Как отозвать согласие на медицинское вмешательство
Перейти к содержимому

Как отозвать согласие на медицинское вмешательство

  • автор:

Отзыв согласия на медицинское вмешательство

Подборка наиболее важных документов по запросу Отзыв согласия на медицинское вмешательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Медицинская документация:
  • 315у
  • 316у
  • Акт списания медикаментов
  • Выдача амбулаторной карты
  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
  • Показать все
  • Медицинская документация:
  • 315у
  • 316у
  • Акт списания медикаментов
  • Выдача амбулаторной карты
  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
  • Показать все
  • Медицинские услуги:
  • 7 нозологий
  • 86.90.19.190
  • Абдоминальная хирургия
  • Аборт
  • Амбулаторное лечение
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Репродуктивный выбор при естественной и вспомогательной репродукции
(Усачева Е.А.)
(«Российский юридический журнал», 2021, N 3) Так, правило приоритета согласованной воли над измененной критикует В.А. Трубина. По мнению указанного автора, поскольку информированное добровольное согласие на применение ВРТ является разновидностью согласия на медицинское вмешательство, отзыв которого законом допускается, то и пациент, обратившийся к ВРТ, должен быть вправе отозвать согласие в любой момент до имплантации эмбриона. Иное нарушило бы право на уважение частной и семейной жизни и привело бы к дискриминации . Очевидно, В.А. Трубина видит конфликт между правилом приоритета согласованной воли над измененной и правилом приоритета права на отказ от репродукции. Однако ошибка здесь кроется в самом факте сопоставления данных правил. Правило приоритета согласованной воли касается ситуаций, когда воля была выражена добровольно, ясно и недвусмысленно, правило же приоритета права на отказ от репродукции применяется при отсутствии доказательств предварительного совершения репродуктивного выбора. Регулирование отношений, возникающих в связи с парным применением ВРТ, на наш взгляд, все-таки должно обеспечивать определенный уровень предсказуемости их развития (хотя бы в тех случаях, когда стороны согласны эту предсказуемость обеспечить). Участники ВРТ самостоятельно принимают решение о моменте совершения репродуктивного выбора по поводу имплантации созданного эмбриона (одновременно с отделением гамет, одновременно с созданием эмбриона или непосредственно по факту его имплантации). Тем не менее если выбор сделан, представляется несправедливым не только с позиции защиты созданного эмбриона , но и с точки зрения интересов второго партнера позволять изменять его в одностороннем порядке.

Статья: Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий
(Бычков А.)
(«Юридический справочник руководителя», 2021, N 12) Судебная практика. Мужчина дал информированное добровольное согласие на перенос эмбрионов в полость матки истицы. Но после рождения ребенка не стал выполнять свои родительские обязанности. Оценив содержание договора с клиникой на применение ЭКО, текст информированного добровольного согласия ответчика, которое им отозвано не было, свидетельство о рождении и иные доказательства по делу, суд установил отцовство ответчика в отношении ребенка и постановил взыскивать с него алименты (заочное решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 02.05.2017 по делу N 2-1695/2017).

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Как отозвать согласие на медицинское вмешательство

    В ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство (далее – информированное согласие) является «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства».

    Под медицинским вмешательством понимаются все виды медицинских обследований и/или медицинских манипуляций, имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, а также искусственное прерывание беременности (см. п. 5 ст. 20 ФЗ-323).

    Закон обязывает медицинских работников предоставить пациенту или его законному представителю в доступной форме полную информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

    На какой срок пациент дает информированное согласие при обращении в поликлинику?
    На какой срок пациент дает информированное согласие при обращении в поликлинику?

    В п. 4 Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств сказано, что информированное согласие «оформляется после выбора медицинской организации и врача при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи».

    Информированное согласие дается на неопределенный срок, но пациент может в любой момент отказаться от любых видов медицинских вмешательств.

    На какой срок пациент дает информированное согласие при госпитализации?
    На какой срок пациент дает информированное согласие при госпитализации?

    В случае госпитализации сложилась такая практика, что информированное добровольное согласие дается в момент госпитализации на весь срок госпитализации.

    Единой формы такого документа на данный момент нет. Информированное согласие дается также при каждом оперативном вмешательстве

    На данный момент в ряде медицинских организаций практикуется получение подписи пациента или его законного представителя при госпитализации на бланке информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, не заполненном в части, описывающей заболевание и/или состояние пациента, а также в части, содержащей перечисление видов медицинских вмешательств. В таких случаях бланк заполняется медицинскими работниками постфактум. Такая практика недопустима, и пациент или его законный представитель может (и должен) настоять на том, чтобы все необходимые разъяснения медицинскими работниками были даны и все виды планируемых медицинских вмешательств были зафиксированы в документе. Пациенты должны помнить, что им не могут отказать в госпитализации, если они отказываются подписывать незаполненный бланк информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В то же время пациент должен понимать, что без согласия, пописанного им, медицинская помощь (за исключением случаев, описанных в п. 9 ст. 20 Закона) оказана не будет.

