Япония захотела запретить поставлять в Россию некоторые машины
Япония хочет запретить поставлять в Россию некоторые машины, речь идет о новых и подержанных авто с объемом двигателя более 1,9 литра, пишет газета Yomiuri.
Отмечается, что подобные меры могут быть введены в рамках очередного пакета санкций. Решение, по информации издания, может вступить в силу в начале августа.
Япония также планирует полностью запретить экспорт в Россию электромобилей и гибридных авто.
Газета отмечает, что в 2022 году подержанные машины были одним из главных товаров японского экспорта в Россию, он занял 26 процентов от общего экспорта соответствующей продукции.
В июне генеральный секретарь кабинета министров Японии Хирокадзу Мацуно пообещал, что страна продолжит вводить санкции против России. Также он заверил, что правительство не прекратит отправлять военную технику и другую помощь для победы в конфликте.
Останутся ли японские машины в России и что будет с ценами? Вот что говорят дилеры
Автодилер «Авилон»: японские машины в России подорожают на 10–15%. Так, на ценах скажется анонсированный в Японии запрет поставлять в РФ авто с объёмом двигателя больше 1,9 л. Это Toyota Harrier, Toyota Corolla, Nissan Serena и другие популярные у нас модели. Усложнение логистики вкупе с грядущим повышением ставок утилизационного сбора серьёзно скажется на стоимости «японцев», предрекли дилеры в беседе с «Секретом фирмы».
Запрет на японские машины
Разберёмся в японских ограничениях. Первый запрет появился ещё в апреле 2022 года, когда из-за спецоперации на Украине против России ввели масштабные санкции. Тогда Япония запретила экспорт новых автомобилей люксовых марок, а также всех машин дороже 6 млн йен (почти 4 млн рублей по нынешнему курсу).
Новый запрет, о котором сообщила японская газета Yomiuri, предполагает запрет на экспорт машин следующих категорий:
- новые и поддержанные авто с двигателем больше 1,9 л;
- гибриды;
- электромобили.
И это притом, что в 2022 году Россия оказалась самым крупным импортёром машин с пробегом из Японии. Даже сейчас, по оценкам Drom.ru, в страну ежемесячно завозят из Японии около 20 000 подержанных машин.
Поэтому эксперты называют ожидаемое решение японского правительства выстрелом себе в ногу. Но как быть россиянам, которые ездят на «японцах» или собираются покупать машину из Японии?
Японские машины подорожают
Крупный российский автодилер «Авилон» ожидает, что японские марки на российском рынке неизбежно подорожают. Поставки не исчезнут, просто способы доставки усложнятся.
« Запрет на поставку в РФ автомобилей из Японии отразится на ценах — они вырастут на 10–15% независимо от колебаний национальной валюты . Рост стоимости будет спровоцирован усложнением логистики поставок японских автомобилей. Эту нишу за несколько месяцев займут производители китайских брендов», — сказал «Секрету фирмы» заместитель гендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.
Замещение японских марок китайскими предсказывают и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Там отметили, что доставка машин, ввозимых по параллельному импорту в РФ усложнится. Однако дилеры главную проблему видят не в этом, а в планах правительства повысить ставки утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили с 1 августа.
«Это окажется заградительным барьером для автомобилей из других стран — как новых, так и с пробегом. Мы уже попросили правительство отложить повышение утильсбора на дефицитном рынке, пока он не восстановится. То есть пока объём продаж не достигнет хотя бы 1,7 млн автомобилей в год», — сказали в ассоциации.
Что касается запчастей, то с ними ситуация тоже может усложниться. Директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова сказала «Секрету», что компания ожидает подорожания деталей из-за роста курсов валют.
Как вырастет утильсбор
По новым ставкам утилизационный сбор для юридических лиц вырастет таким образом:
- за машину с двигателем объёмом до 2 л — со 178 400 до 300 000 рублей;
- при объёме от 2 до 3 л — с 281 600 до 844 000 рублей;
- за электромобиль — с 32 600 до 360 000 рублей;
- за авто с двигателем объёмом больше 3 л — с 445 000 до 970 000 рублей.
Физлицам тоже придётся несладко. Россияне, которые ввозят машины из-за рубежа и оформляют на себя для перепродажи (а именно так в Россию завозят и японские авто), платят утильсбор по ставке физлица — 3400 рублей за новую и 5200 рублей за авто от 3 лёт. Однако по новым правилам, если «физик» захочет продать машину в течение 3 лет, то ему придётся платить сбор по ставке юрлица.
Больше всего сбор ударит по фирмам, которые привозят и оформляют машины на частников с последующей продажей дилеру или клиенту. С японскими марками происходит именно так. Теперь же оформить машину на частное лицо для получения полного пакета документов не получится, опасаются участники рынка.
Но в выигрыше останутся киргизские и казахстанские импортёры, которые помогают с ввозом в Россию автомобилей — например, из Китая. О самых популярных у россиян китайских моделях авто мы рассказывали здесь.
