Что такое эгп в географии
Перейти к содержимому

Что такое эгп в географии

  • автор:

Экономико-географическое положение

Идеи, Концепции, учения, методы исследования

Эконо́мико-географи́ческое положе́ние (ЭГП), ха­рак­те­ри­сти­ка мес­та объ­ек­та ( пред­при­ятия , на­се­лён­но­го пунк­та , ареала, района/ ре­гио­на , стра­ны в це­лом) в гео­гра­фическом про­стран­ст­ве, мера воз­мож­но­сти его взаи­мо­дей­ст­вия с другими объ­ек­та­ми, мера вклю­чён­ности в со­ци­аль­но-эко­но­мическое про­ст­ран­ст­во ре­гио­на, стра­ны или все­го ми­ра; одно из основных понятий советской и современной российской социально-экономической (ранее экономической ) географии, прежде всего её районного направления .

Н. Н. Баранским была разработана концепция ЭГП, занимающая одно из центральных мест в теоретическом арсенале отечественной географии. Баранский оп­ре­де­лил ЭГП как «. отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имею­щим то или иное эко­но­мическое зна­че­ние, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории» ( Баранский. 1960. С. 117). В современной географии в ЭГП включают и социальные, и культурные аспекты. Определение «экономико-географическое» сохраняется по традиции и ради краткости. Отдельно от ЭГП рассматривают политико- и военно-географическое положение.

По­ня­тие ЭГП не име­ет пря­мых ана­ло­гов в за­ру­беж­ной гео­гра­фической науке. Наи­бо­лее близ­кий смысл вкла­ды­вал в тер­мин «гео­гра­фическое по­ло­же­ние» германский гео­граф И. Г. Коль (1808–1878), изу­чав­ший по­ложе­ние круп­ней­ших го­ро­дов Ев­ро­пы. ЭГП обладают географические объекты любого типа и ранга, но осо­бен­но чёт­ко про­яв­ля­ет­ся ЭГП тех объ­ек­тов, ко­то­рые мо­гут рас­смат­ри­вать­ся как точ­ки в гео­гра­фическом про­стран­ст­ве. Наиболее известны работы об ЭГП крупных городов: И. М. Маергойза об ЭГП Сталинграда (ныне Волгоград; Майергойз. 1946 ), В. В. Покшишевского – Ленинграда (ныне Санкт-Петербург; Покшишевский. 1956), В. С. Варламова – Оренбурга (Варламов. 1960).

История

Впервые мысль о необходимости рассмотрения экономической стороны географического положения высказана Баранским в 1927 г. в докладе на заседании секции экономической географии Института экономики Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Расширенное изложение этого доклада под названием «План экономико-географической характеристики госплановской области» в 1928 г. напечатано в журнале «Социалистическое хозяйство» (Баранский. 1960. С. 116–142). В следующем году И. С. Алкин ввёл получивший широкое распространение термин «экономико-географическое положение» (Алкин. 1929. С.58). Большая концептуальная статья Баранского на эту тему появилась в журнале «География в школе» в 1939 г. (№ 4). Первое исследование, специально посвященное ЭГП, провел О. А. Константинов (Константинов. 1941), рассмотревший положение городов СССР. В конце 1944 г. Маергойзом была защищена кандидатская диссертация «Географическое положение г. Сталинграда (Влияние географического положения на экономическое развитие г. Сталинграда)», написанная под неофициальным руководством Баранского. В этой работе впервые на конкретном материале реализованы основные идеи Баранского об изучении ЭГП. Сокращённое изложение диссертации напечатано в виде статьи в 1946 г. во 2-м сборнике «Вопросов географии». В 1950–1960-х гг. было защищено несколько кандидатских диссертаций, посвящённых ЭГП отдельных городов, в различных научных изданиях печаталось большое количество статей, характеризующих ЭГП городов РСФСР и других республик СССР. Среди них выделяется исследование Ф. М. Листенгурта, содержащее сравнительный анализ ЭГП трёх верхневолжских городов: Ярославля, Калинина (ныне Тверь) и Рыбинска (Листенгурт. 1960). С. А. Ковалёв положил начало рассмотрению ЭГП сельских населённых пунктов (Ковалёв. 1957). С конца 1960-х гг. интерес к изучению ЭГП начал ослабевать. В 1990–2000-х гг. стали появляться работы, в которых рассматривается положение не отдельных городов, а больших их совокупностей. Исследования ЭГП государств и крупных районов/регионов никогда не были многочисленны. Большинство работ содержат результаты конкретных исследований – от комплексного анализа ЭГП отдельных городов до расчёта значений оценок частных видов положения всех городов Российской Федерации. В теоретическом плане выделяются работы Е. Е. Лейзеровича , С. Е. Ханина и Г. М. Лаппо . В 1971 г. Лейзерович предпринял попытку обобщения результатов изучения ЭГП многими исследователями. Ханин (1994), опираясь на экономическую теорию (работы И. фон Тюнена , Н. Д. Кондратьева , А. Лёша и др.) предложил серию экономико-математических моделей, описывающих различные стороны ЭГП. В учебных пособиях Лаппо ( Лаппо. 1969. 1997 ) дано развёрнутое изложение основных свойств и особенностей ЭГП городов.

