Противодействие коррупции в Кении Текст научной статьи по специальности «Право»
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕРЫ / КЕНИЯ / ЗАКОН / КОМИССИЯ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / CORRUPTION / COUNTERACTION / RESISTANCE / MEASURES / KENYA / LAW / COMMISSION / STATE / SOCIETY / SOCIOLOGICAL SURVEY
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трунцевский Юрий Владимирович
В рамках консолидации усилий общества и государства , в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы в нашей стране определенный интерес составляет опыт зарубежных стран в сфере противодействия коррупции . Республика Кения в этом вопросе имеет примеры как в законодательной сфере, так и в организационной. Результаты исследования показали наличие в этой африканской стране устойчивой антикоррупционной нормативной базы, функционирующего антикоррупционного органа, желание руководства страны совершенствовать все институты государственной власти в целях продолжения снижения уровня коррупции в стране. Вместе с тем опрос населения Кении показал ряд нерешенных проблем в рассматриваемой сфере, что требует дальнейшего их осмысления, выработки мер повышения эффективности государственной антикоррупционной политики, особенно в сфере образования и государственного управления. В Кении планируется укрепить межведомственное сотрудничество по обмену информацией; пересмотреть антикоррупционное законодательство в целях ужесточения наказания; создать специальные антикоррупционные суды, которые ускорят решение вопросов борьбы с коррупцией и неэтичным поведением
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трунцевский Юрий Владимирович
Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции
Некоторые направления совершенствования нормативного правового регулирования государственной антикоррупционной политики с учетом требований международных антикоррупционных договоров
Об основных проблемах законодательного обеспечения противодействия коррупции и мерах по их решению
Вопросы теории и практики коррупционной деятельности государственной власти: сельскохозяйственный аспект
Актуальные вопросы противодействия коррупции: опыт российского и зарубежного регулирования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
RESISTANCE CORRUPTION IN KENYA
To consolidate the efforts of society and the state , to implement the National anti corruption plan for 2018-2020 in our country, the experience of foreign countries in the field of anti-corruption is of interest. The Republic of Kenya has legislative and institutional examples. The results of the study showed that this African country has a stable anti-corruption regulatory framework, the presence of a successfully functioning anti-corruption body, the desire of the country’s leadership to improve all institutions of state power in order to continue to reduce corruption in the country. However, a survey of the population of Kenya showed a number of unresolved problems in the area under consideration. This requires further reflection and development of measures to improve the effectiveness of the state anti-corruption policy. This is especially required in education and public administration. In Kenya , it is planned to strengthen interagency cooperation on exchange of information; to revise anti-corruption legislation to strengthen the penalties; to create a special anti-corruption courts, which will accelerate the decision of questions of fight against corruption and unethical behavior.
Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в Кении»
ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2018 г. Выпуск 2 (49). С. 43-53_
DOI: 10.17816/byusu20180243-53 УДК 343.851
Ю. В. Трунцевский ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В КЕНИИ
В рамках консолидации усилий общества и государства, в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы в нашей стране определенный интерес составляет опыт зарубежных стран в сфере противодействия коррупции. Республика Кения в этом вопросе имеет примеры как в законодательной сфере, так и в организационной. Результаты исследования показали наличие в этой африканской стране устойчивой антикоррупционной нормативной базы, функционирующего антикоррупционного органа, желание руководства страны совершенствовать все институты государственной власти в целях продолжения снижения уровня коррупции в стране. Вместе с тем опрос населения Кении показал ряд нерешенных проблем в рассматриваемой сфере, что требует дальнейшего их осмысления, выработки мер повышения эффективности государственной антикоррупционной политики, особенно в сфере образования и государственного управления. В Кении планируется укрепить межведомственное сотрудничество по обмену информацией; пересмотреть антикоррупционное законодательство в целях ужесточения наказания; создать специальные антикоррупционные суды, которые ускорят решение вопросов борьбы с коррупцией и неэтичным поведением.
Ключевые слова: коррупция, противодействие, меры, Кения, закон, комиссия, государство, общество, социологический опрос.
Y. V. Truntsevsky RESISTANCE CORRUPTION IN KENYA
To consolidate the efforts of society and the state, to implement the National anti — corruption plan for 2018-2020 in our country, the experience of foreign countries in the field of anticorruption is of interest. The Republic of Kenya has legislative and institutional examples. The results of the study showed that this African country has a stable anti-corruption regulatory framework, the presence of a successfully functioning anti-corruption body, the desire of the country’s leadership to improve all institutions of state power in order to continue to reduce corruption in the country. However, a survey of the population of Kenya showed a number of unresolved problems in the area under consideration. This requires further reflection and development of measures to improve the effectiveness of the state anti-corruption policy. This is especially required in education and public administration. In Kenya, it is planned to strengthen interagency cooperation on exchange of information; to revise anti-corruption legislation to strengthen the penalties; to create a special anti-corruption courts, which will accelerate the decision of questions of fight against corruption and unethical behavior.
Keywords: corruption, counteraction, resistance, measures, Kenya, law, Commission, state, society, sociological survey.
В настоящее время явно виден рост осведомленности общества о негативных и разрушительных для экономики последствиях коррупции, а также формируется понимание необходимости ликвидации данного явления [1]. Летом этого года Президентом РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы (далее по тексту -План). В частности, в пп. «а» п. 1 Плана Правительству Российской Федерации поручено
разработать и утвердить методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что в решении данной и других поставленных Президентом РФ задач, в целях противодействия коррупции достаточный интерес вызывает аналогичный опыт зарубежных стран [2].
Согласно Индексу восприятия коррупции — 2017 (ИВК-2017) международной организации Transparency International Кения набрала 28 баллов и заняла 143-е место (Россия в этом рейтинге на 135-м месте с 29 баллами [3]). По сравнению с 2016 годом Кения поднялась с 145-го места по восприятию коррупции, улучшила баллы (2015 г. — 25, 2016 г. — 26) (см.: URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html).
В сфере борьбы с коррупцией в этой африканской стране государство и общество озабочены данной проблемой и уделяют этому большое внимание: разрабатываются новые и повышается эффективность существующих правовых и организационных мер борьбы с коррупцией в Кении.
В этой связи интересным представляется Национальный обзор этики и коррупции 2016 г., подготовленный по результатам социологического исследования в данной стране [4].
В период с 17 по 23 сентября 2016 года было опрошено 5,908 домохозяйств, равномерно распределенных по всем 47 округам республики (см.: URL: http://www.eacc.go.ke/Docs/2018/Survey/National_EthicsandCorruption_Survey_2016-Launch.pdf).
Основная цель такого рода ежегодного обследования заключается в предоставлении достоверных данных и информации, которые помогают оценить эффективность существующих антикоррупционных мер, инициатив, которые, в свою очередь, помогают государственным органам, в частности комиссии (The Ethics and Anti-Corruption Commission (EACC) — Комиссия по этике и борьбе с коррупцией), сформулировать стратегии борьбы с коррупцией. В ходе исследования Комиссия запрашивала информацию у общественности по таким вопросам, как восприятие общего состояния коррупции и услуг.
По уровню коррупции почти восемь из десяти кенийцев воспринимают коррупцию как высокую (Рисунок 1). Кроме того, более половины из них воспринимают коррупцию как растущую.
Рисунок 1 — Восприятие коррупции (уровень коррупции и неэтичного поведения)
Среди основных форм коррупции респондентами были выделены взяточничество, фаворитизм и преднамеренные задержки в предоставлении услуг.
Закон «О борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями» устанавливает содержание коррупции. Раздел 2 закона содержит общие параметры коррупции, в том числе:
— злоупотребление должностными обязанностями;
— хищение или незаконное присвоение государственных средств;
— преступления, связанные с мошенничеством: в сфере налогообложения; касающиеся выборов лиц на государственные должности.
Преступлениями согласно разделам 39-44, 46 и 47А данного закона являются:
— взяточничество с участием агентов;
— тайный стимул при даче рекомендаций;
— недопустимые выгоды попечителей при их назначении;
— операции с подозрительным имуществом.
Большинство из указанных деяний известны российскому уголовному законодательству. Однако на характеристике отдельных следует остановиться подробнее.
Тайный стимул при даче рекомендаций (раздел 40). Это преступление происходит тогда, когда выгода запрашивается, предлагается, выдаётся или получается в виде рекомендации, в которой содержится секретная информация. Информация в данном случае относится к экспертному мнению или специфическим знаниям в конкретной отрасли. Например, гр-н Хотар приходит в коммерческий банк Pesa Nyingi с целью получения кредита в 500 000 кенийских шиллингов для расширения собственного бизнеса. В качестве обеспечения кредита он предлагает свою землю, оценочная стоимость которой составляет 350 000 кенийских шиллингов. Вскоре он узнает, что банк попросил оценщика Кериха провести оценку его имущества. Хотар очень нуждается в кредите, и он убеждает Кериха написать в отчёте, что земля стоит 600 000 кенийских шиллингов и принять от него 50 000 кенийских шиллингов. После чего банк утверждает кредит, запрошенный Хотаром. Хотар и Керих совершили преступление — тайный стимул при даче рекомендаций.
Обман принципала (раздел 41). Агент, который в ущерб его принципалу делает заключение, которое является заведомо ложным или вводящим в заблуждение, является виновным в совершении преступления. Кроме того, агент, который предоставляет своему принципалу документы, которые содержат ложную информацию или вводят в заблуждение, также является виновным в совершении преступления. Заключение или документ являются ложным, если это объективно не соответствует действительности. Заключение или документ вводят в заблуждение, если скрывают истинное положение вещей и приводят к неправильному выводу. Например, Чея часто отсутствовал на рабочем месте в течение месяца под предлогом консультации с врачами, а на самом же деле он контролировал сделки по своему новому бизнесу, который сам создал. В конце месяца Чея получил полную зарплату при полной уверенности руководства, что он добросовестно исполнял свои обязанности в течение всего месяца. Чея совершает преступление — обман принципала.
Конфликт интересов (раздел 42). Агент является виновным в совершении преступления, если оно имеет прямой или косвенный интерес к решению, которое принимает его принципал, и, зная или имея основания полагать, что принципал не знает об его интересе, пытается повлиять на это решение. Например, Комитет государственного ведомства рассматривает тендер на обслуживание автотранспортных средств департамента. Джеймс, государственный служащий и член комитета, владеет гаражом, который выступает в заявке на
тендере. Джеймс не раскрывает этот факт комитету и с энтузиазмом участвует в работе. Джеймс совершает преступление — конфликт интересов.
Недопустимые выгоды попечителей при их назначении (раздел 43). Попечителем является лицо, назначенное кем-то, чтобы заботиться о его имуществе в пользу третьих лиц в течение определенного периода времени. Третья сторона, как правило, называется «бенефициар». В большинстве случаев опекун не имеет личной заинтересованности в собственности. Попечителями также могут быть лица, назначенные ими в завещании умерших лиц, а также назначенные судами в качестве управляющих имуществом тех лиц, которые умерли. Закон запрещает факт дачи, предложения, получения или вымогательства взятки для влияния на назначение человека на должность попечителя. Например, Мэзи, богатый человек в городе, умирает, не оставив завещания. Суд после этого назначает попечителя имущества Мэзи. Мурат, адвокат, работающий в управлении государственного попечительства, обращается к своему начальнику с просьбой о назначении его на эту должность. Он дает начальнику несколько тысяч шиллингов, для того чтобы начальник решил дело в его пользу. В итоге Мурат назначен попечителем имущества Мэзи, не сообщив о сделке его семье. Мурат и его начальник совершили преступление — недопустимая выгода для попечителей при их назначении.