Германии предсказали статус третьей экономики мира вместо Японии
Германия в этом году вытеснит Японию с позиции третьей по величине экономики мира, прогнозирует МВФ. Прогноз сделан с учетом ослабления иены к евро и доллару до многолетних минимумов. Bloomberg связывает девальвацию японской валюты с денежно-кредитной политикой — пока ФРС и ЕЦБ поднимали ставки для борьбы с инфляцией, Банк Японии сохранял ее ставку отрицательной
Германия в 2023 году обгонит Японию и станет третьей по величине экономикой мира после США и Китая, сообщил Bloomberg, изучивший последние прогнозы МВФ.
Из них следует, что в 2023 году ВВП Японии в долларовом выражении составит $4,23 трлн, а ВВП Германии достигнет $4,43 трлн. Прогнозы МВФ показывают, что экономика Германии будет сильнее японской в 2024 году ($4,7 трлн против $4,29 трлн) и 2025-м ($4,96 трлн и $4,45 трлн соответственно). В прошлом, 2022 году объем экономики Японии достиг $4,24 трлн, Германии — $4,01 трлн.
Материал по теме
Средний валовой внутренний продукт на душу населения в Германии МВФ прогнозирует на уровне $52 824 по сравнению с $33 950 в Японии.
Прогнозы МВФ сделаны на фоне ослабления иены по отношению к доллару и евро. П отношению к евро японская валюта опустилась до минимума с 2008 года, к доллару — вблизи минимума за 33 лет. Слабость иены во многом вызвана фундаментальными различиями в денежно-кредитных политиках центробанков, отмечает Bloomberg. Пока Федеральная резервная система США и Европейский центробанк поднимали процентные ставки с пандемического минимума, чтобы сдержать инфляцию, Банк Японии оставался в режиме стимулирования экономики, стремясь добиться роста цен после многих лет дефляции. С 2016 года Банк Японии держит краткосрочную процентную ставку по депозитам коммерческих банков на уровне минус 0,1% годовых. На своих ближайших заседаниях, как ожидает агентство, ФРС и ЕЦБ сохранят ставки без изменений, оставив стоимость заимствований на высоком уровне. Банк Японии, вероятно, сохранит давление на иену. Отказ Банка Японии от отрицательной процентной ставки наступит, скорее всего, не раньше 2024 года, отмечает Bloomberg.
Материал по теме
«Это правда, что потенциал роста Японии отстает и остается вялым», — заявил министр экономики Японии Ясутоси Нисимура, комментируя прогнозы МВФ. «Мы хотели бы вернуть себе позиции, утраченные в последние 20–30 лет. И рассчитываем добиться этого с помощью нового пакета мер», — подчеркнул он.
В Токио заявили о самой серьезной угрозе Японии со времен Второй мировой
Премьер-министр Японии Фумио Кисида пообещал выделить финансирование на укрепление обороны страны, необходимое, чтобы «реагировать на ухудшение обстановки в сфере обеспечения безопасности» вокруг страны, сообщает NHK. Кисида выступил перед военнослужащими воздушных Сил самообороны Японии на авиабазе Ирума в префектуре Сайтама недалеко от Токио. По словам премьера, страна сталкивается с самой серьезной угрозой безопасности со времен Второй мировой войны, это происходит на фоне совместных полетов российских и китайских бомбардировщиков над Японским морем (летом ВКС России и ВВС Народно-освободительной армии Китая в шестой раз с начала 2019 года провели совместное патрулирование в этом районе, а также в западной части Тихого океана). «Чтобы защитить нашу страну, мы должны принять решительные меры». Мы будем укреплять нашу обороноспособность», — пообещал Кисида. Япония приступит к разработке ракет на случай необходимых контратак в случае нападения на страну.
К 2027 году Воздушные силы самообороны будут переименованы в Воздушно-космические, передает Bloomberg. В конце августа AP сообщило, что Минобороны Японии попросило в 2024 году увеличить военный бюджет почти на 12%, или до рекордных 7,7 трлн иен ($52,5 млрд) из-за растущих угроз со стороны Китая и КНДР. Средства планируют направить в том числе на строительство двух кораблей, оснащенных современными радарами и крылатыми ракетами большой дальности. Всего с 2023 до 2027 года страна планирует направить на оборону 43 трлн иен ($315 млрд), что примерно на 56% больше по сравнению с предыдущими пятью годами. Если план одобрят, это выведет страну на третье место по военным расходам — после США и Китая, отмечает агентство. В декабре прошлого года Япония приняла новую стратегию национальной безопасности, согласно которой страна может наносить «контрудары» для предупреждения вражеских атак. При этом страна пообещала придерживаться «политики, ориентированной исключительно на самооборону», и «не становиться военной державой», отмечается в нем (отказ Японии от права на ведение войны закреплен в ст. 9 Конституции). В МИД России посчитали, что Токио занимается «беспрецедентным наращиванием» военной мощи.