Сущность

ЭГП тесно связано с другими основными экономико-географическими категориями. Удобное ЭГП является условием вовлечения местности или города в территориальное (географическое) разделение труда . Общность ЭГП – важнейшая предпосылка объединения территорий в экономические районы . По мнению Лаппо, «анализ ЭГП, как правило, объясняет функциональную структуру города» (Лаппо. 1969. С. 37). Концепция ЭГП получила отражение и в теоретической географии . Б. Б. Родоман сформулировал «позиционный принцип», постулирующий зависимость свойств объектов от их местоположения ( Родоман. 1999. С. 76). С этой концепцией связаны получившие с 1990-х гг. широкое распространение центр-периферийные представления. С одной стороны, сами понятия «центр» и «периферия» на региональном и локальном уровнях есть редукция ЭГП, с другой – они позволяют в некоторой степени упорядочить разнообразие вариантов ЭГП, исходя из предположения, что развитие географических объектов во многом определяется их положением по отношению к основным центрам. Представления об ЭГП неотделимы от изучения инфраструктуры. Близость к её элементам, в первую очередь важным магистралям, определяет выгоды положения. В то же время ЭГП определённого места либо способствует, либо препятствует развитию инфраструктуры. По Ю. Г. Саушкину , ЭГП есть положение некоторого объекта в полях влияния («силовых полях») других объектов ( Саушкин. 1973. С. 142).

В 2000-х гг. неоднократно высказывалось предложение о включении в ЭГП внутренних свойств объекта, что было связано с пониманием термина «положение» как синонима «ситуации». Однако ЭГП, как и любое географическое положение, всегда понималось и понимается исключительно в пространственном, или позиционном, смысле. Неоправданное расширение понятия ведёт к размыванию смысла и обесценивает само понятие.

Главным свойством ЭГП следует считать его спо­соб­но­сть обес­пе­чи­вать не­ко­то­рым субъектам кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ст­ва (рен­ту по по­ло­же­нию), причём это справедливо не только для хозяйственной, но и для других видов деятельности (научной, культурной и др.). Для субъектов, ведущих хозяйственную деятельность, ЭГП влияет на норму прибыли и на скорость оборота капитала. Плохое ЭГП нередко является причиной неуспеха, провала привлекательных и амбициозных проектов.

ЭГП либо стимулирует, либо ограничивает развитие. Особенно заметную роль оно играет на начальных стадиях функционирования объекта. Со временем его роль может снизиться за счёт действия внутренних факторов. ЭГП но­сит по­тен­ци­аль­ный ха­рак­тер, его вы­го­ды не­ред­ко не исполь­зу­ют­ся, а не­дос­тат­ки мо­гут быть пре­одо­ле­ны. Из свойства потенциальности ЭГП вытекает ещё одно его свойство – прогнозность: анализ положения позволяет выявлять нереализованные отношения объекта, которые могут быть задействованы в перспективе. ЭГП есть условие развития. Предложения рассматривать его в качестве ресурса или актива являются не более чем научной метафорой . Крупные города обычно «вырастают на ЭГП». Варламов писал о «формирующей» роли ЭГП. ЭГП нередко относят к числу важнейших типологических признаков городов, однако примеры удачного его использования в этом качестве очень редки.