Масштабная фальсификация (раздел 44) относится к выгоде, полученной за:
— неподачу тендера, заявки, котировки, расценки;
— снятие или изменение тендерной заявки, расценки, котировки;
— отправку тендерной заявки, расценки, котировки с какими-либо дополнениями.
Лицо виновно в совершении данного преступления, если оно:
— получает или соглашается получить выгоду;
— запрашивает или соглашается ходатайствовать;
— дает или соглашается дать;
— предлагает или соглашается предложить такую выгоду для любой из целей, описанных выше.
Например, государственное учреждение размещает тендер на поставку автомобилей, машин и топлива. Поставщик Том оставляет заявку на тендер. Каин, сотрудник по закупкам в государственном учреждении, обладает определенной конфиденциальной информацией касательно тендера, которая заключается в знании критериев оценки конкурсных предложений и бюджета, выделенного на закупки. Эта информация не разглашается поставщикам, принимающим участие в тендере. Каин обращается к Тому с предложением раскрыть конфиденциальную информацию за деньги. Том платит Каину, а после меняет свой тендерный проект в соответствии с полученной информацией. Каин и Том совершают преступление -сговор на торгах.
Операции с подозрительным имуществом (раздел 47). Лицо виновно в совершении преступления, если оно имеет дело с имуществом, которое, по его мнению, было приобретено мошенническим путём. Преступление имеет место при сокрытии, получении, использовании или вступлении в сделку касательно подозрительного имущества.
Лицо, признанное виновным и осужденное за совершение коррупционного правонарушения или экономического преступления, наказывается:
а) штрафом в размере до одного миллиона кенийских шиллингов либо лишением свободы на срок до десяти лет,
б) дополнительным штрафом, если в результате правонарушения он получил прибыль или любое другое лицо понесло убытки, которые могут быть количественно измерены.
Обязательный штраф должен быть удвоен относительно суммы прибыли или убытка. Если преступление привело и к прибыли, и к убытку, обязательный штраф должен быть удвоен относительно суммы прибыли и убытка.
Разделы 62-64 Закона предусматривают административные меры, которые должны быть приняты против государственного служащего, находящегося под обвинением в коррупции или экономическом преступлении.
Государственный служащий временно отстраняется от должности и должен получать половину заработной платы, пока он находится под обвинением в коррупционном правонарушении или экономическом преступлении. Обратно к полноценной службе государственный служащий будет допущен только в случае снятия с него обвинений.
После признания вины в совершении коррупционного правонарушения или экономического преступления работа государственного служащего должна быть приостановлена без сохранения заработной платы до дня подачи апелляции, на которую он имеет право. Лицо, осужденное за коррупцию или экономическое преступление, должно быть лишено права на избрание или назначение на должность государственного служащего сроком на 10 лет после осуждения, быть дисквалифицировано относительно избрания или назначения государственным служащим сроком на десять лет после осуждения. Комиссия по этике и борьбе с коррупцией публикует имена всех лиц, которые были лишены такого права в Kenya Gazette.
Области услуг, которые в наибольшей степени подвержены коррупции (Рисунок 2), составляют: справки о рождении, иные гражданские справки, обращение за медицинской помощью, оформление правоустанавливающих документов и общение с правоохранительными органами по вопросам дорожного движения. На уровне округов — услуги здравоохранения, общественные работы, образование и уход за детьми, финансовые услуги были признаны наиболее уязвимыми коррупцией._
Сборка здания / конструкции
Оформление грузов на въезд
Последующее решение дела
Регистрация / передача транспортных средств
Заявление о приеме в колледж
Рисунок 2 — Сферы услуг, наиболее подверженные коррупции
Министерство внутренних дел и координации государственных органов было признано наиболее коррумпированным. Другие министерства и органы также были отмечены в ходе опроса (Рисунки 3, 4, 5)._
Внутренних дел и координации государственных органов
Передачи полномочий и планирования
Образования, науки и техники
Транспорта и инфраструктуры
Земли, жилья и городского развития
Рисунок 3 — Наиболее коррумпированные министерства
Руководитель / староста поселения
Акты гражданского состояния
Государственные услуги (Huduma Centres)
Рисунок 4 — Учреждения, где уплачиваются взятки
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Управление по вопросам иммиграции и регистрации лиц
Фонд развития избирательных округов
Комиссия по государственной службе
Kenya Power & Lighting Company (KPLC) -госкомпания энергетической отрасли
Рисунок 5 — Наиболее коррумпированные органы и учреждения
Взятка может приниматься в виде подарка, кредита, платы или награды. Она может быть должностным назначением, услугой, одолжением, обещанием или любой другой выгодой. Взятка может быть в наличной форме или в форме некоторого «гостеприимства», например, ваучер в гостиницу или билет в развлекательное заведение. Взятки имеют различную специфическую терминологию в Кении. Они могут называться «TKK», «chai», «grease», «oil» «asoya», «ihaki» «soda» «lunch» and «fare».
Средний размер взятки за услугу в 2016 году составил около 7 000 KES (кенийский шиллинг) (Рисунок 6). Это примерно 4 400 рублей (на 23.07.2018 курс шиллинга к российскому рублю составил 1 KES = 0,628 руб.).
Некоторые из причин, приведенных респондентами, которые приводят к такому восприятию коррупции, включают в себя отсутствие мер, принятых в отношении подозреваемых, плохие услуги, их разобщенность в государственных правоохранительных органах и другие.
Кения занимает первое место в области доказывания фактов коррупции среди 17 стран The Commonwealth Africa Anti-Corruption Centre (африканское содружество по борьбе с коррупцией — CAACC). EACC уполномочена расследовать любые действия, вызывающие подозрения на наличие коррупционной составляющей, экономические преступления, а также действия любого лица, которое способствует коррупции или экономической преступности. Закон «О Комиссии по этике и борьбе с коррупцией» наделяет правом действовать от имени комиссии назначенных для проведения расследований следователей. При проведении расследования следователь имеет полномочия на арест и задержание подозреваемых.
8,000.00 7,000.00 6,000.00 5,000.00 4,000.00 3,000.00 2,000.00 1,000.00
Рисунок 6 — Средний размер взятки за услугу
Закон предоставляет следующие полномочия Комиссии:
— лицо, подозреваемое в коррупции или совершении экономического преступления, обязано по требованию Комиссии представить письменный отчет об имуществе с указанием времени приобретения и стоимости покупки;
— согласно решению суда и по уведомлению затрагиваемых сторон требовать от любого лица предоставлять какую-либо информацию или документы, находящиеся в его владении и связанные с деятельностью лица, подозреваемого в коррупции и/или экономическом преступлении;
— требовать, чтобы любое лицо осуществляло учет своего имущества и при необходимости предоставляло объяснение и комментарии по каким-либо записям учета.
Лицо, не выполняющее какое-либо из этих требований, может быть признано виновным в совершении преступления и несет ответственность в виде штрафа на сумму до 300,000 кенийских шиллингов или лишения свободы на срок до трех (3) лет.
Кроме того, в ходе расследования Комиссия имеет право:
— получить ордер на обыск какого-либо помещения;
— требовать проведение экспертизы с целью проверки законности обладания каким-либо имуществом лицом, подозреваемом в коррупции или в совершении экономического преступления;
— ходатайствовать в суде ex parte (без присутствия другой стороны) о принуждении подсудимого сдать свои проездные документы в комиссию.
В соответствии с законом Комиссия уполномочена:
— устанавливать степень ответственности за нанесение ущерба государственному имуществу,
— возбуждать гражданский иск в отношении любого лица для взыскания средств в сумме нанесенного ущерба имуществу;
— восстанавливать подобное имущество путем принуждения к исполнению приказа о компенсации, даже если имущество находится за пределами Кении или активы, которые могут быть использованы для выполнения приказа, находятся за пределами Кении.
Комиссия должна расследовать случаи незаконного приобретения частной собственности и случаи получения лицами зарплат и пособий с целью взыскания незаконной выгоды и имущества.
Необъясненные активы — это собственность, на которую человек, подозреваемый в коррупции, не в состоянии предоставить отчетность. Если должностное лицо имеет имущество, не соответствующее возможностям его дохода, он должен объяснить его происхождение.
Раздел 55 закона наделяет Комиссию полномочиями в возбуждении дела по передаче необъясненных активов государству. Дело может быть возбуждено в отношении лица, если:
— в результате расследования Комиссия убедилась, что человек имеет необъясненные активы;
— лицу предоставлена возможность объяснить разницу между стоимостью его имущества и размерами его легальных источников дохода;
Комиссию не устраивает полученное объяснение.
Суд может предоставить обвиняемому еще одну попытку объяснить разницу между стоимостью его имущества и размерами его легальных источников дохода. Если объяснение все же не устраивает Комиссию, то суд может принудить лицо выплачивать правительству сумму разницы.
Комиссия может подать заявление в суд для того, чтобы защитить любую собственность и запретить продажу или иную сделку с собственностью, если есть подозрение, что имущество было приобретено незаконно.
Комиссия может проводить переговоры и заключать соглашения с лицом, подозреваемым в незаконном приобретении имущества, если человек добровольно, в полном объеме выполняет следующие условия:
1) полностью раскрытие всех существенных фактов, касающихся прошлого поведения и связанных с экономической преступностью;
2) уплата или возвращение денег за все имущество, полученное им путем совершения коррупционных действий;
3) уплата всех убытков, понесенных пострадавшей стороной вследствие совершения им коррупционных действий.
Наибольшее доверие в сфере противодействия коррупции у населения вызывают СМИ (Таблица 1).
Таблица 1 — Институты, вызывающие доверие
№ п/п Институты Доверяют Не доверяют
1 Услуги общественного вещания (KBC — Kenya Broadcasting Corporation /Радио/ТВ) 70.3 % 19.9 %
2 Частное вещание 69.6 % 15.8 %
3 Религиозные организации 63.8 % 25.5 %
4 Исполнительная власть 49.3 % 32.9 %
5 Комиссия по этике и борьбе с коррупцией 43.9 % 23.3 %
К наиболее эффективным мерам противодействия коррупции респонденты относят образовательные и социальные программы (Таблица 2).
Таблица 2 — Эффективные меры противодействия коррупции
№ п/п Антикоррупционные меры Эффективные Неэффективные
1 Государственное образование 76.8 % 15.3 %
2 Out Reach программы (социальные) 70.6 % 17.7 %
3 Включение вопросов борьбы с коррупцией в учебные программы 70.1 % 15.3 %
4 Уголовное преследование по делам о коррупции 63.7 % 26.0 %
5 Расследования 63.6 % 26.0 %
6 Административные санкции в отношении государственных должностных лиц 63.1 % 21.6 %
7 Партнерство и коалиция заинтересованных сторон в борьбе с коррупцией 61.7 % 20.3 %
8 Предупреждение коррупции 60.3 % 28.2 %
9 Децентрализация офисов Ethics and Anti-Corruption Commission (EACC) 59.7 % 25.1 %
Коррупция как проблема в Кении восходит к колониальным временам. В 1956 году был принят Закон «О предотвращении коррупции», таким образом британские колониальные
власти стремились сформировать правовую основу для борьбы с коррупцией в государственном секторе. Этот закон предусматривал наказание за подкуп государственных служащих. В 1991 году в закон были внесены поправки, предусматривающие более жесткие меры наказания. В 1993 году в полиции был создан отдел по борьбе с коррупцией.
Затем в 1997 году в Закон «О предотвращении коррупции» были внесены поправки с целью формирования Антикоррупционного органа Кении (Kenya Anti-Corruption Authority -KACA). Однако KACA был расформирован в 2000 году, так как Верховный суд признал его деятельность неконституционной.
В декабре 2002 года было избрано новое правительство, которое провозгласило борьбу с коррупцией одной из своих главнейших целей. Среди инициатив правительства в этом направлении стало принятие нового закона по созданию правовых и институциональных основ борьбы с коррупцией. Основным из новых законов, принятых в соответствии с новым антикоррупционным режимом, стал Закон «О борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями» (2003 год), согласно которому был учрежден орган по борьбе с коррупцией в Кении.
В августе 2010 года в Кении была обнародована новая Конституция, в который видны серьезные изменения в подходе по вопросам борьбы с коррупцией. Согласно статье 79 Конституции, Парламент должен был принять закон, устанавливающий независимый орган для обеспечения соблюдения норм 6 главы Конституции. В соответствии с данной статьей Парламент принял Закон «О Комиссии по этике и борьбе с коррупцией» № 22 от 2011 года, который вступил в силу 5 сентября 2011 года.
Итак, в 2003 году Парламентом Кении для формирования правовой базы в области борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями был принят Закон «О борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями». Закон предусматривает ряд направлений в деятельности по борьбе с коррупцией, к ним относятся: расследование, уголовное преследование, предупреждение, обучение, компенсация убытков.
Расследование и уголовное преследование лиц, уличенных в коррупции, является важным направлением, но считается, что в долгосрочной перспективе коррупция может быть побеждена только путем комплексной общественной профилактики и развития образовательных программ [5]. Такие меры позволят сократить возможности для осуществления коррупционных действий и создадут почву для формирования общественного осознания необходимости противодействия проблеме коррупции.
EACC считает, что кенийцы смогут наиболее эффективно противодействовать коррупции, если они будут точно понимать, что такое коррупция, и будут знакомы с законом, который признает коррупционные действия уголовно наказуемым преступлением. В этой связи Комиссия разработала руководство с целью объяснить гражданам содержимое закона о коррупции. В руководстве изложены и разъяснены основные положения закона, что, по мнению Комиссии, поможет государственным служащим и общественности изменить отношение к коррупции. Руководство может также служить основой для разработки и преподавания курсов по борьбе с коррупцией в государственных и частных учреждениях. Предотвращение и борьба с коррупцией является долгом и обязанностью каждого гражданина Кении.
К другим ключевым антикоррупционным законам относятся: Закон «О Комиссии по этике и по борьбе с коррупцией», 2011 (Ethics and Anti-Corruption Commission Act, 2011), Закон «О лидерстве и целостности», 2012 (Leadership and Integrity Act, 2012), Закон «О регулировании государственных финансов», 2012 (The Public Finance Management Act, 2012), Закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем», 2009 (The Proceeds of Crime and Anti-Money Laundering Act, 2009).
На ближайшую перспективу в Кении планируется укрепить межведомственное сотрудничество по обмену информацией между заинтересованными сторонами; пересмотреть антикоррупционное законодательство в целях ужесточения наказания; создание специальных антикоррупционных судов, которые ускорят решение вопросов борьбы с коррупцией и неэтичным поведением.
Таким образом, успешная зарубежная практика противодействия коррупции требует своего теоретического осмысления [6] как с точки зрения отечественного законодательства [7], так и международного права [8].
Опыт Кении в борьбе с коррупцией показал, что национальная антикоррупционная политика не должна «застывать» и довольствоваться достигнутым, требуются новые формы, совершенствование действующих механизмов противодействия коррупции, в первую очередь направленных на повышение уровня правового сознания граждан, доверия населения к государственным институтам.
1. Противодействие коррупции: новые вызовы [Текст] : монография / С. Б. Иванов, Т. Я. Хабриева, Ю. А. Чиханчин [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева ; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. — Москва : ИНФРА-М, 2016. — 376 с.
2. Борьба с коррупцией в правоохранительных органах за рубежом [Текст] : монография / В. Ю. Артемов, И. С. Власов, Н. А. Голованова [и др.] ; отв. ред.: И. С. Власов, С. П. Кубанцев ; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. -Москва : ИНФРА-М, 2018. — 320 с.
3. Антикоррупционная этика и служебное поведение [Текст] : науч.-практич. пособие / Н. А. Абузярова, М. В. Залоило, В. И. Кузнецов [и др.] ; под ред. И. И. Кучерова, А. М. Ци-рина ; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 124 с.
4. The Ethics and Anti-corruption Commission [Text] / Remarks by Halakhe D. Waqo // National Ethics and Corruption Survey, 2016 (KICC). — Kenya, 2018.
5. The anti-corruption and economic crimes act 2003 explained [Text] : a Manual for Public Officers and Members of the Public A publication of Ethics and Anti-Corruption Commission. -Kenia : Directorate of Preventive Services, 2003.
6. Ищук, Я. Г. Коррупция: вопросы теоретического осмысления [Текст] / Я. Г. Ищук // Академическая мысль. — 2018. — № 1 (2). — С. 45-50.
7. Трунцевский, Ю. В. Перспективы международного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере противодействия коррупции [Текст] / Ю. В. Трунцевский, В. В. Севальнев // Международное публичное и частное право. — 2016. -№ 6. — С. 30-34.
8. Цирин, А. М. Роль группы государств против коррупции (GRECO) в имплементации международных антикоррупционных стандартов в национальное право стран-участников [Текст] / А. М. Цирин, Ю. В. Трунцевский, В. В. Севальнев // Юридическая наука и практика : вестник Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 1 (41). — С. 208-215.
“Тряпка” история борьбы с коррупцией, беззаконием и несменяемостью власти. Документальный фильм Би-би-си
Российские власти блокируют доступ к контенту Русской службы Би-би-си. Если вы зашли на сайт при помощи VPN и испытываете трудности с просмотром наших документальных фильмов, зайдите на наш канал в YouTube. Пожалуйста, помните, что в связи с лицензионными ограничениями фильмы доступны для просмотра на всех территориях, за исключением следующих: Австралия, Австрия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия,Сан-Марино, Соединенные Штаты, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Есть ли шанс у оппозиционного политика победить на выборах в стране, где процветают беззаконие и коррупция? Полный наивности и энтузиазма кенийский фотокорреспондент Бонифас «Тряпка» Мванги, много лет обличавший коррупцию в правительстве и нарушения прав человека, решает проверить это на себе.
Многие десятилетия к выборам в Кении по сути были допущены представители только трех племен из более пятнадцати — такое наследие оставило после себя британское правление. Для молодого поколения кенийцев, верящих, что честный политик может выиграть, Бонифас олицетворяет надежду. Но играть по правилам, когда твои противники ведут грязную игру — запугивают оппонентов, угрожают жизням их семей, дают взятки за голоса — сложно, особенно с пустыми карманами.
Русская служба Би-би-си имеет право на распространение этого документального фильма на всех территориях, за исключением следующих: Австралия, Австрия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия,Сан-Марино, Соединенные Штаты, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Как бороться с коррупцией в кении
Инфографика
Корпоративная ответственность за коррупцию
Санкции за нарушение FCPA
Нацплан противодействия коррупции
Международных организаций
Литература
Документы международных организаций
Консультационный портал
Судебная практика
Антикоррупционный центр
07 июля 2021
Борьба с коррупцией в «де-демократизирующихся» странах
Ресурсный центр по борьбе с коррупцией (Anti-Corruption Resource Centre – U4) опубликовал доклад о мерах противодействия коррупции в странах, свернувших с пути демократизации к авторитаризму.
Утверждение, что политический строй имеет значение для борьбы с коррупцией, не является чем-то принципиально новым: антикоррупционные реформы очень часто «тормозят» именно политические лидеры, так как нередко они угрожают тем из них, кто только «выигрывает» от коррупции.
При этом деятельность по противодействию коррупции при различных политических режимах имеет свои отличительные черты:
- в странах со стабильным долгосрочным демократическим режимом коррупция, как правило, проявляется точечно, в местах регуляционных пробелов, что позволяет направлять усилия по предупреждению и противодействию коррупции прицельно на такие «лазейки» в законодательстве, проведении расследований и правоприменении;
- демократические государства, пришедшие к такому режиму относительно недавно, уже обладают достаточной политической волей для принятия мер по борьбе с коррупцией, однако могут быть несколько ограничены в своих действиях созданными ранее коррумпированными структурами;
- в странах, ранее характеризуемых как демократические или однозначно демократизирующиеся, с приходом недемократических лидеров эффективные антикоррупционные механизмы начинают «работать на руку» потенциальным автократам;
- в авторитарных государствах антикоррупционные меры могут эффективно применяться для борьбы с мелкими бюрократическими правонарушениями, но только в том случае, если это повышает легитимность власти лидера, в то время как любые меры, направленные на противодействие политической коррупции, терпят крах;
- наконец, в «хрупких» странах со слабым, имеющим ограниченные возможности руководством, коррупция нередко используется для сохранения хрупкой стабильности между соперничающими группировками, удерживая тем самым страну от очередной гражданской войны и краха режима.
В своем докладе эксперты U4 решили сосредоточить внимание на государствах, в которых со сменой политических лидеров и элит происходит изменение режима в обратную от демократизации сторону – де-демократизирующихся государствах. В последние годы количество таких стран неизменно растет: так, согласно последним отчетам Института разновидностей демократии (Varieties of Democracy Institute – V-Dem), за десятилетие, закончившееся в 2019 г., темпы демократизации снизились в 26 странах, в 6 из них демократические режимы были полностью разрушены; в результате впервые с 2001 г. в мире стало больше автократических стран, чем демократических.
Авторы доклада отмечают, что нередко такие страны перестают принимать реальные меры по противодействию коррупции, антикоррупционная деятельность в них становится «показной», а в отдельных случаях под направленные на борьбу с коррупцией инициативы и вовсе удачно «маскируются» меры, принятие которых выгодно правящим кругам, а существующие антикоррупционные инструменты используются для борьбы с «неугодными» лицами.
При этом анализ происходящих в де-демократизирующихся странах изменений может оказаться важным по двум основным причинам:
- возможность своевременно идентифицировать де-демократизирующиеся политические режимы;
- необходимость использования особых мер по предупреждению коррупции в странах с де-демократизирующимися политическими режимами в связи с неэффективностью традиционных антикоррупционных инструментов.
Процесс де-демократизации, как отмечено в докладе, условно можно разделить на три этапа, на каждом из которых заметную роль может играть коррупционная составляющая:
1. Усмирение «ключевых игроков»
В начале своего пути авторитарный лидер стремится, прежде всего, минимизировать влияние на ход выборов со стороны «ключевых игроков» – политических конкурентов, финансирующий их кампании бизнес, СМИ. Хотя оказание влияния на них часто предполагает использование запугивания и насилия, дополнительным инструментом для получения поддержки / снижения конкуренции для будущих лидеров может стать подкуп «ключевых игроков» – предложение им высокопоставленных должностей, льгот и привилегий, денег в обмен на поддержку или нейтралитет. Так, в Нигерии в 2019 году при переизбрании действующего президента с лидеров оппозиции были сняты все обвинения в коррупции в обмен на их присоединение к правящей партии.
Еще одним способом «победить» оппозицию могут стать популистские обещания искоренить коррупцию в тех странах, где действующему правительству это не удалось: такие лозунги имеют сильное воздействие на уставших от пустых обещаний граждан. Иногда такие обещания после избрания нового лидера перерастают в «показательную борьбу с коррумпированными элитами», которая на практике оказывается лишь принятием мер по устранению политических конкурентов. Так, в Пакистане после военного переворота против «коррумпированного» гражданского правительства пришедший к власти генерал Первез Мушарраф создал Национальное бюро отчетности и специальные суды по делам о коррупции для борьбы со свергнутыми политическими лидерами.
2. Политизация государственного аппарата
После того, как авторитарный лидер был избран, начинается следующий этап де-демократизации, предполагающий создание «лояльной инфраструктуры»: для этого может использоваться «подкуп» сотрудников государственной администрации, судов, правоохранительных органов, увольнение «непокорных» или «проблемных» должностных лиц с руководящих должностей и назначение на их место приближенных, друзей и родственников.
Одновременно может начаться процесс «укрепления» беспрекословного авторитета нового лидера посредством привлечения всех «несогласных» к ответственности за коррупционные нарушения или использования иных действующих в стране антикоррупционных инструментов против таких лиц. Так, в Уганде Комиссия по борьбе с коррупцией была использована для «приструнения» оппозиции: реестры интересов, полномочия по составлению и ведению которых были возложены на Комиссию, в реальности потребляли непропорционально большие ресурсы, их было невозможно поддерживать, а регистрация редко приводила к каким-либо правоприменительным действиям (примечательно, что деятельность Комиссии в стране почти полностью финансировалась за счет средств международной финансовой помощи).
Новоизбранный лидер может использовать обвинения в коррупции в «позитивном ключе», сначала привлекая определенных лиц к ответственности, а затем «прощая» их. Так, в Нигерии можно составить длинный список нынешних и бывших должностных лиц правящей партии, губернаторов, парламентариев и финансистов, обвиненных и осужденных за коррупцию и получивших президентское помилование.
3. Изменение «правил игры»
Укрепив свои позиции, избранный авторитарный лидер может начать «перекраивать» законодательство страны с тем, чтобы «обезопасить» себя и связанных с ним лиц. Чаще всего это подразумевает внесение изменений в избирательное законодательство, конституцию и т.п., подкуп сотрудников избирательных комиссий или включение в их состав «лояльных» лиц, что позволяет новоиспеченному лидеру страны и правящей партии оставаться у власти как можно дольше. Так, в Бангладеш назначения в Избирательную комиссию систематически основывались на политических соображениях, что ставило под сомнение беспристрастность комиссии; в Кении сообщалось о подкупе должностных лиц Независимой комиссии по выборам и границам.
Возможны и более «изощренные» способы сохранения позиций, например, регистрация новых политических партий, лояльных режиму, с названиями, похожими на названия основных оппозиционеров, для создания путаницы, подкуп электората, избирательных комиссий и функционеров.
Безусловно, сам процесс де-демократизации может происходить и без коррупционных составляющих. Однако приход к власти авторитарного лидера, как свидетельствуют примеры многих стран, порождает значительный риск того, что он обратится к коррупции как средству удержания власти.
В этой связи авторы доклада призывают специалистов по противодействию коррупции, в том числе международные организации, задуматься о разработке стратегий по замедлению / приостановке процессов де-демократизации: принятие мер по борьбе с коррупцией при этом может сыграть важную роль в предотвращении «сползания» к полной автократии.
Для формирования соответствующих стратегий эксперты U4 предлагают придерживаться следующих принципов:
1. Анализ контекста
Как и в случае с коррупцией, процессы подрыва демократических институтов вероятнее всего будут скрываться от посторонних глаз. Поэтому принятие антикоррупционных мер в де-демократических режимах следует начинать с анализа текущей ситуации, включающего три стадии.
Во-первых, следует определить лиц или группы лиц, заинтересованные в процессах де-демократизации, а также выявить используемые ими способы политической коррупции, если таковые имеются. В этом контексте полезно опираться на выделенные выше этапы де-демократизации для лучшего понимания того, на какой стадии находится данный процесс и чего скорее всего стоит ожидать дальше.
Во-вторых, необходимо определить, какие государственные институты пока остаются неполитизированы и сохраняют возможность добросовестно вести свою деятельности.
В-третьих, требуется определить потенциальных противников де-демократизации, в число которых могут входить группы, подвергающиеся вымогательству, дискриминации или иным формам притеснения со стороны новой власти.
2. Укрепление неполитизированных структур
Определив, какие институты поддались давлению, какие находятся под давлением и могут пасть следующими, а какие остаются устойчивыми к «захвату» со стороны власти, следует незамедлительно принять меры по поддержанию функционирования последних.
При этом особое внимание следует уделить парламенту, судам, контрольным и надзорным органам, таким как службы омбудсмена, высшие ревизионные учреждения, комиссии по борьбе с коррупцией и суды по борьбе с коррупцией, которые обладают полномочиями по проведению проверок или предоставлению информации, значимых для потенциального сдерживания захвата власти.
Некоторым странам удалось остановить процесс де-демократизации именно за счет использования возможностей не поглощенных режимом структур: так, в Малави, которая оказалась уязвимой из-за перехода власти от президента к его младшему брату, растущего давления на СМИ, политизации государственной службы и неконтролируемой политической коррупции, Конституционный суд аннулировал результаты выборов 2019 года, прошедших с вопиющими нарушениями (названные «выборы Tipp-Ex» в связи с тем, что на избирательных бюллетенях были обнаружены следы одноименного канцелярского корректора), и потребовал их повторного проведения; другие государственные структуры поддержали постановление суда и приняли необходимые действия по проведению новых выборов, на которых победила оппозиция; бывший президент, в интересах которого были сфальсифицированы выборы, сейчас находится под следствием по обвинению в коррупции.
3. Поддержка коллективных действий
На ранних этапах, когда избранные лидеры все еще зависят от общественного мнения, эффективной в борьбе с де-демократизацией может оказаться публикация информации о коррупционных схемах и взяточничестве со стороны таких лиц: коррупционные скандалы нередко становятся причиной массовых протестов, которые бросают вызов действующей власти, а иногда даже приводят к падению правительств.
В этой связи следующим шагом авторы доклада полагают мобилизацию групп, выступающих против де-демократизаторов. Для оказания поддержки таких групп традиционные подходы, например, финансирование неправительственных организаций, меры социальной ответственности или информационные кампании, могут оказаться недостаточно эффективными в де-демократических режимах и потребовать определенных видоизменений. Для повышения потенциала таких групп необходимы инвестиции в свободную прессу и цифровые СМИ, создание площадок для взаимодействия представителей гражданского общества, обеспечение защиты протестующих и лиц, сообщающих о нарушениях, а также политическая поддержка в делах, касающихся защиты прав человека.
Стратегии борьбы с коррупцией, особенно в рамках «неравномерных» процессов де-демократизации, должны быть гибкими и своевременно адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам. Это означает, что возможности для противодействия коррупции и автократизации могут появиться неожиданно.
При этом принимаемые действия должны быть обоснованными и учитывать существующий контекст, так как нередко вливание средств на цели развития может создавать новые возможности для коррупции и даже повышать уровень коррупции. Поэтому разработка соответствующих стратегий потребует практически ежедневного обновления анализа и вариантов действий.
«Я дал взятку» (ИПАБ)– это инициатива кенийских антикоррупционных активистов, которые борются с коррупцией в Кении, используя новые технологии для того, чтобы дать людям возможность рассказать о коррупционных действиях. Новая программа «Я дал взятку», смоделирована на основе индийского антикоррупционного портала (ИПАБ) и представляет собой партнерство между ИПАБ и гражданской организацией Вамани в Кении, целью которой является распространение программы ИПАБ в Южной и Центральной Африке.
« интегрировала систему SMS для того, что бы дать более 25 миллионам кенийцев, которые владеют мобильными телефонами, возможность сообщать о взяточничестве и делиться своим опытом .
Для того, чтобы рассказать о случаях взяточничества, используя короткий кенийский SMS-код инициативы «Я дал взятку», нужно послать SMS на короткий номер 2025, указав округ, провинцию и сумму взятки.
На сайте кенийцы могут рассказать о случаях взяточничества тремя способами:
Кенийцы могут рассказать о взяточничестве, используя веб-версию сайта (ipaidabribe.or.ke), версию для мобильных телефонов (m.ipaidabribe.or.ke) или отослав SMS на короткий номер 2025 стоимостью 5 кенийских шиллингов.
Коллинс Басвони объясняет, как сообщения о взяточничестве в сети могут помочь в борьбе с коррупцией:
Факт 2: о случаях «мелкой» коррупции в Кении, в основном, не докладывается.
9 из 10 респондентов, опрошенных в ходе исследования «Уровень взяточничества в Восточной Африке 2011» сказали, что не сообщали о случаях коррупции, с которыми столкнулись. ДА, 9 из 10.
И пока о случаях «мелкой коррупции» не будут сообшать, государственные служащие будут использовать свое положение ради собственной выгоды.
Факт 3: коррупция тормозит социально-экономическое развитие Кении.
Совокупная стоимость известных коррупционных скандалов: Голденберг 90-го, Англо-лизинг, скандал с кукурузой и маслом 2000 года и скандал с долларами и кенийскими шиллингами 2011 года, без сомнения, оказали значительное негативное влияние на развитие экономики Кении. Представьте, что было бы, если бы все эти деньги были направлены на развитие инфраструктуры, медицины, образования и т.д.
В то время, как Кения с трудом идет к своему будущему, имея перед собой программу Vision 2030 год , как ориентир социального, экономического и политического развития, коррупция остается одним из самых трудных препятствий на пути к этой цели. План Vision 2030 так и останется миражом на горизонте, если вся Кения не заговорит о коррупции и не начнет борьбу с ней.
Анонимный посетитель сайта добавляет:
Умалчивание делает коррупцию только сильнее, и она становится приемлемой, потому что никто не жалуется. Для нас, кенийцев, стало привычным принимать существующее положение вещей и не задавать вопросов, может ли оно быть другим, а ведь оно может.
В эту новую эпоху, в которой мы живем, когда технологии и социальные медиа стали способом жизни, информация может собираться и распространятся очень быстро, ярко освещая существующие проблемы.
Чем больше мы говорим о коррупции, тем больше привлекается внимание, и лидеры государства вместе с политиками вынуждены решать эти проблемы. Пожалуйста, продолжайте говорить о коррупции, и о том, какое ужасное влияние она оказывает на наше общество, разлагая его изнутри.
Еще один пользователь замечает:
Кенийцы страдают тяжелым провалом памяти! Мы обсуждаем проблему коррупции только, когда сталкиваемся с большими скандалами, но сегодня мелкая коррупция, возможно, «ворует» 30% от нашего семейного дохода, истощает наши ресурсы и разрушает моральные ценности. Будет трудно, если не невозможно, достичь наших целей по программе Vision 2030 год, если мы не скажем “нет” мелкой коррупции. Мелкая коррупция негативно влияет на средний класс и бедняков. В то время, как большой коррупцией «наслаждаются» только очень богатые!
Страницы инициативы есть на Facebook и Twitter.
Коррупция широко распространена среди политиков и государственных служащих Кении. Скандал Голденберга, раскрывший, что кенийское правительство финансировало экспорт золота, является самым продолжительным коррупционным скандалом Кении. Этот скандал обходится стране в сумму, эквивалентную примерно 10% от годового ВВП Кении.
*Изображение в предпросмотре использовано с любезного разрешения Управления ООН по наркотикам и преступности
Корректорская правка: Ирина Плясовских