Путевой лист в 2023 году: актуальная форма и правила заполнения
С 1 сентября 2023 года меняется порядок заполнения путевых листов. А еще в 2023 году них появилась электронная форма. Разбираемся, какие реквизиты в путевых листах теперь обязательны и как их заполнять.
Что такое путевой лист и зачем он нужен
- на эксплуатацию авто;
- на оплату труда водителей;
- на компенсации сотрудникам, которые используют личный транспорт в работе.
Путевой лист обязателен, если компания (ч. 1 ст. 6 Устава) сама занимается перевозками — перевозит пассажиров и багаж, грузы или предоставляет свой транспорт по договору аренды с экипажем. При аренде без экипажа автомобиль использует арендатор: именно он и составляет путевой лист (ч. 1 ст. 6 Устава).
Путевой лист лучше оформить, если:
- сотрудник периодически использует машину, чтобы перевозить грузы для нужд компании;
- в других целях, для перевозок по заданию компании.
Минтранс объяснил, почему нужно оформлять путевые листы для каждой поездки (Письмо от 17.03.2017 № 03-525ПГ). Если компания перевозит грузы и пассажиров не по договору, а для себя, на нее распространяются все правила и обязанности перевозчиков (п. 3 Постановления Пленума ВС от 26.06.2018 № 26). А по этим правилам надо делать «путевку» для каждой рабочей машины.
Что поменялось в путевых листах с 2023 года
Порядок оформления путевых листов в 2023 году менялся дважды — с 1 марта и с 1 сентября.
Вот что поменяли с 1 марта 2023 года (Приказ Минтранса от 28.09.2022 № 390):
- Название, номер путевого листа больше не относятся к обязательным реквизитам. Но если путевой лист используется как первичный документ для подтверждения расходов, нужно указывать его название (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
- Вместо сведений о собственнике автомобиля теперь пишем сведения о компании или предпринимателе, которые выдали «путевку».
- Виды перевозок и сообщения заполняем по новым правилам.
- Медработники и технические специалисты могут подписывать электронную «путевку» своей усиленной КЭП/НЭП.
- Журнал заполнения путевых листов больше необязателен. Компании ведут его по своему усмотрению. Если вы ведете такой журнал, распечатайте, прошнуруйте и пронумеруйте его страницы.
С 11 марта 2023 года появилось еще одно важное изменение — введен электронный формат путевого листа (Приказ ФНС от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@). Пока что применение электронного путевого листа — это право, а не обязанность: организации и ИП могут выбирать между бумажным и электронным документом.
Электронный путевой лист состоит из четырех файлов обмена:
- о рейсе и его особенностях;
- о результатах предсменного, предрейсового медосмотра;
- о показаниях одометра при выезде с парковки или при приеме машины от другого водителя;
- о показаниях одометра при заезде машины на парковку или при сдаче другому водителю.
Электронный лист оформляют через оператора ЭДО, который передает сведения в ГИС ЭПД — госсистему электронных перевозочных документов. Подписывают электронный лист УКЭП или УНЭП.
Если компания использует электронный вариант путевого листа, при приеме груза можно предъявить его или бумажную распечатку. Полиции тоже можно показать электронный путевой лист.
А вот что меняется с 1 сентября 2023 года (приказ Минтранса от 05.05.2023 № 159):
- Теперь в сведениях о водителе дополнительно надо указывать СНИЛС, а также серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения.
- Можно оформить один путевой лист на один рейс, если его длительность больше рабочего дня водителя или на несколько рейсов, если в течение рабочего дня у водителя ряд рейсов.
- Разрешили менять сведения о водителях, марках, моделях прицепов или полуприцепов и их регистрационных номерах в электронном путевом листе.
Отчитывайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Какая форма и реквизиты обязательны для путевых листов
Можно использовать унифицированную форму путевого листа из Постановления Госкомстата от 28.11.1997 № 78 или же разработать бланк самостоятельно с учетом отраслевых особенностей. Форму собственной разработки утвердите в учетной политике.