В отличие от геодезического (иначе – математико-географического) и физико-географического положения ЭГП объек­та спо­соб­но ме­нять­ся во вре­ме­ни как вслед­ст­вие внеш­них из­ме­не­ний, так и в ре­зуль­та­те раз­ви­тия само­го объ­ек­та и изменения его влияния на окружающую территорию. Например, известно, что город может сам создавать и изменять своё положение. Чем крупнее город, тем сильнее проявляется эта способность, наиболее ярко – у самых крупных городов (Москва, Париж и др.).

Ана­лиз ЭГП яв­ля­ет­ся обязательной ча­стью эко­но­ми­ко-гео­гра­фической характе­ри­сти­ки различных объ­ек­тов. Он не­об­хо­дим при раз­ра­бот­ке про­гно­зов и стра­те­гий раз­ви­тия городов и ре­гио­нов, схем тер­ри­то­ри­аль­но­го пла­ни­ро­ва­ния (рай­он­ной планиров­ки), а так­же при вы­бо­ре мест для раз­ме­ще­ния раз­но­об­раз­ных производ­ст­вен­ных и иных объ­ек­тов. Представления об ЭГП и его изменениях играют значительную роль в историко-географических исследованиях. В некоторых случаях анализ процесса изменения ЭГП становится стержнем историко-географических работ о городах ( Р. М. Кабо , Л. Е. Иофа ).

Структура

ЭГП имеет сложную структуру. По территориальному охвату различают микро-, мезо- и макроположение. Микроположение подразумевает отношение к близлежащим объектам и требует анализа топографических карт , поэтому оно может быть названо топографическим положением. Мезоположение есть положение по отношению к объектам, сопоставимым по размерам с тем объектом, ЭГП которого рассматривается. Макроположение – это положение по отношению к объектам более крупным, чем рассматриваемый объект. Не все объекты обладают всеми перечисленными видами положения. Крупные объекты (регионы/районы, государства) не имеют микроположения. Иногда рассматривают мегаположение («сверхмакроположение») как положение по отношению к океанам, материкам, частям света.

По содержанию отношений выделяют частные (пофакторные) виды положения. Два основных подхода к их выделению принадлежат ученикам Баранского – Маергойзу и Лейзеровичу. Подход Маергойза подразумевает рассмотрение всех компонентов и нюансов положения с выделением большого числа видов и подвидов ЭГП. Он предлагал рассматривать транспортно-географическое , промышленно-географическое, аграрно-географическое, демо-географическое, рыночное (сбытовое), рекреационное и другие виды ЭГП. Лейзерович придерживался «доминантного» подхода и стремился выделить универсальные «базовые составляющие» ЭГП, отражающие ключевые черты положения того или иного объекта. В качестве таковых первоначально им были выделены инновационное, соседское и транспортно-географическое положение. Под инновационным понимается положение по отношению к местам зарождения инноваций . Позднее к числу базовых составляющих было добавлено ресурсное положение. Созвучна этой идее концепция Л. А. Безрукова о континентально-океанической дихотомии, рассматривающая положение территорий относительно морей и океанов в качестве определяющего фактора их развития. Высказывалось предложение заменить инновационное более понятным и шире представленным в реальности метрополитенским положением, под которым понимается положение относительно наиболее значимых центров территории ( Смирнов. 2015 ). Особого внимания заслуживает пристоличное положение, являющееся одним из вариантов метрополитенского положения ( Яськова. 2008 ). Время от времени различными учёными обосновываются новые виды ЭГП. Например, В. Л. Мартынов ( Мартынов. 2001 ) предложил понятие коммуникационно-географического положения. Наиболее важным видом ЭГП является транспортно-географическое положение, характеризующее условия взаимодействия рассматриваемого объекта с другими объектами. Во многих работах анализ ЭГП ограничивается рассмотрением транспортного положения.

Ещё одно направление структуризации ЭГП связано с тем, что для городов и других населённых пунктов, а также для сравнительно небольших ареалов необходимо различать «положение вместе с районом» и «положение в районе». В последнем случае различают центральное, глубинное, срединное, периферийное, приграничное положения. Аналогичное деление актуально и при рассмотрении положения в пределах стран (государств). Особые случаи ЭГП связаны с положением относительно транспортных потоков: положение в узлах связей, транзитное положение, тупиковое положение. Помимо частных видов ЭГП следует рассматривать интегральное ЭГП, объединяющее многочисленные особенности положения и дающее обобщённое представление о положении объекта. При этом интегральное ЭГП есть не сумма, а сложное сочетание многих положений.

Методика

Оцен­ки ЭГП обыч­но но­сят ка­че­ст­вен­ный ха­рак­тер (вы­год­ное или невыгод­ное, благоприятное или неблагоприятное). Существуют различные методики его количественной оценки. В качестве основных подходов следует назвать методы, связанные с моделью потенциалов (индуцированный потенциал), теорией графов , расчётом затрат (времени или денег) на преодоление расстояний до рассматриваемого объекта, а также разнообразные приёмы балльных оценок различных составляющих и интегрального ЭГП. Как правило, авторы исследований пользуются собственными методиками, что исключает возможность сопоставления результатов. Балльные оценки часто подвергаются критике из-за высокой степени субъективности. Но только они позволяют давать оценку интегрального ЭГП, тогда как точные количественные оценки применимы лишь для отдельных частных видов ЭГП. Полезность скрупулезных количественных оценок далеко не очевидна ввиду сложности состава ЭГП. В некоторых работах учитываются отношения, которые для изучаемого объекта не имеют никакого значения. Среди специалистов распространено мнение, что ЭГП любого объекта абсолютно индивидуально и поэтому не может оцениваться по универсальным методикам.

Опубликовано 9 декабря 2022 г. в 13:56 (GMT+3). Последнее обновление 9 декабря 2022 г. в 13:56 (GMT+3). Обратная связь

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э.-г. п. — категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного ископаемого.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

эконо́мико-географи́ческое положе́ние

географическое положение любого субъекта хозяйственной деятельности или таксона пространственной иерархии (населённого пункта, района, страны и др.) по отношению ко вне его расположенным данностям, имеющим экономическое значение для его возникновения и развития. Выделяется потенциальное и реализованное экономико-географическое положение. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу, напр. устью р. Невы до основания Санкт-Петербурга. Второе отражает исторический процесс использования экономико-географического положения в разных социально-экономических условиях. Для самого экономико-географического положения также типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно-технического прогресса в области транспорта и связи. Наиболее значительные перемены в экономико-географическом положении связаны с эпохой Великих географических открытий, освоения Америки, развития ж.-д. и автомобильного транспорта и т. п. Для детальной оценки экономико-географических положений проводят отдельный анализ его осн. составляющих, прежде всего транспортно-географического и политико-географического положения. Первое определяется степенью доступности других объектов, имеющих для данного экономико-географического положения экономическое значение; эта доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, надёжностью функционирования транспортных систем, отсутствием разного типа барьеров. С политико-географическим положением тесно связаны сами возможности установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, внешние опасности и угрозы. В пространственном аспекте обычно выделяют центральное и периферийное положения. Для городов традиционно выделяют микро– (отношения с ближайшим ареалом – двухчасовой транспортной доступности), мезо– (положение в регионе) и макроположение (в масштабах всей страны). Для измерения экономико-географического положения применяют модели пространственного взаимодействия (потенциала поля расселения и др.).

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Что такое эгп в географии

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 262.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 262.

В статье рассказывается о том, что такое ЭГП, дается расшифровка этой аббревиатуры, а также описывается ЭГП России.

Что такое ЭГП?

ЭГП или экономико-географическое положение описывает позицию всякого антропогенного экономически значимого объекта по отношению к аналогичным или природным комплексам.

В экономической географии таким образом анализируется состояние населенных пунктов, промышленных центров, стран и объединений.

При характеристике ЭГП государства учитываются страны-соседи, транспортные пути, размещение хозяйственных центров, рынки сбыта, характер изменения ЭГП.

В итоге формулируется вывод о влиянии ЭГП на экономику страны.

Соседское положение

Вдоль российских материковых границ расположены 14 стран, еще 2 страны являются морскими соседями (Япония, США). С частью стран не урегулированы вопросы границ.

Экономические связи были частично прерваны после введения санкций против России, но, несмотря на политические риски, продолжаются совместные проекты по различным направлениям, не прекращается экспортно-импортная деятельность.

Транспортная инфраструктура

Значительная широтная протяженность создает условия для создания транспортной артерии между европейскими и азиатскими странами. Такой «контейнерный мост» есть, это Транссибирская ж/д магистраль и БАМ, которые расширяются и модернизируются.

Большую роль приобретает Северный морской путь, для его работы реконструируются старые и строятся новые морские и аэропорты.

Международный аэропорт Сабетта, Ямал

Федеральные автомобильные трассы получили новое покрытие, оснащены камерами наблюдения, система ГЛОНАСС позволяет контролировать движение.

Расположение главных хозяйственных объектов

Основные промышленные центры находятся в городах, где достаточно квалифицированных работников и развита инфраструктура.

НЛМК, сталелитейный цех

Крупные месторождения полезных ископаемых располагаются в европейской части и Сибири. Основной поставщик топливных ресурсов – Западная Сибирь, где построены и создаются новые трубопроводы. Каменный уголь, металлы и продукция перерабатывающих комплексов перевозится по Транссибу, БАМу, и боковым веткам. Европейские регионы не испытывают трудности с вывозом продукции или завозом нужного оборудования ввиду густой транспортной сети.

Основные агрорегионы концентрируются вдоль степной южной полосы европейской части и Сибири.

Поля Алтайского края

Рынки сбыта

Российская продукция отправляется во многие страны мира, объем экспорта растет, при этом увеличивается доля не сырьевого сектора. Основные импортеры – ЕС, Китай и другие страны Азии, Латинская Америка и США также в этом списке.

Внутренние рынки сбыта рассредоточены по всей стране, кроме Крайнего Севера, куда доставка товаров производится преимущественно летом.

Изменение ЭГП

За последние 5 лет произошли положительные изменения в ЭГП. Появились новые порты на Балтике и Дальнем Востоке, распаханы ранее заброшенные посевные площади, совершенствуется транспортная система, открываются новые производства. Несмотря на введенные санкции, продолжается партнерство с многими странами.

Вывод

Ухудшение ЭГП после распада СССР постепенно преодолевается. Не последнюю роль сыграли санкции, которые «заставили» приступить к реиндустриализации страны, искать новых партнеров и укреплять старые экономические связи. Улучшение ЭГП создает условия для развития хозяйства страны.

Что мы узнали?

Мы узнали, что такое ЭГП, какие стороны развития страны оно учитывает. Мы познакомились с экономико-географическим положением страны, узнали о происшедших изменениях.

3. Экономико-географическое положение России

Экономико-географическое положение ( ЭГП ) — это географическое положение государства, оцениваемое относительно объектов, влияющих на его экономическое развитие.

Такими объектами являются страны-соседи, природные ресурсы, моря и т. д.

СоседиФизкарта.png

Рис. \(1\). Карта России

Российская Федерация является самым большим по площади государством в мире. Она занимает площадь свыше \(17\) млн км². Россия расположена в северной части самого большого материка — Евразии. В широтном направлении Российская Федерация протянулась практически на \(10\) тыс. км, в меридиональном направлении — более чем на \(4\) тыс. км. Территория России поделена на \(11\) часовых зон.

Нашу страну омывает \(12\) морей, которые относятся к трём океанам (Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому), а также Каспийское море-озеро.

По суше Россия граничит с \(14\) государствами и \(2\) частично признанными странами. С США и Японией наша страна имеет только морские границы.

Территория России расположена в \(4\) климатических поясах, б ó льшая часть — в умеренном, который является благоприятным для проживания населения и ведения сельского хозяйства. Основная часть страны — равнинная, горы расположены на юге и востоке. Россия богата реками и озёрами. На её территории располагается самое глубокое пресное озеро — Байкал, протекают крупные реки — Лена, Обь, Енисей, Волга.

Население РФ составляет более \(145\) млн человек, но размещено крайне неравномерно: б ó льшая часть проживает в европейской части России.

Российская Федерация богата природными ресурсами. На её территории залегают крупные месторождения топливных и рудных полезных ископаемых, алмазов. Огромные площади (\(45\) % территории страны) заняты лесными массивами.

Таким образом, к плюсам ЭГП нашей страны можно отнести:

  • огромную территорию;
  • единое экономическое пространство;
  • разнообразие минерального сырья и других природных ресурсов;
  • выход к трём океанам;
  • разнообразие форм рельефа;
  • большое количество стран-соседей;
  • наличие крупных судоходных рек.

Но существуют и недостатки ЭГП. Вот некоторые из них:

  • огромная территория создаёт трудности в управлении страной и её освоении;
  • значительные территории расположены в суровых климатических условиях;
  • ресурсы распределены по территории страны неравномерно;
  • плотность населения в разных частях государства очень разная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *