Консультант Плюс или Гарант?
Работа современных бухгалтеров, юристов и прочих специалистов, сталкивающихся в своей ежедневной работе с вопросами законодательства и права в целом, немыслима без справочных правовых систем. Держать в голове постоянно изменяющиеся правила игры, рискуя в любой момент не только чужими деньгами, но, зачастую, и своей свободой, — на такое способны немногие. Именно поэтому рынок СПС в России последние годы только растет за счет появления новых игроков. Однако прежде чем обратить свой взор на новичков, стоит внимательно присмотреться к заслуженным игрокам, которые уже разменяли второй десяток, к справочно-правовым системам Гарант и Консультант Плюс. В чем их недостатки и преимущества в сравнении друг с другом?
Немного истории
Начнем с начала, или даже с самого начала. В самом начале своего славного пути оба лидера современного рынка СПС были единым целым. Если быть совсем точным — в начале был «Гарант», который разрабатывался организацией, выпускающей сейчас Консультант Плюс. Спустя два года после начала деятельности этой организации, Гарант отпочковался от нее в отдельную конкурирующую структуру, а его место в материнской организации занял программный продукт Консультант Плюс. Раскол был вызван конфликтом интересов основателей компании. В то время как первый ратовал за технологичность, выражая интересы коллектива программистов, второй видел будущее продукта в большей открытости к клиенту, доступных ценах, широкой поддержке пользователей. Десятилетия спустя все мы можем воочию наблюдать, выигрышность второго пути. В настоящее время Консультант Плюс значительно оторвался от Гаранта по количеству установок, а, соответственно, и пользователей, которые используют эту СПС в своей каждодневной работе.
Гарант и Консультант Плюс. Сравнение.
- Система новостей. Лучший поиск и возможность построения индивидуального списка;
- Большее количество нормативных актов;
- Меньшая стоимость (пусть и незначительно).
Чем Консультант Плюс лучше Гаранта? Следующий список вышел более значительным как по количеству пунктов, так и по их сути, ведь не зря именно Консультант Плюс занимает лидирующую позицию на рынке:
- Меньшая нагрузка на компьютер (из-за частичного дублирования содержимого информационных блоков в Гаранте);
- Значительно более оперативное обновление баз (в Гаранте некоторые связи могут оставаться без целевых документов вплоть до месяца);
- Значительно лучше структурированная судебная практика;
- Больший объем сервиса и дополнительных услуг, в том числе бесплатных;
- Значительно большее количество документов.
Какой сделать выбор?
Однозначно выводить один из вариантов как лучший во всех случаях мы, конечно же, не будем. Очевидно, что в какой-то ситуации СПС, теоретически являющаяся лидером, может уступить аутсайдеру в мелочах, которые именно сейчас окажутся наиболее важны. Причем речь идет не только о рассмотренных системах. Консультант Плюс, Кодекс, Гарант или другие справочно-правовые системы — практически у каждой есть свои плюсы, способные сыграть решающую роль в тех или иных условиях.
Поэтому ориентируйтесь, в первую очередь, на свои потребности и выбирайте СПС внимательно.
Сравнительный анализ справочных правовых систем
В настоящее время в нашей стране существует целый ряд справочных правовых систем. Лидерами в этой области считаются три из них: система «Гарант», разработанная НПП «Гарант-Сервис», система «Кодекс» Центра компьютерных разработок при мэрии Санкт-Петербурга и система «Консультант Плюс», созданная НПО «Вычислительная математика и информатика» (системы перечислены в алфавитном порядке). Другие справочные правовые системы, например «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции России, «Юрисконсульт», выпущенная АО «Информационные системы и технологии» и др., также имеют своих поклонников.
В данном обзоре проводится сравнительный анализ систем «Гарант», «Кодекс» и «Консультант Плюс». Надо оговориться сразу, что автор не ставит перед собой задачи выдать готовый рецепт — какую систему необходимо выбрать, а лишь пытается разложить «факты по полочкам» и на языке цифр дать точную картину — что есть что. В любом случае последнее слово остается за пользователем.
Главным критерием при выборе той или иной системы является соотношение полноты базы данных, т. е. количества содержащихся в ней документов, и стоимости поставки. Однако этот критерий необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, важно количество представленных в базе данных действующих документов, так как, принимая решения, мы, естественно, пользуемся действующим законодательством. Во-вторых, количество документов, принятых конкретным ведомством, ибо отдельные категории пользователей работают с документами определенных государственных структур. В-третьих, количество нормативных документов различных категорий; так, если законы, акты Президента и Правительства РФ представляют интерес для широкого круга пользователей, то ведомственные акты тех или иных государственных учреждений могут заинтересовать узкий круг пользователей.
При анализе правовых систем целесообразно выделить три блока российского законодательства. Первый блок — это экономическое законодательство, второй — законодательство Москвы, третий — судебное законодательство. Все данные по сравнительному анализу систем сведены в таблицы (см. Приложение).
В блоке экономического законодательства система «Гарант» содержит базы данных «Законодательство России», «Банковское законодательство», «Таможенное законодательство» и «Гарант-Практик» (бухучет, налоги). В системе «Кодекс» принята другая сортировка правовых актов: «Российская Федерация», «Основные нормативные акты РФ», «Экономическое законодательство», «Банки и банковская деятельность», «Таможенное законодательство» и «Бухгалтерский учет, налоги, финансы». В системе «Консультант Плюс» созданы следующие базы данных: «Версия Проф», «Эксперт-приложение», «Российское законодательство», «Консультант-Бухгалтер» (раздел «Нормативные документы»), «Налоги, бухучет» (табл.1).
На наиболее полное представление российского законодательства претендуют база данных «Российская Федерация» системы «Кодекс», в которой содержится (с учетом бесплатно поставляемого архива) 35 491 документ (из них 30 219 действующих) и информационный правовой комплекс «Эксперт» (включающий «Версию Проф» и «Эксперт-приложение») системы «Консультант Плюс», где содержится 40 943 документа (из них 37 033 действующих). Количество нормативных актов основных государственных структур, определяющих экономическую политику государства, и количество законов в обеих базах данных сопоставимо.
База данных «Версия Проф» системы «Консультант Плюс», содержащая 13 462 документа (из них 11 654 действующих), со стоимостью поставки 3 982 000 рублей по критерию «цена/качество» проигрывает базе данных «Российская Федерация» системы «Кодекс» и информационному правовому комплексу «Эксперт» системы «Консультант Плюс». По стоимости поставки база данных «Российская Федерация» превосходит «Версию Проф» в 1,6 раза, зато и количество документов в ней больше в 2,6 раза. А стоимость поставки информационного правового комплекса «Эксперт» выше стоимости поставки «Версии Проф» в 1,9 раза, однако по количеству документов он превосходит последнюю в три раза.
Если пользователь в своей практике редко использует документы из области банковского и таможенного законодательств, то его может заинтересовать база данных «Основные нормативные акты РФ» системы «Кодекс» стоимостью 2 350 000 рублей, в которой содержится 13 775 документов (из них 13 599 действующих). По числу нормативных документов основных государственных структур (за исключением Государственного таможенного комитета и Центрального банка РФ) и количеству законов база данных «Основные нормативные акты РФ» системы «Кодекс» сопоставима с «Версией Проф» системы «Консультант Плюс», но дешевле ее в 1,7 раза.
Основы российского законодательства представлены в целом ряде баз данных: «Законодательство России» системы «Гарант», где содержится 8532 документа в т. ч. 7607 действующих (стоимость поставки 1 980 000 рублей), «Экономическое законодательство» системы «Кодекс», в которой 7733 документа, в том числе 7623 действующих (стоимость поставки 1 300 000 рублей), и «Российское законодательство» системы «Консультант Плюс», содержащей 8159 документов, в том числе 6765 действующих (стоимость поставки 1 700 000 рублей). Количество нормативных актов основных государственных структур и количество законов сопоставимо во всех базах данных.
Для бухгалтеров особый интерес могут представлять базы данных, основным содержанием которых являются документы из области бухгалтерского учета и налогообложения, наиболее динамично изменяющегося раздела российского законодательства. Это базы данных «Гарант-Практик (бухучет, налоги)» системы «Гарант», где содержится 2848 документов (из них 2822 действующих), стоимость поставки 800 тыс. рублей, «Бухгалтерский учет, налоги, финансы» системы «Кодекс», в которой 3185 документов (из них 3138 действующих), стоимость поставки 2 100 000 и две базы данных системы «Консультант Плюс» — «Консультант Бухгалтер»(нормативные документы) стоимостью 1 437 000 рублей, содержащей 4296 документов (из них 3344 действующих), и «Налоги, бухучет» стоимостью 735 тыс. рублей (2964 документа, из них 2314 действующих). Исходя из критерия «цена/качество», предпочтительными в этой группе можно считать базы данных «Налоги, бухучет» системы «Консультант Плюс» и «Гарант-Практик» системы «Гарант». Так, первая из них дешевле базы данных «Бухгалтерский учет, налоги, финансы» (система «Кодекс») в 2,8 раза, а содержит всего на 221 документ меньше, что составляет 7% общего количества документов в базе данных «Бухгалтерский учет, налоги, финансы».
Специально для сотрудников банковских структур разработаны базы данных «Банковское законодательство» системы «Гарант» 3238 документов, в том числе 2934 действующих, стоимость поставки 2 980 000 рублей) и «Банки и банковская деятельность» системы «Кодекс», содержащая 4158 документов в т. ч. 4117 действующих (стоимость поставки 2 250 000 рублей). В эти базы данных разработчики постарались включить практически все нормативные акты ЦБ РФ, а также документы других государственных структур, затрагивающие вопросы правового регулирования банковской деятельности. При сопоставлении цифр видно, что база данных системы «Кодекс» содержит большее число документов, чем база данных системы «Гарант», а стоимость ее поставки меньше.
Пользователей, которые имеют деловых партнеров за рубежом и по роду своей деятельности тесно взаимодействуют с таможенными органами, могут заинтересовать базы данных «Таможенное законодательство» (система «Гарант»), в которой 3749 документов, в том числе 3133 действующих (стоимость поставки 1 980 000 рублей), и «Таможенное законодательство» (система «Кодекс»), где 5408 документов, в т. ч. 5336 действующих (стоимость поставки 1 920 000 рублей). Основным содержанием этих баз данных являются нормативные акты Государственного таможенного комитета (ГТК). Соотношение количества документов в базе и стоимости поставки здесь также в пользу системы «Кодекс».
В блоке московского законодательства (табл. 2) рассматривались базы данных «Московское законодательство» системы «Гарант», где содержится 3441 документ (из них 3054 действующих), стоимость поставки 1 980 000 рублей, «Нормативные акты Москвы» системы «Кодекс», в которой 9522 документа (из которых 9464 действующих), стоимость поставки 2 200 000 рублей и база данных «Московский выпуск» системы «Консультант Плюс», содержащая 4134 документа (из них 3897 действующих), стоимость поставки 2 198 000 рублей. При сопоставимых ценах наиболее полной можно считать базу «Нормативные акты Москвы» системы «Кодекс», количество документов в которой более чем в два раза превышает объем двух других баз данных.
В блоке судебного законодательства (табл. 3) рассматривались две базы — «Суд и арбитраж» и «Уголовное и административное законодательство» — системы «Гарант»; четыре базы («Гражданское право, гражданский процесс», «Арбитраж, арбитражная практика», «Судебная практика, уголовное право» и «Административная ответственность») системы «Кодекс», а также база данных «Арбитраж» системы «Консультант Плюс».
Необходимо отметить разный подход фирм-разработчиков к освещению вопросов судебного законодательства. Прежде всего обратим внимание на то, что «Консультант Плюс Арбитраж» отражает вопросы не только арбитражного судопроизводства, но содержит документы, относящиеся к гражданским и уголовным делам, а также к административным правонарушениям. Поэтому название этой базы данных не совсем логично и вносит некоторую путаницу при выборе системы потенциальными пользователями. Другая ее особенность в том, что она не содержит законодательных актов ни по одному из представленных в ней разделов российского судопроизводства. В нее включены лишь документы, отражающие вопросы судебной и арбитражной практики. «Кодекс», в отличие от системы «Консультант Плюс», представлена тематической базой данных по каждому разделу судебного законодательства, причем в каждом из них отражены законодательные акты. В системе «Гарант» в базе данных «Суд и арбитраж» представлены документы по гражданскому праву и арбитражу, а в базе «Уголовное и административное законодательство» отражены вопросы уголовного и административного законодательства.
Во всех трех системах наиболее полно представлены вопросы арбитражного судопроизводства. Причем в базе данных «Консультант Плюс Арбитраж» только по арбитражной практике содержится 2104 документа. Это почти в два раза больше, чем в других системах при меньшей стоимости поставки. Для пользователя, которого в большей степени интересуют вопросы арбитражной практики, а не законодательство по арбитражу, «Консультант Плюс Арбитраж» будет просто находкой.
