Профилактический визит как вид контрольно надзорной деятельности
Перейти к содержимому

Профилактический визит как вид контрольно надзорной деятельности

  • автор:

Профилактический визит как вид контрольно надзорной деятельности

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

До 01.01.2030 установлены особенности направления обращений и проведения профилактического визита (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).

Статья 52. Профилактический визит

1. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

2. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 настоящего Федерального закона.

3. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

4. Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

5. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

6. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

7. Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

8. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

9. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

10. Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита (далее также в настоящей статье — заявление контролируемого лица).

(часть 10 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 483-ФЗ)

11. Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.

(часть 11 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 483-ФЗ)

12. Контрольный (надзорный) орган принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:

1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;

2) в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица контрольным (надзорным) органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;

3) в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;

4) заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 483-ФЗ)

13. В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица контрольный (надзорный) орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

(часть 13 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 483-ФЗ)

Профилактические визиты

Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), проводятся обязательные профилактические визиты в отношении:

Профилактические визиты проводятся Департаментом в форме профилактической беседы путем использования видео-конференц-связи на платформе TrueConf Server.

О проведении обязательного профилактического визита Департамент уведомит контролируемое лицо не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».

Срок проведения обязательного профилактического визита составляет 1 рабочий день.

Департамент информирует, что разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Пример проведения необязательного профилактического визита управляющей организации

Подробнее узнать о профилактическом визите можно в памятке по профилактическому визиту, подготовленной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Решаем вместе

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сообщить о проблеме

Госуслуги.Дом Сервис позволяет собственникам квартир в многоквартирных домах решать все вопросы ЖКХ онлайн в одном приложении Минстрой России Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Правительство Свердловской области Официальный сайт ГИС ЖКХ Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства Госуслуги Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации Единый реестр проверок Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзор COVID-19 КОРОНАВИРУС Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике коронавируса Размещение заказов Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Юридические клиники Центр развития юридических клиник Уголок потребителя Органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 19.04.2018 № 185-ПП) Бесплатная юридическая помощь Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области Карта доступности объектов портала «Жить вместе» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» Ваш контроль Ваш контроль Молодежное правительство Свердловской области Молодёжное правительство является совещательным органом при Правительстве Свердловской области Другое Дело Интерактивная платформа, направленная на повышение уровня вовлеченности граждан в общественно-полезную деятельность Досудебное обжалование Департамент ГЖиСН СО

© 2023 Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт

Профилактические надзорные мероприятия и особенности их проведения

Профилактические надзорные мероприятия и особенности их проведения

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который вступил в силу год назад, ввёл в контрольно-надзорную деятельность обязательные профилактические мероприятий. Читайте, какие виды таких мероприятий существуют, как они проводятся и может ли надзорный орган по их итогам наказать компанию.

№ 248-ФЗ ввёл семь видов профилактических контрольно-надзорных мероприятий

Профилактические контрольно-надзорные мероприятия приобрели особую актуальность в период действия моратория на плановые и почти все внеплановые проверки. Но даже в отсутствие такого запрета в России наблюдалась тенденция к сокращению проверок: если в 2019 году надзорные органы провели 1,5 млн проверок, то в 2021 году – уже 882 тысячи.

Это стало возможным в том числе благодаря расширению перечня профилактических инструментов контрольно-надзорной деятельности. Им посвящена глава 10 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 44 № 248-ФЗ, такие КНМ необходимы, чтобы проверяемые знали об обязательных требованиях к их деятельности, добросовестно их соблюдали и не создавали условия и причины для их нарушений.

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

При этом надзорное ведомство при таких КНМ может взаимодействовать с контролируемым лицом только с его согласия или по его собственной инициативе (ч. 3 ст. 45 № 248-ФЗ). Если при профилактическом мероприятии орган контроля выявит нарушения или угрозу причинения вреда, то инспектор обязан довести эту информацию до своего руководителя, и именно руководитель принимает решение о проверке по данным фактам (ч. 4 ст. 45 № 248-ФЗ).

Регионам о надзоре за УО в 2022 году: что нужно знать о проверках

Информирование – инструмент разъяснительной работы по соблюдению обязательных требований НПА

  • НПА, регулирующие госконтроль в определённой сфере, например, госжилнадзор, и внесённые в них изменения;
  • перечень документов с обязательными требованиями и информацией о мерах ответственности при их нарушении;
  • чек-листы для самообследования;
  • руководства по соблюдению обязательных требований;
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований и порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • график плановых проверок;
  • программа профилактики;
  • перечень сведений, которые надзорный орган вправе запрашивать у проверяемых лиц;
  • данные о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
  • данные о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа;
  • доклады с обобщением правоприменительной практики;
  • информация о способах и процедуре самообследования и методические рекомендации по его проведению.

Примеры публикаций органов ГЖН для информирования управляющих домами вы найдёте на нашем портале: мы периодически делаем подборки рекомендаций и разъяснений надзорных органов в сфере управления и содержания МКД.

Обобщение правоприменительной практики для единообразного решения однотипных ситуаций

Обобщение правоприменительной практики – это обзоры практики надзорного органа. Они нужны, чтобы сформировать единообразный подход к решению однотипных ситуаций при контроле за работой компаний и выявить типичные нарушения (ч. 1 ст. 47 № 248-ФЗ). Также на основе анализа такой практики орган ГЖН может разработать предложения по внесению изменений в законодательство о КНД.

Согласно ч. 3 ст. 47 № 248-ФЗ, надзорный орган готовит такой доклад не реже одного раза в год. Его утверждает руководитель ведомства, а затем доклад публикуется на сайте органа контроля.

  • ГЖИ Волгоградской области;
  • МЧС по Костромской области;
  • Роскомнадзора по РФ.

Стимулирование добросовестности как способ поощрить тех, кто соблюдает требования НПА

Меры стимулирования добросовестности – это мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (ч. 1 ст. 48 № 248-ФЗ). Такие мероприятия и порядок оценки прописываются в положении о контроле того или другого вида с учётом ч. 7 ст. 23 № 248-ФЗ. Соответствие контролируемого критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трёх лет в зависимости от его категории риска.

Информация о такой профилактической мере, в том числе порядок и условия её применения, орган ГЖН обязан разместить на своём сайте (ч. 5 ст. 48 № 248-ФЗ). Например, такие данные можно найти на сайте Роспотребнадзора Вологодской области.

Предостережение о признаках будущих или уже совершённых нарушений

  • указание на соответствующие обязательные требования;
  • реквизиты НПА, где такие требования прописаны;
  • информацию о том, какие конкретно действия контролируемого лица могут привести или приводят к их нарушению;
  • предложение о принятии мер для соблюдения данных требований.

В предостережении ведомство не вправе требовать предоставить ему какие-либо сведения или документы. Одновременно с предостережением надзорный орган нужно направить потенциальному нарушителю ссылку на сайт, где размещены инструкции и чек-листы для самообследования по соблюдению обязательных требований (ч. 3 ст. 49 № 248-ФЗ).

Контролируемое лицо при этом вправе подать в надзорный орган возражение в отношении предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения устанавливается положением о виде контроля.

При этом следует учитывать, что управляющая организация вправе оспорить предостережение в суде, если оно не соответствует действительности и нарушает её права и интересы.

Как в 2022 году будут проводиться проверки бизнеса: отвечает Минэк РФ

Консультирование контролируемых лиц по общим вопросам при личной встрече с работниками надзорного органа

Согласно ст. 50 № 248-ФЗ, контролируемое лицо вправе записаться на бесплатные консультации в надзорный орган по общим вопросам соблюдения законодательства. На таких встречах не разбираются ситуации, случившиеся у конкретной компании, например, у УО в каком-то многоквартирном доме, – только общие вопросы (ч. 6 ст. 50 № 248-ФЗ). Консультирование проводится без оценки конкретного надзорного мероприятия и без взимания платы.

Должностное лицо надзорного органа может давать консультации по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приёме или в ходе проведения КНМ (ч. 2 ст. 50 № 248-ФЗ). При этом в письменной форме никакой информации после консультирования контролируемое лицо не получит, если не направило соответствующий запрос (ч. ч. 3, 4 ст. 50 № 248-ФЗ).

Самообследование как инструмент для декларации соблюдения обязательных требований

Самообследование – это добровольная оценка контролируемым лицом того, насколько оно соблюдает обязательные требования (ч. 1 ст. 51 № 248-ФЗ). Такая оценка происходит на сайте органа надзора. Если по итогам такого обследования лицо получило высокую оценку, то оно вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований (ч. 3 ст. 51 № 248-ФЗ).

Такая декларация направляется надзорный орган: он регистрирует документ и размещает на своём сайте. Сведения о зарегистрированной декларации контролируемое лицо может использовать в своей продукции, в том числе рекламной (ч. 4 ст. 51 № 248-ФЗ). Такой документ действует от одного до трёх лет с момента его регистрации органом контроля. Если при проверке надзорное ведомство выявит нарушения, то данные о декларации аннулируются (ч. 8 ст. 51 № 248-ФЗ).

ГЖИ Москвы на своём сайте уже разместила ссылку на ресурс, где контролируемые лица могут пройти самообследование: ресурс пока работает в тестовом режиме.

Конференция о надзоре: что участники предложили изменить в НПА

Профилактический визит в помощь надзорному органу для сбора сведений и предотвращения нарушений

Профилактический визит нужен надзорному органу для сбора общих сведений о проверяемом лице и отнесения его к категории риска, общения с ним и ответов на его вопросы (ч. ч. 1-3 ст. 52 № 248-ФЗ). Ведомство обязано предупредить о таком визите за пять рабочих дней (ч. 5 ст. 52 № 248-ФЗ).

При этом контролируемое лицо вправе отказаться от такого профилактического мероприятия, уведомив надзорный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

По итогам визита составляется акт, но без выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Все разъяснения носят рекомендательный характер (ч. 8 ст. 52 № 248-ФЗ). Если инспектор в ходе визита выявил угрозу причинения вреда или ущерба, то он обязан передать эту информацию руководителю. Тот принимает решение о проведении проверки.

По данным Правительства РФ, на 20 июня 2022 года на федеральном уровне проведено 130,6 тысяч профилактических визитов. Больше всех таких КНМ провело МЧС России – 55% от всех контрольных мероприятий этого ведомства.

Проводились ли в отношении вашей компании профилактические мероприятия, в том числе визит? Поделитесь в комментариях.

Профилактический визит — не проверка!

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с которым специалисты Роспотребнадзора наделены правом проведения профилактических визитов.

Что такое профилактический визит?

Профилактический визит – это вид профилактического мероприятия, которое проводит орган госконтроля в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи и не превышает 8 часов.

О чем эта беседа?

О требованиях, предъявляемых к деятельности, осуществляемой контролируемым лицом либо к принадлежащим ему объектам контроля. О том, как часто и какие контрольно-надзорные мероприятия (КНМ) могут проводиться, что будет проверяться во время этих КНМ. О присвоенной категории риска, а также об основаниях и рекомендуемых способах снижения этой категории.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска. Также, в ходе проведения профилактического визита инспектор может ответить на вопросы контролируемого лица, если они связаны с организацией и осуществлением госконтроля, это называется консультированием.

Для чего нужен профилактический визит?

Профилактические мероприятия направлены на повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения обязательных требований законодательства, а также устранение условий, причин и факторов, способных привести к их нарушению.

В отношении кого проводится профилактический визит?

Обязательные профилактические визиты предусматриваются в отношении контролируемых лиц, которые начали осуществлять свою деятельности в определенной сфере менее года назад, а также в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Конкретный перечень обязательных профилактических визитов и сроки (периодичность) их проведения является частью программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, что следует из ст. 44 ФЗ N 248-ФЗ, и формируется в виде плана профилактических визитов, который утверждается ОблУправлением.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Вместе с тем, контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Также контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда (необязательные), т.е. в отношении контролируемых лиц (объектов контроля), не вошедших в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) (или утверждаемый в соответствии с ней план профилактических визитов), проведение профилактического визита возможно, но с учетом требований ч. 3 ст. 45 ФЗ N 248-ФЗ (т.е. с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе, а также с учетом особенностей, которые установлены положениями о виде контроля).

Обращаем Ваше внимание, что профилактический визит – это не проверка!

При его проведении органом госконтроля не принимаются какие-либо меры, не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований и т.д. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Важно помнить, что одной из основных целей проведения профилактических мероприятий является устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в дальнейшем.

PS: При проведении профилактического визита Роспотребнадзор руководствуется ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. №1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)», постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. №1005 «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей».

  • Дата публикации: 17.04.2023
  • Дата последнего изменения: 17.04.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *