115‑ФЗ: что это простыми словами
115-ФЗ, который также называют «антиотмывочным», обязывает компании контролировать операции и сделки своих клиентов, чтобы выявлять подозрительные. Рассказываем коротко об основных положениях 115-ФЗ и разбираемся, почему исполнять этот закон должны не только банки.
В этой статье:
- В чем суть закона 115-ФЗ
- Основные положения 115-ФЗ
- Что могут делать банки по 115-ФЗ
- Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ
- Кого включают в перечень террористов и экстремистов
- Что будет за нарушение 115-ФЗ
В чем суть закона 115-ФЗ
Когда говорят о 115-ФЗ, имеют в виду Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Полное название закона часто сокращают до краткого — ПОД/ФТ. Своими словами 115-ФЗ еще называют «антиотмывочным» законом.
Смысл закона в том, чтобы:
- предотвратить обналичивание денег, полученных незаконно;
- препятствовать перечислению денег террористам, экстремистам и тем, кто распространяет оружие.
Организации, которые работают с деньгами или имуществом (банки, инвестиционные фонды, ломбарды и другие), должны пристально контролировать операции и сделки своих клиентов. В связи с этим 115-ФЗ устанавливает правила работы с клиентами. Регламенты, описанные в законе, обязывают компании выявлять незаконные схемы и предотвращать их.
Основные положения 115-ФЗ
На кого распространяется 115-ФЗ
Закон распространяется на ряд организаций, которые работают с деньгами или имуществом клиентов, проводят финансовые операции и сделки. Такие компании еще называют субъектами 115-ФЗ. Несмотря на то, что требования закона должны исполнять только определенные организации, их работа неизбежно сказывается на деятельности других участников деловых отношений.
Многие ошибочно считают, что 115-ФЗ распространяется только на банки, так как финансовые организации контролируют операции клиентов. Но это не так. Список субъектов 115-ФЗ не ограничивается банками, перечень гораздо шире.
Закон распространяется на следующие организации (ст. 5 115-ФЗ):
- банки и небанковские кредитные организации (НКО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), микрофинансовые организации (МФО);
- управляющих ценными бумагами, дилеров, брокеров, держателей реестров ценных бумаг, депозитариев;
- страховые компании, общества взаимного страхования;
- Почту России;
- ломбарды;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- операторов связи;
- организаторов лотерей и азартных игр;
- операторов инвестиционных и финансовых платформ;
- компании, которые продают и покупают драгоценные металлы;
- операторов сайтов и приложений по проведению сделок с токенами, криптовалютой и другими цифровыми финансовыми активами.
Эти организации в своей работе постоянно принимают, передают деньги и другие ценности. Поэтому они должны пристально следить за операциями и сделками клиентов, чтобы предотвратить незаконные схемы.
Также обязанности по 115-ФЗ должны выполнять адвокаты, нотариусы, аудиторы, юридические и бухгалтерские фирмы, организаторы торгов, клиринговые организации (ст. 7.1 115-ФЗ). Ведь иногда они тоже имеют дело с крупными сделками: нотариусы их удостоверяют, аудиторы — проверяют.
В банках и других крупных компаниях, которые относятся к субъектам 115-ФЗ, созданы отделы финансового мониторинга и комплаенса. Специалисты этих подразделений контролируют операции и сделки клиентов, выявляют сомнительные и отчитываются об этом регулятору.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма
Краткое содержание требований 115-ФЗ
«Антиотмывочный» закон накладывает достаточно большой пул обязанностей на субъектов 115-ФЗ. Эти требования связаны с проверкой клиента перед заключением договора, мониторингом его деятельности в течение всего периода сотрудничества и контролем операций и сделок. Например, перед заключением договора сотрудник банка просит клиента представить определенный набор документов и сведений — это одно из основных требований 115-ФЗ.
Разберем основные моменты закона и ответим на вопросы, как работает 115-ФЗ.
- Идентифицировать клиента перед тем, как начать с ним сотрудничать
Организация обязана установить, с кем имеет дело. Для этого сотрудник компании просит клиента предоставить данные о себе и подтвердить их документами.
Физлицо сообщает о себе:
- ФИО;
- гражданство;
- дату рождения;
- реквизиты паспорта, загранпаспорта, ВНЖ, разрешения на временное проживание;
- адрес места жительства;
- ИНН;
- СНИЛС;
- данные доверенности, если обращается представитель, и другое.
Если клиент — юрлицо, он представляет следующую информацию:
- наименование и организационно-правовую форму;
- ИНН;
- ОГРН;
- адрес регистрации;
- лицензии, если есть;
- сайт в интернете;
- учредительный договор;
- протокол об избрании директора;
- данные о финансовом положении и другое.
- Установить бенефициаров клиента
Бенефициарный владелец — это человек, который напрямую или через других лиц владеет 25 % капитала фирмы или может контролировать ее действия.
Давайте посмотрим, как определить бенефициара организации.
Представим: ООО «Ромашка» руководит Иван Иванов. Уставный капитал общества поделен между Иваном Ивановым — 30 % и ООО «Василек» — 70 %. Единственный учредитель и директор «Василька» — Анна Сидорова.
В этом случае бенефициарами организации будут:
- Иван Иванов, поскольку его доля в уставном капитале больше 25 %.
- Анна Сидорова, потому что она владеет 70 % уставного капитала «Ромашки» через ООО «Василек».
Схемы бывают и более сложными, с участием иностранных граждан или офшорных компаний.
Банку важно установить бенефициара клиента, чтобы понимать, в чьих интересах совершается то или иное финансовое действие. Если представитель компании не готов представить данные о бенефициарном владельце, это повод для отказа в приеме на обслуживание.
- Обновлять сведения о клиенте не реже одного раза в год
Когда клиент пришел первый раз, организация запрашивает у него информацию и документы, проверяет их и фиксирует. Со временем сведения могут стать неактуальными: женщина вышла замуж и поменяла паспорт, фирма выбрала нового директора. Иногда клиент по условиям договора обязан сам сообщать новые данные, если они изменились. Или организация направляет ему раз в год анкету, чтобы уточнить информацию.
- Установить степень риска совершения подозрительных операций
Всего уровня три: низкий, средний, высокий. Признаки, по которым определяется риск клиента, устанавливает сама организация на основе критериев 115-ФЗ и других нормативно-правовых актов.
Вот несколько факторов, которые повышают риск клиента в глазах организации:
- юрлицо зарегистрировано менее трех месяцев назад;
- компания находится по адресу массовой регистрации;
- организация зарегистрирована в стране, которая не входит в FATF. Financial Action Task Force on Money Laundering (финансовые меры против отмывания денег) — это международная организация, которая борется с отмыванием денег. В нее не входят Иран и КНДР.
Со временем уровень риска клиента может измениться. Например, банк повысит его, если клиент совершит сомнительную операцию. Физлицам и юрлицам с высоким уровнем риска уделяется более пристальное внимание: о них чаще обновляют данные и запрашивают подтверждающие документы по операциям. Банк также может установить лимиты на переводы или снятие наличных, пока не убедится в их благонадежности.
- Утвердить правила внутреннего контроля и должностное лицо, отвечающее за их выполнение
Правила внутреннего контроля — это внутренний документ, который принимает руководитель организации. ПВК устанавливают правила, регулирующие процесс по ПОД/ФТ в конкретной компании: какой отдел за это отвечает, как выявлять необычные сделки, как обучать сотрудников. Также правила внутреннего контроля определяют должностное лицо, которое контролирует исполнение его положений.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма
Что могут делать банки по 115-ФЗ
По 115-ФЗ одна из задач сотрудников финмониторинга банка — проверять легальность клиентских операций. Если у банка возникают подозрения в проводимой операции, он может ограничить дистанционный доступ (ДБО) клиента к счету и запросить подтверждающие документы.
Банки не заинтересованы в том, чтобы без причин ограничивать доступ своим клиентам к их счетам. В то же время они обязаны выполнять требования закона. При проверке операций банки руководствуются требованиями Центробанка.
В законе выделили те операции, которые банки должны контролировать обязательно (ст. 6 115-ФЗ). Это определенные клиентские операции на сумму от 600 тысяч рублей. В их числе снятие и внесение наличных, предоставление или получение беспроцентного займа, покупка или продажа иностранной валюты.
Также банки контролируют необычные операции клиентов, которые подпадают под критерии Положения Банка России № 375-П. В этом случае сумма операции значения не имеет. Всего таких критериев более 100. Так, банк точно заинтересуется, если клиент:
- регулярно совершает операции, не соответствующие ОКВЭД компании;
- снимает наличными более 50 % выручки;
- выплачивает зарплату и дивиденды без уплаты НДФЛ;
- проводит сделки без очевидной экономической выгоды и не несет расходов по обеспечению деятельности бизнеса (вода, канцелярия, связь и другое).
Тогда в рамках определенной процедуры сотрудник службы финмониторинга запросит у клиента документы по сомнительным действиям. Если их не представить, банк может отказать в проведении операции, а в случае двух отказов — расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Если сотрудник финмониторинга банка выявил подозрительную операцию, то он фиксирует сведения о ней: дату совершения, вид, основание, идентификационные данные физлица или юрлица. Организации дается три дня, чтобы передать эту информацию в Росфинмониторинг.
Если клиент неоднократно проводит сомнительные операции, он рискует попасть в список 764-П. Подробнее о нем читайте в статье.
Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ
Блокировка счета — это некорректный термин. Банки ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО), если сомневаются в легальности операции. В это время клиент не может пользоваться интернет-банком, хотя возможность проводить платежи на бумаге остается. Для предпринимателя это значит, что он имеет право обратиться в банк лично и принести платежку на бумаге. В то же время он может представить документы по спорной операции, и если все в порядке, доступ к интернет-банку восстановят.
Комплаенс-помощники и памятки, которые выпускают обслуживающие банки, помогут избежать нежелательных проблем. Вот несколько советов:
- Выдерживайте рекомендованную налоговую нагрузку — не менее 0,9 % от дебетового оборота по счету.
- Не совершайте платежи, которые не соответствуют ОКВЭД.
- Докажите банку, что вы ведете реальную деятельность: оплачивайте с расчетного счета налоги, аренду и коммунальные услуги.
- Откажитесь от снятия наличных в пользу безналичных расчетов.
- Работайте с проверенными контрагентами.
А еще не игнорируйте запросы сотрудников банка. Даже если доступ к ДБО ограничили, представьте документы по операции, ответьте на вопросы комплаенс-службы и дайте необходимые пояснения. Тогда сотрудник финмониторинга сможет оперативно проверить все данные и доступ восстановят.
Кого включают в перечень террористов и экстремистов
Росфинмониторинг формирует «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (коротко — фигурантов ПЭ). Регулятор формирует перечень на основании документов, которые поступают из разных органов: Генпрокуратуры, областных прокуратур, Следственного комитета, ФСБ, МВД, Минюста. Росфинмониторинг рассылает перечень экстремистов субъектам 115-ФЗ через личные кабинеты. Информация есть и в открытом доступе. Проверить человека и фирму можно здесь.
Граждане и организации попадают в список по разным причинам:
- суд ликвидировал компанию из-за ее связи с экстремизмом или терроризмом;
- человека подозревают, обвиняют или уже осудили за террористический акт, организацию экстремистского сообщества, призывы к терроризму, посягательство на жизнь чиновника;
- гражданина или организацию привлекли к административной ответственности за финансирование террористов;
- генпрокурор приостановил деятельность юрлица, так как обратился в суд для признания его экстремистским;
- человек есть в международном списке террористов;
- международный суд или организация признали физлицо или юрлицо террористом.
Физлицо или юрлицо могут исключить из списка. Например, если приговор или решение отменила апелляция, уголовное дело прекратили.
Согласно пп. 6 п 1. ст. 7 115-ФЗ, банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны выявлять среди клиентов тех, кто причастен к терроризму или экстремизму. Закон ограничивает работу с фигурантами этого перечня.
Физлица могут получать и тратить только 10 тысяч рублей в месяц. Еще одна мера по 115-ФЗ — деньги и имущество таких клиентов замораживаются (блокируются). Это значит, что они не могут взять кредит, совершить почтовый перевод денег, продать недвижимость или драгметаллы, заключить договор аренды. Также фигуранты ПЭ не могут действовать через подконтрольных лиц.
Заморозить активы можно, даже когда клиента нет в списке экстремистов. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма принимает такое решение, если заподозрит физлицо или юрлицо в содействии террористам.
Что будет за нарушение 115-ФЗ
Банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны исполнять требования закона и пристально следить за операциями своих клиентов. Формальный подход к соблюдению законодательства по ПОД/ФТ грозит для них высокими штрафами и даже лишением лицензии.
Регуляторы, в числе которых Центробанк, Росфинмониторинг, Пробирная палата, Роскомнадзор и ФНС, проводят проверки среди субъектов 115-ФЗ. Если по результатам регулятор выявит нарушения, к организации могут применить следующие санкции:
- банк лишить лицензии;
- оштрафовать кредитную организацию минимум на 100 тысяч рублей;
- применить дисциплинарную ответственность к адвокату, вплоть до приостановления статуса;
- привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП. В ней восемь разных составов. Самый большой штраф по статье — миллион рублей. Также в качестве наказания должностное лицо могут дисквалифицировать на срок до трех лет, а работу компании приостановить на срок до 90 суток.
Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма
«За последние три года количество ограничений счетов по тематике комплаенс снизилось в 2,5 раза»
Как Сбер помогает всем предпринимателям разобраться в вопросах 115-ФЗ
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Вице-президент ПАО Сбербанк, директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360», Станислав Карташов рассказывает в интервью о том, почему бизнесу жизненно важно следить за прозрачностью операций, как разобраться во всех нюансах 115-ФЗ и как в этом может помочь Сбербанк.
— Насколько часто в целом бизнес сталкивается с проблемами, связанными со 115-ФЗ? С чем связаны эти трудности?
— Ситуации, когда клиенты получают от банков рекомендации по ведению бизнеса или запросы на предоставление документов и пояснений по операциям со ссылкой на нормы 115-ФЗ, не редкость.
Основные трудности возникают у клиентов из-за совершения операций, не характерных для легального долгосрочного бизнеса. К примеру: отсутствие или недостаточный размер уплачиваемых налогов, частая неосмотрительность при выборе подрядчиков или партнеров, частое снятие и расчеты наличкой (особенно в тех отраслях, которым это не присуще), использование личных счетов для ведения бизнеса и многое другое.
По последней аналитике ЦБ, опубликованной в открытом доступе, известно, что больше всего сомнительных операций происходит в строительстве (36%), торговле (24%) и сфере услуг (21%).
— Почему бизнесу важно следить за операциями по счету? С какими трудностями он сталкивается при нарушении этих норм?
— Нарушение законодательства может привести к ограничению дистанционного банковского обслуживания. То есть все операции придется совершать через личный визит в отделение банка. Согласитесь, последствия не очень приятные – вести бизнес в таком формате в наше время крайне непривычно и неудобно. Более того, в некоторых случаях клиенту и вовсе может быть отказано в проведении операции.
Если возникнет подозрение, что компания совершает сомнительные действия (к примеру, занижает размер налоговой базы и платит налоги в неполном размере), то под удар могут попасть и ее контрагенты. В таком случае банк вправе запросить пояснения по характеру и назначению платежей, а также подтверждающие их документы – причем как у клиента, так и у его партнеров. Такие моменты вызывают недовольство у всех вовлеченных сторон и легко могут испортить партнерские отношения или даже репутацию компании в целом.
Поэтому мы рекомендуем своим клиентам пристально следить за прозрачностью бизнеса – в этом лежит основа безопасности ведения вашего дела.
— На какой бизнес ориентирована комплаенс-поддержка Сбербанка? Крупный бизнес? Средний? Представители малого бизнеса и ИП?
— Размер бизнеса не имеет для нас значения – закон один для всех организаций, и при возникновении трудностей Сбер помогает в нем разобраться. Поэтому наша поддержка по вопросам комплаенс работает со всеми предпринимателями: нам поступают обращения и от ИП, и от крупнейших корпораций.
Более того, на сайте Сбербанка есть отдельный раздел про 115-ФЗ – в нем представлены порядка 30 статей с полезными советами, кейсами предпринимателей, памятками и тестами. Здесь можно узнать, как ответить на запрос банка и прочитать (или даже выучить) «15 заповедей» по работе со счетами. Хочу отметить, что этим контентом могут воспользоваться и не клиенты Сбера – он доступен для всех желающих.
— Комплаенс-сервисы разного формата предлагают несколько игроков банковского рынка. В чем преимущество комплаенса Сбербанка?
— Конечно, конкуренция на рынке высокая, как и во всем банковском бизнесе. Но преимущество Сбера — в сильной клиентской поддержке и многолетнем опыте работы с клиентами в формате end-2-end. Все наши основные сервисы направлены на поддержку бизнеса и абсолютно бесплатны. Любой предприниматель может обратиться за поддержкой к комплаенс-консультанту или самостоятельно изучить статьи на сайте Сбербанка в разделе СберБизнес, где представлена вся необходимая для ведения бизнеса информация. А клиенты Сбера получают персональные рекомендации по 115-ФЗ прямо в интернет-банке.
— Сервис доступен любому бизнесу или только тому, кто обслуживается в СберБизнес? Это бесплатная услуга? Как бизнес может ее получить?
— Поддержка по вопросам комплаенс, то есть телефонная консультация по вопросам 115-ФЗ и комплаенс-контролю, доступна абсолютно всем предпринимателям бесплатно. Достаточно просто позвонить по номеру 0321 или 8 800 555-57-77 и нажать 6.
Наши действующие клиенты могут получить пояснения по 115-ФЗ, персональные рекомендации по работе бизнеса, помощь и сопровождение в процессе сбора документов. Плюс мы поможем с дополнительной проверкой перед сдачей документов по запросу банка, сопровождением в процессе реабилитации, работой с обращениями.
Надо сказать, этот сервис очень востребован предпринимателями: им пользуются до 30% микро- и малых предприятий-клиентов СберБизнеса в год.
Не клиентов Сбера мы с радостью проконсультируем по вопросам 115-ФЗ и дадим общие рекомендации по ведению бизнеса.
— Какие услуги, по Вашим оценкам, наиболее востребованы у бизнеса?
— Во-первых, это сама поддержка по вопросам комплаенс. Главная задача комплаенс-консультантов – помочь предпринимателям с уже возникшими рисками.
Во-вторых, это контент по 115-ФЗ на сайте Сбербанка. Наши материалы просматривает более 800 000 пользователей в месяц, и 30% из них – не клиенты Сбера.
В-третьих, персональные рекомендации для клиентов банка о возможных рисках, связанных с аномальной транзакционной активностью или схемой ведения бизнеса.
— Есть ли уже какая-то статистика относительно того, как растет уровень прозрачности у бизнесов, которые пользуются комплаенс сервисами Сбербанка?
— Безусловно, мы видим результаты нашей работы. Благодаря развитию комплаенс-сервисов в Сбере за последние три года количество ограничений счетов по тематике комплаенс снизилось в 2,5 раза. При этом удовлетворенность комплаенс-поддержкой среди клиентов выросла на 21 п.п.
— Могли бы вы привести примеры того, как обращение бизнеса к комплаенс-сервисам Сбербанка помогло избежать негативных последствий?
— Конечно, реальные примеры зачастую помогают лучше понять требования банка.
Представим индивидуального предпринимателя, занимающегося ремонтом и отделкой квартир. У него в штате есть несколько сотрудников, все они официально оформлены. Наш предприниматель снимает достаточно большое количество наличных с расчетного счета и проводит много переводов физическим лицам.
Теперь давайте представим, как выглядит деятельность такого ИП в глазах банка.
Экономический смысл большого количества переводов физическим лицам и частого снятия наличных банку непонятен. Переводы физлицам не связаны с выплатой зарплаты, а поле «назначение платежа» не заполнено. Скорее всего, у банка появятся вопросы к этому ИП, и мы отправим запрос о предоставлении пояснений по характеру деятельности и документов, подтверждающих эти платежи.
Среднестатистический ИП теряется и не понимает, как действовать, особенно если впервые столкнулся с подобными запросами. Я описываю реальный, типичный случай. Так вот, наш реальный клиент обратился за помощью в банк через горячую линию поддержки по вопросам комплаенс.
По телефону комплаенс-консультант пояснил, какие документы нужно собрать и в какой срок, предложил проверить пакет документов перед отправкой их в банк. По каким-то причинам полный пакет документов нашему предпринимателю собрать не удалось, но он предоставил другие подтверждения, плюс подробные пояснения о характере своей деятельности.
В результате оказалось, что у ИП не было строгой бухгалтерской отчетности, весь учет велся в тетрадях или таблицах Excel. Документы, конечно, сохранялись, но далеко не все. Для закупки строительных материалов владелец бизнеса переводил деньги сотрудникам на их личные карты вперемешку с заработной платой, не заполняя при этом поле «Назначение платежа». Сотрудники в свою очередь закупали материалы и отчитывались бумажными чеками, часть из которых тоже была утеряна.
Все предоставленные документы и пояснения банк проверил и по итогам предложил клиенту внести несколько изменений в схему ведения бизнеса. Во-первых, оформить бесплатную бизнес-карту для проведения безналичных закупок строительных материалов и выдать карты сотрудникам. В этом случае все расходы сразу отражаются в выписке по счету и становятся доступны для просмотра в интернет-банке СберБизнес. Таким образом расчеты фирмы становятся прозрачнее и для банка, и для самого владельца бизнеса.
Во-вторых, для контроля покупок сотрудников со счета ИП банк порекомендовал установить лимиты по каждой бизнес-карте на расходы и снятие наличных.
— Как на развитии комплаенс-сервисов сказалась пандемия?
— Как и в других сферах, пандемия ускорила переход части процессов по комплаенс в онлайн-формат.
— Как и за счет чего комплаенс-сервисы будут развиваться далее?
— Одно из перспективных направлений – развитие проактивных сервисов и рекомендательных систем. Они будут предупреждать клиентов о возможности возникновения комплаенс-рисков. Таким образом мы надеемся снизить количество случаев, приводящих к каким-либо ограничениям для наших клиентов.
Ну и, конечно, хочется верить, что в перспективе комплаенс-репутация бизнеса будет прозрачной для всего рынка.
Сервисы СберБизнеса, которые помогают избежать блокировки по 115-ФЗ
По закону банки обязаны анализировать операции компаний и блокировать платежи, которые могут быть связаны с отмыванием доходов и другой нелегальной деятельностью. Но ограничения можно предупредить, если вести бизнес прозрачно и соблюдать рекомендации. Учесть все нюансы предпринимателям помогают сервисы СберБизнеса. Рассказываем, какие.
В чём суть закона 115-ФЗ?
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и/или финансированию терроризма» направлен на отслеживание финансовых операций, через которые бизнес скрывает нелегальные источники прибыли. Закон обязывает банк выявлять и предотвращать такие операции. Если по платежам есть вопросы, банк обращается к компаниям за пояснениями и подтверждающими документами. Это называется «запрос документов» — клиент банка обязан на них отвечать. Если запросы игнорировать, банк может отказать в проведении платежей и расторгнуть договор.
Инструкция «Как вести бизнес без блокировок»
Раздел сайта СберБизнеса с советами, историями предпринимателей, тестами, чек-листами, памятками. Пригодится, чтобы и проверить знания по теме, и понять, что делать, если бизнес столкнулся с трудностями по 115-ФЗ.
Бесплатные комплаенс-консультации
Горячая линия работает для всех, даже если у компании нет счёта в СберБизнесе. Комплаенс-консультанты расскажут про нюансы 115-ФЗ, дадут рекомендации и помогут составить ответ на запрос документов от банка, в том числе собрать и проанализировать пакет документов. Сервис доступен для тех, кто не является клиентом банка.
Контакты горячей линии: 0321 доб. 6 с мобильного или 88005555777 доб. 6 с городского телефона.
Персональные рекомендации СберБизнеса
Банк предупредит клиента, если какой-то показатель отклоняется от нормы , клиенты могут получать рекомендации. Соблюдая их, можно снизить вероятность получения запроса документов и избежать ограничений по счёту.
Обучающий онлайн-курс «Риски для бизнеса по 115-ФЗ»
На курсе эксперты Сбера рассказывают, как вести бизнес спокойно и не думать о блокировках по 115-ФЗ.
За семь онлайн-уроков предприниматели узнают, что такое 115-ФЗ и как он работает. Как управлять бизнесом, чтобы не допустить ограничений. Почему сомнительные компании влияют на репутацию своих партнёров. И что делать, если ограничения на проведение операций по счёту уже введены. После окончания курса предусмотрено итоговое тестирование и сертификат.
Сервис «Риск блокировки»
Помогает вовремя увидеть риски, и не допустить блокировки по 115-ФЗ. Сервис в режиме онлайн анализирует все финансовые события по счёту, соотносит ваши показатели с рекомендациями Центробанка по 115-ФЗ и подсвечивает результаты тремя цветами по принципу светофора. Зелёный — всё отлично, жёлтый — моменты, на которые стоит обратить внимание, красный — критичные показатели, которые надо срочно исправить.
«Риск блокировки» встроен в интернет-банк СберБизнес, устанавливать дополнительные приложения не нужно.
Сервис «Комплаенс-помощник»
Предоставляет расширенный комплаенс-отчёт с анализом операций и персональными рекомендациями. Документ напоминает чек-лист, где отмечены все возможные отклонения по счёту. Нюансы отчёта разъясняет менеджер во время индивидуальной консультации. Количество таких консультаций не ограничено.
Реабилитация после применения банками мер, предусмотренных законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов
Банк может заблокировать счет в рамках Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», если у него есть подозрения, что целью совершения операций является отмывание доходов и (или) финансирование терроризма.
Полный перечень признаков, которыми пользуются банки, приведен в Приложении к Положению ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П. ЦБ РФ разрешил банкам расширять и дорабатывать список подобных критериев. Например, под подозрение попадают следующие операции:
- Запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- Явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента), общепринятой рыночной практике совершения операций;
- Операции, связанные с обращением цифровых прав, которые характеризуются однонаправленностью, регулярностью, на крупные суммы;
- Операция, связанная с оборотом цифровой валюты, и др.