Но какой бы ни была форма путевого листа, в нем должны быть все обязательные реквизиты из Приказа Минтранса № 390 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
- название и дата документа (эти реквизиты не относятся к числу обязательных, но нужны, если путевой лист используется в бухгалтерских и налоговых целях);
- срок действия путевого листа;
- название компании или ФИО индивидуального предпринимателя;
- тип, марка, модель и регистрационный номер машины;
- ФИО, СНИЛС водителя, реквизиты водительского удостоверения;
- дата и время выезда/возвращения на парковку;
- показания одометра;
- отметки о техническом контроле и медосмотре;
- вид перевозки;
- вид сообщения.
Путевой лист для легкового автомобиля обычно заполняют по типовой форме № 3 из Постановления Госкомстата № 78, включая в нее все обязательные реквизиты.
Для такси заполняют типовую форму № 4. Для грузоперевозок используют типовые формы № 4-С или № 4-П. Если у вас автобус, воспользуйтесь типовой формой № 6.
Путевой лист надо передать водителю до выпуска машины на линию (п. [3]11 Состава сведений из приказа № 390). На каждый автомобиль оформляют одну «путевку».
С 1 сентября допускается:
- оформление или формирование одного путевого листа на один рейс, если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня (смены) водителя (водителей);
- оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
- оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Как заполнять путевой лист
Вы сами выбираете, как оформить путевой лист — на бумаге или в электронном виде. Главное — включить в него все обязательные реквизиты.
Приведем пошаговую инструкцию по заполнению путевого листа.
Шаг 1. Заполняем срок действия
«Путевку» можно оформить на день, неделю, месяц или другой срок:
- если оформляете на день, укажите дату использования в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ;
- если оформляете больше чем на день, укажите даты начала и окончания «путевки».
Шаг 2. Заполняем сведения об оформителе
Юрлица указывают свое полное наименование, адрес, телефон и ОГРН. Индивидуальные предприниматели — ФИО, адрес, телефон, ОГРНИП.
Шаг 3. Заполняем информацию по транспорту
- тип, марку и модель, номер госрегистрации автомобиля;
- марку и модель, номер госрегистрации прицепа — если у машины есть прицеп;
- инвентарный номер — для троллейбусов и трамваев;
- предрейсовый технический контроль — дату, точное время и результат. Предрейсовый контроль не надо заполнять, если используйте легковое авто для собственных нужд и не перевозите в нем пассажиров и грузы (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
- выпуск/возвращение транспорта на линию — дату и точное время;
- показания одометра при въезде/выезде/передаче ТС следующему водителю — полные километры пробега. Если нужно сделать несколько «путевок» на одну машину, показания одометра сверяют и пишут на каждом листе при сдаче-приемке авто следующему водителю. Под показателями ставит подпись технический специалист или водитель, который принимает ТС.
А вот маршрут — необязательный реквизит путевого листа. Однако без подробного маршрута сложно доказать рабочий характер поездки. А это может привести к спорам с налоговой.
Причем суды становятся как на сторону налоговиков, так и на сторону плательщиков:
- Решение в пользу ФНС — Постановление АС МО от 21.08.2018 № Ф05-12699/2018.
- Решение в пользу налогоплательщика — Постановление АС ПО от 29.03.2016 № Ф06-6442/2016.
Поэтому если вы используете путевой лист для подтверждения расходов, маршрут заполнять очень желательно.
Шаг 4. Заполняем сведения о водителе
Пишем ФИО и СНИЛС водителя, реквизиты водительского удостоверения, а также дату, точное время и результаты предсменного и послесменного медосмотра. Еще одно новшество с 1 сентября 2023 года — в отметках о медосмотре можно не указывать реквизиты лицензии на медицинскую деятельность (п. 25 Правил предрейсовых осмотров из Приказа Минздрава от 30.05.2023 № 266н).
Если водитель прошел медосмотр — у него нет заболеваний и признаков опьянения — медработник пишет в «путевке»: прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен. После рейса водители тоже проходят медосмотр, и если он пройден, в «путевке» указывают: прошел послерейсовый медицинский осмотр.