    Может ли пациент передумать и отозвать согласие на медицинское вмешательство?
    Может ли пациент передумать и отозвать согласие на медицинское вмешательство?

    П. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет право пациента отказаться от медицинского вмешательства (всех или каких-либо) в любой момент, а п. 4 ст. 20 обязывает медицинских работников разъяснить гражданину или его законному представителю в доступной форме возможные последствия такого отказа.

    Для отказа от видов медицинских вмешательств, согласие на которые пациент пописывает при первом обращении за первичной медико-санитарной помощи, разработана специальная форма.

    Возможно ли медицинское вмешательство без согласия пациента, родителя или законного представителя?
    Возможно ли медицинское вмешательство без согласия пациента, родителя или законного представителя?

    В п. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислен исчерпывающий перечень ситуаций, в которых допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя, а в п. 10 указаны субъекты, принимающие решение.

    Субъект, принимающий решение

    консилиум врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащий (дежурный) врач

    консилиум врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащий (дежурный) врач

    ОТЗЫВ СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТА НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОМЕРНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

    Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Свередюк Максим Геннадьевич, Ступак Валерий Семенович, Люцко Василий Васильевич

    Актуальность. Федеральное законодательства обязывает всех лиц, занимающихся обработкой информации о частной жизни граждан, соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения такой информации. Отзыв согласия пациента на обработку персональных данных не всегда правомерен и как правило приводит к конфликтам между пациентами и медицинскими работниками. Целью исследования является проведение анализа основных нормативно-правовых актов, регулирующих сбор, хранение, использование и распространение персональных данных о пациенте в системе здравоохранения и в медицинских организациях. Методы исследования. Проведен систематический обзор законодательства Российской Федерации, положений, действующих нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья. Результаты. Действующая Конституция РФ в соответствии со статьей 24 Конституции РФ определила, что без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено. Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право на ведение учета персональных данных лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования. Статьей 94 предусмотрен перечень персональных данных о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования. Вопросам безопасности посвящена часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных » согласно которой оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые меры безопасности по работе с персональными данными. Между тем, несмотря на законодательные гарантии защиты информации, пациенты направляют запросы в медицинские организации с требованием завершения обработки персональных данных и их удаления из информационных систем учреждения. Авторы ссылаются на решения судов различных инстанций, по которым принимались решения по отзыву персональных данных пациентов , высказывают мнение о недостаточности правового регулирования в системе здравоохранения по данному вопросу. Выводы. Анализируя вышеизложенные положения, авторы считают целесообразным разработать нормативно-правовой акт, которым будет определен порядок, функции, конкретные действия медицинского работника, пациента , законного представителя, а также последствия наличия, либо отсутствия согласия на обработку персональных данных .

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Свередюк Максим Геннадьевич, Ступак Валерий Семенович, Люцко Василий Васильевич

    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ТУБЕРКУЛЕЗОМ
    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
    ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

    О проблемах регулирования правоотношений, связанных с вопросами финансирования медицинской реабилитации онкологических больных

    Законодательное регулирование доступа пациента и его законных представителей к медицинской документации

    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    REVOCATION OF THE PATIENT’S CONSENT TO THE PROCESSING OF PERSONAL DATA FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGALITY AND POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION

    Relevance. Federal legislation obliges all persons involved in the processing of information about the private life of citizens to comply with the established procedure for collecting, storing, using and distributing such information. Revocation of the patient ‘s consent to the processing of personal data is not always legitimate and usually leads to conflicts between patients and medical professionals. The purpose of the study is to analyze the main regulatory legal acts regulating the collection, storage, use and dissemination of personal data about a patient in the healthcare system and in medical organizations. Research methods. A systematic review of the legislation of the Russian Federation, regulations, and current regulatory legal acts at the federal and regional levels regulating legal relations in the field of health protection has been carried out. Results. The current Constitution of the Russian Federation, in accordance with Article 24 of the Constitution of the Russian Federation, has determined that it is prohibited to collect, store, use and disseminate information about his private life without the consent of a citizen. According to part 1 of Article 92 of Federal Law No. 323-FZ of November 21, 2011 «On the basics of public health protection in the Russian Federation», the right to keep records of personal data of persons who receive medical care, as well as persons in respect of whom medical examinations, medical examinations and medical examinations are carried out is secured. Article 94 provides for a list of personal data about persons who receive medical care, as well as about persons in respect of whom medical examinations, medical examinations and medical examinations are carried out. Part 1 of Article 19 of the Federal Law No. 152-FZ of July 27, 2006 «On Personal Data» is devoted to security issues, according to which the operator is obliged to take the necessary security measures to work with personal data when processing personal data . Meanwhile, despite the legislative guarantees of information protection, patients send requests to medical organizations demanding the completion of the processing of personal data and their removal from the information systems of the institution. The authors refer to the decisions of the courts of various instances, on which decisions were made on the withdrawal of personal data of patients, express the opinion about the insufficiency of legal regulation in the healthcare system on this issue. Conclusions. Analyzing the above provisions, the authors consider it expedient to develop a regulatory legal act that will determine the procedure, functions, specific actions of a medical worker, patient , legal representative, as well as the consequences of the presence or absence of consent to the processing of personal data .

    Текст научной работы на тему «ОТЗЫВ СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТА НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОМЕРНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4

    DOI 10.24412/2312-2935-2021 -4-502-514

    ОТЗЫВ СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТА НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОМЕРНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    М.Г. Свередюк1, В.С. Ступак2, В.В. Люцко 2

    1КГБОУДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края, г. Хабаровск.

    2ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва.

    Актуальность. Федеральное законодательства обязывает всех лиц, занимающихся обработкой информации о частной жизни граждан, соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения такой информации. Отзыв согласия пациента на обработку персональных данных не всегда правомерен и как правило приводит к конфликтам между пациентами и медицинскими работниками.

    Целью исследования является проведение анализа основных нормативно-правовых актов, регулирующих сбор, хранение, использование и распространение персональных данных о пациенте в системе здравоохранения и в медицинских организациях.

    Методы исследования. Проведен систематический обзор законодательства Российской Федерации, положений, действующих нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья. Результаты. Действующая Конституция РФ в соответствии со статьей 24 Конституции РФ определила, что без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено. Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право на ведение учета персональных данных лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования. Статьей 94 предусмотрен перечень персональных данных о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования. Вопросам безопасности посвящена часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласно которой оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые меры безопасности по работе с персональными данными. Между тем, несмотря на законодательные гарантии защиты информации, пациенты направляют запросы в медицинские организации с требованием завершения обработки персональных данных и их удаления из информационных систем учреждения. Авторы ссылаются на решения судов различных инстанций, по которым принимались решения по отзыву персональных данных пациентов, высказывают мнение о недостаточности правового регулирования в системе здравоохранения по данному вопросу.

    Выводы. Анализируя вышеизложенные положения, авторы считают целесообразным разработать нормативно-правовой акт, которым будет определен порядок, функции,

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4

    конкретные действия медицинского работника, пациента, законного представителя, а также последствия наличия, либо отсутствия согласия на обработку персональных данных.

    Ключевые слова: медицинская организация, пациент, персональные данные, безопасность, правовое регулирование.

    REVOCATION OF THE PATIENT’S CONSENT TO THE PROCESSING OF PERSONAL DATA FROM A MEDICAL ORGANIZATION: LEGALITY AND POSSIBILITIES OF LEGAL REGULATION

    M.G. Sveredyuk \ V.S. Stupak 2, V.V. Liutsko 2

    1 Kabarovsk Institute of Advanced Training for Healthcare Specialists, Khabarovsk Krai Ministry of Health.

    2 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow

    Relevance. Federal legislation obliges all persons involved in the processing of information about the private life of citizens to comply with the established procedure for collecting, storing, using and distributing such information. Revocation of the patient’s consent to the processing of personal data is not always legitimate and usually leads to conflicts between patients and medical professionals.

    The purpose of the study is to analyze the main regulatory legal acts regulating the collection, storage, use and dissemination of personal data about a patient in the healthcare system and in medical organizations.

    Research methods. A systematic review of the legislation of the Russian Federation, regulations, and current regulatory legal acts at the federal and regional levels regulating legal relations in the field of health protection has been carried out.

    Results. The current Constitution of the Russian Federation, in accordance with Article 24 of the Constitution of the Russian Federation, has determined that it is prohibited to collect, store, use and disseminate information about his private life without the consent of a citizen. According to part 1 of Article 92 of Federal Law No. 323-FZ of November 21, 2011 «On the basics of public health protection in the Russian Federation», the right to keep records of personal data of persons who receive medical care, as well as persons in respect of whom medical examinations, medical examinations and medical examinations are carried out is secured. Article 94 provides for a list of personal data about persons who receive medical care, as well as about persons in respect of whom medical examinations, medical examinations and medical examinations are carried out. Part 1 of Article 19 of the Federal Law No. 152-FZ of July 27, 2006 «On Personal Data» is devoted to security issues, according to which the operator is obliged to take the necessary security measures to work with personal data when processing personal data. Meanwhile, despite the legislative guarantees of information protection, patients send requests to medical organizations demanding the completion of the processing of personal data and their removal from the information systems of the institution. The authors refer to the decisions of the courts of various instances, on which decisions were made on the withdrawal of personal data of patients, express the opinion about the insufficiency of legal regulation in the healthcare system on this issue.

    Conclusions. Analyzing the above provisions, the authors consider it expedient to develop a regulatory legal act that will determine the procedure, functions, specific actions of a medical

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    worker, patient, legal representative, as well as the consequences of the presence or absence of consent to the processing of personal data.

    Keywords: medical organization, patient, personal data, security, legal regulation.

    Ведение. В соответствии со статьей 24 Конституции РФ [1], без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено.

    «Указанная норма Конституции РФ сформулирована широко и обязывает всех лиц, занимающихся обработкой информации о частной жизни граждан, соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения такой информации. Эта обязанность возлагается не только на государственные органы власти и управления, государственные и муниципальные предприятия и организации, но и на коммерческие, общественные организации и предприятия, а также на граждан, осуществляющих деятельность, в процессе которой они вынуждены осуществлять обработку персональных данных граждан. Особенно это актуально для медицинских организаций и медицинских работников, которые занимаются обработкой персональных данных пациентов в процессе оказания им медицинской помощи» [2].

    Целью исследования является проведение анализа основных нормативно-правовых актов, регулирующих сбор, хранение, использование и распространение персональных данных о пациенте в системе здравоохранения и в медицинских организациях.

    Методы исследования. Проведен систематический обзор законодательства Российской Федерации, положений, действующих нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья. Использованы методы: аналитический, библиографический.

    Результаты. Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] (далее по тексту — 323-ФЗ) «При осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (далее — персонифицированный учет)».

    Статьей 94 323-ФЗ предусмотрено, что в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказывается

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования:

    1) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

    3) дата рождения;

    4) место рождения;

    6) данные документа, удостоверяющего личность;

    7) место жительства;

    8) место регистрации;

    9) дата регистрации;

    10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

    11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии);

    14) сведения об организации, осуществляющей медицинскую деятельность;

    15) вид оказанной медицинской помощи;

    16) условия оказания медицинской помощи;

    17) сроки оказания медицинской помощи;

    18) объем оказанной медицинской помощи, включая сведения об оказанных медицинских услугах;

    19) результат обращения за медицинской помощью;

    20) серия и номер выданного листка нетрудоспособности (при наличии);

    21) сведения о проведенных медицинских экспертизах, медицинских осмотрах и медицинских освидетельствованиях и их результаты;

    22) примененные стандарты медицинской помощи;

    23) сведения о медицинском работнике или медицинских работниках, оказавших медицинскую помощь, проводивших медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [4] (далее по тексту 326-ФЗ) также содержит нормы, определяющие объем персональных данных пациента, применительно к системе обязательного медицинского страхования. Используемый в 326-ФЗ термин «персональные данные» раскрыт в статье 44, в которой приводится перечень сведений, относящихся к категории персональных данных. Законодатель выделяет две группы таких сведений:

    1. сведения о застрахованных лицах, которым оказана медицинская помощь,

    2. сведения о медицинской помощи, оказанной этим лицам.

    1. Сведения о застрахованных лицах, которым оказана медицинская помощь. Такие сведения подвергаются обработке, передаче, хранению исключительно в сфере обязательного медицинского страхования. К таким сведениям относятся:

    1) фамилия, имя, отчество;

    3) дата рождения;

    4) место рождения;

    6) данные документа, удостоверяющего личность;

    7) место жительства;

    8) место регистрации;

    9) дата регистрации;

    10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

    11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

    12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным

    13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

    14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий).

    Кроме того, в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется сбор, обработка, передача и хранение сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам:

    1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    2) медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги;

    3) виды оказанной медицинской помощи;

    4) условия оказания медицинской помощи;

    5) сроки оказания медицинской помощи;

    6) объемы оказанной медицинской помощи;

    7) стоимость оказанной медицинской помощи;

    9) профиль оказания медицинской помощи;

    10) медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу, и примененные лекарственные препараты;

    11) примененные медико-экономических стандарты;

    12) специальность медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь;

    13) результат обращения за медицинской помощью;

    14) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

    Обработка, хранение и передача перечисленных данных в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется для достижения следующих целей:

    1) создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ обязательного медицинского страхования;

    2) создание условий для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования;

    3 ) определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ обязательного медицинского страхования.

    Необходимо отметить, что в 323-ФЗ особо подчеркнуто следующее: «При ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных» (ч. 4 ст. 92 323-ФЗ).

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    Данная норма полностью соответствует международному праву. В частности, согласно Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных (Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 года) [5] конфиденциальность обработки персональных данных определяется как обязанность лица, получившего доступ к персональным данным, обрабатывать персональные данные граждан исключительно по поручению оператора или, если это лицо наделено правом обрабатывать персональные данные граждан, по закону.

    Вопросам безопасности также посвящена часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» [6] (далее — Закон № 152-ФЗ), согласно которой: «Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных».

    Между тем, несмотря на законодательные гарантии защиты информации пациенты, как субъекты правоотношений по осуществлению медицинской деятельности, в том числе организационно-правовых отношений, зачастую направляют запросы в медицинские организации с требованием завершения обработки персональных данных и их удаления из информационных систем учреждения. Обоснованием данного требования является ссылка на Закон № 152-ФЗ).

    В соответствии со ст. 3 Закона № 152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Всевозможные действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона №152-ФЗ).

    По общему правилу, сформулированному в ст. 6 Закона № 152-ФЗ, обработка персональных данных возможна только с согласия субъектов персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным, то есть содержать информацию,

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    позволяющую однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных (ч. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

    Частью 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ закреплено право субъекта в любое время отозвать свое согласие на обработку его персональных данных. Способ отзыва согласия, в том числе форма и сроки отзыва, должны предусматриваться согласием (п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). В этом случае оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожить в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом № 152-ФЗ или другими федеральными законами (ч. 5 ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

    Из данных общих правил законодателем предусмотрен ряд исключений. В частности, оператор может продолжить обработку персональных данных без согласия физического лица при наличии оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ. В частности, такая обработка допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ); если она осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (п. 8 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

    В терминологии 326-ФЗ граждане, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, являются застрахованными лицами (п. 7 ст. 3 Закона № 326-ФЗ) и имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, либо на территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ). Данному праву застрахованных лиц корреспондируется обязанность медицинских организаций бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ). Причем исполнение данной

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    обязанности не связывается с наличием или отсутствием согласия застрахованного лица на обработку его персональных данных. Необходимым предварительным условием оказания медицинских услуг является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство (ч. 1 ст. 20 323-ФЗ, без которого обслуживание пациента не допускается, за исключением случаев, строго регламентированных в ч. 9 ст. 20 Закона №323-ФЗ.

    Кроме того, в п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ указано, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в числе прочего состояния здоровья физического лица, осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну, допускается без согласия этого лица.

    Конституционный Суд РФ в определении от 16.07.2013 № 1176-О [7] разъяснил, что приведенное законоположение позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность персональных данных обеспечивается врачебной тайной, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Иными словами, такая обработка персональных данных будет законна без согласия самого пациента при ее осуществлении исключительно медицинским персоналом. Аналогичная позиция изложена в письме Минздрава России от 11.09.2014 № 18-1/10/2-6945.

    Данный вывод разделяют и суды (например, решение Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 24.07.2014 № 2-7599/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 № 08АП-3812/18).

    На возможность обработки персональных данных пациента без его согласия указано также в п.п. 8, 9 ч. 4 ст. 13 323-ФЗ, в силу которых сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (врачебная тайна), могут передаваться при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных, а также в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    Выводы. Таким образом, обработка персональных данных пациента -, осуществляемая в целях исполнения целого ряда норм законодательства и возможна в отсутствие его согласия, в объеме, в котором это установлено Законом № 326-ФЗ.

    Думается, что порядок обработки персональных данных в сфере здравоохранения нуждается в отдельной регламентации. Исходя из заложенной в Конституции РФ концепции единых правовых основ системы здравоохранения [8] в этой связи можно согласиться со следующим предложением: «Для решения данной проблемы необходимо разработать проект нормативно-правового акта Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для его принятия вышестоящими органами, с учетом оказания бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, где будут регламентированы порядок, функции, конкретные действия медицинского работника, пациента, законного представителя, последствия наличия/отсутствия согласия на обработку персональных данных» [9]. Со своей стороны, авторы предлагают данную регламентацию разработать не только для системы обязательного медицинского страхования, но и сферы платной медицинской помощи.

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). СПС «Гарант»

    2. Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Юридический регламент обработки персональных данных в медицине: научно-практическое руководство для врачей и юристов. — Москва: «РМАПО» (Серия: «Медико-правовой регламент оказания медицинской помощи»), 2013.

    3. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».СПС «Гарант»

    4. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».СПС Консультант плюс»

    5. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных (Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 года). СПС «Консультант плюс»

    Научно-практический рецензируемый журнал

    «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4

    Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». СПС «Консультант плюс»

    7. Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1176-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Круглова Александра Геннадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона «О персональных данных». СПС «Консультант плюс»

    8. Свередюк М.Г., Ушакова О.В., Сон И.М., Ступак В.С., Соколовская Т.А. Поправки к Конституции Российской Федерации и актуальность правоотношений в сфере охраны здоровья. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;4:475-486

    9. Эртель Л.А., Хапай С.Х. Персональные данные пациента, персонифицированный учет, врачебная тайна: правовые пробелы. Медицинское право: теория и практика. 2019; 1(9):51-55.

    1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation ] (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) // SPS «Garant»

    2. Pishchita A.N., Goncharov N.G. YUridicheskij reglament obrabotki personal’nyh dannyh v medicine: nauchno-prakticheskoe rukovodstvo dlya vrachej i yuristov [Legal regulation of personal data processing in medicine: a scientific and practical guide for doctors and lawyers ]- Moskva: «RMAPO» (Seriya: «Mediko-pravovoj reglament okazaniya medicinskoj pomoshchi»), 2013.

    3. Federal’nogo zakona ot 21 noyabrya 2011 g. №323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov’ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // SPS «Garant»

    4. Federal’nyj zakon ot 29 noyabrya 2010 g. № 326-FZ «Ob obyazatel’nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS Konsul’tant plyus»

    5. Direktiva Evropejskogo Parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza 95/46/ES ot 24 oktyabrya 1995 g. o zashchite fizicheskih lic pri obrabotke personal’nyh dannyh i o svobodnom obrashchenii takih dannyh (Tekst v redakcii Reglamenta Evropejskogo parlamenta i Soveta ES 1882/2003 ot 29 sentyabrya 2003 goda) // SPS «Konsul’tant plyus»

    6. Federal’nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. №152-FZ «O personal’nyh dannyh» // SPS «Konsul’tant plyus»

    7. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16 iyulya 2013 g. N 1176-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Kruglova Aleksandra Gennad’evicha na narushenie

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4 _ISSN 2312-2935_

    ego konstitucionnyh prav punktom 4 chasti 2 stat’i 10 Federal’nogo zakona «O personal’nyh dannyh» // SPS «Konsul’tant plyus»

    8. Sveredyuk M.G., Ushakova O.V., Son I.M., Stupak V.S., Sokolovskaya T.A. Popravki k Konstitucii Rossijskoj Federacii i aktual’nost’ pravootnoshenij v sfere ohrany zdorov’ya [Amendments to the Constitution of the Russian Federation and the relevance of legal relations in the sphere of health protection ]Social’nye aspekty zdorov’ya naseleniya [Social aspects of public health]. 2020:4:475-486

    9. Ertel’ L.A., Hapaj S.H. Personal’nye dannye pacienta, personificirovannyj uchet, vrachebnaya tajna: pravovye probely[Personal data of the patient, personalized registration, medical secrecy: legal gaps]. Medicinskoe pravo: teoriya i praktika[Medical Law: Theory and Practice]. 2019; 1(9):51-55.

    Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

    Сведения об авторах

    Свередюк Максим Геннадьевич — юрист, старший преподаватель кафедры организации здравоохранения и медицинского права Краевого государственно бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края. E-mail: uristms27@bk.ru, ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-код 1979-5387 Ступак Валерий Семенович — доктор медицинских наук, начальник отдела общественного здоровья и демографии ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: stupak@mednet.ru, ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-код: 3720-1479

    Люцко Василий Васильевич, доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: vasiliy_l@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2114-8613, SPIN: 6870-7472

    Information about the authors Maksim Gennadyevich Sveredyuk — Lawyer, Senior Lecturer, Department of Health Care Organization and Medical Law, Regional State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Institute of Advanced Training for Health Care Specialists» of the Ministry

    Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» 2021 г., № 4 Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics» 2021 г., № 4

    of Health of the Khabarovsk Krai. E-mail: uristms27@bk.ru, ORCID 0000-0002-8722-1142; SPINcode 1979-5387

    Valery Stupak — MD, PhD, Head of the Department of Public Health and Demography, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova str. 11, e-mail: stupak@mednet.ru, ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN-code: 3720-1479

    Vassiliy V. Liutsko — MD, PhD, Associate Professor, Chief Researcher, Department of Scientific Fundamentals of Health Care Organization, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova str. 11, e-mail: vasiliy_l@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2114-8613, SPIN: 6870-7472

    Статья получена: 02.08.2021 г. Принята к публикации: 30.12.2021 г.

    Роль информированного добровольного согласия в защите интересов медицинских работников

    Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство –законодательно закрепленное требование. Однако о сих пор в медицинских организациях совершается масса ошибок при этой процедуре, что может повлечь за собой серьезные штрафы и административную ответственность как для врачей, так и для медицинских организаций, а в случае рассмотрения споров между медицинской организацией и пациентами в судах, отсутствие такого согласия или ошибки в процедуре его получения, сыграют против медицинских работников. О том, как избежать ошибок при оформлении добровольного медицинского согласия рассказывает Ирина Наделяева, начальник отдела организации исследований ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»

    Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Основные аспекты.

    Информированное добровольное согласие (ИДС) – один их важнейших документов, которые используются медицинской организацией, и его отсутствие может иметь серьезные правовые последствия для самой организации или для конкретного врача. Согласно статье 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство не может быть оказано пациенту без получения ИДС от него или его законного представителя. Добровольное информированное согласие должно быть заполнено в полном объеме и содержать информацию:

    • о целях и методах оказания медицинской помощи;
    • о риске, связанном с оказанием медицинской помощи; о возможных вариантах медицинского вмешательства;
    • о последствиях проведенного медицинского вмешательства;
    • о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

    ИДС должно быть заверено подписью пациента, врача, проставлена дата подписания документа.

    Поскольку термин «законный представитель» упоминается в статье закона очень часто, важно правильно понимать, кто это такой. Законными представителями для детей являются их родители или усыновители, законными представителями также являются опекуны или попечители. Очень важно помнить, что бабушки и дедушки, другие близкие родственники законными представителями не являются.

    В отношении несовершеннолетних и недееспособных при подписании ИДС действуют определенные ограничения. Так, несовершеннолетние, только достигнув возраста старше 15 лет, получают право самостоятельно подписывать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В некоторых случаях согласие на медицинское вмешательство могут подписывать только лица, достигшие полного совершеннолетия (возраста 18 лет), например, согласие на любые медицинские процедуры для донорских целей. В остальных случаях такое согласие должен подписать один из родителей или иной законный представитель.

    Часто врачи задаются вопросом, что делать, если пациент отказывается от какого-либо медицинского вмешательства. В подобных случаях необходимо оформить еще один значимый документ – отказ от медицинского вмешательства. Этот важнейший документ защитит врача или медицинскую организацию в случае претензий со стороны пациента. Здесь очень важно то, что пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа – пациент или его законный представитель должны понимать те риски, которые будут связаны с тем, что медицинское вмешательство не будет реализовано. Отказ от медицинского вмешательства должен быть документально зафиксирован. В нем должно быть четко указан тот вид медицинского вмешательства, от которого пациент отказывается, и то, что пациент получил понятные разъяснения о последствиях отказа.

    Нередко возникают проблемы при оказании медицинской помощи детям или нетрудоспособным, если родители или законные представители пишут отказ от оказания медицинской помощи, а врачи уверены, что такая помощь необходима. Тогда для защиты интересов пациентов, несмотря на отказ родителей или законного представителя, медицинская организация может обратиться в суд, и, получив разрешение суда, все же выполнить медицинское вмешательство. Подобные ситуации требуют правильного документального сопровождения. В медицинской организации необходимо иметь локальные акты, которые предоставляют возможность обращения в суд для защиты интересов того лица, которому требуется медицинская помощь.

    Важно понимать, что информированное согласие требуется не только при проведении операций, но и при получении первичной медико-санитарной помощи. Существует Приказ Минздрава, который содержит установленную форму информированного согласия, которая должна быть подписана пациентом. Если такая форма не подписана, подписана иная или неполная форма информированного согласия, то Росздравнадзор при проведении проверок, признает это нарушением, а медицинская организация может быть оштрафована.

    Развитие электронного документооборота в медицинских организациях привело к тому, что в законе в главе о добровольном информированном согласии появилось нововведение, которое говорит о том, что ИДС на медицинское вмешательство или на отказ от него, могут быть оформлены как в виде бумажного документа, так и в виде электронного документа, закрепленного квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью. Уже сегодня необходимо учитывать, что если пациент обладает возможностью подписать документ электронной подписью, но не может этого сделать поскольку такой возможности нет у самой медицинской организации и на этом основании медицинская организация отказывает ему в медицинских услугах, то пациент может подать жалобу на медицинскую организацию.

    Для научных исследований, для экспериментов, которые проводятся с участием пациентов, необходимо разрабатывать и подписывать у пациентов формы добровольного информированного согласия, которые будут испрашивать согласия пациента на участие в научном эксперименте. Пациента также необходимо предупреждать и согласовывать с ним использование его биометрических, персональных и медицинских данных для публикации в статей в медицинских журналах. Если необходимы фотографии пациента до лечения и после лечения, то на это тоже необходимо получить согласие. Добровольное информированное согласие требуется на сбор биоматериала для биобанков, молекулярно-генетических и иных видов передовых исследований.

    Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия

    Медицинское вмешательство, которое может быть оказано без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя перечислены в пункте 9 статьи 20 Федерального закона №323-ФЗ.

    Во-первых, медицинское вмешательство без получения ИДС возможно, если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, и если состояние пациента не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители. Это весьма распространенная практика, например, при различных ДТП, когда человек попадает в больницу, находясь без сознания. И хотя нигде в законах и нормативных актах не написано, что необходимо получить такое согласие, когда пациент придет в сознание, все же, медицинским организациям желательно дать пациенту возможность подписать добровольное информированное согласие на все последующие медицинские вмешательства, когда он сможет осознать свои действия и подписать документы. Если экстренная помощь была оказана несовершеннолетнему, или недееспособному, то при первой же возможности добровольные информированные согласия должны быть подписаны родителями или законными представителями.

    Во-вторых, допускается медицинское вмешательство без подписания информированного добровольного информированного согласия, если человек социально-опасен, страдает тяжелыми психологическими расстройствами, в отношении преступников и при проведении судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, оно возможно при оказании паллиативной помощи, но только в том случае, если больной не в состоянии выразить свою волю, а его законный представитель отсутствует.

    . Данные решения могут приниматься консилиумом врачей, врачебной комиссией, в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом. В отдельных случаях, например, когда речь идет о преступниках, такие решения могу приниматься судом. Все решения необходимо внести в медицинскую документацию пациента и уведомить о них должностных лиц медицинской организации, гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя. В документах должен быть отражен и сам факт принятия решения, и хронология событий и все сопутствующие обстоятельства. Эти документы будут приобщены к материалам дела в случае, если пациент пациента или его законный представитель обратятся с иском в суд или с жалобой в правоохранительные органы.

    Процедура информированного добровольного согласия

    Информированное добровольное согласие – это не просто документ, это процедура или процесс, который состоит из нескольких этапов.

    Первый этап – информирование пациента и предоставление ему возможности задать вопросы, получить консультации. Необходимо предоставить пациенту или его законному представителю максимально полную информацию о целях медицинского вмешательств, рисках, возможностях и т.п.

    Во-вторых, необходимо дать пациенту возможность обсудить предстоящее медицинское вмешательство со значимыми для него людьми: членами семьи, юристами, семейным врачом и т.п.

    В-третьих, процедура включает в себя осознание действий –пациент должен быть дееспособным и осознавать, что именно ему предлагается. Наконец, важный аспект – добровольность принятия решения, на пациента не должно быть оказано никакого давления при принятии решения.

    Само информированное согласие в своем материальном воплощении должно состоять из двух частей. Первая – информация, которая предлагается пациенту для ознакомления. Желательно оформить ее на бумажном носителе, так как в случае конфликтной ситуации, будет проще доказать, что информация была предоставлена. Вторая – форма информированного согласия, которую пациент подписывает и тем самым подтверждает, что у него была возможность получить информацию, что он осознает предоставленную ему информацию, и удостоверяет свое желание и возможность для дальнейшего медицинского вмешательства или же отказывается от него.

    В медицинской организации должны быть оформлены акты виде приказов, которые включают все виды информированного согласия, закрепленные приказами Минздрава. Часто возникает вопрос о том, нужно ли вводить в медучреждении дополнительные виды добровольного информированного согласия, которые разработаны в самой медицинской организации и не которые не предусмотрены стандартными приказами. Дополнительные виды информированного согласия вводить можно и нужно. Они помогут оказывать качественную медицинскую помощь и одновременно защитят медицинских работников от необоснованных претензий. Например, часто клиники расценивают процедуру магнитно-резонансной томографии как рутинную, не требующую информированного добровольного согласия. Однако модные тенденции привели к увеличению числа пациентов с татуировками. Краски для тату изготовлены на основе элементов железа и при проведении процедур магнитно-резонансной томографии могут возникать нежелательные явления, связанные с реакцией на эти элементы. Медицинские организации, которые разработали дополнительные формы информированного согласия, предупреждают пациентов с тату о том, что они имеют противопоказания для данной процедуры. Наличие такого вида согласия позволяет снизить правовые риски медицинской организации и ущерб, который может быть нанесен пациенту – взамен ему может быть предложена другая диагностическая процедура.

    Также необходимы приказы об оформлении отказов от медицинского вмешательства, содержащие информацию, каким образом получать отказ от пациента, описание процедуры оформления документов в случаях, когда если пациент отказывается подписывать отказ от медицинского вмешательства. С этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники, так как они помогут им совершать правильные действия и избежать привлечения к ответственности. Один из примеров – в педиатрическом стационаре один из родителей несовершеннолетнего отказался от оказания медицинской помощи и отказался поставить свою подпись, что он от помощи отказывается. В медицинском учреждении была приказом была закреплена процедура – производство видеосъемки и возможность воспроизведения ситуации в видеорежиме. Таким образом, если бы у ребенка наступило ухудшение состояния или, летальный исход, то с помощью видеозаписи можно было доказать, что медицинская организация приняла все возможные меры для того, чтобы объяснить родителям степень риска при отказе от медицинского вмешательства.

    Формы имеют значение

    Сегодня медицинские организации сталкиваются с огромным числом проверок со стороны различных надзорных органов. Оценка работы врачей и медицинского учреждения основывается на анализе медицинской документации. В частности, при проведении государственного контроля качества безопасности медицинской деятельности Росздравнадзор выявляет большое число нарушений, связанных с подписанием формы информированного согласия. Часто информированное согласие либо вообще не подписано, либо подписано ИДС, которое не соответствует сути медицинского вмешательства, форме участия медицинской организации, или виду помощи, которая оказывается, порой отсутствует подпись законного представителя для несовершеннолетнего пациента и тд..

    Для того, чтобы избежать нарушений при составлении форм добровольного информированного согласия медицинским организациям следует ориентироваться на проект Приказа Росздравнадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при проведении плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности». В формах отражены последние изменения законодательства РФ о медицинской и фармацевтической деятельности, обновлены ссылки на нормативные акты. По данному документу медицинские организации могут проверить какому виду медицинской деятельности, видам медицинских вмешательств и т.п. соответствуют формы добровольного информированного согласия.

    Информированное добровольное согласие – это документальный след взаимоотношений врач-пациент. И сегодняшние реалии таковы, что правильно составленная документация – это мощный инструмент для защиты врача и медицинской организации при конфликтах.

    • ← Врачебная палата КО возобновляет организацию ОЧНЫХ выездных циклов (в г. Калининград) повышения квалификации медицинских работников с 15 февраля 2021 г.
    • Национальная медицинская палата запустила бесплатный образовательный курс для врачей →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *