затратах конкурента на рекламу сложно.

Процент от суммы накладных расходов и прибыли

Если вычесть постоянные затраты (на зарплату сотрудникам, сырье, аренду, производство и др.), останется нераспределенная прибыль, ее можно отнести на счет чистой прибыли или израсходовать на рекламу. Такой подход не имеет отношения ни к рынку, ни к продажам, ни к доходу и в целом бесполезен для формирования бюджета.

Расчет затрат на единицу продаваемой продукции

Бюджет может формироваться с каждой проданной единицы продукции. Таким образом, в стоимость каждого товара будет заложен процент затрат на рекламу. Способ позволяет собрать средства на рекламу без повышения цен.

Для этого метода продажи должны постоянно находиться на высоком уровне, а значит для старта без больших вложений этот способ не подойдет. Также метод не подойдет оптовым компаниям и компаниям с услугами, где невозможно посчитать товар в одном экземпляре.

Как правильно распределять бюджет

Бюджет рекламы разделяют на расходы:

  • балансовые (прямая реклама, организация мероприятий, почтовая реклама и т.д.).
  • забалансовые (продвижение товара на рынке, сбыт, проведение акций и скидок).

Некоторые не видят разницы между этими расходами и предпочитают не разделять их. Но реклама в СМИ и стимулирование сбыта все же имеют отличия и требуют конкретного вложения средств в зависимости от потребностей.

Также при распределении бюджета следует учитывать экономическую обстановку — во время кризиса, падения рыночной активности и сокращения доходов компании лучше уменьшить рекламный бюджет и сделать упор на стимулирование сбыта.

Как рассчитать бюджет на рекламу

Расчет зависит от товара, бренда, площадки и многих критериев. Перед расчетом узнайте, кто ваш потенциальный клиент и чем может быть привлекателен ваш продукт.

На основе собранной информации подберите площадки. Для тестирования можно создать пробные объявления за приемлемую цену и посмотреть на реакцию пользователей. После рассчитывать бюджет.

Как рассчитать бюджет рекламной кампании для Яндекс.Директ

  • Регион показов;
  • Даты;
  • Площадки;
  • Ключевые фразы.

После этого Яндекс.Директ покажет возможные варианты прогнозирования рекламного бюджета и приблизительный объем трафика. Чем он больше, тем будет выше позиция, но и стоить такая реклама будет дороже.

Как рассчитать бюджет рекламы для ТВ

На стоимость влияет не только выбор канала, но город показа и время. Цены в маленьких городах будут отличаться от цен в городах-миллионниках. А реклама в дневное время стоит значительно меньше, чем в прайм-тайм.

Существует минимальный порог отдачи для ТВ-рекламы. Если бюджет будет меньше этих границ, есть риск не окупить вложения.

Для грамотного составления бюджета на ТВ-рекламу необходимо рассчитывать эффективность размещения по формуле:

ROI = (Валовая прибыль – бюджет рекламной кампании) / бюджет рекламной кампании

По этой формуле можно оценить полезность тех или иных вложений.

Контроль расходов

Для контроля расходов существует несколько правил:

  1. Оценивать все потраченные средства и сравнивать с планом..
  2. Следить за тем, какие вложенные средства уже не подлежат возврату.
  3. Составлять ежемесячный отчет по всем операциям.

Как провести эффективную рекламную кампанию с минимальным бюджетом

Зачастую у молодых компаний нет возможности тратить на рекламу большие бюджеты. Но хорошая идея способна привлечь людей к вашему продукту почти без вложений. По этому принципу создаются вирусные ролики, картинки и другие образцы креативной рекламы. Эффект от них способен превзойти даже самые дорогостоящие проекты.

Также важно грамотно расходовать бюджет. Крупные компании могут снизить инвестиции до 50%, а для маленьких — это станет серьезным ударом в долгосрочной перспективе. Поэтому даже мельчайшие расходы нуждаются в оптимизации. Начинать следует с узкой целевой аудитории. Это позволит ограничено показывать объявления конкретным пользователям.

Как сэкономить бюджет рекламной кампании

Расчет бюджета предполагает грамотное вложение средств. Сами показатели часто не совпадают с желаемыми и объем инвестиций сильно превосходит будущий спрос. Этого можно избежать и сэкономить часть средств, если правильно подойти к планированию расходов.

В первую очередь, необходимо правильно подобрать аудиторию, которую заинтересует продукт, и сегментировать рекламу.

Заключение

Мы изучили, что такое рекламный бюджет и как его правильно планировать. Рекламный бюджет должен разрабатываться исходя из конкурентных условий рынка и учитывать:

  • цели и задачи компании;
  • целевую аудиторию;
  • рентабельность и эффективность затрат;
  • меняющиеся условия бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *