Разработан бюджет Социального фонда России на 2023 год
Планируется, что на выплаты пенсий будет направлено более 9,5 трлн руб., а на поддержку семей с детьми – более 1,9 трлн руб. Минтруд России подчеркивает 1 , что Социальный фонд России будет обеспечивать все те меры поддержки и страховые выплаты, которые сейчас администрируют ПФР и ФСС. Напомним, Социальный фонд России был создан на базе этих внебюджетных фондов и приступит к работе с 1 января 2023 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ).
В целом объем расходов Социального фонда России в будущем году составит свыше 13,5 трлн руб. «Это выплата пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячных денежных выплат, универсального пособия и других мер поддержки семей с детьми. Помимо прямых денежных выплат гражданам Социальный фонд будет обеспечивать граждан с инвалидностью средствами технической реабилитации, финансировать программу субсидирования найма, пилотные проекты в сфере комплексной реабилитации и социальные программы», – рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Чиновник подчеркнул, что при формировании бюджета фонда не был использован принцип перекрестного финансирования. Иными словами, средства от одного вида страхования не используются для покрытия расходов по другому виду страхования.
Что касается доходов Социального фонда России, то в 2023 году их общий размер составит по прогнозу 13,7 трлн руб. Из них 7,3 трлн руб. – это поступления от пенсионных взносов. Еще 856 млрд руб. – от взносов на социальное страхование по временной нетрудоспособности и 182 млрд руб. – от взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из федерального бюджета в бюджет Социального фонда России будет направлено порядка 5 трлн руб.
Проект бюджета Социального фонда России доступен для общественного обсуждения, которое продлится до 29 сентября 2 .
Добавим, что на текущий год расходы ПФР запланированы в размере 10,2 трлн руб., расходы ФСС – в размере 944,1 млрд руб. (Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 391-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 393-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»).
1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Минтруда России (https://mintrud.gov.ru/social/social/1276).
2 С текстом законопроекта «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/09-22/00131702).
Какие расходы финансируются из пенсионного фонда
Статья 6. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О бюджете ПФР
Нас иногда спрашивают на встречах в трудовых коллективах, почему у Пенсионного фонда всегда дефицитный бюджет, и федеральный бюджет направляет средства на его покрытие-трансферты. Что всё не так плохо, как кажется неискушённому в макроэкономике человеку, и дефицит бюджета ПФР не скажется на системной выплате пенсий, растолковывает замглавы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.
«Дело в том, что на ПФР возложен целый ряд функций, не связанных со страховыми пенсиями. В частности, за счёт бюджетных трансфертов финансируются расходы на единовременные выплаты, материнский капитал, пенсии госслужащим, социальные пенсии. Трансферты из федерального бюджета лишь компенсируют те льготы, которые федеральный законодатель установил в отношении отдельных категорий пенсионеров или в отношении бизнеса. Например, трансферт на компенсацию пониженных тарифов страховых взносов, которые платят работодатели за своих работников.Также за счёт трансферта финансируются досрочные пенсии. Это тоже в своем роде поддержка бизнеса, имеющего рабочие места с особыми условиями труда, которые дают право на более ранний выход на пенсию.
Повышенную пенсию получают пенсионеры, достигшие 80 лет. Дополнительные пенсионные права предоставляются людям, имеющим советский стаж или работавшим на Севере. Пока действуют эти льготы, будут и соответствующие трансферты. Поэтому трактовать их как дефицит пенсионной системы, с моей точки зрения, не правомерно».