Степень освещения вопросов гражданского права сопоставима во всех трех системах. Но стоимость поставки базы «Гражданское право, гражданский процесс», входящей в систему «Кодекс», более чем в два раза ниже стоимости поставки баз данных других систем.
Полнота отражения вопросов уголовного законодательства в этих системах также сопоставима. В то же время стоимость поставки базы «Судебная практика, уголовное право» (система «Кодекс») также более чем в два раза ниже стоимости поставки аналогичных баз данных из других систем.
Основные характеристики справочных правовых систем (блок «экономическое законодательство»)
Таблица 1
База данных | Стоимость, руб. | Количество документов (всего/действующих) | Стоимость одного документа, руб. | Стоимость сетевой версии, руб. | Стоимость обновления, руб. | Количество документов основных государственных структур | Законодательство Москвы и Санкт-Петербурга | Количество законов | Количество государственных структур | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Президент | Правительство | Минфин | ГНС | ГТК | ЦБ | Всего | |||||||||
«Гарант» | |||||||||||||||
Законодательство России | 1 980 000 | 8532/7607 | 232 | 4 950 000 | 166 980 | 807\737 | 1752\1550 | 965\828 | 1108\963 | 269\129 | 515\406 | 5416\4613 | 6\6 | 726\683 | 155 |
Банковское законодательство | 2 980 000 | 3238/2934 | 917 | 7 450 000 | 166 980 | 134\123 | 233\223 | 427\380 | 398\339 | 91\75 | 1475\1309 | 2758\2449 | 173\172 | 149\146 | 71 |
Таможенное законодательство | 1 980 000 | 3749/3133 | 528 | 4 950 000 | 166 980 | 121\105 | 482\399 | 48\41 | 37\33 | 2587\2098 | 50\42 | 3325\2718 | 381\373 | 43\40 | 60 |
Гарант-Практик (бухучет, налоги) | 800 000 | 2846/2822 | 281 | 2 000 000 | 166 980 | 194\192 | 440\435 | 522\513 | 738\732 | 62\62 | 169\168 | 2125\2102 | 2\2 | 182\181 | 96 |
«Кодекс» | |||||||||||||||
Российская Федерация | 6 500 000 архив | 30468/30219 5023 | 183 | 13 000 000 | 440 000 | 2522\2481 | 5823\5751 | 1551\1547 | 1799\1791 | 3556\3508 | 2518\2509 | 17769\17587 | 21\19 | 743\736 | 241 |
Основные нормативные акты | 2 350 000 | 13775/13599 | 170 | 4 700 000 | 180 000 | 1518\1507 | 3518\3446 | 985\978 | 1045\1037 | 345\328 | 611\611 | 8023\7907 | 16\16 | 671\658 | 192 |
Экономическое законодательство | 1 300 000 | 7733/7623 | 168 | 2 600 000 | 130 000 | 471\465 | 1396\1353 | 865\864 | 1024\1019 | 234\217 | 612\609 | 4602\4527 | 12\12 | 314\303 | 176 |
Банки и банковская деятельность | 2 250 000 | 4158/4117 | 541 | 4 500 000 | 130 000 | 89\89 | 194\\194 | 251\249 | 162\160 | 70\70 | 2391\2344 | 3157\3106 | 519\516 | 46\45 | 241 |
Таможенное законодательство | 1 920 000 | 5408/5336 | 355 | 3 840 000 | 130 000 | 112\112 | 344\322 | 58\58 | 52\51 | 3460\3293 | 50\50 | 4076\3886 | 557\548 | 51\49 | 241 |
Бухгалтерский учет, налоги, финансы | 2 100 000 | 3185/3138 | 659 | 4 200 000 | 80 000 | 92\91 | 222\214 | 569\568 | 888\883 | 62\56 | 258\256 | 2091\2068 | 1\1 | 132\130 | 112 |
«Консультант Плюс» | |||||||||||||||
Версия Проф | 3 982 000 | 13462/11654 | 295 | 7 964 000 | 322 000 | 1024\892 | 2281\1908 | 1104\908 | 1580\1318 | 2311\1990 | 1559\1430 | 9529\8446 | 3\3 | 742\563 | 146 |
Эксперт-приложение | 3 776 000 | 26481/25379 | 142 | 7 552 000 | 295 000 | 4381\4230 | 9965\9571 | 753\732 | 601\590 | 1657\1479 | 1817\1758 | 19194\18360 | Нет | 210\199 | 156 |
Российское законодательство | 1 700 000 | 8159/6765 | 208 | 3 400 000 | 208 000 | 668\560 | 1530\1219 | 921\748 | 1160\925 | 631\453 | 552\485 | 5462\4390 | 1\1 | 638\488 | 146 |
Консультант-Бухгалтер | 1 437 000 | 4296/3344 | 335 | 2 874 000 | 181 000 | 250\197 | 590\410 | 616\471 | 1003\787 | 406\269 | 409\352 | 3274\2486 | Нет | 455\329 | 146 |
Налоги, бухучет | 735 000 | 2964/2314 | 171 | 1 470 000 | 95 000 | 189\148 | 368\258 | 504\377 | 827\629 | 125\102 | 268\232 | 2281\1746 | Нет | 338\237 | 146 |
Основные характеристики справочных правовых систем (блок «Законодательство Москвы»)
Таблица 2
База данных | Стоимость, руб. | Количество документов (всего/действующих) | Стоимость одного документа, руб. | Стоимость сетевой версии, руб. | Стоимость обновления, руб. | Количество документов основных городских структур | Количество законов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мэр | Правительство | Гор. Дума | ГНИ по Москве | Таможен. управление | ГУ ЦБ по Москве | Всего | |||||||
«Гарант» | |||||||||||||
Московское законодательство | 1 980 000 | 3441/3054 | 575 | 4 950 000 | 166 980 | 839\764 | 783\678 | 154\150 | 248\235 | 56\54 | 5\5 | 2095\1886 | 75\71 |
«Кодекс» | |||||||||||||
Нормативные акты Москвы | 2 200 000 (архив) | 9522/9.464 2902 | 231 | 4 400 000 | 110 000 | 1896\1882 | 4825\4801 | 255\252 | 314\313 | 147\147 | 154\154 | 7591\7549 | 78\76 |
«Консультант Плюс» | |||||||||||||
Московский выпуск | 2 198 000 | 4134/3897 | 531 | 4 396 000 | 130 000 | 927\889 | 2110\1922 | 211\208 | 413\408 | 53\53 | 129\129 | 3848\3609 | 88\86 |
Сравнение сервисов КонсультантПлюс и Гарант
Система, вбирающая в себя документацию и консультации из различных сфер деятельности.
Гарант Есть бесплатный тариф
(Нет отзывов)
Справочно-правовая система в виде ресурса и приложений, которая содержит в себе основные действующие кодексы Российской Федерации. В них очень часто можно найти ответы на волнующиеся вопросы.
Система, вбирающая в себя документацию и консультации из различных сфер деятельности.
Справочно-правовая система в виде ресурса и приложений, которая содержит в себе основные действующие кодексы Российской Федерации. В них очень часто можно найти ответы на волнующиеся вопросы.
Описание
КонсультантПлюс и Гарант — справочно-правовые системы, содержащие кодексы и документацию России для специалистов, работающих с законодательством.
Сервисы Совместимы с Windows XP, Windows 7, Vista. Предлагают единое информационное пространство, юридическую обработку документов, пробный период, бесплатный тариф а также ежемесячное издание.
Различие в том, что объем информационного банка КонсультантПлюс 148 млн документов, а Гарант 44 млн. У КонсультантПлюс нет оффлайн-доступа к базе и сервиса электронной отчетности. КонсультантПлюс предлагает основные документы в бесплатном режиме и отдельные подписки для каждой конкретной отрасли. Минимальный тариф обоих сервисов — 0 ₽.
При регулярном использовании выбирают КонсультантПлюс, благодаря сниженной нагрузке на компьютер, большему объему документов и оперативному обновлению баз. Гарант выигрывает за счет построения индивидуального списка и возможности пользоваться базой оффлайн.
Скупой платит дважды: почему справочно-правовые системы лучше интернета и как выбрать СПС
Хотя в интернете сейчас можно найти почти все и бесплатно, правовая информация — особый случай. Законодательство меняется стремительно, а в интернете всегда есть риск наткнуться на устаревшие или просто недостоверные данные. Именно поэтому справочно-правовые системы — специализированные программы с актуальными документами и правовой аналитикой — по-прежнему остаются лучшими друзьями бухгалтеров, юристов, кадровиков и других специалистов, чья работа тесно связана с законодательством.
Аргумент 2: СПС защищают от ошибок и рисков
Информация, которую можно найти в интернете, не надежна, считают профессионалы. «Интернет — большая помойка. В этом и проблема: когда ты находишь информацию в интернете, нужно потратить массу времени на ее проверку», — уверен индивидуальный предприниматель Виктор Пастернак, пользователь СПС Консультант Плюс.
Обычно правовая информация в Сети лишена какой бы то ни было юридической обработки. В этом интернет серьезно уступает справочно-правовым системам, где не просто доступен текст закона, а добавлены примечания, ссылки на сопутствующие документы, виден их статус, доступно сравнение редакций и многое другое.
«Полагаясь на информацию из Сети, вы рискуете применить закон, который давным-давно утратил силу — последствия ошибки могут быть плачевными», — уверен юрист Тимур Страмусов. «Сейчас многие считают, что тексты законов и многое другое можно найти в открытом доступе, поэтому нет необходимости устанавливать платную справочно-правовую систему. Я отношусь к такой позиции отрицательно. Документы, может быть, вы и найдете, но не получите там полной информации об их статусе — не узнаете, действующие они или нет. Интернет не проверяет их на актуальность, а чтобы проверить это самому, придется потратить дополнительное время и силы», — поясняет специалист.
Аргумент 3: Справочно-правовые системы решают вопросы комплексно
В интернете правовая информация чаще не структурирована — приходится тратить много времени, чтобы найти нужную ветку на форуме или искомый документ на сайте. В СПС работать с информацией намного проще. «Пользоваться справочно-правовой системой удобно, потому что информация там систематизирована, доступна 24 часа в сутки, и при необходимости есть возможность получить помощь удаленного консультанта по телефону, почте или прямо в интерфейсе программы», — отмечает главный бухгалтер Анна Яковлева. По словам начальника отдела кадров Анастасии Веселовой, еще одно большое преимущество СПС в том, что система не выдает «ничего лишнего», как это бывает в случае поиска информации в интернете.
«Поиск в СПС заточен на максимальную релевантность поисковому запросу, что в разы экономит время», — подчеркивает специалист.
Как выбрать СПС: советы эксперта
Веслава Шамрей, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, налоговый консультант, победитель конкурса СЗТИПБ «Лучший бухгалтер Северо-Запада»:
- Первый важный критерий — частота обновления информации в СПС. Приемлемо, если данные в ней обновляются как минимум ежедневно. В противном случае есть риск упустить новую информацию или применить устаревший документ, что приведет к ошибкам и штрафам.
- Второй важный критерий — надежность информации. Поинтересуйтесь, из каких источников поступают данные в СПС, которую вы планируете выбрать, и заслуживают ли эти источники доверия. Кроме того, задайте представителю СПС вопрос о том, проходит ли информация экспертную проверку перед публикацией.
- Выбирайте ту СПС, которая предлагает больше: качественную нормативную базу, надежную аналитику — консультации экспертов, пояснения, обзоры изменений. Хорошим подспорьем в работе станут различные формы документов, «шпаргалки», качественная линия консультирования и прочие полезные сервисы.
- Делайте выбор в пользу проверенных СПС. На сегодня самые крупные российские СПС — КонсультантПлюс, Главбух и Гарант. У каждой есть свои особенности. Например, Главбух делает акцент на простоте изложения и доступности, работает исключительно онлайн. Минусы системы, с моей точки зрения, — слабая нормативно-правовая база и излишняя эмоциональность подачи информации. Гарант предлагает много удобных в использовании полезных материалов и достойную линию консультирования, но правовая поддержка несколько медлительна и ограничена в объеме. Для меня оптимальной справочно-правовой системой является СПС КонсультантПлюс — надежная, проверенная временем и при этом современная СПС. КонсультантПлюс содержит объемную нормативно-правовую базу, полезные готовые решения, путеводители, энциклопедию спорных ситуаций. Более того — всегда можно обратиться за поддержкой на горячую линию, где специалисты отвечают не только на стандартные вопросы, но и предлагают решения по сложным, законодательно не урегулированным ситуациям, возникающим в работе бухгалтеров, юристов, специалистов по кадрам.
- справочно-правовая система
- Консультант Плюс
- СПС