Согласно ст. 4 115-ФЗ, банк в случае выявления таких подозрительных (сомнительных) операций, вправе применить следующие меры:
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, включенных в Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень), либо лиц, касательно которых вынесено соответствующее решение Росфинмониторинга;
- приостановить операцию с денежными средствами или иным имуществом, в отношении лиц, состоящих или связанных с лицами, указанными в Перечне (или связанными с такими лицами), на 5 рабочих дней (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней); срок приостановки продлевается на основании решения Росфинмониторинга;
- приостановить операции по банковским вкладам/счетам на основании заявления Росфинмониторинга;
- приостановить операцию, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае наличия подозрений по результатам внутренней проверки банка (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица);
- отказаться от заключения договора банковского счета/вклада в случае наличия подозрений;
- расторгнуть договор банковского счета/вклада с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по 115-ФЗ.
Решения об отказе или расторжении банки принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля. Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.
Согласно п. 13.2 ст. 7 115-ФЗ, Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России. В соответствии с п. 13.3 ст. 7 115-ФЗ, Банк России доводит полученную от Росфинмониторинга информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном Положением Банка России от 15.07.2021 N 764-П.
Таким образом, клиент, которому банк отказал в проведении операции, попадает в черный список, к которому имеют доступ все банки (п. 13, 13.1 ст. 7 115-ФЗ). Однако факт попадания в такой список не означает, что все банки откажут организации (ИП) в обслуживании (Информационное письмо ЦБ РФ от 15.06.2017 № ИН-014-12/29). Этот перечень является рекомендацией для банков, но свои риски они оценивают самостоятельно. Банки не должны принимать решение об отказе исключительно на основании наличия информации о ранее реализованных другими кредитными организациями отказах. Это может служить только одним из критериев оценки добросовестности (Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).
Что делать, если счет заблокировали по 115-ФЗ: алгоритм действий
Применив меры по блокировке счетов/приостановлении операций, банк обязан проинформировать клиента о принятых мерах, их причинах, необходимости предоставления документов (ст. 4 115-ФЗ). Срок для объяснения причин – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 13.1.1 ст. 7 115-ФЗ).
Если клиент не получил от банка информацию, то он вправе обратиться в банк за получением соответствующих разъяснений о причинах блокировки/ приостановления (п. 2, 3 письма ЦБ РФ от 12.09.2018 № ИН-014-12/61).
Алгоритм действий
- Предоставление банку документов/сведений, подтверждающих легальность проводимых операций После получения информации о причинах отказа, если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения об отказе, необходимо самостоятельно подобрать документы, которые свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе, и предоставить их в обслуживающий банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение об отказе.
- Рассмотрение банком сведений, предоставленных клиентом. В срок не позднее 7 рабочих дней со дня представления документов и (или) сведений об отсутствии оснований для непроведения платежа или заключения договора банк обязан сообщить клиенту о результатах рассмотрения (п. 13.4 ст. 7 115-ФЗ). При положительном для клиента результате банк не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения оснований для отказа, обязан оповестить Росфинмониторинг. После этого организация (ИП) должна быть исключена из черного списка. Если результат отрицательный, клиент вправе подать заявление об обжаловании решения банка в Межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.
- Обжалование решения банка в Межведомственную комиссию при ЦБ РФ. Форма заявления содержится в приложениях 5 и 6 к методическим рекомендациям для предпринимателя от ЦБ РФ (Письмо Банка России от 10.06.2021 N 59-4/29017 «О направлении Методических рекомендаций для предпринимателя 2.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету?»»). Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У. Заявление вместе с документами можно отправлять как по почте, так и в электронном виде через сайт ЦБ РФ (раздел «Интернет-приемная Банка России»). Общий срок рассмотрения комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Также предусмотрен срок для сообщения о принятом решении заявителю и банку – не позднее трех рабочих дней со дня его принятия. Сообщение о решении Межведомственной комиссией будет направлено таким же способом, каким было направлено заявление. Положительное решение межведомственной комиссии распространяется именно на ту операцию (договор), в проведении (заключении) которой ранее был получен отказ, и обязательно для исполнения банком (п. 4 письма ЦБ РФ от 12.09.2018 № ИН-014-12/61).
- Обжалование решения банка в арбитражный суд. Данный способ может быть использован в том числе вместо обращения в Межведомственную комиссию. В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, клиент как сторона, которая ссылается на нарушение Банком требований законодательства, должен доказать легальность проводимых операций документами или иными сведениями. Как показывает практика, если операции клиента легальны, он представил в банк подтверждающие документы, а банк все равно ведет себя странно и свою позицию не меняет, то суд встает на сторону клиента. В этом случае с банка можно будет взыскать все убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы (ст. 15, 395 и 856 ГК РФ).
Выводы из анализа судебной практики по реабилитации в рамках 115-ФЗ
Анализ судебной практики показывает, что суды часто встают на сторону клиентов по делам о реабилитации в рамках 115-ФЗ. Для вынесения решения в свою пользу клиентам все же необходимо соблюсти процедуры по предоставлению документов/сведений по запросу Банка для подтверждения легальности проводимых ими операций. Исключением являются однозначные нарушения клиентами 115-ФЗ, например, нахождение их в Перечне организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также ситуации, когда Банк обоснованно вынес решение о блокировке при наличии нескольких явных признаков сомнительной операции.
Применение банками мер 115-ФЗ по отношению к операциям с криптовалютой.
Как было отмечено, в разряд подозрительных для банков операций входят операции, связанные с оборотом криптовалюты.
В сентябре 2021 Банк России опубликовал Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц от 06.09.2021 № 16-МР для банков по выявлению платежных карт и электронных кошельков, которые принимают платежи в адрес криптовалютных обменников, а также онлайн-казино, организаторов финансовых пирамид и форекс-дилеров. ЦБ РФ выделил 8 признаков, по которым банки могут выявлять подозрительные операции:
- необычно большое количество контрагентов — физических лиц, как плательщиков, так и получателей средств (более десяти в день или 50 в месяц);
- необычно большое количество операций по зачислению и списанию денежных средств, проводимых с физическими лицами (более 30 операций в день);
- значительные объемы операций по списанию и зачислению денежных средств, совершаемых между физическими лицами (например, более 100 тыс. руб. в день и более 1 млн руб. в месяц);
- короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств и списанием;
- в течение 12 часов и более одних суток проводятся операции по зачислению и списанию денежных средств;
- в течение недели средний остаток денежных средств на счете карты или кошелька на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по счету в указанный период;
- по карте или кошельку не проводятся операции по оплате товаров или услуг;
- использование одного устройства разными физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств.
Банк России также считает, что если гражданин не зарегистрирован в качестве ИП, но при этом фактически использует свой личный счет для заработка на криптовалюте, то он занимается незаконной предпринимательской деятельностью.
С октября 2021 г. подозрительными являются операции, связанные с оборотом цифровой валюты (код 1190)[1]. Также в этот перечень попадают операции, связанные с обращением цифровых прав на крупные суммы (код 1137).
Также в поправках к Положению № 375-П перечислены более 100 признаков, указывающих на подозрительный характер транзакции, что является поводом проверить, не используется ли она для отмывания денег и финансирования терроризма. Среди них:
- Транзакции, связанные с торговлей цифровыми валютами;
- Регулярные крупные транзакции, связанные с торговлей токенами;
- Снятие наличных с корпоративных карт;
- Регулярные зачисления от частных лиц с последующим обналичиванием;
- Операции с участием людей, подозреваемых в нелегальном предпринимательстве или уклонении от уплаты налогов;
- Резкое увеличение денег на счете и вывод их в другой банк;
- Закрытие счета клиентом сразу после уточняющих вопросов о переводе со стороны банка.
Это не исчерпывающий список — банки могут дополнять его собственными критериями оценки операций как подозрительных.
Судебная практика по блокировке операций с криптовалютой в рамках 115-ФЗ
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются стороны в попытках доказать легальность криптовалютных операций, состоит в идентификации лиц, заключающих сделки купли-продажи криптовалюты (в частности, когда заявитель при регистрации на криптовалютной бирже не проходил процедуру идентификации с паспортом гражданина РФ). Сторонам важно доказать наличие легальной сделки купли-продажи криптовалюты, в счет которой осуществлялся денежный перевод.
В ряде случаев суды в состоянии идентифицировать пользователей без прохождения идентификации по паспорту гражданина РФ. Для идентификации пользователя необходимо показать взаимосвязь операций на криптовалютной бирже по дате и цене сделки. Кроме того, может потребоваться доказательство происхождения денежных средств, которыми оперирует пользователь.
- Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 по делу № 2-71/2020: Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и отклоняет утверждение Ф. о том, что перечисление на ее счет осуществлено в связи с участием ее друга — Х. в интернет проекте по купле-продаже электронной валюты.В качестве обоснования данного утверждения Ф. ссылается на распечатки выписки с электронной торговой площадки «LocalBitcoin», из которой усматривается, что 13 мая 2019 года в 20:30 совершена сделка по продаже 0,288461154 Биткойна. По мнению Ф., продажа осуществлена Х., в связи с этим на ее счет перечислена денежная сумма в размере 150 000 руб. Однако по данной выписке невозможно установить стороны сделки, а также факт перечисления денежных средств на счет N.
- Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2019 по делу № 33-36978/2019: Суд оценил представленные фио скриншоты страниц сайтов в сети Интернет и пришел к выводу о том, что они не подтверждают факта продажи биткоинов в пользу фио. Указанные скриншоты содержат информацию о том, что под учетной записью администратора сайта www.crmtobroker.pro в разделе «заявки на обмен» отображаются, в том числе, заявки с номерами 147879, 147880, 147883, 147884, 147885, 147886. В содержании заявок указаны пользователь, курс обмена, отдаваемая и получаемая валюта, сумма обмена в рублях и получаемая сумма биткоинов, платежная информация, реквизиты для вывода и статус заявки.Какой-либо информации о принадлежности обмениваемых на рубли биткоинов фио данные скриншоты не содержат. Скриншоты заявок не содержат информации о дате и времени их исполнения.
- Апелляционное определение Московского городского суда от 04.10.2019 по делу № 33-42359/2019: Согласно представленным стороной ответчика скриншотам с сайта Localbitcoins.com 25.12.2018 пользователи criptocapital1 (продавец) и alex.mazic13 (покупатель) заключили сделку купли-продажи криптовалюты (биткоинов), пользователь alex.mazic13 совершил перевод денежных средств по предоставленным пользователем criptocapital1 реквизитам банковской карты (N ***р ПАО «Сбербанк России», получатель Михаил Владимирович З.), для идентификации платежа сообщил имя отправителя Юрий А. и подтвердил успешное завершение сделки. Аналогичные сделки были совершены 26.12.2018 и 15.01.2019, по ним приведены аналогичные данные. Презюмируется, что банковская карта клиента находится только в его распоряжении. Суммы сделок составляли по 350 000 руб., при сопоставлении представленных истцом платежных документов и данных с сайта Localbitcoins.com, которые истцом не оспаривались, даты и время совершения банковский операций и сообщения покупателя о совершении перевода полностью согласуются между собой.
- Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.07.2021 по делу № 2-135/2021: Во исполнение данного требования истцом в адрес Банка предоставлены следующие документы: справки 2 НДФЛ за 2019, 2020гг об источнике дохода по месту работы, скрины (изображение экрана) криптокошелька с реестром операций с сайтов trade.risex.net и c2c-admin.binance.com (торговых платформ, позволяющих производить сделки с криптовалютой), письменные пояснения о том, что истец совершает сделки по купле-продаже криптовалюты биткоин с физическими лицами на указанных биржах и денежные средства поступают на его счета от совершения таких сделок.После получения от истца пояснений о том, что денежные средства получены от совершенных на криптовалютных биржах сделках по продаже биткоинов с представлением сведений о сделках в виде скриншотов страниц личного кабинета с соответствующих сайтов, ответчик действий по отмене примененных к клиенту мер реагирования не принял, на претензию истца ответа также не дал, не разъяснил клиенту причину, по которой не счел надлежащими и убедительными представленные последним доказательства.Между тем, письменные объяснения Рябцева П.А. о том, что денежные средства получены от физических лиц по сделкам купли-продажи криптовалюты, совершенным на криптовалютных биржах в сети интернет, согласуются с представленными истцом сведениями с сайтов … и … о совершенных сделках, где, помимо даты и суммы сделки, указаны ФИО второго участника сделки. В свою очередь, сведения с биржи о поступивших от продажи биткоинов суммах полностью совпадают со сведениями о зачислении на счета истца денежных средств, в отдельных случаях с разницей в 1-3 банковских дня. При этом сведения о движении средств по счетам истца, равно как и сведения о том, от кого истцу поступили денежные средства, имелись в распоряжении ПАО «Сбербанк». Также истцом в претензии было указано, что в период 01.07.2020 по 07.08.2020 он продавал криптовалюту, приобретенную им ранее за счет личных накоплений за длительный период времени.
В Определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2022 по делу N 88-1663/2022 судом также закреплены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения подобных дел:
Учитывая указанное, суды при рассмотрении дела должны были установить что именно в операциях, производимых с использованием счета истца вызвало необходимость исполнения банком Федерального закона о противодействии легализации преступных доходов, какие конкретно документы по запросу банка должен был предоставить истец, имели ли эти документы значение для установленных законом целей и мог ли истец исполнить требование банка о предоставлении заверенных выписок с карт лиц, которые осуществили перевод на карту истца.
Как избежать блокировки в рамках 115-ФЗ при совершении операций с криптовалютой
Рекомендуем соблюдать определенные правила, благодаря которым риски блокировки счета по 115-ФЗ получится свести к минимуму.
- Фиксируйте все операции. Делайте скриншоты всех транзакций, переписок в боте и действий на бирже и в обменнике. Это пригодится, если банк потребует доказать происхождение денег.
- Уплачивайте налоги с полученного дохода от криптовалютной деятельности. Декларировать доходы от нее вы обязаны в общеустановленном порядке (как физическое лицо), подавая в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ. В 2022 ФНС добавила доходы от операций с цифровыми валютами для заполнения налоговой декларации. Данный источник дохода обозначен кодом 4909 в личном кабинете налогоплательщика.
- Если вы работаете через ИП, зарегистрируйте ОКВЭД, который подходит для обращения криптовалют — 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий».
- Не снимайте с карточки сразу больше трети суммы от сделки с криптой. Мошенники традиционно обналичивают деньги очень быстро и на всю сумму.
- Остаток на карте после снятия наличных лучше расходовать безналично для оплаты собственных покупок. Так вы покажите банку, что вам нечего скрывать и полученные суммы не используются в незаконных схемах.
- По возможности работайте с известными биржами и обменниками. У банка возникнет меньше вопросов, если вам поступят деньги от организации, а не физлица. Однако многое зависит от самой площадки. Так, если речь идет о крупных регулируемых биржах, то у банков, скорее всего, не возникнет вопросов, они осведомлены о том, вы прошли KYC/AML-проверку.
- Не стоит переводить деньги, полученные от сделок с криптовалютой, третьим лицам (не родственникам) особенно тем, которые уже засветились в схемах с обналичиванием и прочей теневой деятельностью.
- Аккаунт на бирже, торговой площадке, онлайн-сервисе, с которого вы торгуете, должен быть зарегистрирован и верифицирован именно на вас.
- Банковская карта, используемая на бирже, торговых площадках, онлайн-сервисах, должна быть зарегистрирована на ваши персональные данные. В последующем это позволит установить связь между сделками с цифровой валютой и банковскими транзакциям.
- Выводить лучше деньги суммами, не превышающими 200 тыс. руб., так как транзакции от этой суммы надо подтверждать договором. Это касается и p2p-площадок. При работе с иностранными площадками учитывайте то, что суммы в валюте эквивалентом свыше 200 тыс. руб. автоматически проходят проверку валютного контроля банка.
- Если вы проводите операции с контрагентами напрямую (не через биржу), то нужно оформлять договоры купли-продажи. Документами можно обмениваться через электронную почту, о чем должно быть сказано в договоре.
[1] Указание Банка России от 20.10.2020 N 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
- Платежные системы
- Финансы в IT