ОПУБЛИКОВАНО 19.11.2019 00:00
Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта . ПОДРОБНЕЕ / СВЕРНУТЬ
СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атанесян Людмила Робертовна
В статье была рассмотрена структура доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, был проведен анализ ее состояния на 2016- 2018 года и прогноз на 2019-2021 года. А также было выявлено наличие дефицита или профицита бюджета ПФР .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атанесян Людмила Робертовна
Основные направления модернизации пенсионной системы России в контексте устойчивого развития социальной сферы государства
Сбалансированность бюджета пенсионного фонда РФ и пенсионная реформа
Управление финансовыми обязательствами системы пенсионного страхования
Социальная ориентация консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
STRUCTURE OF INCOME AND EXPENDITURE OF THE BUDGET OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article examined the structure of budget revenues and expenses of the pension fund of the Russian Federation; an analysis of its condition for 2016-2019 was carried out. It was also revealed the presence of a deficit or surplus in the budget of the pension fund of the Russian Federation.
Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Атанесян Людмила Робертовна Atanesyan Lyudmila Robertovna
Калужский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ Kaluga branch of the Financial University under the government of the Russian Federation
СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
STRUCTURE OF INCOME AND EXPENDITURE OF THE BUDGET OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: В статье была рассмотрена структура доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, был проведен анализ ее состояния на 20162018 года и прогноз на 2019-2021 года. А также было выявлено наличие дефицита или профицита бюджета ПФР.
Abstract: The article examined the structure of budget revenues and expenses of the pension fund of the Russian Federation; an analysis of its condition for 2016-2019 was carried out. It was also revealed the presence of a deficit or surplus in the budget of the pension fund of the Russian Federation.
Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, ПФР, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджет ПФР.
Keywords: Pension Fund of Russian Federation, budget revenues, budget expenses, budget of the Pension Fund.
Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет одну из важнейших ролей в экономике страны, и выступает как один из самых важных социальных гарантов стабильного развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения страны.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных
Международный журнал «Цифровая наука» 11
средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование платят работодатели, самозанятые граждане, и трансферты из федерального бюджета на финансирование пенсий и социальных выплат.
Порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и расходования бюджетных средств, регламентируется в статьях 17 и 18 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [1].
Таблица 1. Динамика и структура доходов бюджета Пенсионного фонда _Российской Федерации за 2016-2018 гг., трлн. руб._
Виды доходов 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение 2018 г. от 2017 г.
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Абсолютное, млрд. руб. В структуре, п.п.
Доходы — всего 7,63 100 8,36 100 8,27 100 -0,09 0
Налоговые и неналоговые доходы 4,26 55,83 4, 58 54,78 5,03 60,82 0,45 6,04
страховые взносы на обязательное социальное страхование 4,14 54,26 4,5 53,83 4,96 59,98 0,46 6,15
Безвозмездные поступления 3,37 44,17 3,68 44,02 3,24 39,18 -0,44 -4,84
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов 3,36 44,04 3,68 44,02 3,23 39,06 -0,45 -4,96
Прочее 0,01 0,13 0,1 1,20 0,01 0,12 -0,09 -1,08
Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2016-2018 годах (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что по итогам 2018 года доходы Пенсионного фонда Российской Федерации составили 8,27, что на 1,1% меньше, чем годом раннее. Связано данное явление со снижением значения безвозмездных поступления, которые в 2018 году составили 3,24 трлн. рублей.
В основном бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Так, например в 2018 году они составили 3,23 трлн. рублей.
Сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, являющимися основным источником доходов Фонда, в 2018 году вырос до 4,96 трлн. рублей, что составило 59,98% в общем объеме доходов Фонда. Если говорить об общем объеме взносов, то по сравнению с 2017 годом он увеличился на 0,46 трлн. рублей.
Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составили 8,36 трлн. рублей за 2017 год, что на 0,73 трлн. рублей больше, по сравнению с 2016 годом.
Наибольшую долю из всех налоговых и неналоговых доходов занимают страховые взносы на обязательное социальное страхование. Итак, в качестве основных источников формирования бюджета Пенсионного фонда РФ выступают страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
По итогам 2016 года произошло увеличение доходов на 7% до 7,63 трлн. рублей. В 2017 году рост доходов продолжается, и они составляют 8,36 трлн. рублей, что на 9,57% больше, чем в 2016 году. В 2018 году произошло снижение доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, на 0,09 трлн. рублей. Связано это с уменьшением трансферта из федерального бюджета.
Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации на 40% формируются из трансферта, перечисляемого из федерального бюджета. Данный трансферт в 2018 году составил около 3,23 трлн. руб. За его счет финансируются увеличение пенсий, а также дополнительные функции Пенсионного фонда — социальные выплаты и доплаты к пенсии, предоставление материнского капитала [6].
Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2016-2019 годах (таблица 2).
Таблица 2. Динамика и структура расходов бюджета Пенсионного фонда _Российской Федерации за 2016-2018 гг., трлн. руб._
Виды расходов 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение 2018 г. от 2017 г.
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Абсолютное, млрд. руб. В структуре, п.п.
Расходы — всего 7,83 100 8,32 100 8,43 100 0,11 —
На предоставление материнского капитала 0,37 4,73 0,31 3,73 0,30 3,56 -0,01 -0,17
Страховая часть трудовых пенсий 6,01 76,76 6,38 76,68 6,75 80,07 0,37 3,39
Социальные выплаты 0,44 5,62 0,48 5,77 0,50 5,93 0,02 0,16
Государственные пенсии 0,28 3,58 0,32 3,85 0,45 5,34 0,13 1,49
Пенсионные накопления 0,28 3,58 0,24 2,88 0,19 2,25 -0,05 -0,63
Прочее 0,52 6,64 0,59 7,09 0,24 2,85 -0,35 -4,24
Из таблицы 2 видно, что с каждым годом расходы Пенсионного фонда Российской Федерации увеличиваются. В 2018 году расходы увеличились на 1,32% и составили 8,43 трлн. рублей. Тогда как в 2017 г. они составили 8,32 трлн. рублей, что на 6,3% больше, чем в 2016 г.
Наибольшая доля расходов Пенсионного фонда Российской Федерации приходится на реализацию страховой части трудовой пенсии. Так в 2018 году она составила 6,75 трлн. рублей, что составляет 80,07% удельного веса от общей суммы всех расходов. При этом в 2017 году она составила 6,38 трлн. руб. [4].
В результате общий объем дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам в 2016 году составил 200 млрд. рублей. В 2017 году доходы превысили расходы на 40 млрд. рублей. Однако в 2018 году снова наблюдается дефицит по расходам и составляет 160 млрд. рублей. Увеличение дефицита в 2018 году в основном связано с уменьшением трансферта из федерального бюджета и увеличением расходов по выплате страховых пенсий. На 1 ноября 2019 года профицит бюджета составил 230 млрд. рублей [6].
Анализ формирования и расходования средств бюджета позволяет сделать заключение о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда.
В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2018 N 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджет фонда на 2019 год сформирован по доходам в сумме 8 612,7 млрд рублей и по расходам в сумме 8 635,9 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации планируется в размере 23,23 млрд рублей.
Если говорить о доходах бюджета фонда, то они прогнозируются соответственно в сумме 8 995,5 млрд рублей и 9 294,3 млрд рублей.
Что касается расходов, то в 2020 году предусматриваются в сумме 9 017,4 млрд рублей и в 2021 году — 9 328,1 млрд рублей.
А вот дефицит бюджета фонда на 2020 и 2021 годы, прогнозируется в сумме 21,96 млрд рублей и 33,82 млрд рублей соответственно [5].
1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// СЗ РФ. -2001. — № 21. — ст. 4832.
2. Ногина, О. А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования / О.А. Ногина. — Москва : Статут, 2016. — 462 с.
3. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
4. Мкртчян Э.Б. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ: ИТОГИ 2016 ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2017 ГОД // Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона сборник научных статей по материалам 4-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. под редакцией Пироговой Т.Э., Никифорова Д.К. 2017. С. 90-93.