Обязательно проводятся (п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ):
- предрейсовые медосмотры — для сотрудников на должности водителя, а также если в должностные обязанности работника входят поездки на служебном авто (экспедиторов и др.);
- послерейсовые медосмотры — для водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы.
Если запланирован долгий рейс на несколько дней, отметки о медосмотре ставят в день выезда и в день возвращения. А если водитель делает несколько рейсов в течение одного дня, осмотр проводят перед первым выездом и после последнего рейса (Письмо Минтранса от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).
ИП, самостоятельно водящий машину в предпринимательских целях, не может сам ставить отметки о медицинском и техническом осмотре. Медосмотр должны проводить только медработники: предприниматель может заключить договор на прохождение осмотров с медучреждением (Письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).
Также предприниматель должен пройти технический осмотр машины перед рейсом (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). В этом случае он может пройти обучение, получить удостоверение контролера и самостоятельно ставить отметки о техконтроле в путевом листе.
С 1 сентября 2023 года запустят автоматическую систему передачи данных о состоянии здоровья водителей: они смогут проходить медосмотр дистанционно (Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ). Для идентификации участников будут использовать портал Госуслуг, информационную систему персональных данных и другие способы.
Дистанционно разрешат проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей. Если компания перейдет на удаленные осмотры, надо будет обеспечить идентификацию личности работника: нельзя, чтобы вместо водителя осмотр проходил другой человек. Вся ответственность за дистанционный контроль будет на организации. А водителям, которые будут проходить удаленные осмотры, придется дополнительно проходить химико-токсикологическое исследование не реже двух раз в год.
Шаг 5. Заполняем сведения о виде перевозки
Есть несколько вариантов:
- Коммерческая — перевозка пассажиров и багажа регулярными рейсами и по заказу, перевозки на такси, перевозка грузов по договору. К коммерческим относят и организованные перевозки детей на автобусе по договору фрахтования (Постановление Правительства от 23.09.2020 № 1527). Если перевозите детей, укажите «организованная перевозка группы детей» автобусом. Перевозки по заказу или для собственных нужд здесь не подойдут (Письмо Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ).
- Для собственных нужд — перевозка пассажиров и багажа, грузоперевозки собственным транспортом. Договоры перевозок, фрахтования по ним не заключают.
- Работа специального транспорта. Это перевозки специальными автомобилями, автобусами необщего пользования.
Шаг 6. Заполняем сведения о виде сообщения
- городское — если запланирована поездка в границах одного населенного пункта;
- пригородное — если поездка между пунктами на расстоянии не больше 50 километров;
- междугородное — если поездка между пунктами на расстоянии больше 50 километров;
- международное — если поездка пройдет за пределами российских границ или в России, но с пересечением границ или транзитом.
Если запланировано несколько видов сообщения, указываем все через запятую.
Шаг 7. Подписываем «путевку»
Путевой лист подписывают:
- водитель;
- врач;
- технический специалист.
Врач и техспециалист ставят отметку о предрейсовом и послерейсовом осмторах водителя и транспорта. Если «путевку» заполняют на бумаге, специалисты расписываются собственноручно. Если же оформляют электронный путевой лист, нужны УКЭП или УНЭП ответственных сотрудников. Когда ведете электронный журнал путевых листов, подписывайте его электронной подписью.
Ответственность за путевые листы
Если путевой лист необходим по Уставу автомобильного транспорта, то за его отсутствие или ошибки в нем грозит ответственность. Наказание зависит от вида нарушения.
За отсутствие путевых листов
Положена административная ответственность:
- для водителя — предупреждение или штраф в 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
- для должностного лица — штраф от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). За повторное нарушение наказание строже.
За ошибки при составлении путевого листа
За эти нарушения штрафуют разные ведомства:
- Если нет отметок о технических и медицинских осмотрах. ГИБДД или транспортный надзор штрафуют водителей на 3 000 рублей, должностных лиц — на 5 000 рублей, а организацию — на 30 000 рублей (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. 23.3, ст. 23.36 КоАП РФ, Письмо Минтранса от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ).
- Если нет отметок об обязательном медосмотре в начале смены, Роструд оштрафует должностных лиц или ИП на 15 000 — 25 000 рублей, организацию — на 110 000 — 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1, ст. 23.12 КоАП РФ, п. 21 Постановления Пленума ВС от 23.12.2021 № 45).
- Если нет отметок об обязательном медосмотре, Росздравнадзор оштрафует должностное лицо на 2 000 — 3 000 рублей, организацию или ИП — на 30 000 — 50 000 рублей (ст. 11.32, п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Визуализируйте в одной таблице отчетность и требования контролирующих органов по всем клиентам
Налоговая ответственность за отсутствие путевых листов
Когда путевой лист используют как первичный документ для подтверждения расходов (на ГСМ, зарплату водителей и т.д.), но не все «перевозочные» расходы подтверждены путевыми листами или в них есть ошибки, могут быть штрафы по ст. 120 НК РФ.
Отсутствие первички — грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ). Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей. А если в результате отсутствия первичных документов оказалась заниженной налоговая база, штраф составит 20% от недоимки, но не меньше 40 000 рублей.
Но вы можете оспорить требование инспекции об уплате налога и отправить все подтверждающие документы через Контур Экстерн.
Путевой лист с 1 сентября 2023 года: новые правила и реквизиты
1 сентября вступает в силу приказ Минтранса от 5 мая 2023 года №159, который вносит корректировки к требованиям оформления путевых листов и обновляет необходимый состав сведений. Путевой лист в 2023 году претерпевает изменения уже второй раз. В первый раз это произошло 1 марта, когда стал действительным приказ Минтранса от 28 сентября 2022 года № 390.
Рассказываем, как изменится путевой лист осенью и какие обязательные реквизиты он должен содержать.
Когда нужен путевой лист
Путевой лист предназначен для учёта и контроля работы транспорта и водителя. Он подтверждает, что водитель и автомобиль прошли необходимые проверки (медицинский и техосмотр) и помогает отследить ключевые показатели: маршрут, пройденное расстояние, расход горючего и другие.
Путевой лист служит первичным документом, который отражает факты хозяйственной жизни и позволяет:
- подтвердить расходы на парковку и горюче-смазочные материалы (топливо, спецжидкости),
- сделать расчёт себестоимости транспортных услуг,
- рассчитать заработную плату водителя.
Компании, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, должны оформлять путевые листы независимо от того, находится ли транспортное средство в собственности или в аренде.
Контролирующие органы проверяют корректность оформления документа, а за нарушения предусмотрены санкции. Например, отсутствие отметки о медицинском или техническом осмотре влечёт штраф суммой 3 тысячи рублей для граждан, 5 тысяч рублей для должностных лиц, 30 тысяч рублей для юрлиц (статья 12.31.1 КоАП РФ).
Как оформлять путевой лист сейчас
Путевой лист нужно подготовить до выпуска автомобиля на линию. Он может быть оформлен в бумажном или электронном виде. В обоих случаях обязанность создать документ и подписать его у профильных специалистов лежит на владельце транспортного средства, который организует перевозку.
Независимо от того, бумажная это версия документа или электронная, путевой лист должен содержать отметки о прохождении медицинского и технического осмотра. Отметки проставляют соответствующие специалисты — медработник и сотрудник, ответственный за техническое состояние автомобиля: обычно это механик, управляющий автопарком или контролер технического состояния транспортного средства.
То же самое относится и к показаниям одометра, который фиксирует пройденное автомобилем расстояние. Показания прибора обязательны для обеих версий документа, их тоже фиксирует механик, управляющий автопарком, контролер технического состояния транспортного средства или другой уполномоченный сотрудник.
Как оформлять на бумаге
Единой обязательной формы путевого листа в законодательстве не предусмотрено. Компании могут пользоваться собственным бланком, только для этого его нужно зафиксировать в учётной политике отдельным приказом. За основу можно взять унифицированную форму, утверждённую постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 №78.
Основное требование к документу — он должен включать в себя все обязательные реквизиты, перечисленные в приказе Минтранса России от 28 сентября 2022 № 390, который действует с 1 марта 2023 года.
Если путевой лист составлен по всем правилам и содержит все нужные реквизиты, автомобиль может отправиться в рейс, а компания избежит штрафов и дополнительных трат на перевозку.
Формировать электронные перевозочные документы парой кликов в соответствии с требованиями регуляторов позволяет платформа Docrobot. Оставьте заявку на консультацию и бесплатно получите обзор законодательства по электронному документообороту в автомобильных грузоперевозках!
Как оформлять в электронном виде
Тренд на цифровизацию способствует тому, что всё больше организаций обмениваются путевым листом в электронном виде. Эта возможность закреплена в федеральном законе № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Порядок формирования электронного документа регламентирован тем же приказом Минтранса № 390.
Формат электронного документа утверждён приказом ФНС от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@. Документ представляет собой файл в формате XML, для которого предусмотрено шесть титулов (файлов обмена):
- основного — об обстоятельствах и особенностях рейса,
- о результатах предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителя,
- о результатах послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителя,
- о результатах предрейсового или предсменного технического контроля,
- о показаниях одометра при выезде транспортного средства с парковочного места или приёме от другого водителя,
- о показаниях одометра при заезде транспортного средства на парковку или сдаче другому водителю.
Участники процесса (владелец автомобиля и ответственные специалисты) должны подписать свои титулы усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), полученной на Госуслугах.
Все данные и титулы последовательно передаются в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Первые четыре титула отправляются одновременно (пакетом), а пятый и шестой — вместе или по отдельности.
Четыре титула должны входить в состав цепочки всегда. А другие два обязательны в определённых ситуациях: титул с информацией о техническом осмотре обязателен при выезде автомобиля с парковки, а титул «О резульатах послесменного (послерейсового) медосмотра водителя»— при перевозке пассажиров и опасных грузов.
Электронные путевые листы участники автомобильных грузоперевозок направляют в ГИС ЭПД не самостоятельно, а с помощью операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД). Операторы — это компании-разработчики решений для электронного документооборота (ЭДО), которые предоставляют сервисы для работы с электронными перевозочными документами (ЭПД), в том числе электронным путевым листом.
Docrobot — аккредитованный оператор ИС ЭПД, входит в реестр Минтранса России. На платформе можно обмениваться электронными транспортными накладными, электронными сопроводительными ведомостями и электронным заказами-нарядами. Запущен пилотный проект по передаче электронного путевого листа в ГИС ЭПД.
Запишитесь на индивидуальный демопоказ и получите шпаргалку по работе с электронным путевым листом в подарок!
Записаться на демо
Что изменилось в марте 2023 года
Минтранс России приказом от 28 сентября 2022 № 390 обновил состав сведений и порядок оформления путевого листа. Вот что изменилось в соответствии с приказом:
- Больше не нужно указывать наименование и номер документа.
- Законодатель уточнил, что если транспортное средство берётся в аренду с экипажем, обязанность оформить путевой лист лежит на арендодателе.
- Если медработник — штатный сотрудник медицинской организации, в путевом листе следует указывать наименование организации.
Приказ №390 отменил необходимость регистрировать путевые листы в журнале регистрации, которая была установлена приказом Минтранса № 368. Журнал в приказе вообще не упоминается, а значит, вести его необязательно. В то же время журнал нужно хранить в течение пяти лет, даже если перевозчик решил отказаться от него.
Что изменится с 1 сентября 2023 года
Приказ Минтранса №159 от 5 мая 2023 года, который вступит в силу с 1 сентября 2023 года, снова вносит корректировки в содержание и порядок оформления путевого листа.
Прежде всего, изменится требуемый набор сведений о водителе. Теперь помимо ФИО и отметки о медосмотрах, в путевом листе обязательно нужно указывать СНИЛС и реквизиты водительского удостоверения (серию, номер и дату выдачи). После 1 сентября без этих данных документ будет признаваться недействительным.
При этом отдельные реквизиты путевого листа разрешат корректировать. Это распространяется на информацию о водителе, марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах. Но делать это можно только при условии, если документ оформлен в электронном виде.
Путевой лист претерпел изменения и в части, которая касается медосмотра водителей. Приказ №159 аннулировал требование указывать данные о лицензии медорганизации, закреплённое в приказе № 390. Но главное — медицинский осмотр можно проводить дистанционно.
Наконец, был уточнён регламент оформления путёвок в зависимости от длительности и количества рейсов. Согласно приказу, один путевой лист можно выдать на один рейс, если он продолжается дольше рабочего дня водителя, или на несколько рейсов, если водитель совершает их в течение одного рабочего дня или смены.
Сведения, которые следует указывать по действующим и новым правилам, показаны в таблице.
Ожиается ещё одно изменение, связанное с цифровизацией. 1 сентября вступит в силу закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ, согласно которому в электронный путевой лист можно включать данные об осмотре водителей, полученные с применением телемедицинских технологий. Но использовать эти технологии компании могут по желанию, на добровольной основе.
Как упростить оформление перевозочных документов в грузоперевозках
Электронный документ (ЭДО) позволяет в 3,5-4 раза сократить расходы на обмен документами и оптимизировать бизнес-процессы в автомобильных грузоперевозках, сделать их простыми, прозрачными и безопасными.
Перейти на ЭДО поможет платформа Docrobot. На платформе есть все необходимые инструменты для работы с электронными перевозочными документами и передачи их в ГИС ЭПД: формы и примеры оформления, встроенная проверка на соответствие требованиям законодательства, удобное подписание электронной подписью с возможностью отследить подписи других участников перевозки и надёжный электронный архив.
Формирование электронного документа обычно занимает не больше минуты. В результате скорость подготовки, проверки и передачи увеличивается более чем на 90%.
Подключитесь к платформе Docrobot и в полной мере оцените преимущества электронного документооборота в грузоперевозках. Оставьте заявку на консультацию, и мы подарим вам запись вебинара по цифровизации логистики!
Обязательные сведения и реквизиты в путевом листе с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года начнёт действовать обновлённый порядок заполнения и оформления путевых листов — поправки внесены Приказом Министерства транспорта РФ № 159 от 05.05.2023. Срок действия документа об изменениях ограничен до 1 марта 2029 года. В статье расскажем, как заполняется путевой лист по новым правилам, какие сведения и обязательные реквизиты он должен содержать.
Для чего нужен путевой лист?
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 2 Устава автомобильного транспорта, путевой лист — это документ, необходимый для учёта и контроля работы транспортного средства (ТС) и водителя. То есть такой документ содержит сведения о прохождении медицинского осмотра водителем и о контроле технического состояния транспортного средства, подтверждает обоснованность пробега транспортного средства, а также зачастую используется для списания расходов на ГСМ.
Когда оформляется путевой лист?
В большинстве случаев без оформления путевого листа эксплуатировать транспортное средство запрещено. Документ оформляется собственником (арендодателем) на каждое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Все юридические лица и ИП, которые используют транспортное средство в рабочих целях, должны заполнять путевой лист.
Форма путевого листа
Путевой лист заполняют до выпуска транспортного средства на линию, на бумажном носителе или в электронном виде. Утверждённого формата бумажного документа нет, но в качестве образца можно взять рекомендованные Госкомстатом формы № 3, 4, 4-С, 4-П, 6, 6-спец, 8 и доработать их под специфику деятельности. Доработанный бланк необходимо закрепить в учётной политике компании. Более простым и удобным вариантом может оказаться формирование электронного путевого листа. Транспортный электронный документооборот активно развивается, и путевой лист уже входит в состав документов, которые можно оформить в электронном формате, утверждённом ФНС. А преимущества использования электронных документов видят не только коммерческие компании, но и государственные предприятия. Так, Департамент транспорта Москвы уже тестирует электронные путевые листы (ЭПЛ), используя логистическую платформу «Транспортный ЭДО» от СберКорус. Переход на электронные транспортные документы помогает сокращать расходы на бумагу и существенно ускорять процесс оформления перевозок перед выпуском транспортных средств. Кроме того, в электронной форме нужно просто заполнить все поля — это даёт возможность ничего не упустить и минимизировать риск ошибок, как при заполнении бумажного документа.
Обязательные реквизиты и сведения в путевом листе
- Марка и модель ТС и прицепа (полуприцепа)
- Тип ТС
- Госномер ТС и прицепа (полуприцепа)
- Показания одометра (количество полных км пробега)
- Дата и время последней предрейсовой проверки технического состояния (при необходимости обязательного досмотра)
- Дата и время выезда ТС со стоянки и заезда на стоянку
Данные лица, оформившего документ
Для ЮЛ: наименование, организационно-правовая форма, адрес, номер телефона, ОГРН
Для ИП: Ф. И. О. предпринимателя, адрес, номер телефона, ОГРНИП
- Ф. И. О.
- Дата и время предрейсового медосмотра (если предусмотрен законом)
- Дата и время послерейсового медосмотра (если предусмотрен законом)
Если водителей несколько на одно транспортное средство, необходимо указать данные всех.
Коммерческая, перевозка для собственных нужд или передвижение и работа специальных ТС
Городское, пригородное или междугородное
Какие поправки начнут действовать с 1 сентября 2023 года:
- В сведениях о водителе нужно будет указывать реквизиты водительского удостоверения (серия, номер и дата выдачи) и СНИЛС.
- Можно будет менять сведения о водителях и транспортных средствах при оформлении электронного путевого листа.
- Показания одометра нужно будет заполнять при выпуске, возвращении и сдаче ТС следующему водителю по окончании смены.
- Можно будет оформлять один путевой лист на рейс, который длится более одного рабочего дня или смены, либо на несколько рейсов, если водитель совершает их в течение рабочей смены.
- Разрешат оформлять отдельные путевые листы на каждого водителя на одно ТС.
Расскажем, как ускорить документооборот в логистике в 4 раза. Узнайте, как оперативно отслеживать недостающие товары и обеспечить максимальную прозрачность доставки.
Путевой лист дополнен новыми реквизитами
На основании Приказа Минтранса от 05.05.2023 г. № 159 изменены правила заполнения путевых листов. К примеру, в них нужно указывать дополнительную информацию о водителе транспортного средства. Обновленные правила введут в действие с сентября 2023 году.
В путевом листе указывается информация о:
- сроке действия документа;
- лице, которое оформило документ;
- транспортном средстве;
- водителе или водителях транспортного средства;
- виде перевозки;
- виде сообщения.
Показания одометра
В информации о транспортном средстве указываются в т.ч. показания одометра. По существующим правилам эти показания проставляются при выезде транспортного средства с парковки и при его возвращении на парковку по завершении смены (рабочего дня).
По скорректированным правилам показания одометра требуется указывать в таких случаях:
- при выпуске транспортного средства на линию;
- при его возвращении по окончании последнего рейса или при исполнении последнего заказа таки физлицами.
Информация о водителе
На данный момент в указанном разделе фиксируются только ФИО водителя и информация о предсменном и послесменном (предрейсовом и послерейсовом) медосмотре, когда такая обязанность устанавливается законодательством.
По новым правилам расширяется состав информации. Кроме этих, нужно указывать и другие данные — серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения, СНИЛС.
Одна путевка на несколько рейсов
Также в новой ред. п. 11 Порядка указано, что допустимо оформлять:
- одну путевку на один рейс (когда продолжительность рейса больше длительности рабочего дня или смены водителя или водителей);
- несколько бумажных путевок на одно транспортное средство отдельно на каждого водителя;
- одну путевку на несколько рейсов (когда в течение дня или смены водитель совершает несколько рейсов).
Когда путевой лист создается в электронном формате, будет разрешено вносить корректировки в информацию о водителе, марках или моделях прицепов.
1С Управление автотранспортом (1С УАТ)
- Управленческий и оперативный учет в автотранспортных предприятиях
- Управление складом и логистикой
- Управление транспортом
- Управления заказами, выписками и обработками путевых листов
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку